Представляем новую рубрику: MC Pixel

dj-pixel-300pxИгровые саундтреки давно стали неотъемлемой частью музыкальной культуры, а их создатели узнаваемы далеко за пределами нашего сообщества. Одни композиторы благодаря им пробиваются на вершину индустрии (Акира Ямаока), другие, уже будучи известными музыкантами, с удовольствием соглашаются поучаствовать в записи звуковой дорожки к игре (Ганс Циммер).

Именно из игр вышли такие полноценные музыкальные жанры как чиптюн (8-bit Weapon), нинтендокор (The NESkimos, MegaDriver, The Black Mages), битпоп (Welle:Erdball, Teamtendo) и другие. Исполнение каверов на композиции из культовых проектов уже давно не считается чем-то «из ряда вон», а простенькие мелодии из хитов нашего детства, как оказалось, не «смотрятся» лишними даже в обрамлении перегруженных гитар.

Эта рубрика предназначена, прежде всего, для расширения музыкального кругозора читателей. Обзоры свежих игровых саундтреков, биографии композиторов, тематические статьи — я попытаюсь пройтись по самым явным точкам соприкосновения игровой и музыкальной культур.

Финальные аккорды зимы

В первом выпуске рубрики я расскажу про игровые саундтреки последней недели февраля (Shin Megami Tensei 4, Thief и Castlevania: Lords of Shadow 2), а также обращусь к творчеству Оскара Араухо, с конца 1990-х сотрудничающего с Rebel Act Studios и ее “наследницами”.

Музыка в играх является всего лишь приятным «довеском»: плохой саундтрек вряд ли испортит впечатления от превосходного проекта, хороший — добавит ему атмосферности, глубины, колоритности. В сегодняшней подборке — диски только из второй группы.

MAIN_KEY01 Shin Megami Tensei 4 Original Soundtrack
Лейбл: Mastard Records
Дата релиза: 26.02.2014
Продолжительность: 04:38:18

Саундтрек Shin Megami Tensei 4 вышел на четырех дисках, содержащих больше сотни композиций. Автор большинства из них — Рёта Кодука (известен по музыке к Persona 4, Devil Survivor 2 и др.). Под стать количеству треков — их жанровое разнообразие: от танцевальной музыки (Club Milton) до тяжелого рока (Battle-c3), от клавишного «штиля» (Cafe Florida) до мощных маршевых мелодий (Battle-b6).

Тем не менее, подавляющая масса композиций — ничем не примечательный фоновый саунд, в котором один и тот же фрагмент повторяется рефреном. Исключения редки: в пример можно привести Call с «двойным дном», в котором поначалу отпугивает «грязное» индустриальное вступление, сменяющееся недурным ритмом. А Battle-b1, вызывающая в памяти советский «Урфин Джюс», поражает резкими сменами темпа и взрывными аранжировками.

В саундтреке солирует то клавишная безоблачность, то хаотичная электронщина. Далеко не все композиции — чистый инструментал: вокал замечен в The Hunter Association (и не только). В целом, запоминающихся треков тут хватает, но попытки обнаружить их вполне могут и не увенчаться успехом — все-таки 4 диска за раз трудновато осилить.

Обратить внимание: Main Theme, Battle-a1, Challenge Quest α

Thief Original Soundtrack — Director's Cut_Cover Thief Original Soundtrack — Director’s Cut
Лейбл: Sumthing Else Music Works
Дата релиза: 25.02.2014
Продолжительность: 44:58

Автором звукового сопровождения к Thief выступил Люк Пьер, известный кинокомпозитор, поучаствовавший, к примеру, в создании оскароносной документальной короткометражки «Леди в номере 6» (2013). У альбома Thief есть одно очень важное качество — он отлично подходит для фонового прослушивания, идеально дополняя игру.

Увы, классический инструментал — мрачный, с могучими духовыми, колокольным звоном и гудящим на заднем плане басом — при прослушивании на плеере вполне способен вогнать в сон, из которого, впрочем, моментально выдирают такие композиции как Absolution и, особенно, эпичная Uprising.

Обратить внимание: Uprising


Castlevania_Lords of Shadow 2 Original Soundtrack_Cover Castlevania: Lords of Shadow 2 OST
Лейбл: Sumthing Else Music Works
Дата релиза: 25.02.2014
Продолжительность: 01:08:40

Последний из тройки саундтреков этого выпуска вышел в двух версиях — на CD (19 треков) и в «цифре» (Exclusive Director’s Cut Soundtrack, 31 композиция, время звучания — 01:44:00). В отличие от музыки Thief, саунд CLoS 2 не воспринимается только как фоновый. Он исключительно хорош: звуки целой армии скрипок, гулкие ударные, колоритные духовые с чистейшими вкраплениями клавишных в итоге сливаются в спокойно-мрачноватые мелодии, надолго западающие в память (Carmilla’s Spell).

Оскар Араухо и Хидео Кодзима.

Оскар Араухо и Хидео Кодзима.

Большинство из треков разворачиваются неторопливо, но попадаются и быстрые «номера»: к примеру, Titanic Struggle, начальной частью напоминающий напористый трек Роберта Родригеса Grindhouse (Main Title) из OST к «Планете страха».

Звуковая дорожка CLoS 2 записывалась громадным оркестром на студии Abbey Road в Лондоне в течение нескольких недель. Автором музыки выступил Оскар Араухо, которому целиком посвящена вторая часть сегодняшней статьи.

Обратить внимание: Carmilla’s Spell, Dracula’s Theme, Castlevania

Оскар Араухо: на службе у MercurySteam

Oscar Araujo (2)Испанец Оскар Араухо больше всего известен как композитор серии Castlevania: Lords of Shadow, хотя писал музыку и для остальных проектов MercurySteam и ее «предшественницы», Rebel Act Studios.

Первым опытом работы в игровой индустрии для Араухо стала звуковая дорожка для слэшера Severance: Blade of Darkness (2001). Позже он вместе с Евгением Мартинесом написал музыку для Scrapland (2004): механические ритмы и прочая искусственность послужили отличным фоном для рассказа о роботизированном будущем. В целом, все композиции саундтрека тяготели к двум жанрам: транс (Berto Hit) и техно (The Other Side).

При написании музыки к трейлеру Clive Barker’s Jericho (2007) Араухо пришлось обратиться к жестким гитарным звукам, смачным ударным, хорам и другим прелестям симфо-метала, чтобы саундтрек соответствовал духу хоррор-вселенной, созданной Клайвом Баркером.

Оговоримся, что игры серии Castlevania: Lords of Shadow пока остаются единственными, над которыми герой заметки работал в качестве главного композитора. В остальных проектах он либо делил композиторское кресло с коллегой (Scrapland), либо занимался обязанностями звукорежиссера, создавал звуковые эффекты, писал музыку для трейлеров и т.д. Помимо MercurySteam он сотрудничал еще с одной испанской конторой, созданной выходцами из Rebel Act Studios, — Digital Legends, специализирующейся на разработке игр для мобильных платформ (One, 2005; Kroll, 2008).

Помимо работы в игровой индустрии Араухо известен как кинокомпозитор. Прежде всего, ему удались саундтреки к анимационным полнометражкам «Легенда о рыцаре» (2003) и «Гисаку» (2005), которые были официально изданы на дисках и в России. Оба мультфильма посвящены Испании — ее прошлому и настоящему, в связи с чем в музыкальном оформлении преобладают национальные мотивы.

Оскар Араухо трудится в музыкальной индустрии уже полтора десятка дет и за это время успел из «вундеркинда электронной музыки» вырасти в человека, способного «загрузить» работой симфонический оркестр. Звуковой ландшафт трилогии Castlevania: Lords of Shadow, поражающий глубиной проработки и поворотами то в сторону OST «Властелина колец», то к творчеству Митиру Яманэ (создательница саунда Castlevania Bloodlines и других частей серии), является на настоящий момент главным достижением в музыкальной карьере Араухо. Она, кстати, идет по нарастающей: сейчас композитор работает над сольной электронной пластинкой (выйдет в апреле), мультфильмом Leo и двумя играми AAA-класса.