“Мор. Утопия Classic HD”: без покрова ностальгии

logo-mor-utopia-classic-hdАвтор: SNOR

Творчество Ice-Pick Lodge всегда напоминало мне абстрактную живопись от мира игр. В галереях ценители с довольным видом рассматривают висящий на стенах цветовой сумбур, восхищаются замыслом и талантом художника, высокомерно относясь ко всякому, кто прямо заявляет, что ничего не понял. И дело даже не в желании выставить себя великими знатоками – человеку свойственно искать глубокий смысл в любом произведении. А уж если произведение активно к этому подталкивает, не миновать ему звания шедевра – BioShock Infinite яркий тому пример.

«Мор. Утопия» – пожалуй, самая известная и значимая работа московского коллектива, сейчас занимающегося ее ремейком. Однако он будет готов лишь в следующем году, а пока в Steam появилось HD-переиздание. Конечно, в первую очередь оно предназначено для преданных фанатов, которым нужен оригинал без “танцев с бубном” на современной машине. Мне бы хотелось провести большое и серьезное сравнение, но писать в нём не о чем. «Мор. Утопия Classic HD» –  та самая «Мор. Утопия» , только с поддержкой широких мониторов, переделанной с нуля английской версией, более четкими текстурами и парой отсутствовавших раньше спецэффектов. И, разумеется, освобожденная от неприятных “багов”, досаждавших в старом варианте.

Но раз уж у знаменитого творения Ice-Pick Lodge началась вторая жизнь, многие наверняка познакомятся с ним именно теперь. Поэтому и я взгляну на него так, словно это наша первая встреча. А сравнительный анализ прибережём до выхода ремейка.

Невероятные приключения медиков в степи

Разработка: Ice-Pick Lodge, General Arcade
Издание: Gambitious Digital Entertainment
Жанры: Action (Shooter)/Adventure/Survival/1st Person/3D
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

В глухой степи, далеко-далеко от цивилизации, притаился маленький провинциальный городок. Нравы в нём царят поистине средневековые: всем заправляют три могущественные семьи, население в основном темное, необразованное и некультурное, причем немалая его доля – дикие степняки, искренне верящие во всякую чертовщину. Не отстает от них и верхушка – недавно погибший правитель слыл бессмертным колдуном, в каждом правящем клане есть своя ясновидящая, а о существовании демонов на глиняных ногах тут говорят как о чем-то обыденном, что очень лихо контрастирует с наличием завода и канализации.

Увы, часть суеверий оказались чистой правдой – в округе вспыхнула эпидемия чудовищной болезни, известной среди степняков как Песочная Язва. По воле обстоятельств сюда попали трое непохожих людей, вступивших с заразой в неравный бой. Бакалавр Даниил Данковский, светило столичной медицины, полагается в этой битве на современную науку; гаруспик (местный знахарь и хирург) Артемий Бурах сочетает традиции своей древней профессии с новыми веяниями; наконец, юная девушка по прозвищу Самозванка владеет магией и крепко верит в чудо. Кстати, поиграть за нее дадут лишь после прохождения кем-то из мужчин – разработчики считают, что историю необходимо увидеть с разных сторон.

Смотреть галерею скриншотов “Мор. Утопия Classic HD”

И я приветствовал бы такой вдумчивый подход, но… дельной истории-то и нет. Странный город служит декорациями к не менее странному рассказу, в котором интересные личности и неплохие диалоги уживаются с безумными поворотами сюжета, порой оправдываемыми совершенно немыслимым образом. У каждого из героев своя роль в «спектакле», но ерунды, к сожалению, с лихвой хватит на всех.

Самое обидное, что хорошее и плохое намешано тут слоями. Перипетии затягивают и интригуют, неразгаданные тайны манят и тревожат, а беседы с ключевыми персонажами иногда доставляют массу удовольствия. Вы непременно оцените неповторимый степной колорит – достаточно посмотреть на бескрайнее море желтоватой травы и послушать красивый этнический мотив. Но потом – р-р-раз, и очередная выходка игры поставит на атмосфере жирный крест. «Наркоманские» философствования и мутные пророчества? Облака морового тумана, прицельно летящие в героя? Дети, которые знают что-то обо всех и живут в существующей вопреки законам физики волшебной башне?

Беспорядок дня

Войну с болезнью Ice-Pick Lodge подает как детективное расследование, так что наше основное занятие – беготня по открытому миру от одного “говорящего” жителя к другому. К середине игры можно изучить умирающий город вдоль и поперек, но все равно без регулярных поглядываний на карту не обойтись. В лабиринте узких улочек легко заплутать – типовая архитектура и обилие повторяющихся “кусков” сполна об этом позаботились. Вообще, большая часть окружения выглядит попросту бедно – вечно затянутый туманом ландшафт напрочь лишен мелких деталей, и неудивительно, что все подворотни похожи друг на друга.

Смотреть галерею скриншотов “Мор. Утопия Classic HD”

Кроме одинаковых домов, нам мешают постоянно возникающие на пути невысокие, но почему-то непреодолимые заборы. Это было бы не так уж важно, однако ходить нужно быстро. В отличие от большинства адвенчур, “Мор. Утопия” заставляет внимательно следить за временем и жестоко наказывает неторопливых. Спустя 12 игровых дней, каждый из которых занимает два реальных часа, все закончится. Впрочем, загубить кого-нибудь можно и раньше, не выполнив главное задание на день.

Идея, мягко говоря, спорная. Зато игнорирование побочных квестов не приведет к настолько ужасным результатам – они просто пропадут из дневника с наступлением следующих суток, лишив нас возможной награды, а то и каких-нибудь серьезных последствий. Авторы, видимо, очень хотели показать, что город живет своей жизнью, не обращая особого внимания на невольных спасителей. Только вот сериям Fallout, Gothic и TES как-то удавалось передать это и без надоедливого и нелогичного таймера, механически и без обоснованных причин обрубающего дополнительные сюжетные линии.

На улицах действительно частенько что-то происходит. Бандиты, распоясавшиеся с приходом эпидемии, нападают на горожан, в зараженных кварталах патрульные воюют с потерявшими разум больными, повсюду шныряют крысы… Чтобы выжить в такой обстановке, надо периодически есть, спать, поддерживать в порядке иммунную систему и всегда держать под рукой огнестрельное оружие. Хотя и оно не спасает: ужасная “кривая” стрельба вынуждает мучить кнопку быстрой загрузки – не в случае смерти, так в попытках сохранить немного драгоценных боеприпасов.

Смотреть галерею скриншотов “Мор. Утопия Classic HD”

Добыть лекарства и пропитание тоже нелегко – что аптекари дерут бешеные деньги, что продавцы в гастрономах. Вот и приходится подрабатывать, бегая туда-сюда по поручениям правителей, их родственников и прочих важных фигур. Доходит до абсурда – например, бакалавр Данковский, официально назначенный ответственным за борьбу с эпидемией, обшаривает помойки, чтобы найти себе средства на еду и выменять на мусор таблетки и патроны у гуляющих по тротуарам детишек.

Вездесущий жуткий диссонанс между историей и нарративом достойно дополняет многочисленные сюжетные бредни, окончательно превращая серьезную вроде бы драму в переполненный Глубоким Смыслом™ сумасшедший цирк. Можно, конечно, вытерпеть недоработки, глупости и условности, прорвавшись в результате к запутанным, ничего не объясняющим концовкам. Но лучше не ввязываться в спор о художественной ценности “Белого центра” и “Черного квадрата”.

Оценка Riot PixelsN/A%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Pentium 4/Athlon XP 2,3 ГГц
2 Гб памяти
GeForce 210/Radeon HD 4890
2 Гб на винчестере

Core 2 Duo/Athlon x2 2,4 ГГц
2 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
2 Гб на винчестере