Рецензия на Prey

Автор: SNOR

Космическая станция, жуткие монстры, уничтожившие почти все ее население, отчаянный одиночка, разгуливающий по опустошенным, безлюдным отсекам… В отличие от своей глуповатой тезки 11-летней давности, Prey не травит безумных баек про астральных индейцев, да и вообще никак с ней не связана. Теперь звучное название будет вызывать более приятные ассоциации – ведь оно досталось близкой родственнице System Shock 2 и BioShock. Красивой, умной, оригинальной… и провоцирующей своего рода паранойю. Когда вам в горло внезапно вцепится ожившая аптечка, вы поймете, что я имею в виду.

Пришельцы-мимики, маскирующиеся под кружки, стулья и прочие предметы обихода, стали визитной карточкой Prey задолго до выхода. Но эта примечательная особенность – лишь верхушка поистине завораживающего айсберга.

Не верь глазам своим

Разработка: Arkane Studios
Издание: Bethesda Softworks
Жанры: Action (Shooter)/Horror/1st Person/3D
Похожие игры: System Shock (серия), BioShock, BioShock 2, Spirits of Xanadu, Syndrome
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

“Нейромоды – будущее человечества!” – гласит один из пафосных лозунгов корпорации TranStar. С притягательностью ее удивительной технологии спорить трудно: несколько уколов позволяют мгновенно обрести навыки, для освоения которых естественным способом потребовались бы годы. Музицирование, иностранный язык, боевые искусства – любое умение в шаговой доступности. Есть, правда, недостаток – если нейромод хирургическим путем изъять из обладателя, его память “отматывает” к моменту “инсталляции”. Казалось бы, какое это имеет значение в сравнении с открывающимися перспективами?

Для человека по имени Морган Ю (он это или она, мы выбираем самостоятельно) оно оказалось принципиальным. Он не помнит, как очутился на станции TALOS-I, расположенной во второй точке Лагранжа между Землей и Луной, не помнит ничего, что происходило в последние три года. Очевидно одно – станция терпит бедствие несусветного масштаба, и кричать “Спасайся, кто может!” уже поздно. Инопланетная форма жизни, на биохимии которой были основаны волшебные открытия ученых TranStar, вырвалась из герметичных капсул и закрытых лабораторий на свободу, превратив громадный космический комплекс в филиал преисподней.

Смотреть галерею скриншотов Prey

Творение Arkane не только в деталях демонстрирует ужасную катастрофу, оно подводит под нее прочный фундамент альтернативной истории. Внимание обитателей внеземелья некогда привлекла “космическая гонка”, затеянная США и СССР. После жестокого нападения на советских космонавтов сверхдержавы начали совместный проект по изучению неведомой угрозы, окрещенной “тифон”, и специально для него построили исследовательский объект “Клетка”. Но дружба народов оказалась недолгой… Сейчас, в 2035 году, “Клетка” зовется TALOS-I и принадлежит транснациональному гиганту TranStar. Здесь ставят опасные эксперименты над чем-то, лежащим за пределами человеческого понимания. Вернее, ставили, пока игра в бога не вышла корпорации боком.

Именно благодаря бурному прошлому станции в ее интерьерах причудливо перемешаны роскошные деревянные панели, утилитарный дизайн научных помещений и намалеванные на стенах красные рабочие, стройными рядами идущие к коммунизму. Выглядит все это здорово, вопреки легким техническам огрехам вроде неистребимых “лесенок”. Хороша и внешность инопланетян – фигуры с размытыми очертаниями, словно сотканные из постоянно текущей черной жижи, застревают в памяти не хуже мерзких чудовищ из Dead Space:

Разглядывать одни и те же красоты предстоит часто. TALOS-I – не линейная последовательность уровней, это настоящая станция, и к финалу Морган неоднократно исходит ее вдоль и поперек. Можно даже выйти в открытый космос и полетать вокруг на реактивном ранце, восторженно матерясь из-за отлично проработанной инерции и постоянной дезориентации; собственно, в определенные уголки иначе не попасть. Структурно Prey похожа на эдакую “метроидванию” с видом от первого лица: некоторые зоны открывают по мере развития сюжета, некоторые доступны сразу, и всегда есть масса поводов вернуться в уже исследованные локации. Например, чтобы выполнить какой-нибудь побочный квест, залезть в закрытое ранее место или собрать вещи, что при первом заходе не влезли в сумку.

Подбирать бесполезное на первый взгляд барахло жизненно важно. Особые аппараты перерабатывают его в ресурсы, а из них Морган печатает на футуристических 3D-принтерах аптечки, патроны, апгрейды для “пушек” и прочие полезные штуковины, для которых удалось отыскать «рецепты». Поначалу остро не хватает буквально всего – обрушившийся на станцию враг дьявольски силен, и оставшееся от охранников оружие явно не производит на него должного впечатления.

Смотреть галерею скриншотов Prey

Не то чтобы тифоны были примитивными и могучими машинами для убийства, как те же ксеноморфы – нет, они куда сложнее и многограннее. Постепенно захватывая станцию, эти существа благоустраивают ее на свой собственный лад: берут под контроль электронику и механизмы, плетут странные и красивые эфемерные сети, будто состоящие из мягкого золотого света… Но они совершенно, абсолютно, непредставимо чужие, и людям попросту нет места в их экосистеме, поэтому TALOS-I завалена трупами персонала. Те, кому повезло меньше остальных, встают после смерти как “фантомы” – окутанные все той же черной жижей, они тяжелыми шагами бродят по залам и коридорам, жуткими искаженными голосами повторяя бессмысленные фразы. С непривычки вся эта загробная шизофазия вкупе с великолепной давящей музыкой и караулящими повсюду мимиками исправно поднимает волосы на затылке, создавая ощущение, что герой попал в кошмарный сон. Однако опасность вполне реальна – как и остальные пришельцы, фантомы сокрушительными пси-силами разрывают в клочья каждого, кого увидят.

Наше спасение – в нейромодах. Чудодейственные уколы научат всему: стрелять, как многократный чемпион мира по биатлону, эффективно лечить страшные раны медкомплектами, взламывать компьютеры, обходя мудреную защиту в незамысловатой мини-игре, чинить сложные приборы с помощью запасных деталей, поднимать тяжести и швырять их на большие расстояния (получай диваном по голове, мерзкий пришелец!), незаметно и тихо передвигаться, модернизировать свой защитный скафандр… По нраву чужая “магия” с трансформацией в мебель, пирокинезом и телепатией? При желании Морган осилит и ее, хотя что с ним в итоге сотворит инопланетная ДНК… Вдобавок, помимо заветных шприцев, для получения новых “заклинаний” необходимо сканировать владеющих ими особей специальным визором-психоскопом – почти что фотоаппарат из BioShock, только удобнее и функциональнее.

Смотреть галерею скриншотов Prey

На все шесть “деревьев” навыков (три для “человеческих” умений, три – для способностей тифонов) никаких нейромодов не хватит, несмотря на возможность “крафтить” их из перемешанного с органами пришельцев мусора. В какую именно сторону развиваться, решать нам, и от многообразия непохожих “дорог” буквально захватывает дух. Бесшумно ступающий ниндзя, способный телепортировать себя, оставляя на месте призрачный образ-обманку? Непрошибаемый и стремительный штурмовик с дробовиком и тормозящей оппонентов гипс-пушкой? Псионик, уничтожающий все и вся огнем и молниями или даже контролирующий противников усилием мысли? Инженер с золотыми руками, полагающийся на верный разводной ключ и лично усовершенствованные турели? И это лишь часть доступных вариаций. Сражения получились немного кривоватыми, но одолевать врагов в любом случае будет непросто и очень интересно – я не помню, когда в последний раз так часто заглядывал во встроенный справочник, проверяя иммунитеты и уязвимости к разным атакам.

Само собой, избранный “класс” не просто влияет на бои – он заставляет искать самые подходящие пути к цели. Чтобы вручную открыть обесточенную дверь, нужна немалая сила, однако “маг” запросто станет кружкой и проскользнет в какую-нибудь щель поблизости. Не можете починить сломанный подъемник? Поверните гравитацию вспять в шахте лифта. Или превратитесь в летающего робота. Или постройте себе лестницу гипс-пушкой – не зря же она занимает место в «инвентаре». Обширные многоуровневые отсеки TALOS-I пронизаны многочисленными обходными путями, тут не бывает тупиковых ситуаций и непобедимых монстров – нужно лишь думать головой, и Prey непременно вознаградит за хитрую тактику или остроумное решение.

Смотреть галерею скриншотов Prey

Еще она вознаграждает за любопытство. Удачно вписанная в повествование (в кои-то веки!) амнезия героя прекрасно сочетается с нашими попытками найти, прослушать и прочитать все возможное. Arkane приложила максимум усилий, чтобы TALOS-I была “живой”: работавшие на TranStar люди дружили, крутили романы, рубили орков в настольных ролевых играх, конфликтовали и сходили с ума… Продуманной и детализированной обстановкой, письмами и аудиодневниками Prey рассказывает больше, чем многие игры – зрелищными роликами, и ее даже как-то неловко порицать за бедную лицевую анимацию и неважную постановку, заметные во время редких встреч с другими выжившими.

Тем более что и с ними нам предоставляют выбор. Помочь? Спасти? Равнодушно пройти мимо? Своих проблем и так навалом. Хладнокровно убить, забрать имущество и переработать тело на ресурсы специальной гранатой? Какая разница, наверняка ведь умрут. Или нет? А в бумагах сказано, что вон тот – педофил. Хотя стоит ли верить написанному? И кому вообще стоит верить? Куда уж там BioShock с ее незатейливой “дилеммой”, повторенной двадцать раз подряд. Позволяя действовать каким угодно образом и вершить судьбы, Prey порой тыкает носом в последствия, но принципиально не читает нотаций. Ведь на глобальные вопросы, которые она ставит, нет и не может быть однозначного ответа.

* * *

Можно, конечно, ворчать на излишне смазанную концовку, на неидеальную стрельбу и неровную громкость голосов в диалогах. Но к чему? Prey великолепна, и пара-тройка проколов тут ничего не меняет.

Оценка Riot Pixels90%

pixels-recommend

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i5-2400/FX-8320 3,4 ГГц
8 Гб памяти
GeForce GTX 660/Radeon 7850
20 Гб на винчестере

Core i7-2600K/FX-8350 3,4 ГГц
16 Гб памяти
GeForce GTX 970/AMD R9-290
20 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Prey
Author Rating
51star1star1star1star1star
-80%
195 руб.999 руб.