Рецензия на Resident Evil 2

Автор: КОНСТАНТИН ФОМИН

Как познакомить молодёжь с важнейшими проектами былых лет? Большинство издателей просто выпускают ремастеры с HD-текстурами. Есть и такие, которые полностью перерабатывают графику, но почти не трогают геймплей — как в Ratchet & Clank или Shadow of the Colossus. Наконец, иногда появляются настоящие ремейки, как Doom и Resident Evil 2. Поступать так рискованно, зато результат бывает выдающимся.

Разработчики новой RE 2 сделали примерно то же, что Питер Джексон в «Кинг-Конге»: чтобы вызвать те самые впечатления, они пересказали классическую, известную миллионам историю современными средствами. И речь тут не только о визуальном ряде — требования к сценарию и геймдизайну сейчас совсем не те, что в 1998-м, когда вышла оригинальная версия.

Жизнь после смерти

Разработка: Capcom
Издание: Capcom
Жанры: Action (Shooter)/Survival horror/3rd Person/3D
Похожие игры: Resident Evil: Revelations, Resident Evil: Revelations 2, The Evil Within, The Evil Within 2, Dead Space, Dead Space 2
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PlayStation 4
Обсуждение на форуме

Поклонники компьютерных игр больше десяти лет страдают от переедания их мозгов всевозможными зомби. Left 4 Dead, Dead Rising, Zombies-режим в Call of Duty, Dead Island, Dying Light, The Last of Us, The Walking Dead, Zombie Army Trilogy, State of Decay, DayZ и десятки других «выживалок» — всего и не упомнишь. Дошло до того, что ожившие мертвецы перестали быть страшными. Хоть «быстрые», хоть «медленные», их теперь воспринимают как признак барахлящей фантазии.

Кризис идентичности случился и у самой серии Resident Evil. А ведь когда-то именно она определяла облик «жмуров» и порой преподносила что-то действительно особенное. Чего стоят мёртвые доберманы! Увы, с Resident Evil 4 вселенную качнуло от шаркающих трупов в духе фильмов Джорджа Ромеро ко всяческим мутантам с щупальцами. Разработчики хотели превратить survival horror в динамичный боевик, и такие монстры подходили им куда лучше. К Resident Evil 6 стало ясно, что этот путь ведёт в тупик.

Первые части Resident Evil держали игроков в постоянном напряжении благодаря фиксированным углам обзора. Что ждёт за поворотом? Прячется ли чудище за шкафом? Чувство неизвестности пугало куда сильнее, чем низкополигональные уроды. В ремейке Resident Evil для GameCube, которому разгладили морщины в 2015 году, авторы сохранили верность традициям. Зато в новой Resident Evil 2 — повесили камеру за спиной, как в Resident Evil 4 и более поздних частях.

Shoot them in the head

При этом играть в Resident Evil 2 как в шутер, поливая врагов свинцом, нельзя. Хотя сделать это так и хочется: герои неплохо вооружены и счёт патронов в рюкзаке идёт на десятки! Однако убить даже одного зомби тут непросто, а преследовать вас они могут довольно далеко, и закрытые двери для них — временная преграда.

Вы аккуратно прицеливаетесь, стреляете гаду в голову, летят брызги крови… и покойник как ни в чём ни бывало хромает в вашу сторону. Его не останавливает ни вторая, ни третья пуля. Челюсти щелкают всё ближе, рука норовит дрогнуть — и досадный промах превращает безобидную ситуацию в приступ паники! Если вы пользуетесь геймпадом, то будете попадать в такие переплёты гораздо чаще. И хорошо если в кармане есть нож или граната, помогающие вырваться из цепкой хватки, пока вас не покусали.

Дробовик и другая «тяжёлая артиллерия», конечно, сносят башку начисто. Но на каждого рядового противника их не напасёшься. Если же вы повалили зомби из обычного пистолета, есть риск, что он очнётся уже через полминуты или подло схватит вас за ногу, когда будете проходить мимо. Всех в любом случае не перебить, поэтому тратить боеприпасы нужно исключительно на тех, кого нельзя обойти. При этом пространства для манёвра зачастую мало, врагов — несколько, и кто-то из них может прикидываться мёртвым и напасть на вас неожиданно.

Смотреть галерею скриншотов Resident Evil 2

Страх в Resident Evil 2 нагоняет и качественный звук. Зачастую вы ещё не видите монстров, но слышите, что где-то рядом притаилось что-то недоброе. В хороших наушниках вы получите массу ярких впечатлений. Capcom чуть ли не первой в мире воплотила в игре бинауральную систему, работающую в реальном времени. Используя всего два канала, эта технология создаёт очень реалистичную иллюзию объёмного звука: вы будете чувствовать затылком, где именно сейчас хрюкает зомби, мимо которого только что пробежали. Из проектов, где создатели добились похожего эффекта, на ум приходит разве что Hellblade: Senua’s Sacrifice с её сводящими с ума шёпотами. А вот музыка такая невзрачная, что её как будто вообще нет. К счастью, доступен оригинальный саундтрек, хоть и за дополнительную плату.

It’s too dangerous to go back outside

Resident Evil 2 — бальзам на душу тем, кого воротит от симуляторов ходьбы, заполонивших нынче «хоррор»-жанр. То, что вы способны отбиваться от противников, а не только убегать, лишь сильнее нагнетает атмосферу. Ведь любая необязательная схватка — это потраченное впустую снаряжение, запас которого ограничен. Если в какой-нибудь Outlast героя убивали, он продолжал прохождение с ближайшего «чекпойнта». Так ли это страшно? Угроза остаться перед сложным сегментом без аптечек и патронов, потому что вы были расточительны час назад, пугает куда больше.

При этом игрок почти всегда выходит из стычек победителем, даже если несёт серьёзные потери. Враги сгрызают «шкалу здоровья» по кускам, и после каждого укуса в шею персонаж из последних сил отталкивает зомби и получает ещё один шанс застрелить его или обойти. Resident Evil 2 — это забег на длинную дистанцию, где вас берут измором. Если вы несколько раз оступитесь, будет шанс поднапрячься и исправить ситуацию.

Смотреть галерею скриншотов Resident Evil 2

Самое главное — не бродить бездумно, «цепляя» лишних противников. Во всех локациях есть безопасные комнаты, где можно сохраниться и заранее спланировать следующую вылазку. Впрочем, пауза включится и в гуще погони, если вы откроете карту, чтобы понять, куда бежать дальше. Продумывать маршрут нужно и потому, что поначалу в вещмешке очень мало ячеек. Со временем вы расширите его, однако и скарба придётся таскать больше (хорошо хоть уже использованные ключи сразу отмечают, чтобы вы их выкинули). Хотите облегчить себе прохождение — изучайте все закоулки и вскрывайте «необязательные» сейфы.

Здесь игра шагает вам навстречу — экран карты в Resident Evil 2 просто великолепен. Комнаты, где остались какие-то полезные вещицы, записки и рычаги, помечены на нём красным. Кроме того, там автоматически появляются все найденные, но пока не подобранные предметы. Если навести на них курсор, можно даже узнать, сколько патронов в каждой забытой пачке. Так что вы никогда не заблудитесь и едва ли что-то пропустите. Головоломки тоже не стопорят прохождение: человек среднего ума точно решит их, не подсматривая в интернет. Для японского проекта такой комфорт — настоящее чудо.

This is just the beginning

На удивление прилежно авторы потрудились и над сюжетом ремейка. Они сберегли все действительно важные сцены, перетасовали их так, чтобы ветеранам было интересно исследовать игру, вырезали совсем уж нелепые моменты и расширили роль персонажей, которые в оригинале были проходными. Пусть большинство диалогов остались по-детски наивными, в целом сценаристы справились на ура: ничего не сломали в повествовании Resident Evil 2 и сделали его только лучше.

Смотреть галерею скриншотов Resident Evil 2

Как и прежде, полицейский-салага Леон Кеннеди и студентка Клэр Редфилд, чей брат шастал по зловещему особняку в Resident Evil, попадают в охваченный зомби-эпидемией Ракун-сити. Первую половину игры они проводят в полицейском участке и на его подземной парковке, затем чуть-чуть дышат свежим воздухом на улице, ныряют в зловонную канализацию и проникают в секретную лабораторию корпорации Umbrella.

Увы, в полную силу механика раскрывается лишь в полицейском участке. Его три этажа и парковка — целый лабиринт с множеством ответвлений, «срезок» и «закольцовок». Особенно он впечатляет в начале, когда вы ещё не знаете, куда идти и к каким дверям искать ключи. Канализация и лаборатория — локации куда более линейные и скучные, да и визуально они победнее.

А ведь Resident Evil 2 чрезвычайно красива, и в техническом, и в художественном плане! Но разглядывать интерьеры бывшего музея, приютившего «копов», интереснее, чем индустриальные подземелья: дизайнеры устроили бедлам в офисных помещениях с любовью и вниманием к деталям. Впрочем, главное достижение в области графики — эффектные ранения и «расчленёнка». Как и в Dead Space, в членовредительстве есть смысл: если вы оторвёте врагу ноги, ему придётся за вами ползать, а без рук он не вломится через запертую дверь. Вероятно, это самая жестокая и натуралистичная игра на сегодняшний день, и при этом она не вызывает такого отвращения, как Resident Evil 7 с её плесенью и червяками.

Смотреть галерею скриншотов Resident Evil 2

Залог зрелищности — скромный масштаб. На первое прохождение вы потратите от силы 6-8 часов. Затем вам, как и в оригинальной Resident Evil 2, предложат ещё за 5-6 часов увидеть те же события глазами второго героя. Его маршрут через полицейский участок заметно отличается, ассортимент оружия и часть эпизодов в середине игры совсем другие, однако в конце сценарий встанет на те же рельсы. Забеги в бонусных режимах и вовсе рассчитаны на 10-15 минут.

* * *

Хотя Resident Evil 2, конечно же, стоит того, чтобы пройти её во второй раз — и не только из-за более полной финальной заставки. Как ремейк она просто превосходна, как самостоятельное творение — очень хороша. Сегодня это безусловно лучший способ приобщиться к серии Resident Evil, да и к жанру survival horror.

Оценка Riot Pixels83%

Summary
Review Date
Reviewed Item
Resident Evil 2
Author Rating
51star1star1star1star1star
-71%
575 руб.1999 руб.