Рецензия на Phantom Doctrine

Автор: TOP

Интригующая, богатая на подводные течения эпоха холодной войны никогда не страдала от дефицита достойных – или хотя бы заметных – проектов. Call of Duty: Black Ops терроризировала чарты продаж, World in Conflict всерьез покушалась на звание лучшей RTS своего времени, Operation Flashpoint подмяла под себя целый поджанр, а творения маэстро Кодзимы… ну, сами понимаете.

Однако мало какая игра так глубоко ныряла в закулисные разборки разведывательных организаций, как Phantom Doctrine.

Шпион, который меня любил

Разработка: CreativeForge Games
Издание: Good Shepherd Entertainment
Жанры: Strategy (Tactics)/Turn-based/Isometric/3D
Похожие игры: Hard West, Invisible Inc., XCOM (серия)
Мультиплеер: (2-6) Internet
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

CreativeForge Games составила настоящую энциклопедию шпионской атрибутики. Под восхитительную музыку герои выкрадывают конфиденциальные документы, устраивают диверсии, печатают фальшивые деньги, подделывают паспорта, вскрывают вражеские ячейки, ищут информаторов, вкалывают химические препараты для обострения чувств и промывают мозги противникам.

Иначе никак: коварную организацию «Наблюдатель», замыслившую подчинить себе планету, по-хорошему передумать не убедишь. Чтобы остановить ее, бывшие члены ЦРУ, КГБ, Моссада, Mi-6 и иных влиятельных структур объединяются вместе под знаменем «Согласия» и разворачивают бурную подпольную деятельность.

Смотреть галерею скриншотов Phantom Doctrine

Роль кого-то из лидеров команды – американского либо советского агента – предстоит сыграть нам. Особо увлеченные личности, готовые пойти на второй круг после 40-часовой кампании, также получат израильтянина, охотящегося на недобитых нацистов. Варианты различаются предысторией, персонажами, развитием некоторых миссий и тем, что «кэгэбэшники» поначалу беседуют на русском языке, но затем переходят на чистейший английский: мы, мол, международная служба. В остальном нет резона ломать голову над дилеммой  – впечатления везде примерно одинаковые.

Прежде всего, и выходец из КГБ, и ветеран ЦРУ, и мстительный моссадовец обречены на бесконечные хлопоты по хозяйству. За базой, облюбованной «Согласием», нужен постоянный уход: пристроить новые помещения, модернизировать оборудование, нанять сотрудников, распределить их по рабочим местам (мастерская, печатный станок, радиостанция и т. д.) или послать в командировку, заказать поддельные документы и косметическую процедуру для «засветившихся» подопечных.

Кроме того, без нас не могут решить, чему обучать шпионов, достигших очередного уровня. «Перки» — допустим, бонусы к здоровью, набору опыта или использованию укрытий, ­- выпадают наобум; навыки же обращения с оружием, позволяющие, помимо прочего, обвешать «пушки» прицелами и глушителями, придется тренировать целенаправленно, отсылая агентов на курсы повышения квалификации.

Смотреть галерею скриншотов Phantom Doctrine

Наконец, за лидером решение о судьбе плененных членов «Наблюдателя». На ранних стадиях врагов автоматически допрашивают и убивают, однако технология MK ULTRA сильно расширяет диапазон. Пытки и казни, вживление датчиков и возвращение зомбированных сотрудников неприятеля в родные пенаты, перевербовка и подготовка к диверсии – опций полно.

Увы, практически каждый чих влетает в копеечку, которую нам дает отнюдь не дядя. Деньги идут от продажи лишнего оружия, добытого на спецоперациях, и крайне неторопливого размножения фальшивых купюр. В результате мы постоянно живем в стесненных условиях и экономим на любой мелочи, дабы накопить на лабораторию, где оперативников можно потчевать «химией», или на дополнительные койки для лазарета.

Вдобавок важно всегда держать заначку на экстренный случай. Наша активность не проходит незамеченной для «Наблюдателя», мечтающего стереть помеху с лица Земли. Начните пополнять ряды новобранцами, захватите парочку противников в плен, закройте глаза на вражескую ячейку под боком – и вот уже шкала угрозы заползает в красный сектор, сулящий нападения на базу, пропажу подчиненных или их гибель. После компрометации единственное разумное решение – за несколько тысяч долларов переехать в другой город.

Смотреть галерею скриншотов Phantom Doctrine

Ошибка резидента

Благо Phantom Doctrine кладет на стол карту чуть ли не целого мира. На ней не только потенциальные убежища – тут вспыхивают маячки, оповещающие о готовности информатора передать важные сведения, об обнаружении явки «Наблюдателя» и кознях его агентов. И, конечно, о доступных миссиях.

Отнюдь не на каждом задании необходимо наше прямое вмешательство. Кое-какие проблемы подручные решают самостоятельно, стоит лишь направить их на самолете в «кризисный» регион: выслушивают доносы, разведывают местность перед штурмом, следят за неприятелем и срывают его ранние планы.

Впрочем, значимые вылазки требуют личного участия «капитана корабля» и непосредственного руководства оперативниками. Быстро выясняется, что в тылу врага невыгодно, даже вредно поднимать шум или проявлять чрезмерную агрессию по отношению к советским милиционерам, французским жандармам, американскому офисному планктону, представителям «Наблюдателя» и иным обитателям подробно прорисованных многоуровневых карт. Мало того, что тревога взбудораживает апатичную охрану — на нее вскоре слетаются подкрепления и вооруженный пулеметом и ракетами вертолет.

Смотреть галерею скриншотов Phantom Doctrine

Эта банда крайне опасна сама по себе: ИИ нахально стреляет через полкарты, метко швыряет гранаты, обегает с флангов. Но еще страшнее дразнить компьютер при здешних правилах боев. CreativeForge Games отказалась от теории вероятностей и промахов с метра ради странного вальса попаданий и уклонений. В мире Phantom Doctrine спецагенты направляют пули ровно туда, куда пожелают, и всегда наносят урон неподвижной мишени. Хотя повреждения зависят от избранного «ствола», качества укрытия, брони жертвы и расстояния до нее, они все равно почти неизбежны. Исключений два: если подводит дальность стрельбы (очевидно, что пистолет не добьет до противоположного края района) и если у цели хватает такого ресурса, как «внимание», для уворота. В свою очередь, нападающий использует «внимание», к примеру, для прицельных атак, а чужую концентрацию снижает шквальным огнем.

Это лишь азы — нюансов хватит на целый сборник советов по прохождению. Разные режимы стрельбы, полные и частичные укрытия, спецумения вроде предупреждения напарника об угрозе и сиюсекундного восстановления «внимания», система дозора, позволяющая контролировать зоны… Phantom Doctrine не из простачков. Порой она вообще чрезмерно сложна: бойцам много свинца для упокоения не нужно, а негодяи, блуждающие где-то под «туманом войны», с момента срабатывания тревоги точно знают, где мы стоим, и часто укладывают полкоманды, пока мы не опомнились.

Чтобы не испытывать судьбу лишний раз и не терзать save-load (ветеранов-то жалко!), лучше проникать на объекты скрытно. Успели предварительно навести справки о локации? Замаскируйте кого-нибудь с «перком» «Актер» и, аккуратно минуя опытных шпионов «Наблюдателя», расчистите дорогу товарищам. Видеокамера мешает проникнуть в кабинет? Найдите и отключите управляющий ею терминал. Одинокий стражник мешает свободно пересечь коридор? Пошлите подопечного с запасом здоровья больше, чем у него, провести оглушение. Два охранника в комнате внимательно смотрят друг на друга? Отправьте молодцев с «пушками», оснащенными глушителями, на штурм.

Смотреть галерею скриншотов Phantom Doctrine

Подводных камней здесь тоже хватает. Скажем, исчезновение некоторых противников или гражданских вызывает панику у остальных, и те начинают обшаривать местность, включать потухшие камеры, уничтожать секретные документы (их мы используем в расследованиях, раскладывая на столе и протягивая ниточки между повторяющимися словами). Причем отличить тех, кого ринутся искать, от тех, чья судьба окружающим безразлична, затруднительно. Разве что редкие крутые профи, которых можно пленить, — «безопасный» вариант.

В придачу Phantom Doctrine не прочь завести нас в тупик. По поводу сюжетных заданий с запланированным включением сигнализации все понятно, но как насчет редких ситуаций, когда на систему управления камерами направлен подконтрольный ей объектив, и отключить видеосъемку незаметно нельзя? Подобные случаи — вполне разумные — не дружат с внутренней логикой игры.

Хотя обычно тут наоборот: фантастические по меркам реального мира допущения хорошо себя чувствуют в виртуальных декорациях. Оглушишь клерка в пустой комнате — телепаты с другого этажа поставят на уши целый район. Всучишь герою тяжелый пулемет — он его спрячет под рубашку. Пожелаешь избавиться от бездыханного тела — агент взмахом волшебной палочки дезинтегрирует его на атомы. Проложишь маршрут через закрытое окно — никого не заинтересует звон разбитого стекла.

С абсурдными допущениями отлично соседствует сюжет с ароматом клюквы и конспирологии. От того, как ловко в шпионские разборки вплетены Горбачев, Андропов, Кастро, подводная лодка K-429 и рейс 007 Korean Air Lines, губы невольно расплываются в ухмылке. Жаль, сама история плохо структурированная и мутная, словно не успевающие прогрузиться «шкурки» бойцов. Тонким слоем размазать ее аж на 40 часов и попросить пройти вторую кампанию для полного понимания обстановки — скверная мысль.

Вообще, искусственная затянутость выходит Phantom Doctrine боком, особенно из-за абсолютно мертвого мультиплеера. Огромное количество пауз, когда надо просто ждать, пока разведчики наведут справки об очередном ключевом персонаже, вынуждает регулярно иметь дело с однотипной зачисткой процедурно генерируемых явок «Наблюдателя», выскакивающих подобно прыщам, и совершать множество рутинных действий. Больше энергии, больше «движухи», больше разнообразия — и впечатление от польского проекта стало бы приятнее.

* * *

Тем не менее, о нем неохота писать гадости. Да, он с причудами, местами разбалансированный, нудноватый, явно рассчитанный на бюджет посолиднее. Но старание CreativeForge Games видно за версту: по напичканному интересными функциями геймплею, по обильной шпионской атрибутике, по хорошо прорисованным декорациям и отличной музыке.

А уж после того, как авторы патчами исправили самые лютые промашки, распугавшие публику в августе, причин проходить мимо Phantom Doctrine на очередной распродаже вовсе не осталось.

Оценка Riot Pixels70%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i3-2100/Phenom II X4 965
6 Гб памяти
GeForce GTX 550 Ti/Radeon HD 5770
35 Гб на винчестере

Core i5-4670K/FX-8320
16 Гб памяти
GeForce GTX 960/Radeon R9 290X
35 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Phantom Doctrine
Author Rating
41star1star1star1stargray
  • Я проникся таким отвращением к Hard West, что даже рад, что эта игра не выстрелила. Да, я плохой, простите (

  • olegdo

    У хард веста есть недостаток самый большой, это мир дикого запада. Я вот просто не переношу этот сеттинг. Поэтому и РДР2 никогда не куплю.

  • Haksaw

    Просто у тебя консоли нет, вот ты и бесишься! Напридумывают себе отмазок, гнусные пекари!

  • А мне Дикий Запад нравится, поэтому в начале мне было даже интересно в Hard West, но, когда начались демоны и чертовщина, меня просто начало выворачивать, настолько все убого выглядело.

  • Андрей Хотару

    Всё портит абсолютно невменяемая система обзора, когда ты можешь спокойно подойти к любому врагу и вырубить его, а он тебя так и не заметит.

  • zorg

    Скрытно проходить скучно, а штурмовать опасно и как-то не логично получается — стреляешь в людей только от скуки, а не из необходимости.

    Не сюжетные задания кажутся одинаковыми, а их немало. возня с базой и агентами мне понравилась, но на остальное не хочется тратить время, т.к. есть получше варианты.

  • olegdo

    Так и не все грязные консольные геймеры, смогли поиграть в РДР2 же…ибо мамка денег не дала.

  • olegdo

    Вот почитал везде коменты, теперь не моуг определиться. Играть или не играть. Ну и конечно пулеметы из трусов, в шпионском сеттинге смотрятся не уместно. Я так понимаю разделения на стелс миссии (город, нож заточка) и типа действия штурмовых групп (пампасы, хаки, пулеметы) нет. А это бы очень улучшило реализм.

  • maltshik

    При переезде в другой город базу с нуля надо отстраивать?
    По рецензии сложилось странное впечатление, что боевка очень интересная, до такой степени, что лучше ее палкой не трогать и обойти с помощью стелса. Без меня, наверное. Или со скидкой 75%.

  • Andys

    Хм, пожалуй уберу её на steamgifts из скрытого списка. Покупать не охота, но если прилетит халявно то можно попробовать

  • joik-best

    Перки выпадают на каждом новом уровне?

  • Выдумщик

    Нет, не нужно.
    Боёвка не то чтобы плохая, скорее довольно специфическая. Практически всю игру прошёл в стелсе, там, где было раскрытие, удавалось с небольшими потерями отступить. Играть было интересно и до патчей, сейчас совсем хорошо.

  • Bender

    можно пожелание по оформлению рецензии?
    чтобы увидеть дату выхода нужно переходить по ссылке и искать где-то там дату:
    > Вышла: см. карточку в базе

    это очень неудобно,
    можете сделать так чтобы вся инфа была в рецензии чтобы а не шастать по сайту в поисках даты?

  • Выдумщик

    В принципе она тоже совсем плохой не была — мистика не особо раздражала, идея с уворотами, как по мне, была даже более толковой, чем в Phantom Doctrine.
    Проблема Hard West была в том, что к 3/4 игры она становилась настолько скучной и однообразной, что доигрывать её даже ради сюжета не было желания.

  • Appleman

    Спасибо за рецензию. Вовремя 🙂

  • Schizoid

    Палец вверх, кому понравился Hard West!

    P.S. У меня к нему только одна претензия была — оптимизация — он прогревал мою видяху, как какой-нибудь ултра-бенчмарк — так, что она врубала полные обороты — при том, что на мониторе смотреть-то было особо не на что.

  • Boroda

    Типичное поведение игр на Unity, особенно индиподобных.

  • Aleksey Dyukov

    Remember
    https://uploads.disquscdn.com/images/6b8837076d6791355926d0511c7c6ac74861f31dc334e2356e1f344f5c1eca0b.jpg
    ?

    Hrendorf farm remembers!

  • Bender

    2018 можно смело назвать годом рекордсменом по количеству пошаговых тактик!!
    год расцвета turn-based strategy

  • zorg

    ага

  • vnGIL

    Онеме рулит!

  • Rabbid Plays

    Ага, так хотелось пострелять, а максимум зачистка комнаты…

  • Эх, сейчас бы добавить Серп и молот в цифровые магазины. Все-таки движок Silent Storm опередил свое время.

  • Anton Shvyrkov

    Вообще-то, разделение есть. Скажем, тяжёлый броник и каску надеть в город можно, но первый же бомж тебя спалит и позовёт милицию. Тоже самое и с трупами: в режиме iron man их прятать нельзя.

    Если ты под прикрытием (переоделся в официанта, к примеру), то больше пистолета взять с собой нельзя. Пулемёты, гранаты и т.п. — оставляем дома. И, даже, это не даёт гарантию от раскрытия — вражеские агнты спалят только так.

  • Top

    https://i.gyazo.com/354339a50fc64e69abf66fc856f2f41d.png

    Наверное, красиво в рецензии будет смотреться.)

  • Bender

    в этом случае нужно ориентироваться на целевую аудиторию кот. посещает ваш сайт.
    то есть указывать мировой релиз на PC по умолчанию.
    если игры на писи нет, тогда консольную PS дату

  • Трам-пам-пам

    «Я вот просто не переношу этот сеттинг и многие игроки».
    Не могу понять смысл фразы после слова «сеттинг».

  • Тарас Бульба

    Перечислите, пожалуйста, если не трудно!

  • Anton_Stalev

    Очень многим важно, когда она вышла в Южной Корее на пс3 конечно.

  • Drunk Jensen

    А также годом рекордсменом по отсутствию нормальных ААА синглов на пк.

  • Drunk Jensen

    Эта хрень, Battletech, Мутанты там какие-то.

  • maltshik

    O.O
    https://uploads.disquscdn.com/images/2eb030016c6f98924140c1ed442cc1028f410372d70b91cf8f7fb25a36041f0d.jpg

    Корнет, вы — женщина?!

  • art477

    причем доступная

  • Konstantin Kim

    WH40K Mechanicus ещё. И очередной Space Hulk.

  • maltshik

    Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон.

  • by3eJIok

    А что конкретно с диким западом не так? За что его можно так остро не любить, что игра сразу отметается, независимо от жанра и проработки?

  • nasher

    Это взаимосвязано ))))

  • by3eJIok

    Это они так шифруются, все позывные агентам, такое ощущение, придуманы нейросетью — чтобы ассоциаций ни у кого не возникало. Тагал, Апельсин, Гусар, Гримуар…

  • MK

    не стоит и про Jagged Alliance Rage забывать! Такой то рассвет

  • MK

    ну так бы сразу честно и написал, а то «сеттинг не люблю»

  • Nekto

    Battle Brothers же!!! Меня наконец отпустило, а то всю неделю провел за ними. Первую ночь знакомства вообще не спал, вторую спал 3 часа)

  • Александр Бенкендорф

    Рад что дело братьев Голлоп цветет и пахнет!
    Больше тактик хороших и разных (я в этот геймплей примерно с ~1990 года играю где их игры еще на спектруме блистали)
    Но всё равно жду Phoenix Point, даже второй икском играть не буду.

  • Выдумщик

    Жаль только, что не получил достойного развития/продолжения.

  • Выдумщик

    Миссии, где с самого начала надо спешно отступать вполне себе хороши — зачастую выбираешь — попробовать вытащить агента раненного в двух-трёх ходах от выхода или всё же бежать и точно сохранить оставшихся.

  • olegdo

    Я его не «не люблю». Просто он мне не вставляет от слова совсем. Лошади. салуны и так далее. Не все же люди ходят в кино на вестерны.

  • Taelitha

    да уж, в обгреватель она комп превращала на раз-два

  • Jay Dawson

    А мне нравится дикий запад, демоны и чертовщина, но в Hard West такая корявая тактика и скудная механика, что все это смотрится ИксКомом для бедных и быстро надоедает

  • Jay Dawson

    У меня отметаются все игры, сеттинг которых в данный момент мне не нравится. Например, вообще все WWI и WWII игры, и периодами — high fantasy и аниме-игры. И наоборот, вот играю в Abandon ship из-за культистов, хотя сама игра средненькая.

  • И чемпионом по отсутствию нормальных текстовых редакторов на консолях))

  • Гусары, молчать!

  • by3eJIok

    Понимаю, но все равно для меня такая категоричность, «дикий запад (лошади, салуны и так далее) => не играю», выглядит странно. Это все равно что «не играю (не смотрю, не читаю), потому, что тут есть деревья. Не люблю деревья». Ведь в том же HW (который мне тоже не понравился, но не из-за сеттинга), вестерн прикручен номинально, и можно легко представить эту игру в сеттинге киберпанка, только вместо салунов будут кибербары с подсветкой, вместо карт — импланты, вместо шестизарядных револьверов — шестизарядные бластеры. Я хочу сказать, что сеттинг — это часто просто оболочка, мало затрагивающая саму игру и ее структуру.

  • nasher

    На игру кстати сейчас приличные скидки

  • Konstantin Kim

    Форза есть, ААА не надо.

  • olegdo

    Здрасте приехали… сеттинг не главное)) Что книги, что игры, мир произведения играет большую роль.

  • Shogun Toetomi

    Сеттинг определяет условности игры, ващет, а это немаловажно.
    Другими словами, Rome Total War и Warhammer Total War, как бы об одном, вот только, если добавить колдунов в Rome, это уже будет фэнтези, а не симулятор истории, и очень много игроков отхлынет.
    Я люблю Rome Total War, но даже не интересуюсь Warhammer Total War.

  • zorg

    Xenonauts 2

  • Антон Ариманов

    Она прошлого года. Сам недавно залипал)

  • Hater

    Я бы остановился на самой первой дате выхода. Вот напротив фильмов всегда пишут одну какую-то дату, хотя между первым фестивальным показом и широким прокатом хоть где-то может больше года проходить.

  • Александр Бенкендорф

    Мне и первые не зашли, как то бездуховно чтоли

  • by3eJIok

    Вспоминается роман Лондона «Мартин Иден», где главный герой, начинающий писатель, пытается пробиться сквозь редакторов — пишет много, как проклятый, и в процессе разрабатывает систему сюжетов, приемов, с помощью которой он начинает писать еще больше. Можно сказать, что он меняет сеттинги как перчатки.
    Или «Сердца трех», где в предисловии Лондон прямо говорит о том, что этот приключенческий роман написан на заказ — по схеме от заказчика.
    Или тот же Гиляровский, его «Москва и москвичи», где общество писателей, каждый со своими расценками, пишут для владельцев театров и книгоиздателей, точно так же — по схеме.
    Даже само слово, сеттинг, его значение — оболочка, обстановка, окружение, набор внешних данных.