В плену у сказки. Впечатления от дилогии Ni No Kuni

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Без малого 10 лет назад анимационная студия Ghibli и Level-5 совместно выпустили Ni No Kuni: Wrath of the White Witch — классическую JRPG в стиле, прославившемся благодаря работам Хаяо Миядзаки. К концу второго десятилетия XXI века история мальчика Оливера перебралась на PC и современные консоли, вдобавок обзаведясь русским переводом. Отличный повод вспомнить эту примечательную игру и ее не менее заметный сиквел.

Олли в Зазеркалье

Разработка: Level-5
Издание: Bandai Namco Entertainment
Жанры: RPG/3rd Person/3D
Похожие игры: Tales of (серия), Final Fantasy (серия), Pokémon (серия), World of Final Fantasy
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PlayStation 4 (Ni No Kuni 1-2), PC (Ni No Kuni 2)
Обсуждение на форуме

В небольшом спокойном городке случилось несчастье: паренек по имени Оливер катался на машине, которую собрал его друг, но угодил в аварию и непременно утонул бы, если бы не его внезапно подоспевшая мать. К сожалению, женщина не выдержала стресса и вскоре умерла. Три дня плакал малыш над подаренной мамой куклой, как вдруг человечек ожил, да еще и заговорил. Оказалось, что зовут его Хнык и он — «лорд верховный повелитель эльфов» (первый сюрприз локализации, отсутствовавшей в версии для PS3: в оригинале Хнык именуется Дриппи и заявляет о своей принадлежности к расе фей). По его словам, Оливер расколдовал Хныка, а значит, может спасти его мир от злодеев.

Смотреть галерею скриншотов Ni no Kuni: Wrath of the White Witch Remastered

Поначалу Оливер скептически относится к призывам разговорчивого эльфа, но тот раскрывает один секрет: жители обоих миров связаны друг с другом, поэтому теоретически маму Олли можно вернуть, если помочь ее «отражению». Ну и как тут откажешься? Тем более что родина Хныка — красочное и дружелюбное место, пускай и захваченное злыми силами. Причем почти все ее обитатели выглядят так, будто они и не хотели драться с нашим героем. С другой стороны, у некоторых из них проблемы с «сердцами», и мы можем им помочь, позаимствовав, скажем, «храбрость» или «энтузиазм» у кого-нибудь из «здоровых» NPC. Не страна, а сказка! Будь Ni No Kuni мультфильмом, она полюбилась бы в первую очередь самым юным зрителям: простые и яркие образы, сюжет без головоломных хитросплетений, симпатичные виды. Что еще нужно?

Конечно, те самые рисованные вставки от студии Ghibli. Я, правда, не советовал бы играть исключительно ради этого, поскольку они редки, и акцент все-таки сделан на JRPG-составляющей. Ni No Kuni очень похожа на знаменитые работы японских аниматоров, например, одним только дизайном персонажей и локаций, которые выгодно отличаются своим презентабельным внешним видом от неказистого большинства коллег по жанру.

Жаль, что в остальном она — типичная JRPG. Основные квесты линейны, нас традиционно гоняют по маршрутам «новый город — очередное подземелье» и нет-нет да вынуждают «гриндить» уровни. Побочные квесты — банальнейшие поручения типа «найди, убей, принеси», которыми никого не удивишь. Единственная отличительная черта геймплея Ni No Kuni — бои.

Смотреть галерею скриншотов Ni no Kuni: Wrath of the White Witch Remastered

Они проходят в реальном времени, причем на поле битвы разрешено выпустить как самого Олли и его друзей, так и их фамильяров, забавных существ — бойцов и магов, — напоминающих покемонов (их тоже надо отлавливать и развивать). В схватке мы отдаем команды, а потом ждем, когда появится возможность приказать что-нибудь еще; кроме того, можно лично передвигать выбранного подопечного по полю боя, подбирая сферы, восполняющие здоровье и ману. Дело в том, что у фамильяра нет собственных запасов жизненных сил или магической энергии: он заимствует их у своего хозяина. Рухнет без сил ваш зверек — конец и его владельцу.

Система кажется необычной и интригующей, но на деле она скорее переусложнена и лишена изящества. Рядовые стычки заканчиваются очень быстро, в боях с «боссами» контролируемые ИИ союзники без вашего вмешательства часто гибнут. В итоге в лучшие минуты потасовки Ni No Kuni раздражают долгими анимациями до и после, а в худшие — корявым интерфейсом и неразумными спутниками.

Отсель грозить мы будем крысам

Через семь лет после Wrath of the White Witch Level-5 уже без помощи Ghibli выпустила Ni No Kuni 2, удивительным образом сохранив очарование ее предшественницы. Авторы умудрились наломать дров, но попутно исправили некоторые недочеты оригинала. Например, бои стали намного динамичнее — теперь мы управляем исключительно юным королем Эваном и его друзьями. В сражениях по-прежнему участвуют существа, отдаленно напоминающие покемонов (фуняши), однако их роль сугубо вспомогательная. Вместо странной системы «отдай приказ и жди» Revenant Kingdom предлагает классическую мясорубку — пара ударов, блок, перекат, специальные приемы и атаки оружием дальнего боя.

На сей раз гость сказочного края — президент страны из реального мира, попавший сюда после мощного взрыва. Чудом помолодевший Роланд знакомится с юным Эваном, которого в этот самый момент собираются свергнуть. Роланд и Эван убегают из столицы, после чего монарх решает, что он создаст новое царство, присоединив к нему другие королевства. И тогда наступит эпоха благоденствия, а все (не)люди будут всегда улыбаться…

Даже на фоне по-детски наивной первой Ni No Kuni вторая часть поражает примитивностью и зашкаливающим пафосом. Персонажи вышли одномерными и непоследовательными: только что воздушные пираты хотели казнить Эвана, и вот они уже его добрые и верные подданные. Злодей в очередном городе оказывается вовсе не алчным диктатором, а беднягой, которого поработили злые силы. Ни одно из действующих лиц и близко не подобралось к Хныку — местами язвительного и очень остроумного спутника Олли, пожалуй, лучшего собеседника во всей дилогии. Наивный сценарий в JRPG – вовсе не диковинка, поэтому стерпеть его было бы легко, тем более что Revenant Kingdom — по-прежнему яркая и симпатичная JRPG (правда, на карте мира герои теперь зачем-то выполнены в виде большеголовых моделек). Однако Level-5, выбросившая из игры отлов и обучение фамильяров, добавила в нее «веселую ферму».

Эван в буквальном смысле строит новое королевство с нуля: каждое здание, каждое исследование, каждое улучшение, каждое назначение продавца в пустующий магазин — все это в компетенции Его Величества. В замок необходимо регулярно возвращаться, чтобы «прощелкать» исследования, казну (сама она «собраться» не может) и т. п. С демографией в новом государстве все плохо, поэтому вы лично предлагаете паспорт каждому сомневающемуся колхознику или бродяге. Просто так они, само собой, в страну улыбок не поедут: сначала следует выполнить какое-нибудь задание по типу тех, что были и в оригинальной Ni No Kuni. Ах, так ты царь? Ну, сгоняй кое-куда да поруби там одного монстра, договорились? Создается впечатление, что у подданных есть личные истории, но едва они признают власть Эвана, тот может делать с ними что угодно. Наняли нового повара? Его интересы никого не волнуют — нам сейчас нужен еще один шахтер, пускай даже неопытный.

Смотреть галерею скриншотов Ni no Kuni: Revenant Kingdom

Обустройство собственной базы — опять же не новость, в том числе для западных RPG, хотя японцы превратили в целом увлекательную концепцию в утомительную пародию на «социалки»: накопление ресурсов, денег и знаний останавливается при выключенной игре. А без развития инфраструктуры иной раз по сюжету и не продвинешься; если вас попросят построить здание для обязательного квеста, почти наверняка для этого надо будет набрать новую рабочую силу и потратить гору золотых на апгрейды. И все это накладывается на привычный «гринд» уровней для самого Эвана. А еще тут есть некое подобие RTS-битв, в которых вы силами максимум четырех отрядов должны победить орды врагов. Лучше бы вернули знакомые по прошлой части прыжки между мирами в поисках «отражений» тех или иных персонажей.

* * *

В портфолио Level-5 лежат не только приличные проекты, однако дилогия Ni No Kuni неизменно поражает сочетанием отличных и неудачных решений. Первая часть в этом смысле ровнее: простецкий игровой дизайн и не очень увлекательные битвы не сильно портят неплохую историю с действительно красивым миром. Для детишек — самое то. Да и любителям жанра она придется по вкусу, хотя если вы играли в оригинал на PS3 и не нуждаетесь в русских субтитрах, то ремастер вам вряд ли понадобится. Вторая же часть легко отобьет желание проходить игру до конца из-за строительства базы и связанной с ней рутины. Ключевые «боссы» в ней куда интереснее, картинка похорошела, зато от сюжета клонит в сон.

А кому вообще интересны скучные сказки?

Оценка Riot PixelsN/A

  • Slauka

    Любишь медок, люби и (ни но) куни

  • Sensor

    Ni No Kuni: В плену у аутизма

  • maltshik

    We don’t need no kuni

  • Haksaw

    >С демографией в новом государстве все плохо, поэтому вы лично предлагаете

    https://k02.kn3.net/448FD8E6C.jpg

    >паспорт каждому сомневающемуся колхознику

    https://pbs.twimg.com/media/EB4qaUCWkAYXcwU.jpg

  • Lamento

    Если принц(гринда?) сбегает его больше не тянет к «кострам родного пепелища»? Тогда ясно почему он решает устроить самосделанное королевство. Вместе с тем имя Эван, то есть непоседа, который всегда в движении, намечается разлад с делом если оно требует больших усилиий.

  • Mikk5055

    Меня в обеих играх отпугивает слишком уж детская стилистика. Для детей возможно самое то, но мне такое обычно не заходит.

  • > расе фей
    А, адепт буквального перевода на проводе?
    Если проигнорировать толкиенистов с их ушастыми лучниками, то эльфы как обозначение сказочного народа в русской традиции применяется гораздо чаще. Взять советский перевод про дюймовочку, например, где в конце эльфы.
    А фея — это вообще крестная из сказки, даже мужского рода у слова не предусмотрено, феи как народ встречаются только в суровой мифологии.

  • Спасибо за обзор.

    Я не считаю, что если в игре «детская» стилистика, то это обязательно для детей. Хорошая сказка понравится кому угодно, у кого есть ум и сердце. Это я про первый Ni No Kuni. Второй очень сильно сдал в этом плане, остался лишь дизайн. Геймплей в целом и там, и там со своими плюсами и минусами. Скажем, Level-5 в свое время делала игры и получше (Rogue Galaxy, Jeanna Dark)

    А вообще как-то печально нынче в жанре JRPG кроме больших франшиз, дешевок от Tokyo RPG Factory и треша от Idea Factory ничего толкового и не выходило. Разве что Octopath, но я его еще не проходил.

  • deus ex machina

    Народ, кто мне расскажет, кто подскажет как скрыть значки соцсетей сбоку, когда с телефона на сайте сидишь? Мешают комменты читать… ( https://uploads.disquscdn.com/images/7cc01631a8345c4a27229e30f7276848d2d1e2cf5a43fb2e48b161e62d2b5c73.jpg

  • DharmaDance

    Зачем вообще читать комменты?

  • deus ex machina

    Чтобы твой труд не пропал даром!