Рецензия на Pandora: First Contact

logo-pandora-first-contact-reviewАвтор: КОНСТАНТИН ‘BOBIK’ ФОМИН

Забвение Sid Meier’s Alpha Centauri – одна из главных трагедий мира 4X-стратегий. «Цивилизаций» вышло уже пять, не считая аддонов и подражателей. «Духовные наследницы» Master of Magic и Master of Orion появляются как грибы после дождя – с «Кикстартером» и без. 2K Games даже о Colonization вспомнила. А вот за продолжение самой оригинальной игры в жанре никто не брался с 1999 года.

Не в Канзасе

Разработка: Proxy Studios
Издание: Slitherine, Matrix Games
Жанры: TBS/4X/Isometric/3D
Похожие игры: Sid Meier’s Alpha Centauri, Sid Meier’s Alpha Centauri: Alien Crossfire, Sid Meier’s Civilization 4, Sid Meier’s Civilization 5
Мультиплеер: (6) hot-seat, LAN, Internet
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Крошечная «инди»-команда Proxy Studios, взвалившая на себя это бремя, справилась с задачей лишь отчасти. Но в любви к первоисточнику разработчикам не откажешь: в Pandora: First Contact они копировали проект Firaxis столь беззастенчиво, будто малейшие отступления от канона убьют его дух.

Игрокам точно так же предстоит покорять далекую планету, названную в честь героя греческой мифологии. Конкурируют с ними представители других «идеологий»: милитаристы, верующие, экологи, ученые, капиталисты и социалисты, для полного комплекта не хватает только дипломатов. На города постоянно нападает агрессивная фауна, а первопроходцы, которые остановились на привал в грибковых «джунглях», получают повреждения.

Время, конечно, всё-таки не стоит на месте. Если сама Alpha Centauri – развитие концепции Civilization 2, то здесь авторы оглядывались на пятую часть. С неё Proxy Studios срисовала удобный современный интерфейс и тоже поделила карту на шестигранники. Правда, в отличие от Civilization 5, в Pandora клетка вмещает сколько угодно войск.

Смотреть галерею скриншотов Pandora: First Contact

Однако сражения всё равно увлекательные – спасибо конструктору подразделений, аналогичному Alpha Centauri. Типов юнитов на первый взгляд немного: пехота, разведывательные багги, танки, шагающие роботы, самолеты и корабли. Зато на основе каждой из «платформ» можно создать уйму специализированных версий.

С броней всё просто – чем дороже, тем прочнее. С оружием – не так однозначно. Скажем, и снайперские винтовки, и огнемёты более эффективны против «органики», чем против техники, но принципы расчёта урона у них разные. Хотите побеждать – с умом используйте и то и другое. Плюс, есть ещё дополнительные модули. Они, например, подчиняют местные формы жизни или позволяют избежать сдачи при успешной атаке. При этом система очень гибкая. Устаревшие или потерявшие актуальность версии можно свободно переоснащать – были бы деньги.

Что касается дипломатии, то в целом она разочаровывает, хотя на переговорах другие нации ведут себя адекватно. Набор вариантов совсем уж скромный, и общаться с лидерами разрешают лишь тет-а-тет, без права собрать всех за столом для голосования по ключевым вопросам. Экран внутренней политики из Alpha Centauri, ставший прообразом «civics» в Civilization 4, тоже не долетел до Пандоры. Маловато и интересных «сюжетных» событий, которые развлекали бы во второй половине партии, когда планета уже разведана и все укрепляются на занятых территориях.

Смотреть галерею скриншотов Pandora: First Contact

Мозговые черви

Впрочем, у дизайнеров Proxy Studios созрели и свои удачные идеи. Одна из них — «операции», нечто вроде глобальных заклинаний из Master of Magic. В левом верхнем углу висит список доступных действий – указав на карте точку, вы сбросите туда десант или запустите ядерную боеголовку. Бомбежки и спутники-шпионы автоматически перезаряжаются за несколько ходов, а, допустим, клонирование жителей нужно заказывать в очереди строительства.

Экономика в Pandora вообще необычная для 4X-стратегии. Хотя основа – та же Civilization, важные отличия ставят всё с ног на голову. Провиант здесь не съедают там, где вырастили, а отправляют в «общий котёл» и распределяют между поселениями. То же самое происходит с полезными ископаемыми, без которых производство попросту встанет.

Причём житель, «обрабатывающий» клетку, добывает не всё, что в ней «плохо лежит», а только ресурс, связанный с его профессией (шахтер – сырье, аграрий – пищу). Это заставляет думать над специализацией городов, ведь бесполезно строить чудо-фабрику там, где кипят исследования.

Смотреть галерею скриншотов Pandora: First Contact

Ещё одна любопытная деталь — миграция. Из перенаселённых, загрязнённых отходами мегаполисов люди сами переезжают в тихие уголки. Правдоподобно и к тому же заметно ускоряет развитие державы – поднять на ноги новый форпост в середине игры куда легче, нежели в иных представителях жанра.

Жаль, не все элементы продуманы так хорошо. Например, «древо технологий», ветви которого каждый раз переплетаются случайным образом, выглядит нелепо. И это не объяснить тем, что в жизни тоже не знаешь, к чему приведёт очередное открытие. Вряд ли новейшая модель лазера помогает двигать вперёд гуманитарные науки!

Кое в чём Pandora очень сильно уступает культовой предшественнице. Фанаты TBS смирились бы с неряшливой трехмерной графикой, но раз уж в 1999 году авторы Alpha Centauri реализовали терраморфинг и мастерски использовали его в игровой механике, то сегодня стыдно не повторить их успех. Proxy Studios ничего подобного не предлагает. Нет в её проекте и возможности осваивать океаны.

* * *

На безрыбье, конечно, и рак – рыба, тем более что Pandora: First Contact игра неплохая, пусть и не выдающаяся. И всё-таки, если вы сможете запустить на современном компьютере Alpha Centauri, её уже ничто не заменит. То была по-настоящему великая стратегия.

Оценка Riot Pixels60%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo/Athlon X2 64 2 ГГц
2 Гб памяти
3D-ускоритель с 256 Мб памяти
1 Гб на винчестере

Core i3/Phenom II 2,5 ГГц
4 Гб памяти
3D-ускоритель с 512 Мб памяти
2 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Pandora: First Contact
Author Rating
31star1star1stargraygray