Рецензия на Observer

Автор: SNOR

В дико замусоренном и заплеванном подъезде безбожно “глючит” дополненная реальность, выдавая вместо изображений однообразные потоки зеленых цифр. Из-за стекла своей будки бессмысленно взирает на мир консьерж – чуть ли не половина тела заменена низкокачественными протезами, и судя по манере разговаривать, это существенно повлияло на работу его мозга. Здесь нет ни единой уборной с чистой раковиной, а проход по узким коридорам затруднен хламом, потертыми шкафами, связками кабелей и грудами допотопной техники. Впрочем, завалы можно обходить через дыры в обшарпанных стенах. Это жилой блок класса С – мрачные трущобы, где обитают бедные, безработные, заядлые алкоголики и наркоманы, психопаты и маргиналы всех мастей. Добро пожаловать на задворки Кракова 2084 года. И не забывайте вовремя принимать “дозу”, иначе вживленное в организм “железо” начнет барахлить.

Глядя в душу

Разработка: Bloober Team
Издание: Aspyr Media
Жанры: Adventure/Cyberpunk/Horror/1st Person/3D
Похожие игры: Amnesia (серия), Layers of Fear, Slender: The Arrival, Daylight, SOMA
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Построенные на “киберпанке” произведения обычно показывают всю систему в комплексе: тут у нас холеные офисы богатых компаний, а там голодранцы греют пальцы над разведенными в бочках кострами. Observer же плотно сосредоточена на “низах” и не стесняется всячески “пачкать руки”: редко увидишь настолько натуралистическую и по-настоящему жуткую картину будущего.

Вселенная Observer пережила чудовищную эпидемию “нанофага” – странной болезни, уничтожающей носителей кибернетических имплантатов, – а затем и кровопролитную Третью мировую войну. В результате к власти в измученной Польше пришла могущественная корпорация Chiron, полностью заменившая собой государственные институты. Ее авторитарное правление преисполнено бюрократии и корпоративной “шизы” в самых кошмарных ее проявлениях: именно благодаря тамошним “светлым головам” в Кракове делят граждан по сортам в зависимости от их благосостояния, а вертикальная мобильность в общественном строе сведена к нулю. Однако детально нам о них не расскажут: этой истории без надобности внятный антагонист-поработитель, поэтому Chiron – лишь обрисованная условными штрихами “большая бука”, ответственная за многие проблемы.

Смотреть галерею скриншотов Observer

Дэниэл Лазарски от действий “буки” не в восторге и тем не менее на нее работает; выбирая между жизнью и прозябанием, он когда-то предпочел жизнь и теперь с горькой иронией называет себя “инструментом угнетения”. На первый взгляд, его должность в корпоративных органах правопорядка сродни обычному детективу из полицейского департамента нашего времени – сплошные расследования, разве что полномочия пошире. Но есть важный нюанс, объясняющий предоставленную герою власть: он состоит в подразделении, специализирующемся на особом типе допросов. В эпоху тотальной аугментации почти у каждого есть связанный с мозгом чип, и подготовленный следователь-observer способен через него проникать прямо в чужое сознание, чтобы разузнать скрываемую или давно забытую информацию. Чудовищно, совершенно неэтично и весьма эффективно.

Понятное дело, “наблюдателей” недолюбливают и боятся, однако род деятельности не написан у них на лбу, а в остальном Дэниэл совсем не похож на исчадие ада. У него мягкие манеры, приятный хрипловатый голос Рутгера Хауэра, и как правило, он легко входит с людьми в контакт. Вот с собственным сыном Адамом отношения не задались – так уж вышло, что младший Лазарски годами не поддерживал с отцом никакой связи. Его неожиданный звонок обрушился на голову, как гром среди ясного неба, вдобавок разговор быстро прервался, но одно герой уловил точно – Адам в беде, и ему срочно нужна помощь. Поиски сына и привели его в многоквартирную развалюху, где кое-как существуют “граждане класса C”, еле сводящие концы с концами. Это само по себе уже тревожный признак, и дело вскоре приняло опасный оборот: старое здание грозит стать для всех, кто оказался внутри, смертельной ловушкой, ведь здесь орудует жестокий убийца, а внезапно включившийся карантин наглухо перекрыл пути наружу. Опытного детектива ожидает то еще расследование…

Смотреть галерею скриншотов Observer

Вести его предстоит обычным способом – беседуя с обитателями, осматривая места преступлений и сопоставляя обнаруженные факты. Правда, сыщику изрядно помогают его аугментации: “электромагнитное зрение” позволяет находить и сканировать электронику, “биологическое” – анализировать ранения, кровь и ДНК, есть даже инфракрасный вариант для самых темных помещений. Ну и конечно, “нейродопрос” – используя его (исключительно в сюжетных местах), Лазарски в состоянии разговорить даже мертвого, хоть это и противоречит технике безопасности.

Проложенный сценаристом маршрут по большому счету линеен, но солидных размеров дом почти целиком открыт для исследования: при желании можно поболтать через дверь с целой кучей жильцов и до посинения проверять разные зацепки ради дополнительной информации. Или бродить в надежде на что-нибудь наткнуться, попутно собирая в укромных уголках коллекционные фотографии разработчиков. Изучать закоулки любопытно… и в каком-то смысле страшно. Не потому, что нам реально угрожает опасность; местный маньяк – фигура сугубо повествовательная. Просто “киберпанк” для Bloober Team – это не крутые боевые имплантаты и не масштабные заговоры. Это в первую очередь зашкаливающая нищета, бесправие, вечная тревога и всепоглощающая безысходность, от которой хочется наложить на себя руки.

Старинный дом, вероятно, заставший еще раздел Польши в 1939 году, переполнен яркими, тоскливыми образами и мелкими деталями. Искрящие лампы. Разбитые унитазы. Ржавые водопроводные трубы в плохо освещенном подвале. Увешанные проводами и громоздкими датчиками слежения двери. Не мытые десятки лет холодильники. Грязная посуда. Уродливая потрепанная мебель. Сложные электронные приборы без кожухов, словно сделанные “дома на газетке” с помощью громадного паяльника… Layers of Fear, бесспорно, была красива, но тут авторы превзошли себя – окружение в Observer потрясающее и давит на психику немногим хуже, чем в замечательной SOMA.

Давят на нее и обитатели квартир. Один страдает от клаустрофобии, и карантин доставляет ему адские мучения, другой бодро материт своих детей, в промежутках заливая Дэниэлу, что вот-вот переедет в апартаменты класса B и уж тогда-то заживет как царь… Знаменитый некогда боксер, превратившийся в калеку-наркомана, хирург-коновал с отозванной лицензией, фанатик, не признающий имплантатов по религиозным соображениям, нелегальный торговец органами – Observer буквально пестрит выброшенными на обочину жизни людьми и их злоключениями. Увы, поверхностно затронутых тем чересчур много, а источники вдохновения слишком уж очевидны – чего тут только нет, от Ghost in the Shell до Repossession Mambo.

Главная “фишка” Observer вообще уверенно работает против нее. Шныряние по чужим мозгам здесь слабейший элемент, во всем уступающий прогулкам по дому. Подключившись к иному разуму, Дэниэл ищет сведения – путешествует по локациям, сотканным из эмоций, страхов и памятных моментов. Проблема в том, что это унылые “коридоры”, по большей части состоящие из примитивных “скриммеров” и сюрреалистических видений – страсть студии к безумным визуальным “глюкам”, оказавшая медвежью услугу Layers of Fear, больно ударила и по новому проекту. Да, это зачастую очень зрелищно, и некоторые сцены-воспоминания действительно впечатляют постановкой. Но процесс всякий раз неимоверно затягивают, очередная порция громких “Бу!” бьет по ушам, и вовлеченность исчезает напрочь. А уж вставленные в пару-тройку мест простенькие прятки от неуязвимого монстра до такой степени неуместны, что остается лишь недоуменно развести руками.

Смотреть галерею скриншотов Observer

И все же, регулярно спотыкаясь об наркоманские “приходы” нейрослияний и треща по швам от дикого обилия поднятых вопросов, Observer рассказывает не самую плохую историю. О людях и их ошибках, о рождении монстров и устроенном ими кошмаре, о том, как одно порой близко к другому… Жаль, цельности не хватает – то же самое можно было поведать намного ярче, не распыляя силы на кучу жанровых штампов и слабоватых “пугалок”.

* * *

Пьеса “чуть выше среднего” с декорациями для шедевра.

Оценка Riot Pixels73%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i3/A8-6700 3,1 ГГц
8 Гб памяти
GeForce GTX 660/R9 270
10 Гб на винчестере

Core i5/Phenom x4 3,4 ГГц
8 Гб памяти
GeForce GTX 970/R9 290
10 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Observer
Author Rating
41star1star1star1stargray