Рецензия на Pyre

Автор: SNOR

“…Совести проблемы окаянные –
Как перед собой не согрешить?
Тут и там солдаты оловянные –
Как решить, кто должен победить?
Владимир Высоцкий, “Оловянные солдатики”

Странная светящаяся сфера падает с небес точно в центр поля. Червяк в рыцарских доспехах стремительно выхватывает ее из-под носа подбегающего соперника и кидает здоровенной рогатой демонессе. Та отдает пас третьему члену команды – очень разговорчивой собаке, но пес теряет “мяч”, получив по лбу вражеской аурой. Со стороны демонессы прилетает широкая энергетическая волна, на месте аннигилируя устремившихся в атаку форвардов. Еще один пас, и сфера снова у червяка; он играючи обходит вставшее на пути дерево-вратаря и прыгает в пламя у него за спиной. Гол!

Нет, я не обкурился запрещенными веществами, а всего лишь поиграл в Pyre, новый проект Supergiant Games. Казалось бы, невозможно сделать правдоподобной вселенную, где собаки и деревья играют в безумный магический гандбол, и уж подавно невозможно создать на таком фундаменте серьезную партийную RPG. Но талантливой калифорнийской студии не впервой творить чудеса.

И вспыхнет пламя

Разработка: Supergiant Games
Издание: Supergiant Games
Жанры: RPG/Real-time/Isometric/2D
Мультиплеер: (2) head-to-head
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

В землях Содружества живет множество разумных существ: помимо собак, гигантских морских червяков и деревьев, тут можно встретить, скажем, кого-то вроде змей с руками и даже людей. Разве что гарпий не увидеть – с ними нынче война. Надо думать, могучая военная машина Содружества могла бы раздавить крылатый народ одним махом, но тоталитарным государствам, как известно, внешний враг необходим – для пущей сплоченности. И лишних мыслей и вопросов у обывателей возникать не должно, поэтому книги жгут на площадях, а умение их читать приравнено к преступлению, как и прочие проявления вольнодумства. Неугодных властям смутьянов ссылают вниз, на эдакую изнанку мира – тамошние дикие пустоши отличаются жутким климатом и полны всяческих опасностей.

Нетрудно угадать, как в это чудесное место угодил человек, которого называют Чтецом. Или Чтицей. Или даже… хм, словом, для тех, кто почему-то не определился с половой принадлежностью, вариант тоже присутствует. У него нет другого имени, внешности и тому подобного – Pyre не рисует никакого персонажа, предпочитая обращаться напрямую к игроку. Носитель редчайшего дара как пить дать сгинул бы в суровом краю, однако его подобрал маленький отряд изгнанников, странствующий в потрепанном самоходном фургоне. И вскоре стало очевидно, что Чтец нужен этой странной компании не меньше, чем она – ему.

Смотреть галерею скриншотов Pyre

Большинство жителей Содружества верит, что из нижнего мира нет возврата, но путь наверх существует. В незапамятные времена некие Писцы, которых теперь почитают не то как богов, не то как святых, создали систему Ритуалов, позволяющую отвоевать свободу в спортивных поединках с другими ссыльными. Немногие могут пройти этой дорогой, и дело не только в премудростях волшебной версии “гандбола”. Просто лишь тот, кто умеет понимать письменную речь, способен добыть нужную информацию из Книги Ритуалов, прочитать по звездам путь к месту проведения матча и грамотным руководством привести свою команду к победе. Удивительное стечение обстоятельств возложило эту ношу на наши плечи, хотя лично Чтец в катавасии на поле не участвует – он “мозг”, телепатически направляющий соратников.

Ритуалы, по большому счету, штука несложная. На поле выходят две команды-триумвирата, у каждой позади – особый костер, который противник пытается загасить сферой-“мячом”: можно прицельно кидать ее туда или прыгать в пламя вместе с ней, ненадолго выбывая из игры. У всех состязающихся есть разные магические удары и ауры, временно устраняющие соперников касанием, а тот, кто несет сферу, беззащитен – так нас, видимо, подталкивают активнее проводить комбинации. Особо, правда, не разойтись: пока управляешь одним персонажем, остальные стоят истуканами, перекрывая проходы. Тем не менее, тонкостей хватает, поскольку у членов команд развиты разные характеристики и приемы. Один быстр, как ветер, другой на редкость прыгуч, третий хорош в защите благодаря мощной магии и огромной ауре, деревья выращивают атакующие отростки, гарпии летают… Жаль, смысла во всем этом немного – ИИ очень редко заставляет нервничать, если не активировать усложняющие модификаторы с жульническими бонусами в его пользу. Полностью оценить идею удастся лишь с реальным оппонентом – конечно, если вы сможете найти такого для посиделок за одним компьютером.

Смотреть галерею скриншотов Pyre

Впрочем, наличие сетевого мультиплеера все равно никого бы не обмануло; главное в Pyre – одиночная кампания. В рамках «сингла» матчи успешно выполняют свою задачу – они замечательно передают атмосферу необычного, по-настоящему магического спортивного состязания. Помните квиддич из книг о Гарри Поттере? Здесь есть адреналин, зрелищные моменты, необычные ситуации… И даже желчный комментатор, который знает многих участников по именам, адекватно реагирует на их действия и не упускает случая смешать команду “наглых выскочек” с грязью. Если вы крепко недолюбливаете околофутбольные развлечения (как я), не отчаивайтесь: хоть сюжет и вращается вокруг Ритуалов, непосредственно процессу отведено немного времени. Куда больше тут интереснейшего общения со спутниками (а порой и с противниками), оформленного в виде великолепно нарисованной визуальной новеллы.

Bastion рассказывала о невероятном подвиге одного человека, Transistor концентрировалась на трагической истории любви – и там, и там обилие центральных действующих лиц было бы, пожалуй, несколько неуместно. Pyre с ее масштабным “чемпионатом” – совсем другое дело. Во время этого длинного, наполненного событиями путешествия мы повстречаем целую уйму самого разного народа: кто-то будет противостоять нам на поле, кто-то захочет помочь или примкнуть к экипажу старого фургона… Но друг или соперник, каждый изгнанник – досконально прописанная личность с собственной историей, мотивацией, целями и представлениями о морали.

Смотреть галерею скриншотов Pyre

Вы подружитесь с членами своей команды Nightwings и сами не заметите, как и когда это произошло. Вы будете выслушивать их мнения, вникать в их проблемы и давать советы по жизненно важным вопросам: от любовных дел до “идут ли мне эти зловещие черные усики?”. Вам предстоит мандражировать вместе с ними перед важными Ритуалами и вместе переживать победы и поражения – да, матчи можно переигрывать, хотя это же не наш метод, верно? Вы станете лидером, по приказу которого идут в огонь и воду, и ответственность рухнет сверху увесистым неуютным плащом. А потом Pyre нацепит на этот плащ пару пудовых гирь, заставляя принимать тяжелые решения – одно другого невыносимее.

Это происходит как-то очень плавно и незаметно. Фургончик странствует по симпатичным пустошам, наполняясь забавными предметами обихода, герои растут в уровнях и обретают новые способности, Nightwings легко и непринужденно побеждает, но со временем сомнения все сильнее ворочаются в душе, подтачивая волю. Ведь ставки в Ритуалах – не деньги и слава, на кону всякий раз лежат чьи-то порушенные судьбы. И это судьбы не каких-то там абстрактных “противников” – мы не раз встретимся с каждым триумвиратом, начнем узнавать их лидеров в лицо… Да, некоторых из них несложно презирать, однако другие вызывают уважение, а кто-то – и искреннюю симпатию. Тут все – изгнанники, все в одной лодке – так почему же мы сражаемся друг с другом по правилам бесчеловечной системы из далекого прошлого? Чего стоит эта свобода, если для нее нужно идти по головам, поступаясь совестью? И рука сама тянется уступить, проиграть – но как после смотреть в глаза положившимся на тебя друзьям?

Смотреть галерею скриншотов Pyre

И дальше будет только больнее – Pyre даст нам еще один стимул побеждать. Серьезный и весомый стимул, высокую цель, ради которой, быть может, и не жалко втоптать в пыль собственное стремление к свободе. А сколько других жертв необходимо будет  положить на алтарь? Сколько жизней Nightwings разрушит во имя красивой, но, вероятно, несбыточной мечты? Вы Чтец, вам решать. Даже если потом придется себя ненавидеть…

* * *

Самая яркая, живописная, увлекательная… и одновременно самая мрачная и психологически тяжелая игра Supergiant. Безоговорочный шедевр.

Оценка Riot Pixels95%

pixels-recommend

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo/Athlon x2 64
4 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
9 Гб на винчестере

Core i5/Phenom x4
8 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
9 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Pyre
Author Rating
51star1star1star1star1star