Впечатления: PaRappa the Rapper Remastered

Автор: ЯРОСЛАВ ГАФНЕР

Японцы – законодатели моды во всем, что касается балаганно-цирковых и позерских игр. И не только, если окунуться в прошлое, – в начале 90-х Хироси Ямаути, тогдашний президент Nintendo, всерьез поднимал на смех коллег из Nintendo of America, когда те пытались доказать, что грандиозные игры могут делать и за пределами Страны барабанов тайко и бумажных зонтиков. Доля правды в шокирующем самомнении Ямаути была – его соотечественники и впрямь долгое время находились на пике индустрии, изобретая новые жанры. Как, например, в случае PaRappa the Rapper – почетной прабабушки Dance Dance Revolution, Beatmania и Guitar Hero. Этой весной Sony переиздала аркаду на PS4 с приставкой Remastered, и судя по ней, для некоторых консервативных гениев на календаре по-прежнему 1997 год.

Каляка-маляка

Разработка: NanaOn-Sha
Издание: Sony Interactive Entertainment
Жанры: Arcade (Rhythm)/3D
Похожие игры: Digital Dance Mix Vol.1: Namie Amuro, Vib-Ribbon
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PlayStation 4

Обычно ее называют первой в своем роде ритм-игрой, но это все равно что утверждать, будто QTE появились в Shenmue (под другим названием они встречались и в более ранних beat ‘em up). Обычно само развитие поп-культуры подталкивает сразу нескольких визионеров к одной и той же революционной идее, и кому-то удается развить ее лучше, тогда как другие не осознают весь потенциал. Одновременно с PaRappa the Rapper на Saturn вышла Digital Dance Mix Vol.1: Namie Amuro от многоопытной Sega AM2 и Ю Судзуки. Но в ней своевременное нажатие на кнопочки в такт едущим по нотной строчке символам составляло суть лишь одного из режимов, а в PaRappa the Rapper это стало фундаментом.

Создатели игры – токийский поп-музыкант Масая Мацура, сотрудничавший с Sony (компания всегда была крупной фигурой в звукозаписывающей индустрии), и художник из Нью-Йорка Родни Гринблат, иллюстратор детских книжек и дизайнер игрушек. Хороший музыкальный вкус Мацуры и чудные пропорции рисунков Гринблата помогли сложиться творческому дуэту, и на свет появилась аркада с трехмерным окружением и «бумажными» персонажами, как в Paper Mario. Плотное и плоское на удивление прекрасно гармонировали, вызывая искреннее восхищение, на первый взгляд, детской мазней. Дошло до того, что пёсик PaRappa, главный герой PaRappa the Rapper, стал талисманом PS1 наряду с Крэшем.

Смотреть галерею скриншотов PaRappa the Rapper Remastered

Но привлекательная графика – только половина успеха, не правда ли? Мацуре помогло отсутствие авторитетов и ориентиров и острое желание подружить геймплей с песнями. Сначала он хотел «привязать» кнопки геймпада к определенным словам, однако этот путь вел к насильственным ограничениям. В конце концов он пришел к такой мысли: в строчке четыре такта, в каждом – четыре доли, давайте-ка выведем на экран соответствующую полоску и предложим игрокам метить в ноты. Музыканту это казалось сущим пустяком – попадать в ритм с ничтожными (для обычного уха) временными интервалами. И, несмотря на то, что геймплей представлялся умилительно простым, для аудитории забава стала сущей мукой.

Возьмем для примера ритм-секцию из Yakuza 5 (история ангелочка Харуки Савамуры). Можно зазеваться и все равно «вписаться» в бит, вдобавок есть визуальные подсказки и показана продолжительность нот – зажал, держи и получай очки. PaRappa the Rapper таких очевидных элементов лишена, хотя пара функций из переиздания (вибрация и увеличение индикатора на экране) облегчают задачу.

Еще стоит упомянуть вот что – PaRappa the Rapper делали с расчетом на CRT-телевизоры. При выводе сигнала на HDTV (ну вдруг ностальгия заела, а диск очень кстати под рукой?) появлялась ощутимая задержка. Как в плохо оптимизированном файтинге, где бесит, что боец не сразу откликается на команду.

Смотреть галерею скриншотов PaRappa the Rapper Remastered

Remastered-версию тоже активно обвиняют в «сломанном» отклике – говорят даже, что разработчикам «мишка на ухо наступил». На мой взгляд, проблема — в чудовищной по меркам современных ритм-игр сложности. Sony оставила нетронутым геймплей, античное меню, запутанное и нелогичное, и ролики с PS1 (качество… ну, сами представляете, какое), а добавила лишь текстуры высокого разрешения и секцию с биографиями авторов оригинальной версии, плюс осовременила звук и включила ремиксы с PSP-ремейка.

Приключения щенка летально устарели – «туториал», скажем, не учит совершенно ничему. За скобками остается главный «хук» по набору баллов – если в промежутках между нажатиями на шесть основных кнопок вставлять собственные движения (например, многократно дублируя нужную «ноту»), так сказать, импровизировать, то счетчик чудесным образом рванет вверх.

В PaRappa the Rapper шесть уровней, и на каждом герой берет урок у «сэнсэя», будь то старичок-луковица из додзё или курица с кулинарного шоу. Цель – повторять фразы учителя. Если схалтурите – рейтинг поползет от Good к Bad, а там и до Awful пара шагов. Пользуясь упомянутой техникой, вы разом доберетесь до Cool, арена изменится, и мастер предложит завершить песню самостоятельно.

Смотреть галерею скриншотов PaRappa the Rapper Remastered

В 90-е многие забрасывали PaRappa the Rapper после непроходимого «баттла» с наседкой (из-за синкопированного ритма), но все равно сохранили теплые чувства к щенку и компании его забавных друзей-подростков. Как же – броские тинейджеры, модный среди молодежи тех лет рэп, уйма пародийных и юмористических элементов, короче, упакованная в один CD выжимка «крутости», что символизировала PS1. Только в Японии PaRappa the Rapper разлетелась тиражом свыше миллиона копий, позволив Мацуре и дальше делать экспериментальные музыкальные игры, среди которых особенно выделяется Vib-Ribbon – смесь «платформера» и ритм-аркады в обрамлении векторных линий с курьезной крольчихой Vibri, скачущей по волнам аккордов. На стыке столетий ее почти никто не заметил, однако прорывная идея генерации уровней на основе засунутого в консоль компакт-диска (любого) впоследствии была подхвачена и мастерски развита автором Audiosurf.

* * *

Вирус и инфекция — для поколения второй половины 90-х, ничего особенного – для искушенных современных игроков. Что тут добавить… игры, даже революционные, зачастую скоропортящийся товар.

Оценка Riot PixelsN/A

  • ennead

    Ярослав, так ты и в оригинал играл?)

  • Slauka

    Почему эту игру не запретили? Читается, как Параппа «Насильник». Parappa The RAPE r)

  • ParasaitoShinguru

    Это японская игра же, кто её запретит?
    https://i.imgur.com/TDVOr.jpg

  • Helso

    Какая страшная рисовка! Такое даже и в ночном кошмаре не приснится, эту игру под кислотой делали?

  • ParasaitoShinguru

    Это ты просто Gitaroo Man не видел.
    https://youtu.be/hrshPebBVUY?t=99

  • Scrawder Man

    https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/97/ea/2c/97ea2c18581c95c62dff0200c23fa348.jpg

  • Scrawder Man

    https://uploads.disquscdn.com/images/e6d6970a3252f93ae389814acdbd00f2ec887c3c437ab98fc3619c339ebb871b.jpg

  • Helso

    Жуть какая

  • Maxim Max

    Это что-то на уровне первого Sonic Adventure DX или даже выше.

  • Maxim Max

    https://games.mail.ru/pic/pc/gallery/2a/07/28a6d9b2.jpeg

  • ennead

    у них просто английский получше твоего будет
    https://image.prntscr.com/image/EnGqVUx3QG6c0nhD5zUQWA.png
    https://image.prntscr.com/image/OJt6M1TDQbmL3GG7fTpUng.png

  • Slauka

    https://www.youtube.com/watch?v=1Im8YD_HKZc

  • Slauka

    Не жалко потраченного времени?

  • Выдумщик

    Оригинал был отличный. Второй уровень был связан с получением прав, когда я получал собственные, то в голове долго крутилась эта песенка.
    Игра была заброшена на последнем уровне, хотя больше всего я намаялся на уровне с жабой.

    Помимо этого был забавный спинофф UmJammer Lammy — уровень с младенцами тоже был весьма запоминающийся.

  • Дмитрий Волков

    Играл только в демо-версию с ребёнком. Это там уровень с луковицей.
    Ребёнку крайне понравилось — песня суперская, ритм отличный, мультипликация классная. Прошли раз 10 эту короткую демку. С удовольствием бы взял полную версию и другим бы рекомендовал, но цена почти под штукарь рублей — как то жирно слишком…

  • ParasaitoShinguru

    Я бы в таком деле гуглу не стал доверять.
    http://i.imgur.com/FUjtAbI.png

  • Цветок изнасилования? Похоже, не только я смотрел слишком много анимэ, но и гугл =)

  • Shepgrade

    АААААА ты порочишь образ богини!
    http://i.imgur.com/wYJNnJH.gif
    мои чувства уже почти оскорблены

  • ParasaitoShinguru

    Извини, я из конкурирующей секты. Моя богиня другая Харухи.
    https://i.ytimg.com/vi/3hVBRcwa3DA/hqdefault.jpg

  • Yaroslav Gafner

    ага

  • Shepgrade

    развелось еретиков..

  • realavt

    У японцев вообще тяга к откровенно уродливым дизайнам. Я не знаю, почему им кажется это забавным или симпатичным…

  • Haru

    Ну это вроде как почти из писания…

  • Scrawder Man

    Всегда лулзы ловил играя в FS 17 с транслейтером. «засыпьте изнасилование в сеялку», «как только изнасилование вырастит, соберите его», «в этом трейлере можно перевозить ячмень, овес, пшеницу и и изнасилование».

  • Дмитрий Кузьмин

    Какая радость, что в своё время мне не попал в руки этот кошмар на соньке.. На ютубе посмотреть поугарать, да, но как в это играли, я хз.

  • ennead

    Там была минута от силы

  • ennead

    Неплохо) Но я google translate использовал чисто для наглядности)

  • Felix

    Лайк за FS 17!

  • xpil0t

    >>»но как в это играли, я хз.»
    Тут хотя бы есть индикатор когда нужно нажимать на нужные кнопки, а вот в Space Channel 5 его нет и [как мне кажется] из-за этого сложность возрастает на порядок…