MC Pixel: металл «Танков» и метал Quake

dj-pixel-300pxИгровые саундтреки давно стали неотъемлемой частью музыкальной культуры, а их создатели узнаваемы далеко за пределами нашего сообщества. Именно из игр вышли такие полноценные музыкальные жанры как чиптюн, нинтендокор, битпоп и др. Эта рубрика предназначена, прежде всего, для расширения музыкального кругозора читателей. Обзоры свежих игровых саундтреков, биографии композиторов, тематические статьи — я попытаюсь пройтись по самым явным точкам соприкосновения игровой и музыкальной культур.

Игровая музыка очень разнообразна, и подчас работающие в этом направлении музыканты создают куда более запоминающиеся вещи, чем те, кто обходит сферу создания саундтреков стороной. Некоторые композиторы из сегодняшнего выпуска MC Pixel — наглядное тому подтверждение. В подборке — свежие саундтреки World of Tanks и World of Warplanes, классика Quake от Трента Резнора, а также «пробег» по дискографии Саши Дикисяна (Sonic Mayhem).

World-of-Tanks-Original-Soundtrack__Cover-300x300.jpg World of Tanks Original Soundtrack
Издатель: Wargaming.net
Дата релиза: 28.02.2014
Продолжительность: 43:17

37 композиций — и всего чуть больше 40 минут. Не сказать, что WoT OST — инструментальная «бомба», но многие композиции отлично слушаются и в отрыве от игры. В первую очередь, в саундтреке выделяются партии электрогитар («По машинам!», «Боевое братство»), разнообразие ударных (маршевые барабаны в «Боевом братстве», звучные механические ударные в композиции «Уличный бой»), насыщенная обработка старых мелодий («Мы не отступим»), масса экзотических инструментов, использование которых предполагается тематикой отдельных треков («В песках Эль-Халлуфа», «Восходящее солнце»). Названия треков не претендуют на оригинальность, но по ним не следует судить о содержании, которое порой весьма интересно по части не только звуковых эффектов, но и мелодии («Уличный бой»).

Обратить внимание: «Рождение легенды», «Боевое братство», «Снова в бой!»

Для бесплатного прослушивания все треки доступны по адресу http://worldoftanks.ru/ru/content/music

World-of-Warplanes-Original-Soundtrack__Cover-300x300.jpg World of Warplanes Original Soundtrack
Издатель: Wargaming.net
Дата релиза: 28.02.2014
Продолжительность: 27:05

Работа Михаила Котова получилась не такой цепляющей и пробивной, как саундтрек Сергея Хмелевского к WoT, ее главный козырь — мелодичность. Использование самых разных инструментов, масса музыкальных находок, которые вполне могут пройти мимо ушей при первом прослушивании (обратите внимание на концовку «Азиатской границы»), соответствие треков визуальным образам, определяемым заголовками («Восточный фронт», «Арктика»), — все это отличает World of Warplanes OST. Мягкие духовые (впрочем, встречаются и мощные — как во «Фьордах»), отодвинутые на задний план ударные и другие элементы отлично располагают к фоновому прослушиванию.

Обратить внимание: «Фьорды», «Главная тема», «На взлет!»

Для бесплатного прослушивания все треки доступны по адресу http://worldofwarplanes.ru/ru/content/music

Классика

 Quake-Soundtrack__Cover-220x290.jpg Quake
Издатель: id Software
Дата релиза: 22.07.1996
Продолжительность: 59:09

Музыку и звуковые эффекты для Quake делал Трент Резнор, на рубеже 1980-1990-х гг. удачно смешивавший в своих песнях индустриальный напор с поп-мелодикой. В саундтреке Quake фирменное звучание его группы Nine Inch Nails (NIN) обнаруживается только в композиции Main Theme или, если быть точным, Track 2 — официальных названий у десятки инструментальных «вещиц» Резнора для Quake нет. Следующие за Main Theme треки — дарк-эмбиент в чистом виде, монотонный и кажущийся бесконечным: тревожные «завывания», плотный фон из электронных эффектов, медленный механический «пульс» (порой «обрастающий» инструментами, как в Track 6). Все это можно назвать просто «шумом ветра», но зато какой атмосферный «ветер» получился у Резнора! Создатели Quake, к слову, оценили энтузиазм, с которым рок-идол работал над саундтреком, и «засветили» логотип NIN в игре — на коробках с гвоздями для перфоратора.

nails-in-quake__Image-200x200.jpgЧтобы получить полное представление о звучании NIN периода, предшествовавшего выходу Quake (с индустриальными припевами на повышенных тонах, выведенными на передний план басом и ударными и пр.), советую послушать композиции Head Like a Hole, Kinda I Want To и Sin с альбома Pretty Hate Machine (1989), а также March of the Pigs и Dead Souls с пластинки The Downward Spiral (1994). Напоследок отмечу, что в Рунете распространено неверное мнение, будто Трент Резнор работал над музыкой к одному из дополнений к Quake, Dissolution of Eternity, — на самом деле ее написал Джихун Хванг, о чем можно узнать, например, на официальном сайте корейского композитора.

На Quake сотрудничество Резнора и id Software не прекратилось. Будучи поклонником серии Doom, музыкант с удовольствием принял предложение написать саундтрек Doom 3 (2004), однако из-за затянувшейся разработки игры оставил проект. В финальную версию Doom 3 ни одна нота авторства Резнора не попала — звуковым сопровождением занимался Крис Вренна, один из многочисленных участников NIN. А в 2012-м Резнор укомплектовал заглавной темой саундтрек Call of Duty: Black Ops 2, за пару лет до этого опровергнув слухи об участии в создании Doom 4.

Sonic Mayhem: делая игры чуть «тяжелее»

Sascha-Dikiciyan-and-Cris-Velasco__Image-654x434.jpg

Саша Дикисян и Крис Веласко

Предлагаю на время забыть о музыкальных экспериментах Трента Резнора в первой части Quake и подробнее поговорить о композиторе, который создал узнаваемый саунд серии — предельно жесткий, быстрый, всегда способный удивить внезапной сменой темпа. Речь пойдет о Саше Дикисяне (Sascha Dikiciyan), который большинству известен по проекту Sonic Mayhem.

Именно с Quake 2 (1997) началась профессиональная музыкальная карьера Sonic Mayhem. На саундтрековом альбоме к игре слушателей ждал индастриал-метал с мощными гитарными и четкими ударными партиями. Ни одной провисающей композиции на диске не наблюдалось, чуть более запоминающимися смотрелись March Of The Stroggs и Descent Into Cerberon. Для дополнений к Quake 2, The Reckoning (1998) и Ground Zero (1998), музыку также писал Дикисян, и отступления от опробованной на Quake 2 формулы «сурового» метала (она по-прежнему безупречно работала) тут были редки: в Complex 13 или Pressure Point I (оба трека — Ground Zero) присутствовало большое количество электронных эффектов и облегченные ударные. Эксперименты по соединению метала и электроники Дикисян продолжил в саундтреке Quake 3 Arena (1999).

 
Помимо Quake, герой рубрики трудился над музыкой к целой охапке иных популярных игр и серий: Hellgate: London, Borderlands, Mass Effect… В портфолио композитора, выставленном на его официальном сайте, можно в два счета заблудиться — настолько много в нем проектов. Я остановлюсь лишь на самых известных.

После отхода от метала у Sonic Mayhem выдалось исключительно плодотворное сотрудничество с кино- и игровым композитором Крисом Веласко. В саундтреке Hellgate: London (2007) они удачно оттенили чистые клавишные и колоритные духовые всевозможными механическими эффектами. Запоминающимися выдались треки Battle Comes и Ambush с классной гитарной партией.

Сотрудничество Веласко и Дикисяна продолжилось в 2009-м на проектах Borderlands и Prototype. В первом случае дуэт лишь разбавил созданное Йеспером Кудом и Рэйзоном Варнером звуковое полотно, а во втором он отвечал за саундтрек целиком. Главная находка композиторов в Borderlands OST — партия ударных в Trash The Bandits Some More, а в Prototype OST особенно запоминается соло скрипки в Under the Knife.

 
И в заключение — серия Mass Effect. Здесь Sonic Mayhem начинал с дополнений к ME2 (Kasumi — Stolen Memory, 2010; Arrival, 2011), после чего влился в команду создателей саундтрека Mass Effect 3 (2012). В музыке к ME3 выделяются хоровые вставки, оркестровые инструменты, космические «шумы» и прочие элементы, создающие в итоге мрачноватую атмосферу.

Саша Дикисян, начинавший как «чистый» металист (по крайней мере, именно такой вывод позволяет сделать музыка к Quake 2), в итоге «съехал» в сторону электроники и даже оркестровой музыки. Последнему посодействовал Крис Веласко, на время затянувшегося сотрудничества с которым Дикисян отказался от старого псевдонима Sonic Mayhem, но — не от старых приемов: он по-прежнему цитирует в треках Tangerine Dream, Вангелиса, Kraftwerk, Depeche Mode и других исполнителей, на творчестве которых вырос. По мнению Дикисяна, для создания чего-то нового нужно возвращение к прошлому. Вот он и возвращается, и не только к музыке, но и к архивным фильмам вроде «Изгоняющего дьявола» (1973) или «Хэллоуина» (1978), — в частности, при создании саундтрека Hellgate: London. Дикисян постоянно старается «эволюционировать» — расширяет круг работодателей (id Software, Bioware, Gearbox Software и др.) и не чурается «сидеть» над танцевальными ремиксами песен поп-звезд (под псевдонимом Toksin). Возможно, именно поэтому его музыка не приедается от альбома к альбому.

  • Отлично! Но почему то не открывается плеер с музыкой из танков. Ошибка 502. (хмм… заработало)

  • Там сейчас у YouTube проблемы какие-то.

  • Ясно, понятно.

  • NamelessTwo

    > в итоге «съехал» в сторону электроники и даже оркестровой музыки.

    Ну что за привычка. Даже Клепацкий туда ушел с головой. Спасибо хоть у него сольники есть с олдскульным звуком 🙂

  • Yaroslav Gafner

    Очень уж большой простор в сфере «электроники», поэтому, видимо, многих композиторов туда и «засасывает» )

  • NamelessTwo

    Тут претензия не к электронике, а к оркестровому звучанию. Пихают везде. И просто тупо не запоминается. Фон, который и слушать отдельно от игры нет никакого желания.

  • Yaroslav Gafner

    Да, очень часто так и выходит, к сожалению. Чтобы сделать из оркестровой музыки что-то цепляющее в наше время, нужно быть как минимум Гансом Циммером. Вместе с тем, многим бойцам «тяжелого» фронта (метал и производные) удается офигенные композиции делать с хорами, скрипками и другой «классикой»

  • Nick Immortal

    HoMM 4 и Космические Реинджеры, вот божественные саундтреки, все остальное по сравнению с ними — жалкие поделки.

  • piedpiper

    Респект за Резнора, хоть этот [censored] и отменил концерты в СНГ и Венгрии в этом году 🙁

  • D3Archi

    На сайте только саундтреки к играм, а вот этот ролик видел еще в 12 году, и больше ничего. Что-то еще из сольного есть?
    https://www.youtube.com/watch?v=g9qySHLWjTY

  • Сколько людей — столько и божественных саундтреков.

  • ZombiekRP

    HoMM2 — фигня чтоль? ДА Я ТЕБЯ…!

  • Alexander Spookie

    А HoMM3???

  • ZombiekRP

    ВОТ ТЕБЕ, ХУК СЛЕВА!

    https://www.youtube.com/watch?v=eImMt4TW4ZU

  • Scrawder Man

    После живого оркестра в Тундре, саундтрек из танков уже не тянет.

    А то что здесь представлено, разве звучало в ME 3? Помню что в первой части саунд был здоровский, а вот в остальных не дотягивал. Судя по этому фрагменту, ошибался.

  • Scrawder Man

    У YouTube с головой проблемы. После последнего редизайнинга назвать их здоровыми людьми язык не поворачивается. Лучше бы исправили истерику плеера при переходе из оконного режима в полноэкранный и наоборот. Черный экран конечно искусство, но слишком часто его смотреть не стоит.

  • Борис

    +1. Хотя, на мой взгляд, неплохой «саундтрек» пишет опытный профессионал, а музыку создаёт талантливый композитор.
    Для меня лучшая музыка из игр — это ряд композиций серии Final Fantasy (и их фортепьянные переложения), авторства Масаши Хамаузу и Нобуо Уематсу. Ну и Дамьян Мравунац с десятками потрясающих мелодий, сопровождающих баталии Serious Sam.
    Ещё сильно запомнилась музыка Дэна Фордена из МК 2, особенно «Портал», Wdylma и Shao kahn’s last stand.

  • Борис

    https://www.youtube.com/watch?v=GbHL5Zy6FOI

  • Nick Immortal

    Но саундтреков же меньше людей…

  • Nick Immortal

    4ка зацепила намного больше, хотя честно по 1й кампании прошел в каждой из частей.

  • Anton

    А я бы и серию ММ добавил, 6ая часть мне особенно запомнилась

    https://www.youtube.com/watch?v=celP7sgGvjI

  • FanatKDR

    арии в замках 2-ки уделывают 3-ку одной левой.

    https://www.youtube.com/watch?v=7qfkpokX9EY

  • Nick Immortal

    Не пробил!
    https://www.youtube.com/watch?v=m5vEXnWQOH0

  • piedpiper

    Удивительно, как после гениального OST к HOMM4 в следующих частях столь сильно сдали позиции. Хотя пара тем цепляющих всё равно есть и в пятёрке, и в богомерзкой шестёрке.

  • Alco One

    >чуть более запоминающимися смотрелись March Of The Stroggs и Descent Into Cerberon

    Ну незнаю, Descent Into Cerberon действительно крутая (да и в первом левеле играет, как бы тема), но у меня в абсолютных фаворитах Quad Machine.

  • Алексей Григорьев

    Ну-ну

    http://www.youtube.com/watch?v=m3WYrXxCXZU

  • Nick Immortal

    Не сказать, что б сдали. В 5ке тоже отличный саундтрек, просто картинка не так хорошо подходит к нему. 3Д графика все же вызывает не такие приятные эмоции как красивая спрайтовая. Если включить подряд 4-5-6 саундтрек в перемешку, то музыка не сильно отличается, 4-5 так точно.

  • KEHT

    Зомбик, я понимаю, лихие 90-е, пейратские Герои 2, но не все сидели на CDRIP’ах с почиканной оперой. Вот вам на всякий случай CD-вариант, а не AdLib MIDI-волынка как у вас на видео.

    https://www.youtube.com/watch?v=wmzlgtJPx6Q

    А по поводу молодого поколения нулевых — обижаться не стоит, дело в том, что из всех (!) лицензионных (!) сборников была удалена опера и заменена какими-то аутсорсом потных индусов без души. Я не знаю уж чего там издатели не поделили с Ромеро, но это было просто преступлением против человечества выпускать эту игру без оригинальной оперы.

  • Nines

    https://www.youtube.com/watch?v=jkbCypz2nXE

  • NamelessTwo

    Не, я Клепацкого имел ввиду.

  • Yaroslav Gafner

    Полноформатный альбом Doomsday является единственным сольником Sonic Mayhem, выходит в текущем году.
    Еще есть у него альбом Methods Of Destruction — первая его работа, которая создавалась как альтернативный саундтрек Quake (без лейбла, собственными силами).
    И все его работы под ником Toksin не относятся к игровой индустрии

  • Yaroslav Gafner

    У Final Fantasy серьезная музыкальная платформа )

  • Yaroslav Gafner

    Quad Machine фаворитах у всех ) А Descent Into Cerberon дает фору всему индастриал-металу конца 1990-х. Даже непонятно, почему ни один отечественный музыкальный журнал тех пор не удосужился уделить внимания явлению под названием Sonic Mayhem

  • Yaroslav Gafner

    «После живого оркестра в Тундре, саундтрек из танков уже не тянет» — Вполне возможно, но скорее на любителя

  • Yaroslav Gafner

    «А то что здесь представлено, разве звучало в ME 3?» Звучали почти все выставленные треки

  • Golden Phoenix

    Да уж, Square никогда не был обделён талантливыми композиторами. Даже сегодня, они ваяют очень классные саундтреки, достаточно послушать саундтрек к недавним Kingdom Hearts BbS & DDD. Особенно обожаю версию «Dearly Beloved» в Birth by Sleep и ритмичные темы боя в обоих.
    https://www.youtube.com/watch?v=gt4SJJ2kOAk

  • FanatKDR

    и чем это пиликанье лучше полноценной арии?

  • ZombiekRP

    Я когда вставлял — YT было плохо, вставил первое попавшееся. Есессно, играл в проперную версию с оперой 🙂

  • Andreas Erban

    Ярослав, интересная статья на мой взгляд.

  • Moshkunov Konstantin

    Офигенский раздел, давайте больше треков! Подскажу несколько — Capsized, Frozen Synapse (old), Krater, Deus ex:HR, Hotline Miami, Binding of Isaac, EVE Online (John Hallur’овские) — хотелось бы их увидеть)

  • Yaroslav Gafner

    Спасибо ) Надеюсь делать интереснее с каждым выпуском

  • Yaroslav Gafner

    Все будет учтено ) Все читатели, которым интересен раздел, кидайте пожелания либо сюда в комменты, либо на почту gafneryaroslav@mail.ru. Пожелания буду суммировать.

  • Boroda

    Из HoMM4
    https://www.youtube.com/watch?v=OtKRz4mmGaQ

  • DarkEld3r

    Это по моему, у гугла в целом. А то и вообще у всех…
    Ну или я такой консервативный.

  • Только материться не надо.

  • JC Denton

    «Создатели Quake, к слову, оценили энтузиазм, с которым рок-идол работал над саундтреком, и «засветили» логотип NIN в игре — на коробках с гвоздями для перфоратора.»

    Позорище. Мужик статью пишет и такой бред несет. Перфоратор — это сверлильная машина. Она заклепками/гвоздями на расстояние не стреляет… Поправьте хоть — не позорьтесь.

  • JC Denton

    Это что за музыка из «Бригады»? Корнелюк что ли писал? )))))
    В четверке гораздо лучше треки. Но мне синтетические треки из тройки больше нравятся. Особенно в замке Инферно…

  • one

    6 МИЛЛИАРДОВ БОЖЕСТВЕННЫХ САУНДТРЕКОВ!

  • one

    «Саша Дикисян, начинавший как «чистый» металист…по-прежнему цитирует в треках Tangerine Dream, Вангелиса, Kraftwerk…на творчестве которых вырос»
    😀
    «Чистые металлисты» тех времен, как мне кажется, гоняли бы в диапазоне Iron Maiden/Slayer, не затрагивая классику краут-рока или Thobbing Gristle с Coil))
    Все-таки это чисто индустриальный подход к звучанию, и то что для кваки сэмплировались дисторшированные гитары а потом их стало поменьше — вопрос надобности)

    спасибо за статью)

  • Yaroslav Gafner

    Есть еще Sonic Mayhem Promo 2001 (CD), если верить оф. сайту

  • Вячеслав

    Круть! МЕ3 прям вспомнился.)) Как родной…

  • Johnny

    И не знал, что Sonic Mayhem — это Дикисян. Его великолепный саундтрек к МЕ3 — половина атмосферы игры. После невнятной музыки второй части было особенно приятно услышать что-то практически на уровне первой части.

  • Yaroslav Gafner

    Он самый, но последние несколько лет не использует старый псевдоним.

  • Shlomo Magendavid

    У японцев исключительно одна проблема (От Уемацу до Мицуды) — на самом деле все что они используют есть некоторое переосмысление некоторых мелодических клише евуропейской музыки, причем старательнейше. Единственное исключение — совершенно гениальный Ямаока, но он шизофреник, как мне кажется.

  • Shlomo Magendavid

    Вообще, мое любимое топ-3, и периодически присутствует в моем плеере, это несомненно
    1. Акира Ямаока, ну все знают, что этот который сайлент хилл. У него очень интересный подход к аранжировке. Насколько я понимаю, у него очень маленькие кисти рук, а всю музыку он сочиняет на гитаре. И чтобы обойти некоторые органичения он прибегает к некоторым необычным «украшательным» гармоническим фишкам
    2. Майкл Маккан — Deus Ex Human Revolution. Здесь привлекательность его мышления наверное происходит из того, что как большое число детей 90-х он отдал должное трекерной музыке (которая как правило дилетантская), но при этом получил хорошее музыкальное образование, именно в совмещении этих противоположностей и естьего соб ситвенный уникальный стиль.
    3. Стефан Picq — делал саундтреки к ныне полузабытым шедеврам The lost Eden и первой дюне.Вообще, для автора чего-то околоньюэйджевого очень сложно не скатиться в какую-то банальность, и пошлость, ему это удается.
    4. Ну пусть соул будет с его морровиндом. Просто, наверное потому что я в морре прожил где-то около года, забивая на работу личную жизнь и вообще. Поэтому его the road most travelled до сих пор вызывает исключительно теплые чувства.
    5. Ну и если говорить о Масс Эффекте, то самое клевое там это не официальный саундтрек, а сторонние треки. Например три или четыре трека были взяты у Комадастера (ну, например, играющий в клубе этернити), который имхо, один из лучших тяжелых электронщиков ныне вообще

  • Yaroslav Gafner

    Про Stéphane Picq, увы, помнят немногие

  • Yaroslav Gafner

    Спасибо за дельный коммент )

  • Shlomo Magendavid

    А я и не помнил, потому что Lost Eden проходил разве что в прошлом году от безыгорья (до этого видел его разве что у мамы на работе). Игра безумно понравилась и саундтрек здесь сыграл немаловажную роль. На первый взгляд электронщина как электронщина (уже после Жарра и Танжерин Дримз), однако Жарра вообще терпеть не могу а вот наследие Стефана с удовольствием переслушиваю довольно регулярно. Причем слушается это дело не как саундтрек, а вполне как самостоятельная целостная пластинка.
    https://www.youtube.com/watch?v=WVXwuJJqIOw

  • Shlomo Magendavid

    А, и еще у меня в плейлисте постоянно саундтрек к аркадно-автоматной побивалке Killer Instinkt. Так как это файтинг, для каждого бойца сочинили отдельную тему, причем жанровый разброс был довольно сильный — от электробади до дискохауса. Слушается это ныне как путеводитель по штампам электронной музыки ранних 90-х, но мне как любителю ретроэстетики вполне так идет.

    https://www.youtube.com/watch?v=djo6ZUTmmFQ&list=PL36A3C974F63815B1

    https://www.youtube.com/watch?v=_6w2nNpBec4&list=PL36A3C974F63815B1

  • Yaroslav Gafner

    Разброс мнений по Killer Instinkt OST довольно широк ) От обожания до ненависти