Рецензия на Pathfinder: Kingmaker

Автор: SNOR

Under the Mountain dark and tall
The King has come unto his hall!
His foe is dead, the Worm of Dread,
And ever so his foes shall fall.
R. R. Tolkien, “The Hobbit”

В тридевятом царстве, в тридесятом государстве правил мудрый властитель. Он был дальновиден, благороден и милосерден, его казна ломилась от добра, а подданные благоденствовали… Быть может, все было совсем не так – не станем же мы воспринимать всерьез записи заведомо ангажированного придворного летописца? Весьма вероятно, что на самом деле владыка был жесток и беспринципен, забирал у бедствующих крестьян последнее, не утруждал себя решением проблем населения, вовсю пользовался правом первой ночи и резал несогласных направо и налево. Pathfinder: Kingmaker допускает разные варианты, ведь эта до крайности масштабная и амбициозная ролевая игра посвящена именно созданию собственного королевства.

Казалось бы, российская студия Owlcat Games подошла к делу серьезно: использовала правила популярной “настолки”, привлекла к работе над проектом Криса Авеллона и Инона Зура… Однако результат получился, мягко говоря, противоречивым.

Очень приятно, царь

Разработка: Owlcat Games
Издание: Deep Silver
Жанры: RPG/Managerial/Pausable real-time/Isometric/3D
Похожие игры: Expeditions: Viking, Tyranny, Baldur’s Gate (серия), Pillars of Eternity (серия), Dragon Age (серия)
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Как и последние работы Obsidian, Pathfinder: Kingmaker подчеркнуто старомодна. Но если та же Pillars of Eternity была своего рода переосмыслением классики, пусть и с бесконечными реверансами в ее сторону, то творение Owlcat Games подражает старинным хитам куда более явно и прямо. Авторы называют ключевым источником вдохновения знаменитую серию Baldur’s Gate, и характерные особенности видны повсюду, от интерфейса и ролевой системы до настроения – эдакое “фэнтезийно-сказочное приключение” в духе романов Роберта Сальваторе о беглом темном эльфе.

Надо сказать, схожесть механики закономерна. Kingmaker основана на одноименной серии модулей для настольной Pathfinder, а та, в свою очередь, представляет собой дополненную и переработанную версию свода правил DnD 3.5. Конечно, между этой системой и некогда распространенной в видеоиграх второй редакцией DnD пролегает пропасть времени и всяческих модификаций, но преемственность заметна невооруженным глазом; фундаментальные принципы наверняка покажутся знакомыми любому, кто провел какое-то время на виртуальных просторах Фаэруна.

Мир Голарион, придуманный для все той же “настолки”, имеет немало общего с Forgotten Realms. Здесь тоже в самом разгаре “волшебное” средневековье, и многочисленные державы без конца выясняют отношения мечом и магией; на улице можно встретить халфлинга, эльфа или даже полуорка с внушительными клыками, а дварфов ни в коем разе не стоит путать с гномами; во всяких темных кавернах и покинутых шахтах нередко обитают кобольды и гоблины, которым, несмотря на относительную разумность, положено быть коварными и злобными по расовому признаку… Эту вселенную не назовешь непроработанной – тут и длинная история, и непохожие культуры, и исчезнувшие цивилизации древности, и обширный пантеон преследующих свои мутные цели богов, но выглядит она какой-то на редкость “базовой”, а прямые заимствования усиливают неприятное впечатление.

Смотреть галерею скриншотов Pathfinder: Kingmaker

В подробностях мы будем лицезреть лишь маленький кусочек Голариона – дикую и крайне негостеприимную глухомань под названием Украденные земли. Разобрать, кто и у кого их украл, крайне сложно. Каждая из соседних стран испокон веков считала этот клочок земли своей собственностью, только полноценно осваивать и заселять его никому не хотелось – дорого, муторно и остальные не поймут. Вот и получилась странная ничейная территория, где хозяйничают дикие звери, чудовища и бандиты.

Естественно, вечно такое подвешенное состояние существовать не могло, гордиевы узлы кто-нибудь рано или поздно разрубает. В граничащем с “нейтральной полосой” Бревое накалилась обстановка – в государстве, когда-то давно насильно слепленном из двух независимых королевств, того и гляди закипит кровопролитная гражданская война. Готовясь к этому волнующему событию, одна из противоборствующих сторон решила обзавестись дополнительным союзником, да таким, чтобы был под боком в случае нужды. И кинула клич отважным героям – мол, кто вышибет могущественного разбойничьего атамана из Украденных земель, тому они и достанутся. Вместе с дворянским титулом, конечно; негоже ведь обычному простолюдину руководить целым регионом.

Смотреть галерею скриншотов Pathfinder: Kingmaker

Этот момент – отправная точка нашей великой эпопеи. Pathfinder: Kingmaker показывает историю необстрелянного правителя обстоятельно и последовательно, с самого начала. Перед ним (или перед ней) лежит очень долгий путь. Отвоевать территорию у бандитов, возглавив отряд наемных авантюристов – сравнительно короткий вступительный этап (да, 15-20 часов по местным меркам – совсем уж несерьезная мелочь), после которого свежеиспеченный аристократ воссядет на солидный деревянный трон в качестве вассала Бревоя; суверенитет и сверкающая корона ждут лишь в отдаленном будущем. Само собой, наличие собственного дворца и армии не отменяет “приключенческой” деятельности. Властитель непременно будет управлять своими землями, проводить аудиенции и раздавать указания, а кроме того – странствовать по глобальной карте в компании верных соратников, находить новые локации, рубить на части опасных монстров, исследовать заброшенные руины и выполнять квесты.

В путешествиях царит старообрядческий “хардкор”. Вес общего “инвентаря” влияет на скорость передвижения и утомления героев, а силы и “потраченные” заклинания необходимо восстанавливать на привалах – для этого нужны особые припасы, как в первой Pillars of Eternity. Правда, таскать с собой горы еды имеет смысл разве что в глубокие подземелья, благо на поверхности всегда дают отправить подходящего компаньона на охоту. Распределение обязанностей в лагере напоминает Expeditions: Viking (один готовит ужин, другой стоит на стреме, третий маскирует спальники ветками), причем сделано удобнее и разумнее – мы не водим с собой всю “банду” постоянно, порой возникают поводы пересмотреть состав “великолепной шестерки” и обозначить роли иначе. Занятными получились и сражения. Сильный акцент на “предварительные баффы” несколько утомляет, и все же благодаря обилию возможностей и могучих оппонентов воевать не надоедает долго. Как, кстати, и смотреть на пейзажи – да, это не Pillars of Eternity 2 и не Tides of Numenera, но нарисовано всё мило.

Смотреть галерею скриншотов Pathfinder: Kingmaker

Стратегический режим слегка похож на управление орденом из Dragon Age: Inquisition – карточки с событиями и разными проектами, раздача их советникам… Только реализация куда серьезнее. Важных должностей в правительстве полно, и со временем их количество растет: регент, генерал, канцлер, верховный жрец, казначей, хранитель порядка, дипломат, куратор по вопросам культуры, даже специальный министр, отвечающий за шпионаж. Кого на них назначать, мы решаем сами – это могут быть и сопартийцы, и какие-нибудь встреченные в мире персонажи, которых удалось убедить занять пост. Многие вопросы советникам не по зубам – их надо разрешать лично, отправляясь в походы. Вдобавок королевство положено развивать: захватывать брать под свою юрисдикцию соседние районы, строить поселения (да, вплоть до отдельных зданий), “прокачивать” характеристики вроде экономики, армии и религии. Пускать на самотек управленческие дела чревато; менеджмент – не просто “атмосферная” надстройка, государство с ленивым главой неизбежно придет в упадок и рухнет с концами, заставив загружать сохранение.

Безоблачное правление, впрочем, не светит никому, в том числе и самым деятельным. Разные беды безостановочно осаждают нас со всех сторон: то в лесах обнаглеют феи, не давая крестьянам прохода, то масштабное нашествие троллей потребует срочного вмешательства, то колдовская эпидемия начнет превращать подданных в кошмарных чудовищ, то племена диких северных варваров внезапно перекочуют к границе… На некоторых квестах висят “будильники”, другие планомерно разрушают королевство до тех пор, пока не будут выполнены – короче, вечную нехватку государева времени Pathfinder: Kingmaker передает замечательно, здесь часто возникает желание разорваться, чтобы хоть как-то поспеть за растущим клубком проблем. И ничего не поделаешь – как говорили в известном анекдоте, “место проклятое”. Проклятия серьезно задействованы в сюжете – так уж вышло, что Украденные земли служат для них плодородной почвой. Жаль, что самый страшный сглаз, судя по всему, пал непосредственно на саму игру.

Смотреть галерею скриншотов Pathfinder: Kingmaker

Чтобы оценить масштаб катастрофы в полной мере, уйдет значительно больше сотни часов, однако тревожные знаки проскальзывают уже на экране создания героя. Позаимствованная из “настолки” ролевая часть страдает извечными DnD-недостатками вроде кучи бесполезных заклинаний, и все же любопытна: уйма интересных классов, которые позволено сочетать в одном персонаже чуть ли не произвольным образом, богатый набор “перков”, множество тонкостей и нюансов. И вникать в них предстоит, подолгу копаясь в энциклопедиях на специализированных сайтах, – понять из внутриигровых данных, как работают определенные вещи, решительно невозможно. Недостает информативности и бестиарию – собственно, он вообще абсолютно бесполезен, вопреки уверениям загрузочных подсказок. А описания всяких умений и прочего, похоже, напрямую копировали из книги правил – изучая их, регулярно натыкаешься на перлы типа “объявите, что используете способность перед броском, и сложите то-то и то-то”. Несущественный штрих, а ведь как много он говорит о подходе к делу…

Странные дизайнерские решения буквально пронизывают Pathfinder: Kingmaker. Ряд заданий щеголяет невидимыми таймерами, и игра даже не думает намекнуть, что вот тут неплохо бы поспешить. Некоторые показывают оставшееся время точно… но беда может взять и разразиться за месяц (!) до назначенного срока. Отдельным тварям так выкрутили параметры, что их почти нереально убить, не прибегая к разного рода “эксплойтам” – и в их числе сюжетные “боссы”. Проверками навыков в диалогах и текстовых приключениях верховодит его величество случай – требования, как правило, высоки, и кубик с диким разбросом результатов превращает происходящее в лотерею. Ну или в фестиваль перезагрузок, при наличии внушительных запасов целеустремленности и терпения. В глобальном управлении обойтись без такого фестиваля совсем затруднительно: проклятые броски решают не меньше, чем выбор правильного советника, а ухудшение общего состояния вешает на них ощутимые штрафы. Получилась система, толком не рассчитанная на неудачи, – пытаясь по-честному вытащить страну из тяжелого положения, вы скорее всего закопаете ее еще глубже. Для полного счастья в каком-нибудь важном квесте могут попросту не указать целевую локацию, вынуждая обойти половину Украденных земель в поисках.

Смотреть галерею скриншотов Pathfinder: Kingmaker

И все это великолепие омывает широкое… да что там – бескрайнее море “багов”. Способности не работают, заклинания не оказывают нужный эффект, квесты не стартуют вовсе, зависают на каком-нибудь этапе или отчаянно “глючат”, порождая форменный балаган, несчастное королевство гибнет из-за действий давно побежденных нами врагов, мертвые люди воскресают и недоуменно хлопают глазами в самых неожиданных местах… К чести авторов нужно отметить, что над правками они пашут неутомимо, да вот на тестирование, видимо, времени не хватает – почти каждый “фикс” попутно ломает что-нибудь новое. Обычно я придерживаюсь мнения, что при желании можно починить все что угодно, но здесь сомнения лезут в голову поневоле.

А самое печальное, что ждать “заплаток” с замиранием сердца, по большому счету, незачем: Pathfinder: Kingmaker – типичное незамысловатое “героическое фэнтези” с гипертрофированными плоскими персонажами и наивными темами. Да, оно написано неплохим языком, в нем есть удачные моменты и запоминающиеся действующие лица (скажем, проповедующий безысходностьTM дварф-жрец), однако в целом эта история просто не стоит страданий, которые необходимо вытерпеть ради нее. Эмоциональная привязанность к напарникам? Хорошо, если они соизволят нормально поговорить с вами три-четыре раза (за 160-180 часов!). Любовные линии? Я не смог увидеть ни одной, и до сих пор не представляю, “баг это или фича”. Сюжетные повороты? Пфф…

* * *

Хотите ощутить тяжкое бремя лидерства? Запустите замечательную Expeditions: Viking или окунитесь в жестокую драму The Banner Saga. Только не ходите править Украденными землями. “Место проклятое”…

Оценка Riot Pixels65%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Celeron 1037U/A4-5000
4 Гб памяти
встроенная видеокарта
30 Гб на винчестере

Core i7/Phenom II x4
8 Гб памяти
GeForce GTX 960M/Radeon HD 5770
30 Гб на винчестере