Ролевые игры, встряхнувшие жанр (часть 1)

logo-rpgs-that-shook-the-genreАвтор: ФИЛИПП ПЕПЕ Перевод: КОНСТАНТИН ФОМИН

Видеомонтажер Филипп Пепе из Сан-Паулу очень любит классические RPG. Настолько, что сделал трейлеры для The Age of Decadence и Underrail. Однако его главное детище — The CRPG Book Project, книга об истории жанра с 1970-х по сегодняшний день, к которой приложили руку десятки волонтеров, включая знаменитых Криса Авеллона и Тима Кейна.

Работа над проектом идёт уже больше полутора лет. Автор планирует издать 480-страничный труд на бумаге и выложить бесплатную электронную версию (сейчас уже доступны почти 200 страниц).

Перевод, который мы предлагаем вашему вниманию, — очень краткая выжимка из книги, в которую Пепе постарался включить максимум игр, продвинувших жанр вперед. Популярные RPG вроде Fallout, Baldur’s Gate 2, Planescape: Torment и System Shock 2 он сознательно оставил за скобками статьи, чтобы рассказать о менее известных проектах.

Dungeons of Daggorath (1982)

Эта игра стала сравнительно известна, поскольку Эрнест Клайн упомянул ее в своем недавнем романе «Первый игрок, приготовьтесь», экранизировать который намерен сам Спилберг. Однако она заслуживает большего.

Несмотря на солидный возраст, Dungeons of Daggorath — серьезный dungeon crawler с динамичными боями. При этом для того, чтобы совершить любое действие, в ней нужно вводить текстовые команды — либо полностью («Pull Right Torch»), либо аббревиатурой («P R T»). Так как игра идет в реальном времени, печатать нужно быстро. Зато в ней нельзя промахнуться по врагу из-за того, что плохо легли кости. Опечатались — виноваты сами.

Однако самая выдающаяся особенность игровой механики — частота сердцебиения. За сорок с лишним лет некоторые концепции вроде «очков здоровья» прочно укоренились в CRPG. Но Dungeons of Daggorath — вещь из той эпохи, когда никаких стандартов еще не было, и все разработчики искали свои решения.

За здоровье здесь отвечает сердце, которое бьется в центре экрана (каждый удар сопровождает соответствующий звук). Нормальная частота означает, что с вами все в порядке, повышенная — что вы получили ранение, запыхались от бега или слишком резво дрались. Если найти тихий уголок и отдохнуть не удалось, героя ждет смерть от сердечного приступа.
kmfbv2h

Alternate Reality: The City (1985)

До того как Филип Прайс начал работу над программным обеспечением для «стелс»-бомбардировщика B-2, он создавал игры для 8-битных компьютеров Atari. Его magnum opus на этом поприще стала незавершенная серия Alternate Reality.

Прайс планировал выпустить цикл из семи игр. В первой, The City, НЛО похищает главного героя и переносит в сказочный город, где ему предстоит вести дела с гильдиями, искать экипировку и сражаться со злодеями вроде грабителей и безумных колдунов. Закаленного персонажа можно перенести во вторую игру, The Dungeon, чтобы продолжить долгий путь домой.

К сожалению, на этом сага прервалась. Однако даже в таком виде Alternate Reality впечатляет невиданной на тот момент кинематографичностью и запоминающимися песнями, написанными Гэри Гилбертсоном. Игра 1985 года выпуска начинается с 5-минутной вступительной заставки, в которую встроено караоке! Песен в игре вообще много: к примеру, одна звучит в случае гибели главного героя, другая, которую можно услышать в таверне, посвящена разлуке похищенного с его любимой.

Alien Fires: 2199 A.D. (1986)

Что делать, если вы хотите создать RPG с озвученными диалогами, а на дворе — 1986 год, когда игры продаются на двух пятидюймовых дискетах емкостью 720 Кб? Конечно же, встроить в свой проект программу, синтезирующую речь из текста.

Wizardry 4: The Return of Werdna (1987)

В Wizardry: Proving Grounds of the Mad Overlord игроки исследовали 10 уровней подземелья и сражались с врагами, чтобы в конце концов победить коварного волшебника Вердну и спасти мир.

В Wizardry 4: The Return of Werdna злодей вернулся, причем на сей раз предстояло управлять именно им. Собрав банду из монстров, ослабевший от поражения Вердна карабкается с десятого этажа вверх, чтобы отомстить. Противостоят ему отряды героев, которыми другие игроки проходили Wizardry (разработчики попросили прислать им сохранения по почте).

Wizardry 4 бросила игрокам серьезный вызов: бои в ней очень трудные, подземелья — чертовски запутанные, можно наткнуться на незримое привидение, убивающее одним ударом, а при сохранении все враги на уровне возрождаются. Захватить мир не всем по плечу!

vQhbmdg

Bloodwych (1989)

Dungeon Master с ее битвами в реальном времени, замысловатыми головоломками и кошмарными подземельями стала прорывом в 1986 году. Ее наследие по сей день находит воплощение в таких играх, как Legend of Grimrock.

Однако Bloodwych — игра, которая вывела формулу Dungeon Master на новый уровень. К примеру, в ней есть мультиплеер: двое игроков за одним компьютером управляют своими персонажами с помощью мыши и джойстика. Кроме того, с врагами можно поговорить и выведать у них полезную информацию либо подкупить, чтобы они пропустили вас без боя. В дополнении противников вообще разрешили вербовать в отряд, если для этого хватит вашего красноречия. А при повышении уровня в Bloodwych к спящему персонажу прилетает фея, продающая ему новые заклинания.

Zmn4SbQ

Worlds of Ultima: The Savage Empire (1990) и Martian Dreams (1991)

Разработчики из Origin скрестили движок Ultima 6 и бульварное чтиво 1950-х, приправили смесь богатым воображением и получили два любопытных ответвления серии Ultima.

В The Savage Empire волшебство забросило Аватара в мир, где ещё бродят динозавры. Герою предстоит объединить племена дикарей, чтобы победить расу насекомоподобных существ. Помимо необычной тематики, эта игра интересна тем, что в ней впервые в западных RPG встречаются романтические отношения, причем на выбор доступны сразу две девушки.

N7BfyM5

В Martian Dreams игроки попадали в викторианскую эпоху и отправлялись на Марс вместе с Николой Теслой, Зигмундом Фрейдом и Уорреном Спектором. Заодно в игре нашлось место роботам, марсианам, машинам снов, замысловатым поворотам сюжета, Герберту Уэллсу, Буффало Биллу, Бедовой Джейн и даже Распутину. Комикс «Лига выдающихся джентльменов» вышел лишь восемь лет спустя. Просто задумайтесь об этом, когда разработчики в следующий раз пообещают вам «оригинальную вселенную».

CQ0Vffi

Ishar: Legend of the Fortress (1991)

Подход к персонажам, который сейчас исповедует BioWare, стал почти неоспоримым жанровым стандартом, но в 1991 году они были просто ходячим набором цифр, способным лупить врагов и получать сдачи. Французская студия Silmarils попыталась решить эту проблему, наделив каждого бойца в отряде своим характером и мнением по разным вопросам. В результате получилась едва ли не самая демократичная RPG за всю историю жанра.

К примеру, вам не понравилось, как грязный крестьянин посмотрел на вас, когда вы чинно прогуливались по улице. Вы командуете своим подопечным напасть на него… и они останавливаются, чтобы решить, что делать. Злые и кровожадные персонажи проголосуют «за», добродушные — против, кто-то воздержится. Если большинство не одобрит ваш приказ, герои не станут его исполнять.

Хотите принять в команду нового персонажа или прогнать кого-то? Вас ждет такая же процедура. В Ishar: Legend of the Fortress нужно тщательно планировать состав своего отряда, ведь альтруисты не будут рады безумному орку-варвару, а злобные рыцари откажутся принять остроухую красавицу, чары которой исцеляют раны.

Кроме того, некоторые здешние персонажи обманывают игроков. Первый же потенциальный напарник обчистит ваши карманы и скроется, как только вы сомкнете глаза на привале.

kwLRezV

Might & Magic: World of Xeen (1992)

Помните аркаду Sonic & Knuckles, вышедшую в 1994-м?  Вы могли соединить ее картриджи с Sonic the Hedgehog 2 или Sonic the Hedgehog 3 и играть в «совмещенные» версии игр (к примеру, проходя знакомые уровни за Наклза).

Джон Ван Кэнегем реализовал подобную идею в RPG, причем сделал это даже раньше японцев. В 1992-м он выпустил Might & Magic 4: Clouds of Xeen, а в следующем году — Might & Magic 5: Darkside of Xeen. Мир Ксин имел форму монеты, и сначала игроки исследовали одну его сторону, а потом — другую.

Если же установить обе игры одновременно, они объединялись в World of Xeen, позволяя игроку свободно путешествовать по обеим сторонам планеты. Кроме того, у него появлялась возможность выполнить финальный квест, открывавший настоящую концовку.

YrPLAQh

Wizardry 7: Crusaders of the Dark Savant (1992)

Причин упомянуть Wizardry 7 много, но мы остановимся на одной из них — NPC.

Большинство RPG, каким бы продвинутым ни был их ИИ, страдает от того, что главный герой — единственный активный персонаж в мире. Хороший пример другого подхода — серия Pokémon, где хотя бы ваш визави тоже не стоит на месте.

Сюжет Wizardry 7 крутится вокруг поисков артефакта в мире Затерянная Гвардия. За этим предметом охотятся разные группы, причем игра не просто сообщает об этом, но и наглядно демонстрирует их действия.

По миру Wizardry 7 путешествуют несколько групп NPC, выполняющих задания и присваивающих себе полезные предметы. Если во время одного прохождения вы нашли сундук и поживились сокровищами, то в следующий раз, может статься, его обчистит кто-то другой.

Выследив другой отряд, вы могли вступить в беседу, попытаться выменять у NPC кусок карты или убить их. Однако в том случае, если вы решили напасть, соответствующая фракция станет враждебной.

Благодаря этой превосходной системе мир игры получился живым, а каждое прохождение — уникальным. Что самое удивительное — за ее дизайн и программирование отвечал всего один человек.

7Aw3EcN

Ultima 8: Pagan (1994)

Многие поклонники серии Ultima ненавидят эту игру, и вполне справедливо. Разработчики убрали многие особенности Ultima 7 и добавили в нее ужасные аркадные эпизоды, при этом в целом игра — очень сырая и недоделанная.

Но замысел у авторов был фантастический. Страж, главный противник Аватара, изгоняет героя в нечестивый мир Паган, и теперь герой должен любой ценой вернуться домой. Сделать это нелегко, ведь Паган — мрачное, жестокое место, обитатели которого почитают Стража как спасителя.

Страж постоянно насмехается над Аватаром, рассказывая ему о том, как он крушит Британнию в его отсутствие. Тем временем герою приходится совершать все более ужасные поступки: лгать, предавать, убивать и даже поклоняться демонам, то есть поступаться добродетелями, воплощением которых он стал в Ultima 4.

Pagan — одна из самых мрачных игр в истории. На протяжении всей серии Ultima игроки творили добро, а здесь у них выбили землю из-под ног, заставив почувствовать беспомощность и отчаяние. Позволив игрокам действовать свободно, авторы задают им вопрос — действительно ли цель оправдывает средства?

XtWYy5V

Wizardry 8 (2001)

Восьмая Wizardry — последняя игра в серии, которую создали западные разработчики. Затем японцы купили права и выпустили под этим брендом еще порядка 30 игр.

Интересных особенностей у Wizardry 8 две. Во-первых, отряд здесь свободно перемещается по трехмерным уровням, а не ходит по клеткам, как шахматная фигура. При этом ставить бронированных воинов спереди и прятать колдунов за их спины не всегда правильно, так как противники могут обойти вас с тыла, и бойцы не смогут принять удар на себя. Это делает тактику куда более глубокой.

eBQf3PK

Вторая деталь — чисто косметическая, но очень яркая. Во многих RPG при создании персонажа можно выбрать его голос. В Wizardry 8 вместо этого предлагают определить тип личности: «одиночка», «бесцеремонный», «суматошный», «спокойный», «чудаковатый», «интеллектуал», «добродушный», «агрессивный» и «хитрый». На каждый — по два варианта для каждого пола, итого 36 озвученных личностей.

При этом они не просто говорили «да», «я перегружен» и «в атаку!» разными голосами. Герои свободно выражали свое мнение по поводу событий, локаций, врагов и заданий, отчего были более запоминающимися и харизматичными, чем в иных RPG с прописанными вручную NPC.

В Wizardry 8 можно управлять драконом-псиоником, постоянно бурчащим о том, как непредсказуем мир, с сильным немецким акцентом. Или котом-самураем, описывающим свои приключения стихами в третьем лице, будто слагающий поэму бард. Или и тем и другим одновременно! И сражаться с кристаллическими единорогами!

pNIY8A9

Geneforge (2001)

Говоря о членах отряда, нельзя не упомянуть Geneforge — игру, в которой эта концепция вышла на новый уровень.

Шедевр Джеффа Фогеля — по-настоящему оригинальное сочетание фэнтези с фантастикой о высоких технологиях. В его вселенной волшебники умеют создавать живых существ и как угодно менять их. Сотворив себе слуг, они уделяют всё время дальнейшим экспериментам.

Главный герой — один из этих кудесников, оказавшийся на затерянном острове. Напарниками, способными помочь ему в бою, станут порождения его генетического творчества. При этом система генерации персонажей в Geneforge очень глубока. Вы можете тонко настроить характеристики каждого из них, создать одно чудище или толпу хлюпиков либо вообще проигнорировать эту возможность и тратить энергию на обычные заклинания.

nET8hcP

Zanzarah: The Hidden Portal (2002)

Помните 90-е, когда все сходили с ума по выращиванию покемонов и «распрыжкам» в Quake? Когда-нибудь задумывались, что будет, если смешать одно с другим? Вряд ли.

А вот немцы из Funatics Development решили попробовать, и в результате появилась Zanzarah — игра, где вы управляете молодой британкой, исследующей сказочный мир и собирающей коллекцию фей, демонов, драконов и других волшебных существ… чтобы они участвовали в яростных битвах на аренах.

Zanzarah может похвастаться десятками интересных карт и множеством умений на выбор. Чтобы использовать существ эффективно, нужно умело подбирать их сочетания. Для захвата новых используются магические шары. Со временем подопечные, разумеется, развивают свои таланты. Хотя с маркетинговой точки зрения сказка про милых фей и битвы в режиме deathmatch, конечно, выглядит странно.

lbRyiN0

Fable (2004)

Fable трудно назвать малоизвестной игрой, но особенность, из-за которой она попала в этот список, вспоминают куда реже, чем болтовню Питера Молинью про деревья, растущие в реальном времени.

Многие игроки любят накладывать на себя ограничения. Например, если проходить Baldur’s Gate 2 отрядом из странных мультиклассовых персонажей или не пользоваться щитами в Dark Souls, они подарят вам новые впечатления, даже если вы знаете их наизусть.

В Fable для подобных ограничений есть встроенная игровая механика, отлично вписанная в сюжет. Раз главный герой ищет славы, почему бы ему не совершать безумные подвиги? Ведь это сильнее впечатлит публику. Одолеть белого оборотня — серьезное достижение, но что если вы пообещаете сделать это голыми руками и не получить ни царапины?

Заключая пари, вы рискуете потерять деньги, однако награда за успех значительно возрастает. Жаль, что в следующих играх серии эта возможность исчезла.

ARjPLRc

Magical Diary (2011)

Эта игра — гибрид визуальной новеллы и RPG, в которой девочка узнает, что она — волшебница, и отправляется в магический колледж, где ей предстоит найти друзей, освоить множество заклинаний и, если повезет, подобрать пару для выпускного бала. Звучит не очень впечатляюще? Отбросьте предубеждения! Magical Diary — игра с одной из самых гибких и интересных систем подземелий и головоломок.

Когда наступает время пройти тест, героиня попадает в лабиринт, из которого она должна выбраться. Испытания бывают разными: то вам противостоит монстр или другой волшебник, то нужно просто перебраться через пропасть. Справиться с задачей помогает арсенал из 70 с лишним заклинаний. Чудище можно прикончить разными способами, отвлечь, напугать, ослепить, усыпить, телепортировать его куда-нибудь (или себя — к выходу), наконец, просто прокопать туннель сквозь подземелье. И это — далеко не все варианты!

Ведь быть магом — значит иметь в своем распоряжении огромные возможности, а не стрелять огненными шарами и носить остроконечные шляпы. К сожалению, Magical Diary очень коротка — в ней всего 7 подземелий.

3YVmdNV

Expeditions: Conquistador (2013)

Эта игра заслуживает внимания уже тем, что она основана на исторических событиях, но ее место действия — не Европа, США или Япония. Кроме того, рассказ о столкновении культур, причинами которого стали языковой барьер, предрассудки, расизм, религиозные догмы и недопонимание, выглядит куда более реалистичным, чем «гному не нравится эльф, потому что так завещал Толкин»…

rTPI7p0

Прежде чем вы отправитесь в экспедицию, нужно собрать отряд из персонажей, каждый из которых наделен чертами характера. К примеру, Бланка Алегрия — бескорыстная и набожная монашка, которая одобрит ваши попытки помочь другим колонистам, особенно беднякам. Но при этом она — расистка, а значит, настроена против аборигенов и потребует от вас пресекать все языческие ритуалы, с которыми вы столкнетесь. При необходимости — жестко.

Недостатками наделены все герои Expeditions: Conquistador. Не хотите брать с собой расистов? Тогда выбирайте между жадными, гордыми, самовлюбленными или агрессивными. Вам удастся лишь найти сочетание, лучше всего подходящее к избранному стилю прохождения.

DKQUrnB

NEO Scavenger (2014)

В эпоху, когда подбор экипировки для персонажей означает «давайте скопируем Diablo», а однопользовательские RPG вовсю используют показатель «урон в секунду» (см. Dragon Age: Inquisition), бывший сотрудник BioWare отринул современные тренды геймдизайна и пошел своим путем.

В NEO Scavenger вы не знаете, сколько урона нанесет оружие, какими характеристиками обладает ваша броня и сколько «очков здоровья» у вашего героя или его противников. Вы очутились в темном дождливом лесу, и это — всё, что вы знаете. На плечах — толстовка, в руках — нож, безумный культист только что сломал вам ногу монтировкой. Это roguelike-игра про выживание, в которой нельзя опереться на цифры, поэтому приходится думать самому, верить инстинктам и учиться на ошибках.

Здесь вы поменяете нож на бейсбольную биту потому, что так вы чувствуете себя увереннее, а не потому что она подсвечена зеленым или всплывающая подсказка гласит «+10% урона огнем». Вы примете это решение, подумав, что лучше бить врагов с большего расстояния и ломать им кости, а не вызывать кровотечения. Выживете ли вы в следующем бою, зависит от того, оправдаются ли эти предположения. Это намного интереснее, чем менять меч с 250 DPS на новый, с 254 DPS.

NEO Scavenger распространяет этот подход и на другие сферы. Игра не подсовывает характеристики и механику, а предлагает положиться на интуицию. Лучше идти босиком или в обуви неподходящего размера, которая натрет мозоли? Выпить воду из старой бутылки или из озера? Не обрабатывать рану или перевязать ее грязным бинтом, рискуя занести инфекцию? Так ли опасно есть гнилое мясо? А человечину? Решайте сами и увидите, к чему это приведет.

eEVVBFS

Отдельного внимания заслуживает трилогия The Age of Enlightenment

Вселенная Ultima неспроста заслужила к себе особое отношение. Однако именно три игры, о которых речь пойдет ниже, превратили новаторскую сагу в важнейшую серию и самую влиятельную ролевую серию.

Ultima 4: Quest of the Avatar (1985) не прозябает в безвестности — те, кто не знаком с ней лично, хотя бы слышали это название. Однако об этой игре все-таки говорят незаслуженно мало.

В 1985 году все RPG были посвящены сражениям, а сюжет излагали парой абзацев в руководстве пользователя. Обычно это было что-то в духе «убей злого колдуна и верни магический шар».

Молодой Ричард Гэрриот, недавно выпустивший Ultima 3, получил много писем от родителей, переживавших, будто его игра пропагандирует жестокость (ведь на ее обложке был изображён демон!). Это подтолкнуло его к серьезному решению.

К началу событий Ultima 4 Британния уже спасена: зло повержено в предыдущих играх, земли объединены и живут в мире. Однако их правитель лорд Бритиш (альтер эго Гэрриота) беспокоится о духовном благополучии своих подданных и дает главному герою необычное задание — стать образцом для подражания. Вся игра построена вокруг того, что вы должны совершенствоваться, чтобы превратиться в воплощение восьми добродетелей.

Даже малые дела приближают или отдаляют вас от цели. Много торгуетесь при продаже предметов? Жадность — это плохо. Стали донором крови? Жертвенность, ставим плюс. Игра завершается не напряженной битвой с «боссом», а превращением в Аватара, духовного лидера Британнии, и чтением Кодекса абсолютной мудрости.

feub65p

В Ultima 5: Warriors of Destiny (1988) Аватар возвращается в Британнию и видит, что добродетели превратились в извращенные законы Лорда Блэкторна. К примеру, Жертвенность стала законом «половину дохода следует жертвовать на благотворительность, либо не иметь никакого дохода».

Но Аватар не может просто вломиться в замок Блэкторна и силой вернуть всё вспять. Многим гражданам новые порядки пришлись по нраву. Честный купец чувствует себя в безопасности, зная, что его не ограбят, потому что бандиты боятся смертной казни. Нищий больше не голодает — ведь богатые теперь обязаны делиться. Аватару стоит опасаться не столько солдат Блэкторна, сколько общественного мнения. Ultima 5 — одна из самых политизированных игр в истории.

ZsJogJw

Заключительная часть трилогии, Ultima 6: The False Prophet (1990), начинается с того, что демонические горгульи атакуют Британнию и едва не убивают Аватара. Лорд Бритиш приказывает остановить их и спасти мир, но это Ultima, а не какая-нибудь RPG для тупиц. Исследуя мир, собирая улики и беседуя с людьми, вы поймете, что не «нашли» Кодекс абсолютной мудрости в Ultima 4, а украли его у горгулий и попутно уничтожили их мир. Как поступит человек, воплощающий все добродетели, когда узнает, что «ужасные демоны» на самом деле — жертвы его действий, пытающиеся спасти свою расу от гибели?

t7dLCUM

Говорить об этих жемчужинах жанра можно еще долго. К примеру, Ultima 5 была первопроходцем в имитации живого мира. У всех NPC в ней есть распорядок дня: они спят ночью, открывают магазины утром и т. п.

Как ни печально, за 30 лет, что прошли с выхода Ultima 4, RPG стали куда совершеннее в техническом плане, но мало продвинулись в искусстве подачи сюжета и сложных моральных проблем.

(Продолжение…)

  • SkyEyeOne

    В этот раз действительно интересный материал. Приятно удивлен.

  • Timks

    Отрывок замечательный. Не соглашусь только с формулировкой «менее известные проекты», так как это, легендарные проекты предыдущих поколений RPG. Уверен, что не было в ранние 90-е любителя RPG, который не знал бы Ультиму, Визардри или Ишар.

  • Helso

    Наконец-то Riot Pixels взрослеет =) Уходит от амплуа новой AG. Так и нужно. Больше статей! Больше пищи для размышлений и меньше агрегатора новостей.

  • Oddward

    Спасибо, действительно интересно. К своему удивлению, играл почти во все. Но ни одна игра не оставила столько шрамов на моей психике, как Werdna. «Have you forgotten something?», тудыть его через.

  • Konstantin Fomin

    Сейчас они все-таки определенно менее известные, чем Фоллаут/Плейнскейп/Балдурс/СС2 — продолжений нет (даже непрямых, вроде Биошоков), Кикстартеров нет, лет с тех пор прошло много, продаются не везде (или вообще не продаются), и запустить их не все смогут в два клика, да и многие не поймут уже, зачем.

  • Дядя Слава

    Тогда уж надо было называть НЕИЗВЕСТНЫЕ РПГ, встряхнувшие жанр. За исключением Fable. Ну он особо не встряхнул жанр. Что там менялась внешность и оставались шрамы не тянет на прорыв. Игра в общем-то мне совсем забылась. В отличие от Gothic какой-нибудь. Diablo на PS1 вот встряхнуло меня в своё время. А именно тем, что играл не смотря на устаревшую графику.

  • Sheltem

    Надо будет пару Иштаров и 4й Визардри перепройти…

  • zorg

    вот спасибо. очень интересно было почитать
    1982
    1985
    1986
    1987
    1989
    1990
    1991
    1992
    1992
    1994
    2001
    2002
    2004
    2011
    2013
    2014

    ну что тут сказать..

  • zorg

    какая там игра забылась?

  • Дядя Слава

    автор — ФИЛИПП ПЕПЕ. А ну сначала показалось, что автор К.Фомин. Понятно всё с этим списком.

  • Konstantin Fomin

    «Казуальщина», ага

  • Max Savenkov

    Очень интересный материал, спасибо!

    А любителям жанра, у которых всё хорошо с английским, предлагаю ещё заглянуть в блог CRPG Addict, где автор проходит все вышедшие на PC и некоторых других платформах RPG, начиная с конца 70ых, подробно описывая процесс. Если некоторые ранние игры из списка вас заинтересовали — там о них можно узнать больше, кроме того, CRPG Addict также подмечает важные вехи в истории жанра, и вроде бы собирался написать книгу на эту тему.

  • Holy Devil

    Это фэйбл то забылась? Серьезно?

  • Novel

    По Ультиме Кикстартер был, Legend of Grimrock — непрямое продолжение.

  • Novel

    Странный ты какой-то. Казуальщина, говоришь, никто у вас во дворе не играл, говоришь.

  • Дядя Слава

    Говорю казуальщина, никто у нас во дворе не играл, говорю.

  • Lev Serebryakov

    Wiz7 и 8 были последними играми, которые я прошёл (помню как на Крупе покупал 8-ку на трёх дисках). С тех пор как-то играть стало не интересно (а вот читать про игры — интересно, такой парадокс). Не знал, что японцы выпустили ещё 30 (!!!!) игр этой франшизы. Их хоть кто-нибудь видел?

  • «дает главному герою необычное здание»

    Может всё же задание?

  • Nebuchadnezzar

    >книга об истории жанра с 1970-х по сегодняшний день

    Скорее набор рецензий на старые игрушки. Напоминает номер Game.EXE за декабрь 2000: http://game-exe.org/index.php?n=Exe.Exe065

    >Популярные RPG вроде Fallout, Baldur’s Gate 2, Planescape: Torment и System Shock 2, он сознательно оставил за скобками статьи, чтобы рассказать о менее известных проектах.

    Я тоже впервые слышу про Witcher 2, Mass Effect 2, Fallout: New Vegas и Dark Souls. Очень рад, что автор не обошёл эти скромные инди-поделки своим вниманием.

    Основная работа для автора ещё не началась — проследить эволюцию жанра от Beneath Apple Manor до наших дней; показать, как оригинальные идеи переходили из игры в игру, забывались и придумывались снова; изучить влияние эпохи и популярной культуры на содержание RPG — рассказать с какими фильмами и книгами стоит познакомиться перед каждой игрой (отсылки к Mad Max и Monty Python в Fallout, стилистика Conan the Barbarian Джона Милиуса в Baldur’s Gate); может быть даже замахнуться на анализ влияния CRPG на современную культуру. А пока что книжка пригодна разве что для наполнения вищлиста на GOG.

  • Да 🙂

  • Richtor

    Странно Конкистадоров в этом списке видеть.Хорошая игра..но ничего она не встряхивала ни разу…Другое дело Дарк Соулс какой-нибудь, у которого уже подражатели появились или Корсары с их морской тематикой ,или те же Космические рейнджеры.

  • Scrawder Man

    Ведьмак 3 говорили они…

    От прочтения статьи впадаешь в уныние и безысходность. То, что в 2014 еще выходят игры с оригинальным геймплеем удивляет. NEO Scavenger конечно топчется по современным выживалкам, даа.

  • ennead

    Magical Diary! NEO Scavenger! Константин реально молодец 🙂

  • Nerdy

    Очень странный подход автора к «встряхнувшим жанр» играм. Известные — исключим, японские — вообще не вспомним. И какое представление о развитии жанра можно сложить из такой выжимки?

  • Timks

    Это высказывание не совсем корректно именно с точки зрения контекста «история жанра». Ну как Colossal Cave Adventure, например, назвать «малоизвестной игрой». Фактически это так. Исторически это один из прапрадедушек всех игр вообще 😉

  • Haksaw

    Я думаю в оригинале про все написано, просто перевести решили заметки про менее известные, ведь про известные «и так все знают» =) Magical Diary лоль -_-

  • Haksaw

    Ну, я видел. Wizardry: tale of the forsaken land достаточно прикольная, если не смотреть на неё, как на Визардри =)

  • Bambi

    Да вообще всю статью читаешь вот с таким лицом:

  • Qoyote

    Японские — отдельный жанр, который далеко не всем интересен.

  • Nerdy

    Это сейчас японские игры воспринимаются обыденно, а тогда (до года, скажем, 2000) они имели огромное влияние на игровую индустрию. Хотя и сейчас порой выстреливают типа серии Dark Souls и оказывают влияние на вид всего жанра.

  • Qoyote

    Dark Souls в этой книге есть, кстати.

  • Qoyote

    Не, в оригинале очень много чего нет. Другое дело, что он ещё будет дополняться. Надеюсь, автор всё же добавит туда Fallout и прочие «чересчур известные», потому что сейчас подбор игр выглядит произвольным и лишённым логики (есть такие «малоизвестные» игры, как Diablo 1-2, BG2, Morrowind, ME2, Fallout: New Vegas — и это при том, что нет ни первого, ни второго, и третьего Fallout).

  • Qoyote

    Ну был же на Kickstarter’е Shroud of the Avatar, собрал почти 2 миллиона, Ультиму явно ещё хорошо помнят.

  • Haksaw

    Ну может про фолы у него отдельная глава будет =) Логично было бы в такой книге описать не только конкретные игры, но и известные игровые серии и их развитие.

  • Qoyote

    Не думаю, пока что там формат такой, что описываются отдельные игры, не сгруппированные по сериям.

  • Qoyote

    В принципе радует включение мультижанровых и кроссжанровых игр типа Jagged Alliance и Space Rangers, но X-COM — это как-то совсем слишком. Кстати, Expeditions: Conquistador в PDF-ке не нашёл.

  • Nerdy

    Final Fantasy VIII вообще не понятно каким боком сюда попала. Наверно из-за того, что была на PC.

  • Qoyote

    Ой, там только до начала 90-х, самая свежая игра — 1992. Я бы на месте автора этого блога расширил рамки.

  • piedpiper

    Надо будет обязательно прочитать финальную версию книги.

  • Weidan

    Вот бы кто перевел ее всю когда готова будет… Да, знаю, надо учить языки.

  • M’aiq the Liar

    Я бы добавил Ведьмака 3 и Морровинд (я знаю, свитки не тру рпг и все дела).
    Спасибо за наводку на интересный проект.

  • casuaL

    Спасибо большое. Очень уютное чтиво. Даже захотелось чонить такое запустить.

  • Qoyote

    О Morriwind’е в книге уже написано. Да там и Diablo 1-2 есть даже.

  • ParasaitoShinguru

    Теперь и вы видели.

  • ParasaitoShinguru

    Просто японцы считают лучшими играми серии первые три части, вот и клонируют именно их.

  • AlBo

    Обе Worlds of Ultima раздаются на гоге забесплатно, если вдруг кому надо…

  • Феликс Рихтгофэн

    Спасибо надо конечно, после прочтения статьи очень захотелось.

  • Axolotl

    >>Wizardry 7 — Благодаря этой превосходной системе мир игры получился живым, а каждое прохождение — уникальным.

    Каждое прохождение? Черт, я в те времена ее один то раз несколько лет проходил…

  • Дмитрий Ландкевич

    Xeen имел форму параллелепипеда.

  • А общаться смищными картинками и другими мемами в комментариях — это часть политики редакции, да?

  • Konstantin Fomin

    Монета может быть квадратной же. Я думаю, ему хотелось в тексте подчеркнуть, что плоский и с 2 гранями.

  • Kain

    Zanzarah — отличная игра, но совсем не РПГ

  • Juc

    Отличная статья, спасибо!

  • AlBo

    А почему вы спрашиваете?

  • АПВОВНВ?

  • AlBo

    А вы против?

  • Спасибо, понастольгировал. Жаль, что экспериментальность чаще всего сопутствует хардкорности — сейчас уже нет столько свободного времени на игры.

  • Alex Bc

    Очень неплохо, но всё же где Darklands, Betrayal at Krondor, Arx Fatalix и Arcanum например.

  • In.famous

    Ссылочка на книгу в начале статьи, там все есть.

  • Dexit86

    Pokemon — тоже отличная игра, и считается РПГ =)
    Почему это Zanzarah вдруг стала не РПГ? К чему тогда ты её причисляешь?

  • Alex Bc

    Ех, вот бы перевод ещё, я то по английски читаю, но слишком много довольно сложного текста. Что автор думает про издание книги на других языках?

  • Bambi

    Вовсе нет, я могу написать целых несколько слов, прежде чем

  • Konstantin Fomin

    Точно из-за этого, у него же книжка называется The History of CRPG, и это дает ответы на все вопросы выше.

  • Kain

    К Action-adventure, естественно — как старый Tomb Raider или Psychonauts.

  • Konstantin Fomin

    Монета может быть квадратной же. Я думаю, ему хотелось в тексте подчеркнуть, что плоский и с 2 гранями.

  • In.famous

    По моему Костя нашел таки себе призвание. Спасибо за перевод. Достойно.

  • >Причин упомянуть Wizardry 7 много, но мы остановимся на одной из них — NPC.

    Как будто есть ещё хоть одна причина.

  • fmastyaev

    практически со всеми постулатами согласен, но дополнил бы последний — качество и глубина проработки сюжета деградировали в прямой пропорции к степени технологического (визуального) совершенства игрового мира

  • FanatKDR

    ух, надо будет обязательно прочитать, когда полностью закончат!

  • Dexit86

    Что же. Интересное мнение. Фломастеры у всех по вкусу разные =)
    Ну если исходить из «официально признанных» (как красиво звучит-то!), а на них и ориентируется автор книги, то и то, и другое считается разновидностью РПГ.

  • Max Savenkov

    Автор идёт строго по годам, играя во ВСЕ вышедшие игры. Поэтому до чего-нибудь новее начала 90ых он доберётся ещё не скоро…

  • Спасибо, подро… поиграл.

  • banner71

    Что за фигню я сейчас прочитал?

  • banner71

    У того что на картинке как минимум 6 граней

  • banner71

    Ты чооо, Корсары, Косм. рейнджеры… тру_посоны_заморские_иксперды в такое не играли даже.

  • Al Bundy

    никто, никто не знает Аркатеру

  • ZombiekRP

    Ссылки придумали для дебилов, очевидно.

  • xpil0t

    Неужели никто не помнит Rings of Power с его ОГРОМНЫМ миром (и хардкорной сложностью)? </3 :'(

  • федор емельяненко

    Нет трилогии Ведьмака? афтора на кол!
    хотя постойте это же Бобик. специально не добавил чтобы словить фан от батхерта)

  • Чукча не читатель?
    Если ты вдруг не заметил, то эта статья об играх встяхнувших или принесших что-то новое в жанр RPG.

    А что встряхнул Ведьмак?
    Совместил слэшер с RPG? ВОТ ЭТО ДА!
    Просто CPR удачно совместили в нем наработки прошлых лет и умудрились не обделаться.
    Несомненно это достижение и всё такое прочее, но не для этой статьи.

  • Еще один «чукчаничитатель»…

  • JC Denton

    Подроиграл?

  • ParasaitoShinguru

    бесполезные бойцы
    имбабард

    Это вроде официально признанные баги, для которых есть патч (по крайней мере, в GOGовской версии).
    Раньше, из-за ошибки, по всем твоим файтерам все без исключения монстры делали в два раза больше повреждений, а у бардов сила заклинания не зависела от уровня персонажа, только от скилла.

  • banner71

    Для вас, всмысле?

  • ukdouble1

    Бредовая выборка с каментами от КО. «Мы не обсуждаем фол и балдур», ибо они известны. А визы, m&m и ультимы — это, оказывается, тайна за семью печатями. Автору имело бы смысл закончить обзор на 1988-1989 гг, когда появились общеизвестные мэйнстримовые серии.

  • Irx

    ДС знает каждый школьник, а данная авторская энциклопедия посвящена наименее известным или забытым играм. Ну и чем примечательна механика конкистадоров в статье рассказывается, а что такого выдающегося есть в ДС? Обычный данжен крол, по которым публика соскучилась, в меру сложный — в основном из-за отсутствия даже минимального стримлайнинга. Ничего оригинального там нет вообще. Ну, мульт чудный.

  • Irx

    Есть там статьи и про рейнжеров и другие русские игры, и вполне логично что бобик не стал переводить статьи об играх, которые каждый здешний читатель и так знает.

  • Vortex

    Да там есть даже рецензия на 7.62! О ней и в России-то не все слышали.

  • Irx

    На самом деле там далеко не все статьи за авторством felipepepe — многие предоставлены известными деятелями индустрии или просто народом с форума rpgcodex (если статья добротная и соответствует тематике).

  • Psyromantic

    «Популярные RPG вроде Fallout, Baldur’s Gate 2, Planescape: Torment и System Shock 2, он сознательно оставил за скобками статьи, чтобы рассказать о менее известных проектах.»
    Это Wizardry, Ultima и Might&Magic менее известные проекты? Чего уж говорить про какой-нибудь Fable…
    Да и Zanzarah как по мне так была унылым дерьмом.

  • Irx

    Если найдутся желающие переводить, думаю он будет не против. Проект то некоммерческий.

  • Irx

    Смотря с какого момента считать, полноценный сторителлинг начал появляться в 80-90, и то не везде и в разных объёмах, а до этого, как верно замечено в статье, большинство сюжетов ограничивались «в башне засел злой маг, убей его» во вступлении к мануалу, буквально.

  • Irx

    Вообще то в Ведьмаке есть оригинальные решения, с различной степенью удачности реализованные в разных частях. Например отложенные последствия принятых решений (выбор делаем сейчас, а результат увидим часов через 10-15 в другой главе). Или необходимость готовиться к битвам посредством поиска информации о монстрах, эликсиров и т.д. (фишка, впрочем, мертва во всех частях ввиду плохого баланса).

  • Irx

    Слышать то может и слышали, но если в фолл и балдур играло большинство любителей жанра, то в те же ультимы и визардри старее 6-к дай бог каждый 10-й, и то сомневаюсь.

  • Konstantin Fomin

    Какой же ты тупой )

  • banner71

    Сам дурак

  • Traven

    Ага, а ведьмак тру.

  • Traven

    Эта фишка цвела в первых 2х готиках и дарк соуле. Только читать приходилось не в игре))). Или познавать на собственном опыте

  • Tardeck

    Большое спасибо за перевод, интересно было почитать.

  • M’aiq the Liar

    Более трушный)

  • How to eroge =)

  • FanatKDR

    Например отложенные последствия принятых решений (выбор делаем сейчас, а результат увидим часов через 10-15 в другой главе).

    то что в ведьмаке об этом визжат на каждом загрузочном экране еще не означает, что они это придумали. Таких «отложеных» решений можно полно найти в любой РПГ. Например в маскараде вампиров, если напоить умирающую в больнице девченку своей кровью, то через некоторое время она станет гулем и будет прислуживать тебе в твоей хате.

  • AngryPixel

    Underworld Ascendant еще.

  • Irx

    Полно не найдёшь, это один из немногих примеров, и то — как будто не дать ей крови было полноценным выбором. =) В абсолютном большинстве РПГ все последствия от квестов заканчиваются получением награды, иногда влияя на параметр репутации или незначительные камио/реплики по ходу игры, редко на концовку. Так что да, уделить данному аспекту внимание лично я считаю весьма положительным явлением в жанре, надеюсь больше игр возьмут на заметку — вместо того, что они обычно заимствуют (dialog wheel etc).

  • FanatKDR

    Так что да, уделить данному аспекту внимание лично я считаю весьма
    положительным явлением в жанре, надеюсь больше игр возьмут на заметку —
    вместо того, что они обычно заимствуют (dialog wheel etc).

    ты в какие-то не те РПГ играешь.

  • NightFalcon

    Все сразу заверещали по поводу логичности подборки по известности и вобщем-то правы. А я бы еще добавил, что во многих играх подборки не припомню ничего двигающего жанр вперед. Вот взять тот же World Of Xeen. Ну да, можно было играть одной группой в две игры, но что это давало жанру? В остальном была заурядная игра, на мой вкус. А относится ли Fable вообще к жанру CRPG? По-моему нет. В любом случае, спасибо за перевод и ссылку. Приятно, что кто-то еще пишет статьи и переводы о гейм-индустрии (привет погибшему Game.EXE).

  • Boa Kaa

    Вы почитали бы не переводную статью, а саму 200-страничную книгу, ссылку на которую, кстати, дали. Есть там Ведьмак. Равно как и Dark Souls, и BG2, и System Shock 2, и Legend of Grimrock. И много других тоже.

  • Richtor

    Я с тобой согласен касательно DS, в чём то(да там нет исключительно мощных новаторских идей,но там довольно много оригинальных элементов и их сочетаний,что как мы видем может сделать далеко не каждый разработчик),но он смог вызвать бум в игровом сообществе и по нему уже начали штамповать игры-клоны.Касательно конкистадоров.Механика конкистадоров очень даже стандартная. Сеттинг скорее нестандартный + качественные текстовые квесты (но это совсем не нововведение,просто редко встречающийся элемент,можно вспомнить как раз малоизвестного короля Артура). Но это не суть придирки.Суть в том, что сама игра не соответствует названию статьи.Т.е игры которые ему соответствуют, в принципе не могут быть малоизвестными (разве что какие-то старые или относительно старые игры серии которых успешно загубили или их никак не популяризуют сегодня).Вот Mount and Blade тот же очень даже встряхнул игровое сообщество,целый поджанр породил.И в оригинальности не откажешь.

  • Lord Omegon

    Да ваще. И это при наличии Академагии или как её там.

  • Phil

    визуальная нов…рпг?

  • Phil

    наверное имеются ввиду игры которые запомнились ярче всего автору(ам).

  • Phil

    идеи в NEO Scavenger странная.Ну надену я этот ботинок,чтобы не промокнуть,мне об этом напишут в текстовом окне,что дальше то ?это обычный квест получается.Идея офигенная,но странная.

  • Phil

    нету ничего особого в этом ведьмаке.Это просто очень хорошая игра,которая заполнила собой дырку в острой нехватке качественных рпгшек.

  • Phil

    пожалуй самая интересная и полезная новость для меня. Открыл источник,и ахнул от восхищения — это как читать постоянно обновляемый game.exe или страну игр,только на английском языке.

  • Porebrick

    Просто, человеческое спасибо за статью!

  • Спасибо за интересную и познавательную статью)
    Эх, нам бы теперь пачку революционных RTS и шутанов, а то застоялись жанры, а то, что из них выродилось — дота и кадутие — вообще не игры

  • Любитель петушиных скобочек с двачей что-то пытается кому-то доказать)

  • Vasiliy Ivanov

    спасибо огромное за направление к блогу CRPG Addict. Как раз подобное давно искал. Очень понравилось.