Pixel Dice: «Плоский мир. Анк-Морпорк»

pixel_dice_discworld_ankh-morpork_box Как известно, все дороги ведут прочь из Анк-Морпорка — крупнейшего населённого пункта Плоского мира. Не то чтобы в других краях выдуманной Терри Пратчеттом пародийно-фэнтезийной вселенной жизнь казалась мёдом, но в городе, который жители ласково именуют Большим Койхреном, всегда полнейший кавардак. А нынче здешний правитель, лорд Витинари, куда-то запропастился (отдал концы или уехал в отпуск — какая разница?), предоставив всем желающим идеальный шанс занять его место! Конечно, великие дела нам не грозят, зато тёмных делишек — выше крыши. Впрочем, забот у потенциальных узурпаторов тоже навалом. Самая большая загвоздка в том, что пустить планы соперников под откос непросто, когда ты понятия не имеешь, чего они вообще добиваются.

«Зло, тваримое ва имя Мира и Щастья»

Оригинальное название:
Discworld: Ankh-Morpork
Автор: Martin Wallace
Издатели:
2011 — Treefrog Games (Великобритания),
2011 — Mayfair Games (США),
2011 — «Звезда» (Россия)
Запись в BoardGame Geek
Запись на Tesera
Количество игроков: 2-4
Рекомендуемое кол-во игроков: 2-4
Примерное время партии: 1 час

pixel_dice_discworld_ankh-morpork_cardsПервый шаг к триумфу — познать себя, а потому участники в начале получают по карточке персонажа, которые они держат в тайне. Личность определяет цель игры — для каждого свою. Например, жадные до власти лорды пытаются контролировать городские районы,  пока тролль Хризопраз тихонько копит деньги. Есть и более коварные замыслы: Дракон сеет хаос и множит проблемы, чтобы потом всех от них спасти, а командор стражи Ваймc должен защищать существующий порядок вещей и сдерживать остальных — он выиграет, если к концу никто не сможет выполнить своё условие победы. Всего ролей семь, а игроков — максимум четверо, поэтому вычислить, какие герои окажутся в деле на сей раз, — задача не из лёгких.

Борьба за господство над Анк-Морпорком разворачивается на шикарно нарисованном поле, изображающем поделённый на дюжину районов город, а главным оружием являются карты. Ходы тут быстрые и простые: сыграл одну карточку с руки, выполнил всё, что на ней написано, добрал «руку» до пяти.

am_map_ukСамый распространенный эффект выставляет на поле слуг — приятные на ощупь деревянные фишечки джентльменов в модных шляпах. Подкопив деньжат, можно построить в квартале, где уже есть ваш прихвостень, здание, дарующее специальную способность (в каждой области — свою). Но вот беда — если в районе засели чьи-то прислужники (не важно, чьи именно), дурни начинают вздорить, что приводит к беспорядкам. Неприятности возникают в буквальном смысле — в виде чёрного жетона — и мешают вести строительство. Избавиться от них несложно — нужно лишь выслать в другое место или, что лучше, устранить любого из подручных. Остальные, ясное дело, сразу же утихомирятся. Выходит, что, пытаясь занять побольше территорий, мы блокируем наиболее выгодные: стоит где-то появиться одному игроку, как туда непременно рванут все. Пусть им там ничего не светит, зато и враг останется с носом.

pixel_dice_discworld_ankh-morpork_troubleПрочие карты позволяют покупать недвижимость, манипулировать с рукой (своей или чужой), вымогать деньги, убивать/спасать и даже вызывать разящие всех без разбору стихийные бедствия вроде потопов, пожаров и вторжения мерзких демонов из Подземельных Измерений. На каждой карте нарисован какой-нибудь персонаж или организация Плоского мира — всё строго по канону, к которому и при создании игры, и при локализации отнеслись очень внимательно. Хотя и незнакомых с творчеством Пратчетта потешные подписи и иллюстрации разношёрстной братии наверняка развеселят: есть здесь и Человек-Утка, и Общество Рулевиков, и внезапный, леденящий душу «ПРИВЕТ!».

pixel_dice_discworld_ankh-morpork_charactersХитрость — в том, что никогда точно не знаешь, на что именно способен противник и какие действия достанутся тебе на следующий ход. Строить планы бесполезно, надо только прикидывать расклад и быть готовым ко всему. При этом необходимо зорко следить за конкурентами и мешать им выполнить возможные условия победы. Проще сказать, чем сделать, ведь неприятель вполне может притворяться и выдавать себя не за того. Хаос продолжает бурлить, пока кто-нибудь не достигнет цели или не иссякнет колода — наступает это примерно через час.

 

«Хаос всегда побеждает порядок, поскольку лучше организован»

Первые партии вызывают восторг, тактических возможностей тут масса. Другое дело, что случайность ставит крест на чёткой стратегии, а общий курс действий и так очевиден. Вот усадить за «Плоский мир» новичков проще простого — правила-то элементарны. Знакомство осложняет разве что поле, которое при всей красоте совершенно не функционально, не содержит нужных подсказок (их зачем-то вынесли на отдельные карточки) и даже соседство районов показывает нечётко — виной тому стильные, но плохо отличимые друг от друга грязно-мутно-приглушённые тона. В остальном же игра очень дружелюбна.

pixel_dice_discworld_ankh-morpork_gameplayМелкомасштабные задачки заковыристы и увлекают не на шутку, однако радость омрачает один серьёзный изъян. Бывалые игроки умеют играть против каждой роли, в нужный момент коллектив объединится и совместными усилиями «утопит» выскочку. А значит, все приближают победу любителя ничьих, командора Ваймса, который оказывается самой лёгкой ролью. Если же исключить начальника стражи, то партию всё равно скорее всего сведут к ничьей. В таком случае выигрыш  определяется путём скучного подсчёта очков, слабо связанного с логикой игры. Получать удовольствие от хитро разыгранных комбинаций и неожиданных подлянок это не мешает, но с тем, что в итоге лидер может быть выбран несправедливо, увы, надо смириться.

* * *
dice_4
Прийти, побить, нагадить, сжечь, убежать и не «спалиться» — «бизнес» в Анк-Морпорке ведут как в «девяностые». Конечно, для «серьёзной» игры эта весёлая кутерьма не годится, зато дух подковёрной борьбы передаёт на все сто. Почему бы не предаться ей просто так, назло несбалансированности и свирепствующей случайности? Ведь в душе каждый из нас знает, что главное — напакостить другим.

  • Skywise

    А существуют ли настолки для одного игрока ? % )

  • appelco

    Брал эту настолку для игры с детьми (10-12 лет), не пожалел ни разу. И мне и им дико интересно, правила простые, а игра затягивает. Сейчас сидят, ваяют свои дополнения к ней с новыми карточками и персонажами.

  • Destynar

    Что значит «некто Хризопраз»?! Весьма харизматичная личность, между прочим! Для тролля, разумеется…

  • Destynar

    Да, пасьянс называется 🙂

  • Hendriks

    Существуют. К примеру, в Ужас Аркхема (Arkham Horror) можно играть одному. Игра в сеттинге Лавкрафта. Другой вопрос, что настолка без хорошей компании друзей теряет очень и очень много своего очарования

  • Лев

    Игрушка ж древнейшая. Но отличная, у меня есть, любим играть.

  • Jekyll Grim Payne

    Вы, видимо, пропустили недавнюю рецензию Chainsaw Warrior — настолки строго на одного игрока 🙂

  • Как ни странно, да. Получается что-то вроде головоломок.

    Во-первых, во многих настолках есть соло-режим — это и уже упомянутый Arkham Horror, и Agricola… У некоторых для этого даже изобретают AI.
    Примеры:
    http://boardgamegeek.com/geeklist/157503/top-10-games-that-can-be-played-solo

    Во-вторых, игры, в которые можно играть только одному.
    Примеры:
    http://boardgamegeek.com/geeklist/11710/always-alone-the-definitive-list-of-single-pla

  • Kender

    А как же «Thud!», господа?

  • T66Crus

    Отличный обзор, спасибо! Фотки особенно порадовали.

  • Don_Fear

    Настолка «Андор» — вообще пример практически пасьянса.

    К третей партии один из игрокос превращается в Лидера, и игра идет четко по его плану. Остальным даже не нужно фигурки двигать…

    Из опыта практически все кооперативный настолки типа PvE проще проходить в одного.

    Другой вопрос — зачем тогда они нужны?

  • Спасибо, поправили :}

  • Из кооперативных есть Space Alert, в которой лидеру координировать действия всей команды невозможно — ходы каждого игрока программируются из десяти действий, что само по себе нагружает мозг, плюс договариваться и рассуждать мешают тесные рамки реального времени.

    Ещё вспоминается Space Cadets — сборник мини-игр, в которой каждый играет в своё, но результаты каждого члена экипажа влияют на ход всей миссии.

  • DogP

    Стоило бы еще упомянуть «Знак древних» в той же вселенной.

  • DogP

    Спасибо за обзор, почаще бы на такие годные вещи делали обзоры.

  • Еженедельно будем 🙂

  • Lima Zulu

    ОМГ, один раз видел это в клубе за соседним столом, но так увлеклись своей, что в итоге забыли спросить, что же это было. И вот, наконец, глядя на картинки Андора, я её узнал!

  • Повелитель

    довольно старая игра. я в неё помнится ещё в день начала продаж с друзьями резался. как всегда, главная претензия к настолке: хочешь веселья — имей полный дом друзей. вдвоёмскучновато. а рецензия хорошая, годная. я бы удовольствием почитал про новинки, которых ещё не успел потрограть

  • goran

    Добавлю: Ghost Story, Dungeon Twister.

    Но зачем?

  • Ivan Flamberg

    Рекомендую home rule: При назначении ролей игрокам, убрать одного из однотипных лордов(не Витинари) из колоды, после раздачи карт-ролей вернуть карту лорда обратно.

  • Varthmathr

    Хороший обзор, спасибо.

  • Salron

    Кстати говоря, может быть заведёте рубрику про книги по игровым вселенным? Иногда очень тяжело найти что-нибудь интересное по теме.

  • Ivan Flamberg

    А есть вообще хорошие книги по игровым вселенным? Ненене, мне не срача ради. Делитесь названиями.

  • Пока нет таких масштабных планов 🙂

  • Aldem

    Насколько хороша локализация?
    И не пострадало ли качество тех же карт по сравнению с оригиналом?
    Обзор отличный, но о таких вещах в будущем желательно писать. Я вот в данный момент думаю какую версию брать. русская была бы пожалуй предпочтительнее, но несколько бояздно за качество.

  • Nadd

    Например цикл «Ересь Хоруса» ничё такой.

  • demon4ik

    А было бы реально очень здорово.

  • Ivan Lashin

    Печатают на одном заводе, ляпов локализации не обнаружено.

  • Интересное правило, спасибо!
    У нас игроки, которым достаются лорды, стараются сменить роль на не-лорда при первой возможности.

  • Спасибо! Всё обязательно будет :}

  • С моей точки зрения, главной задачей локализции было сохранить верность канону в русском переводе. С этим «Звезда» (насколько я понял в меру своих ограниченных познаний в Партчетте) справилась прекрасно.

    Компоненты в русской версии оригинальные.

    Чтобы улавливать юмор, которым пестрит игра, потребуются познания английского выше среднего, так что русская версия будет предпочтительнее.

    В переводе текста карт есть неточности, исправление тут:
    http://tesera.ru/game/ankh_morpork/

    Учитывая отсутствие дополнений и даже намёков на них, однозначно рекомендую брать русскую версию.

  • Комиксы хорошие бывают.

  • Андрей

    Меня одно время сильно затянула мобильная версия Roll through the Ages — игралась она как раз в одиночку, хотя был режим и для двоих.

  • qV_

    Я правильно понял — в этой рубрике оценки будут по шестибалльной шкале?

  • Да.

  • zakonnic

    Игрушка веселая и тем веселее чем больше игроков. На самом деле можно долгое время скрывать свою тактику, потом в нужный момент сделать рывок к финишу и запастись охранными картами. Легче всего законтрить трех героев у котрых цель — доминирование. Но и они могут например, собрать целую пачку убийц, внезапно удалив конкурентов и укрепив позиции.

    Кстати, с обдумыванием вариантов и болтовней запросто выходит 2-3 часа, а не один.

  • Don_Fear

    Благодарю за наводку. Нужно глянуть)

  • Минск без Бу

    Имхо, нет.

  • Минск без Бу

    Спасибо за очередное удаление комментов, уже в 2ух темах.

  • Ничего не удалялось. У дискуса бывает такой глюк, к сожалению.

  • В этой теме какой пропал? Я не закрывал страницу, должен видеть его.

  • Существуют. Еще и соло-варгеймы бывают — серия Leader от DVG, к примеру (Hornet Leader, Phantom Leader, Thunderbolt Apache Leader и т.п.), практически симулятор командира подлодки The Hunters: German U-Boats at War, 1939-43, чудеснейший и сложный варгейм Fields of Fire, очень неплохой Field Commander: Rommel. Много их.

  • Я успел прочитать комментарий до того, как он исчез оО

    У нас «развод» с «закосом» под чужую роль пресекается простым способом: каждому игроку не дают победить ни одним из персонажей.
    Священно чтется обязанность не дать выиграть игроку слева, потому что он следующий за тобой :} Так что хотя к концу игры у многих и
    складываются предположения о ролях, это не так существенно, потому как перекрыть можно сразу все пути к победе.

    И что такое сетап 3х3?

  • Минск без Бу

    Вообще огромное преимущество получает игрок с госпожой Торт, т.к. он спокойно может косить под любого кого вытянул.
    Обычно все следят за всеми условиями победы. Можно косить под одного, все будут сливать килы и прочие карты на подавление, а потом бац, ты резко начинаешь выполнять другие условия.
    Иногда раш Силач канает. Еще до вскрытия «светлой колоды» занимается постройка со спамом слуг и ГГ(это еще и с картами слуг на руках и ссудой).

    Да, это я уже малость переиграл:) Имеется ввиду 3 человека.

    З.Ы. ждем Ужас Аркхэма и Игру престолов

  • Минск без Бу

    ближе к старым комментам, пост потерли и еще один про UT с моддерами.

  • Ну сам подумай, зачем его было бы удалять 🙂

  • Минск без Бу

    Ну понятно что маркетологам обидно, но и нам же ж тоже обидно.

  • Всё обязательно будет)
    К Ужасу Акрхема у меня вообще отношение особое. Упивался им года три подряд, но в конце концов от всей души возненавидел :}

  • Минск без Бу

    Почему? Стали хардмоды и фанатские сценарии траить? Или сыграли последний уровень в Elder sign?

  • Altos

    мне 25, но ни разу не играл в настолки. зато дикий фанат пратчетта. стоит начинать с этой игры?

  • Micromesistius Igneus

    Не согласен насчет «простого» Ваймса. Когда играет 4 опытных игрока — кончается обычно тем, что все объединяются в едином порыве против одного выскочки, и на ближайших ходах выигрывает другой.
    А вот ситуация с подсчетом очков вообще исключительная. У меня такое было 2 раза, а я в нее наиграл наверное больше 200 игр.

  • Да, стоит. В идеале — вначале сыграть в клубе, в магазине или на какой-нибудь игротеке с опытными людьми, но вполне можно и самостоятельно освоить.

  • Для нас игру свалил синдром Elder Scrolls: определяющую роль играет атмосфера и эффект погружения, но правила откровенно кривые, а иногда даже и ломанные, и через некоторое время не замечать это уже просто не получается. Потом начинается фаза активной установки плагинов (а в случае настолки — хоумрулов) в попытках залатать дыры, но в конце концов вся конструкция рушится под собственным весом.

  • Heimdall Jenkins

    А вторую игру по плоскому миру — «Ведьмы» рецензировать будете?

  • Mihail Talapov

    К несчастью для Анк-Морпорка, я поиграл в Chaos in Old World до него, по этому он был мной воспринят как бледная и полная случайности тень последнего.

  • Минск без Бу

    Например? Мы используем лишь доп правило, что порталы входят перевернутыми, и чтобы узнать что это за портал на него нужно встать.
    Я сначала подумал что атмосферу портит текст локаций типа — вы увидели пятнопрочитали свое имя потеряйте рассудок. Складывались комичные ситуации, когда полностью экипированный детектив, пропивал свои предметы, слонялся как бомж где не попадя, выхватывая пинки от банды Шелдона и святых отцов, при этом сохраняя один лишь нож. Кстати, в конце этот гад остался единственным выжившим, добив босса оружием вынутым из рук погибших товарищей 🙁

  • Сходства, несомненно есть, и «Хаос», конечно, круче в разы. Но и у него есть слабое место: совершенно неочевидный порядок фаз при доминации, коррупции и разрушении регионов, из-за которого суммы в 12-15 очков подчас зависят от небольшой частности в правилах (или, и того хуже, от конкретной интерпретации). Поэтому с не-хардкорщиками за него не засядешь.

  • У нас чем опытней игроки, тем меньше они поддаются имульсу «объединения против». Вместо этого каждый следит только за своим соседом слева, зато блокирует все условия победы для него. Соответственно, второй человек слева — это уже уже ответственность твоего соседа слева, а не твоя, потому что его ход будет последним. Из этого даже родилась мантра «игрок слева не должен выиграть» :]

  • Пока неясно, в планах немножко другие игры, да и жанр у нее не совсем мой. В первом приближении она кажется простоватой.

  • По энкаунтерам претензий у нас нет, немножко нелогичности и безумия — вполне в духе сеттинга. Буду вспоминать обиды навскидку, прошу прощения, если где-то ошибусь.

    1. По оригинальным правилам когда открываются врата, растёт Doom. Это перекашивает динамику: в начале игры Дум повышается, и проиграть легко, но если сыщикам удастся запечатать хотя бы парочку, игра замедляется. По логике динамика должна быть обратной: плавный старт и адреналиновый финиш. Кроме того, оригинальные правила делают бессмысленным закрывать врата, не запечатывая их — гарантирует рост Doom да и еще и тратишь кучу ходов.
    Мы поменяли правила на обратные:
    — новые ворота не приносят Дум, когда открываются
    — ворота, пытающиеся открыться на месте существующих, увеличивают Дум
    — ворота на месте запечатанных вызывают наплыв монстров
    Это сохраняло интригу до конца и исправляло проблему, при которой что-то интересное происходит только первые три-четыре хода.

    2. Terror-трек работает странно: обычно если он растёт, то весь и сразу, в итоге в городе открыто и работает либо всё, либо ничего. Мы делали его более медленным, если мне не изменяет память.

    3. Штрафы за смерть-безумие незначительные (пока не появились травмы)

    4. Финал через запечатывание всех ворот супер-унылый. Во-первых, игра кончается пшиком, во-вторых, если оптимизировать стратегию, то игроки либо только собирают улики и не качаются (чтобы победить по закрытию), либо, напротив, забивают на спасение мира и вооружаются до зубов (чтобы победить в бою). Интересней, когда нельзя забивать ни на то, ни на другое.
    Мы меняли так: если сыщики побеждают по закрытию, то они дерутся с боссом. Если Древний пробуждается сам, то сыщики все равно с ним дерутся, но его жизни удваиваются.

    5. Весь Kingsport Horror — одно сплошное недоразумение. В принципе, каждое дополнение понемногу портило игру, но это — самое чудовищное. По сути на доску Кингспорта нужно было выделять одного игрока, который слонялся по ней всю игру и был лишён возможности заниматься чем-то интересным.

    6. Из мелочей — не все локации оригинального поля достаточно задействуются в игре. В стабильных локациях энкаунтеры тянутся редко, особенно учитывая то, что лечение производится вместо энкаунтера.

    Как-то так.

  • Минск без Бу

    Используем Данвич и Фараона. Там как раз есть карты с 2умя глазиками, которая рушит подобные страты, а запечатанные врата могут открыться вновь. Есть боссы, при которых выгодно закрывать врата, не запечатывая их и в конце бороться с ослабленной версией.
    Обычно начало игры тратится на судорожные поиски Знаков Древних, а потом уже идет тотальная зачистка мобовпорталов.

    По поводу 5го пункта ничего сказать не могу, а вот 6ой — соглашусь насчет того что должен быть какой нить контакт в лечебках, иначе скучно.
    Очень понравилась механика в игре Клаустрофобия, подсерателя демона, и сейчас думаем о том, как адаптировать правила, дабы один игрок играл за Древнего, ну или Фараона, управляя нашествием на город, сам ставит порталы, направляет мобов и т.п. Но кстати из-за перечисленных выше пунктов, это тяжко сделать.

  • Ivan Belov

    Поздравляю, вы попали на баш. :))
    http://bash.im/quote/428417

  • StEx

    Погоняли вечерок с женой. Я так понимаю, на двоих игра почти всегда идет до конца колоды? А то для победы за контроль территорий надо контроллировать 7 территорий, а домиков у каждого игрока всего 6. И тогда Ваймс ну очень выгодная карта.

  • StEx

    А кто может посоветовать настолки на двоих, с учетом почти полностью отсутствующего опыта у игроков?