Рецензия на Offworld Trading Company

Автор: ИЛЬЯ ‘JESTER’ КУЗНЕЦОВ

Так вышло, что Offworld Trading Company, одна из самых интересных экономических стратегий прошлого года, оказалась вне зоны нашего внимания. Однако совсем забыть о ней было бы несправедливо. После шести DLC и появившейся в середине декабря поддержки фанатских модификаций нашёлся отличный повод оценить работу Mohawk Games по достоинству. Кстати, её сотрудники — Сорен Джонсон, Дориан Ньюкомб, да и сам Брэд Уорделл (он же — президент и основатель Stardock) — не новички в индустрии. Все имели отношение к созданию как столпов стратегического жанра (Civilization 3, Civilization 4), так и просто хороших игр (серия Galactic Civilizations). Но до сих пор они почти не обращались к стратегиям в реальном времени…

«Sell me this pen!»

Разработка: Mohawk Games
Издание: Stardock
Жанры: Strategy/Managerial/Real-time/3D
Похожие игры: серия Anno, серия StarCraft, серия Tropico
Мультиплеер: (8) Internet
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

В недалёком будущем состояние старушки Земли вошло в терминальную стадию, и человечество обратило свой взгляд к звёздам. Ускоренное волшебным пенделем катаклизмов, оно вновь начало создавать космические программы и быстро заселило негостеприимный Марс. Правда, вместе с обычными поселенцами на Красную планету прилетели и акулы бизнеса, готовые наживать состояния на молодых колониях.

Возглавляют стаю хищников четыре колоритные корпорации. Не в последнюю очередь в этом заслуга художников, разбавивших реалистичную графику карикатурными картинками персонажей и локаций: богатства из недр и населения извлекают классические волки с Уолл-стрит, разумные высокоэффективные роботы, бывшие зеки и высоколобые учёные. Они готовы перегрызть друг другу глотку за право быть монополистами, только войны в Offworld Trading Company ведутся не на поверхности планеты, а в недрах фондовых рынков.

Несмотря на необычный игровой процесс, творение Mohawk Games можно сравнить с Anno или даже со StarCraft. Так же, как и в Anno, здесь нужно выстраивать производственные цепочки и следить за балансом потребления, разве что городом управлять не дают. Наоборот, фабрики вашей корпорации должны обеспечить изменчивые нужды растущего поселения, а потом и сами задать тренд.

Смотреть галерею скриншотов Offworld Trading Company

Сходство же со StarCraft — в жёсткой, бессердечной конкуренции. Ведущие скрипки – правильное развитие и умение адаптироваться. Однако побеждать мы будем не силой армии, а силой денег, постепенно скупая активы чужой компании.

«There’s no nobility in poverty»

Каждая партия начинается с разведки. Вокруг поселения раскинулись марсианские земли с кучей полезных ископаемых, но прежде чем строить штаб-квартиру, неплохо бы узнать, где что лежит. Транспортировки ресурсов и расходов на топливо всё равно не избежать, хотя минимизировать их не повредит.

Увлекаться запуском зондов тоже не стоит. Пока они поставляют информацию, никто не мешает конкурентам высадить свою базу «вслепую» и начать производство. Иногда пары десятков секунд достаточно, чтобы застолбить все богатые месторождения и обеспечить себя форой в первой половине игры.

Обустроившись на новом месте, сталкиваешься с другой проблемой: разрешений на застройку не хватает, а новые квоты выдают при апгрейде базы. И хочешь не хочешь, начинаешь вертеться и зарабатывать на новый офис. А сделать это можно только одним способом – играя на разнице цен. Потребности колонии, которую мы обеспечиваем, зависят от её типа (научная или тюремная, например) и определяют стоимость товаров. Когда же в битву за кошельки поселенцев вступают другие компании, рыночный ландшафт преображается до неузнаваемости.

Смотреть галерею скриншотов Offworld Trading Company

Производственные цепочки нельзя назвать сложными – они состоят всего из двух-трёх звеньев. Добывать железо и переплавлять в сталь, из которой делают большинство строений. Или на основе воды и электричества «гнать» топливо и кислород. Обманчивая простота быстро превращается в напряжённую схватку, ведь чем больше корпораций производят и продают товар, тем дешевле он стоит. И вскоре диверсификация экономики, искусственный рост цен и другие (грязные) приёмы занимают своё законное место в арсенале марсианского промышленника. Взять, например, чёрный рынок. За круглую сумму на нём можно купить ядерный заряд, снижающий эффективность шахты противника, нанять пиратов, которые будут грабить транспорты, и защитить свои здания от посягательств.

Но не одни бандиты готовы выручить главу корпорации. Научный центр поможет получить патент на водяной двигатель (избавившись от нужды в топливе) или позволит добывать углерод (необходимый для создания дорогой электроники) путём осаждения его из воздуха. Ну а собственный космопорт обеспечит торговлю с астероидами — приличный доход независимо от состояния рынка.

В конце концов на марсианском плато становится тесно, и богатые компании начинают скупать акции бедных. Их стоимость зависит от нескольких факторов: размер долга, количество предприятий и обладание долями в других корпорациях. Как только контрольный пакет переходит в руки врага, исполнительного директора увольняют, а его детище начинает приносить доход в автоматическом режиме.

Все эти нюансы и хитросплетения образуют сложную систему. И хоть микроменеджмента тут в разы меньше, чем в той же StarCraft 2, расслабляться нельзя ни на секунду. Нужно следить за тем, что производят противники, успевать играть на бирже, вести борьбу за дополнительные участки земли на аукционах… И думать, думать и ещё раз думать над новыми схемами и способами получения дохода.

Смотреть галерею скриншотов Offworld Trading Company

На фоне постоянной гонки за наживой карта выглядит успокаивающе. Грузовозы снуют туда-сюда, пыльные бури катятся по поверхности Марса, фабрики что-то выпускают. Не то чтобы Offworld Trading Company блистала графикой, но художники и дизайнеры поработали на славу. Приятный «хай-тек» дополнен отличным электронным саундтреком от Кристофера Тина, известного по работе над Civilization 4 и Civilization 6.

«It’ll keep you sharp between the ears»

На таком крепком фундаменте авторы воздвигли интригующую кампанию, хоть и не поражающую видеовставками и сюжетом. В ней в течение нескольких недель (партий) нужно обеспечить разные поселения и в конце сойтись в противостоянии с самыми богатыми компаниями Марса.

Поглощать своих конкурентов в миссиях (кроме финальной) нельзя. Вместо этого необходимо покупать доли в колонии, строя для неё здания или поставляя ресурсы. В зависимости от успеха этих предприятий можно улучшать инфраструктуру между заданиями, делая шахты и заводы более эффективными.

Приличный ИИ, десяток стартовых персонажей на выбор и случайно генерируемые миссии заставляют запускать кампанию снова и снова. Причём это не просто набор одиночных карт, неряшливо раскиданный по глобальной карте. Многочисленные нюансы и отшлифованный процесс делают каждое прохождение полноценной запоминающейся историей. Жаль лишь, что нельзя позвать друзей.

Смотреть галерею скриншотов Offworld Trading Company

С другой стороны, бурный геймплей открывает невероятный простор для тех, кто не прочь скупить с потрохами настоящего соседа. Правила в мультиплеере не сильно отличны от «скирмиша», но соперничество здесь острее, а противники хитрее. Разве что в начале видны все полезные ископаемые и запасы воды (однако тех, кто высадился слишком быстро, ждёт штраф на круглую сумму и падение стоимости акций). И как бы ни закончилась партия — триумфальной победой или поражением, — всегда можно найти следующего соперника. Желающих испытать на себе и окружающих «боевую торговлю акциями» хватает.

* * *

Оригинальный взгляд на RTS через призму фондовых рынков и хорошее лекарство для тех, кого замучила стагнация любимого жанра.

Оценка Riot Pixels85%

pixels-recommend

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo E4300/Athlon X2 64 3800+
2 Гб памяти
GeForce 8800/Radeon HD 3870
2 Гб на винчестере

i5 2320/Phenom II X6 1090T
4 Гб памяти
GeForce GTX 460/Radeon HD 7850
2 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Offworld Trading Company
Author Rating
51star1star1star1star1star
  • Allian

    >ядерный заряд, снижающий эффективность шахты противника,
    Прямо как прессрелиз компании 😉

    >для тех, кого замучила стагнация любимого жанра.
    Имеется в виду RTS? Я бы, конечно, взглянул на работу «от создателей цивы», но если это все-таки RTS, увы.

  • Lord AdBlock

    А без длц оно как?
    Купил одной любительнице стратежек на ДР и сильно волнуюсь понравится ли ей.

  • banner57

    Когда ж вы усвоите очевидный факт — английские заглавия в русском тексте выглядят ущербно. Использовать их постоянно — признак разновидности быдла, под названием «сноб».

  • Holy Devil

    >Кстати, её сотрудники — Сорен Джонсон, Дориан Ньюкомб и Брэд Уорделл
    >Брэд Уорделл
    Шта?
    Брэд Уорделл же основатель и директор Стардок, когда это он успел еще стать и сотрудником мелкой индюшачьей конторы?

  • И правда.

  • Leo3ABP

    Забавно, что чиитая рецензию, даже не обратил внимание на то, что заголовки на английском, пока небыдло не раскрыло мне глаза на сей вопиющий факт. )

  • Leo3ABP

    боюсь, не даст…

  • Leo3ABP

    Имхо, игра не плоха, но всёже не 85%. Субъективные 75 попугаев из 100.

  • zorg

    «разбавивших реалистичную графику карикатурными картинками»
    скриншоты другое показывают
    http://ru.riotpixels.com/games/offworld-trading-company/screenshots/22/?utm_source=emb-gfx-direct&utm_medium=image&utm_campaign=rp-single

  • Holy Devil

    Хм, если верить сайту этих самых Мохавк Геймс, Уорделл там у них тоже президент и основатель. Видно хобби такое у человека — становиться президентом и основателем компаний.

  • Lord AdBlock

    Она в Москве, я в ПМР. Как бы и не рассчитываю, просто дружим лет пять.

  • Александр Першиков

    Снобизм — слишком громкой название для подобного поведения.
    Здесь — обычный выпендреж.

  • Scrawder Man

    Все равно не даст. Уж поверь моему опыту.

  • realavt

    Всего лишь впитанное за годы юности преклонение перед америкосами и их языком. «Поколение Пепси», что с них взять…

  • Rotozey

    Хорошая рецензия.

  • Jester

    DLC многое добавил в кампанию, так что я рекомендовал бы подарить его на 8 марта 🙂 Но базовый геймплей очень крепкий и в оригинале. Так что вполне может понравиться.

  • Jester

    Спасибо!

  • Rotozey

    Тут таки было что рецензировать. На второсортную индюшатину такую рецензию не напишешь.

  • Lord AdBlock

    Какое Из?

  • The Ceres Initiative и The Patron.

  • Семен Семеныч

    почему выпендреж? нормальная практика ссылаться на источник на языке оригинала. будь это книжка, а не фильм, да с каноничным переводом, который к тому же хорошо известен, сошли бы цитаты на русском. да и на рецензию заглавки никак не влияют, если переводить лень.

    в общем, автор сделал комплимент знаниям аудитории, а его снобом называют. идем к успеху 🙂

  • Lord AdBlock

    По три бакса за длц, совсем охренели.
    Надо подумать. Если ей зайдёт, то скопом на НГ докуплю.

  • joik-best

    «нанять пиратов, которые будут грабить транспорты»
    Чем-то знакомым повеяло.

  • zebrotavr3

    надо сказать действительно очень грамотная и понятная рецензия. Респект автору. Хотя совсем не игрок в РТС все по полочкам разложилось.

  • Jester

    Спасибо!

  • Тогда точно не даст.

  • Lord AdBlock

    Шок Новости, тянка приехала через две границы чтобы дать омегану за подарок в виде шестибаковых длц к игре, спешите видеть https://uploads.disquscdn.com/images/5eceb0a9eec2a51f59e0769389f1d7203f3e80f65bf018182bb0dd85f15461ad.jpg

  • Семен Семеныч

    и за меньше давали. но тебе не даст (с)

  • Aleksey Dyukov

    «в общем, автор сделал комплимент знаниям аудитории»

    Да ну, вот если бы там «Гленгарри Глен Росс» цитировался, да, я бы принял за комплимент, а то фигня какая-то постная с старым жирным Ди Каприо, которую гуглить пришлось.

  • Haksaw

    Чуваки, вам тут не баш, тут серьёзные люди в игры играют, кому ваши тян нужны -_-

  • Viktor Kryshtalev

    Автор мало рассказал про отличие сторон , а они есть например колониями роботов не нужна вода и.т.д

  • John McClane

    Спасбо за рецнзию!
    Ну вот, а говорят что РТС умерло.
    Все это хорошо и должно быть интересно, но мне как любителю ртс старой школы вся эта экономика скучна и пресна мне не хватает боевки а-ля ЦнЦ.
    Почему бы авторам не подкинуть идею — сделать боевой длц или аддон!?

  • John McClane

    10 это награда за РТС, надо было 15

  • zmiyko

    И стало как-то грустно…

  • Schizoid

    Кстати, дядя Брэд не так давно давал пару интервью относительно нового Star Control: Origins

    http://www.alistdaily.com/strategy/stardocks-strategy-bringing-star-control-back/
    http://www.gerrymartin.info/blogme/star-control-origins-interview-with-brad-wardell/

  • Monarch

    А знаете еще один индикатор снобизма?))
    Назвать кого либо быдлом.

  • Scrawder Man

    Из жалости тоже не даст. Знаю о чем говорю.

  • Scrawder Man

    С помощью ультиматума тоже не даст. Проходили это.

  • Семен Семеныч

    из жалости еще как дают. любой ходок тебе скажет, что прикинуться сиротой или детдомововцем рабочая тема.

    но ему не даст, согласен.

  • А, так поклонники старой школы — это те, кто маммот танки рамочкой обводят, делают а-клик на базе врага и уходят пить чай? Не вам судить, как делать РТС.

  • zmiyko

    Ну это не на всех работает. От характера зависит.

  • zmiyko

    Мне грустно не от того, что не даст, а грустно за 15 мужиков, обладающих таким опытом. Что-то тут есть про несправедливость жизни.

  • Peter Osipov

    «…обеспечит торговлю с астероидами» — lolwat? 😀

  • Oleg Maminov

    На логотипе слишком очевидная задница! Не верю, что разработчики это проглядели)

  • Семен Семеныч

    а че грустить, это полезный опыт. мужик должен рисковать достоинством и самоуважением 🙂

  • Stanislav Kubarev

    Поиграть не даст?

  • Семен Семеныч

    https://youtu.be/i0jUo7hBAXA?t=80

  • Семен Семеныч

    пока ты не сказал, ее там не было

  • John McClane

    >поклонники старой школы — это те, кто маммот танки рамочкой обводят, делают а-клик на базе врага и уходят пить чай?
    Yes, comrade! А что есть еще что то прекрасное как не куча мамонтов в рамочке?

    >Не вам судить, как делать РТС.
    А Вы можете предложить что то сверх оригинальное и новое для жанра изобретенного в 90х который и начался с ЦнЦ и считается классикой жанра? Для оживления жанра? Кроме как заменить боевку — экономикой?

  • John McClane

    Каждый видит в меру своей распущенности, кто-то — грязь, кто-то — звезды…

  • BoDunoff

    ну вон robo-rumble и прочая без базы неплохо обходились

  • Вячеслав

    Хорошо, что я промолчал.
    Oh…

  • Вячеслав

    Почему 57?
    Ну я же мучаюсь!

  • LightLance

    Чтобы прийти к классической 2!

  • Вячеслав

    Весна скоро, етить.

  • Вячеслав

    Ну… он не ищет лёгких путей…

  • LightLance

    Возглавляют стаю хищников четыре колоритные корпорации. Не в последнюю очередь в этом заслуга художников

    Не очень удачное выражение мысли во втором предложении.

  • John McClane

    Спасибо! Не знал про robo-rumble как и еще целую кучу ртс из 90х. Да, тогда были новые идеи и их не боялись делать, не то что сейчас, один застой — моба, дота, clash и прочая моб х*ня
    Да, идеей «безбазовости» пользовались и после robo-rumble

  • LightLance

    Кота вижу, тянку нет (

  • Семен Семеныч

    а нет никакой тянки

  • Brax

    Было огромное количество нестандартных РТС, чьи находки так никто и не развил. Слышали про Z, Sacrifice или Pretorians?

  • realavt

    Это говорит лишь о том, что данные находки были попросту нежизнеспособны. Раз уж в условиях застоя жанра на них никто не позарился…

  • Brax

    Ерунда. Это говорит лишь о том, что правильное клонирование нестандартного продукта требует недюженного таланта.

  • John McClane

    Конечно, слышать, слышал. Даже кое что у меня в стиме есть. Но как тогда, так и сейчас, до игры не доходит у меня, все откладываю на потом) Возможно все из-за свехоригинальности) Но приятно просто знать даже не играя, что они были и есть те РТС из 90х)

  • John McClane

    Жанр РТС так и сошел на нет — клоны, клоны, клоны… Слишком оригинальная идея тоже не говорит ни о чем. В начале Вау, как все красиво и нестандартно! А на деле оказывается не реиграбельно. Тут нужно с умом подходить и соблюдать баланс между оригинальностью и играбельностью. А так да, оригинальная идея выглядит как просто красивая картинка, не более.

  • Brax

    Sacrifice или Pretorians из нулевых. Хотя им это всё равно не помогло, почти все их находки забыли. Разве что правило двойной щелчёк — выделить юниты одного типа из Sacrifice сохранилось.

  • Brax

    Это так, во всё нужно знать меру. Например Metal Fatigue. Великолепная идея по сборке юнитов из модулей и мгновенного строительства части базы перед началом партии. Но авторы решили выебнуться и заставили воевать аж в трёх плоскостях (земля, небо и подземье) причём между ними нужно было переключаться. В итоге, это оказалось слишком сложно и неудобно. Но всё же есть куча незаслуженно забытых нестандартных игр. Думаю сабж станет одной из них.

  • realavt

    С каких это пор разработчики начали заморачиваться «правильностью» при клонировании чужих игр?! 🙂 Никого никогда это не останавливало, если идея выглядела прибыльной, разумеется. Если никто не посягнул — значит не выглядела. Сигаретами не интересуюсь ввиду некурения оных.

  • Brax

    Если не посягнул — значит не осилил. Сигареты Бискупа — это такой мем горе-разработчиков клонов ADOM. Его пытались склонировать сотни раз с известным результатом, хотя он и кажется очень простой программой.

  • realavt

    >Его пытались склонировать сотни раз с известным результатом, хотя он и кажется очень простой программой.

    Ну а как вообще мир узнал об этих попытках? Что-то же в результате на свет появилось — или все сотни раз разработчики сначала объявляли «Мы копируем ADOM», а через несколько дней «Не, ребята, чето не получилось правильно клонировать, отменяем проект…»?! 🙂

  • Brax

    Из доброй сотни пафосных постов на профильных форумах в духе «Сейчас я создам убийцу ADOM» с блекджеком и шлюхами, Бискуп нервно курит в сторонке». А через пару месяцев (в паре случаев — лет), это движуха всегда угосала, а рогалик мечты оставался в голове автора, а чаще — в виде полуфабриката.

  • realavt

    Ну хотя бы был полуфабрикат — а в случае с перечисленными стратегиями не было ни заявлений, ни отмененных на ранней стадии проектов, вообще ничего. Ни малейшего свидетельства того, что эти идеи хоть кого-то из разработчиков заинтересовали.

  • Brax

    Это как раз легко объяснить. Стратегию в одиночку не осилить, это любому понятно. А рогалик *кажется* простым, что и способствует бессмысленным попыткам.

  • realavt

    Игроиндустрия знает множество «бессмысленных попыток», когда игры доходили не только до стадии анонсов, но уже и скриншотов, геймплейных роликов или даже демок — а потом отменялись. Если же в случае с данными играми даже при всех объемах клонирования, которых подвергались стратегии в те далекие времена, на них никто не позарился — значит это типичный «неуловимый Джо» из бородатого анекдота. Который неуловимый лишь потому, что он никому нахрен не нужен…

  • Brax

    Вот что я скажу, поиграйте в сакрафайс. Просто что бы понимать, о чём я говорю.

  • Трам-пам-пам

    А это точно любительница? Может быть, бородатый любитель-аферист?

  • Трам-пам-пам

    Гомосек, тебе все неймется?

  • industria intrepidusfrom

    это его линия возраста. все классически.

  • industria intrepidusfrom

    7-5=2! Совпадение? Не думаю.

  • realavt

    Играл еще на момент выхода. Визуальный дизайн сильно не понравился, очень уж отвратительно выглядят все эти существа.

  • Windigo

    >Разве что правило двойной щелчёк — выделить юниты одного типа из Sacrifice сохранилось.

    *cough*StarCraft*cough*

    Как минимум.

  • leet it b

    Поменяли логотип-то, видать не нам одим так показалось 🙂
    http://i.imgur.com/ub3S8dr.png

  • Oleg Maminov

    О! А я о чём говорю!) Где это видано, чтоб логотип уже после релиза меняли.

  • JC Denton

    Хм… Так не особо лучше…

  • JC Denton

    Пусть и слоупочно, но заплюсил за воспоминание этой чудесной стратегии… Только Metal Fatique.