MC Pixel: Музыка Томми Талларико (Earthworm Jim) и саундтрек Bloodborne

mc-pixel-26-03-201526 марта фронтмену Aerosmith Стивену Тайлеру исполнилось 67 лет. Казалось бы, какое отношение это событие имеет к нам? Никакого. Ну или почти. Настоящая фамилия ТайлераТалларико, он двоюродный брат Томми Талларико, самого известного игрового композитора. Томми, как и Стив, не вечен (месяцем ранее ему стукнуло 47), однако по-прежнему бодро орудует гитарой – шоу Video Games Live открыло ему дорогу к выступлениям перед «живой» аудиторией. Благодаря концертам он успешно избежал забвения, постигшего сочинявших для классических приставок композиторов. Свои лучшие работы Талларико создал как раз в 1990-х – о них сегодня и рассказ.

Bloodborne_Original_Soundtrack__cover400x400.jpg Bloodborne Original Soundtrack
Издатель: SCEA
Дата релиза: 24.03.2015
Продолжительность: 01:33:49

Когда с саундтреком возится взвод композиторов, обычно ничего выдающегося не выходит. Если они, разумеется, не друзья-товарищи, как Клинт Баджакян, Питер Макконнелл и Майкл Лэнд. Над Bloodborne же работал настоящий «иностранный легион»: Райан Амон, Крис Веласко, Цукаса Сайто, Юка Китамура, Нобуёси Судзуки и Майкл Уэндмэхер. Увы, одним недостает опыта (Амон), другие же по-прежнему болтаются в творческом кризисе (Веласко). В итоге перед нами целых полтора часа мрачной музыки, которая даже по-хорошему в депрессию вогнать не может. Не спорю, создается впечатление, что трубы вот-вот охрипнут, струны виолончелей и скрипок лопнут, а искалеченные музыканты навсегда завяжут с сочинительством. Тем не менее, одной инструментальной проработкой, холодным соло-вокалом и фоновым готическим хором сыт не будешь. Где красивые мелодии? Где пробирающие до дрожи композиции? Что первые, что вторые тут – большая редкость (The First Hunter, Bloodborne).

Слабоватый альбом. Не тем композиторам его доверили.

Обратить внимание: Omen; Micolash, Nightmare Host; The First Hunter; Bloodborne

Купить: Amazon (в составе коллекционного издания)


Ori_and_the_Blind_Forest_Soundtrack__cover1200x1200.jpeg Ori and the Blind Forest (Original Soundtrack)
Издатель: Microsoft Studios Music
Дата релиза: 10.03.2015
Продолжительность: 01:28:51

А вот с Ori and the Blind Forest другая история. Полтора часа в компании этого саундтрека пролетают на одном дыхании. Как раз тот случай, когда хочется сделать музыку громче и вслушиваться в мягкие переливы мелодии (Up the Spirit Caverns Walls), ловить повторяющиеся мотивы, следить за соло отдельных инструментов – скажем, за гобоем в The Waters Cleansed или флейтой в Escaping the Ruins. В основе альбома – клавишные, причем композитор Гарет Кокер играет, так сказать, во всю ширь пианино, расставляя акцент то басовыми, то высокими нотками. Четкий ритм появляется лишь эпизодически, не нарушая фонового спокойствия. Мне эта работа напомнила волшебные темы Стефана Пика и беззаботный нью-эйдж Дэвида Аркенстоуна. Как хорошо, что подобные саундтреки сочиняют и сегодня.

Обратить внимание: Ori, Lost In The Storm; Inspiriting; Finding Sein; Up the Spirit Caverns Walls; The Ancestral Trees; Breaking Through the Trap; Restoring the Light, Facing the Dark; Escaping the Ruins; Kuro’s Tale 2 – Her Pain; Completing the Circle

Купить: Google Play, iTunes



TT

tommy-tallarico.jpgТомми Талларико – уроженец штата Массачусетс, самоучка, с трех лет осваивавший фортепиано и с пяти – гитару. Как и все увлеченные музыкой американцы, в молодости он отправился покорять Калифорнию, но вместо выступлений в клубах и на улице устроился работать продавцом синтезаторов. Как-то в магазинчик зашел сотрудник Virgin Mastertronic, с которым у Томми завязался разговор – об инструментах и видеоиграх. Музыкант одинаково любил и то и другое и в итоге получил должность тестера в Virgin. Как, спрашивается, он дорос до композитора главных хитов с приставок Sega 1990-х? Очень просто: ничего не смысля в программировании, Томми постоянно доставал коллег разговорами об игровом железе, а в треках делал ставку на лейтмотив (аранжировками же он по полной программе занимается теперь, работая над Video Games Live). Результат можете оценить сами: The TerminatorDisney’s AladdinTommy Tallarico Virgin Games Greatest Hits Volume OneEarthworm JimEarthworm Jim 2Tommy Tallarico Games Greatest Hits Vol. 2.

The_Terminator_1993_Soundtrack__cover540x540.jpgVirgin Games USA, в штате которой Томми числился на заре карьеры, трудилась над аркадой The Terminator для Sega CD («аддон» Genesis), следовавшей событиям фильма Джеймса Кэмерона. Уровни, в сравнении с оригиналом для Genesis, стали новыми, но движок остался прежним. Помимо воспроизведения фрагментов из картины (правда, в поганеньком качестве), приставка умела определять диск с игрой как музыкальный, и потому в базах эта работа часто учитывается как первый официально изданный альбом Талларико.

Американец выступил на проекте сразу как композитор и звукорежиссер. Соавторы: Джои Кьюрас (Joey Kuras), Teknoman of Teknologic, Биджан Шэхир (Bijan Shaheer) и, конечно, Брэд Фидель – от написанной им заглавной темы «Терминатора» разработчики не отказались. Но и без нее есть на что обратить внимание – например, на безбашенную гитару в Taking to the Air, красивое сочетание ритм-секции с клавишными в Destinationz Unknown или же эпичную Metamorphosis.






Disneys_Aladdin_Soundtrack__cover280x400.jpgGenesis, если прибавить к ней «сидюк» (ту самую Sega CD), вне всяких сомнений является лучшей ретроконсолью. Не только из-за крайне удобного для аркад контроллера, но и благодаря впечатляющей библиотеке игр, в «золотой фонд» которой как раз и входит Disney’s Aladdin (1993).

Вряд ли этот «платформер» стал хитом лишь потому, что точно воспроизводил сценарий мультфильма «Аладдин» (1992). Тут и красочные декорации, и плавная анимация движений героя-воришки, и многообразие врагов, и, разумеется, великолепный саундтрек. Справедливости ради отмечу, что у Томми Талларико и Дона Гриффина был замечательный исходник – дорожка, написанная для мультика Аланом Менкеном и Говардом Эшменом (кстати, удостоенная двух «Оскаров»). Prince Ali, One Jump Ahead и Arabian Nights узнаются мгновенно. Собственные сочинения Талларико и Гриффина тоже вышли запоминающимися: в стилевом отношении они скачут от джаза до бескомпромиссного рока, прижившегося на консолях и аркадах благодаря стараниям Хироси Кавагути (особенно это чувствуется в треке Arab Rock, звучащем на бонусном этапе с обезьянкой Абу и на уровне Jafar’s Palace). Из полутора десятка зарисовок не цепляет разве что тема, под которую Аладдин улепетывает на ковре-самолете из Пещеры чудес.








Tommy_Tallarico_Virgin_Games_Greatest_Hits_Volume_One__cover450x450.jpgПервый компакт с саундтреками Талларико вышел на Capitol Records в июне 1994 года. Львиная доля диска отведена мелодиям из The Terminator. Чуть меньше «эфирного времени» – у Robocop vs. The Terminator. Эта дорожка сочинялась Томми вместе с Марком Миллером и Чипом Хэррисом. На ней то слышатся холодные ударные, то царит безмятежное спокойствие, тут же разрываемое подключениями агрессивной гитары.

Дальше – треки из Global Gladiators, одного из сотен представителей «эры платформеров». Здесь Томми уже не стал ограничиваться только лейтмотивами – например, «рокерской» McRock противопоставлена танцевальная Bonus Level. Ну а в «подвале» альбома можно обнаружить Also Rock Zarathustra – обработку известной симфонической поэмы Рихарда Штрауса. Не первый и не последний случай заимствования Талларико классической мелодии.

После релиза сборника Greatest Hits Томми оказался завален контрактами на написание музыки. Пришлось уйти из Virgin Games и основать собственную компанию Tommy Tallarico Studios. Не поверите, но этот «финт» позволил ему делать по десять саундтреков в год.






Earthworm_Jim_Soundtrack__cover280x400.jpgКогда Дэвид Перри, основной программист Virgin Interactive, ответственный за игры The Terminator и Disney’s Aladdin, покинул родную компанию, он вместе с калифорнийским художником Дугласом Теннейпелом (дизайнер персонажей The Neverhood, Skullmonkeys и Armikrog) засел за Earthworm Jim. Графический движок взяли из Aladdin, сюжет (спасение принцессы) – из Super Mario Bros., юмор привнес Теннейпел («боссы» в виде мусорного бака и огнедышащего снеговика), а музыку написал Талларико. В титрах Genesis-оригинала, кстати, значится Марк Миллер – Томми, связанный контрактом с Virgin Interactive, не хотел «светиться» перед работодателем.

Даже без живых инструментов Earthworm Jim звучит очень здорово. На планете-свалке (New Junk City) червя в скафандре сопровождают компьютерные ударные, адский уровень What the Heck? открывается мрачным фрагментом «Ночи на Лысой горе» Модеста Мусоргского (дальше играет умиротворяющая музыка – это на фоне-то дикого вытья приспешников кота Зловреда!), а щенка Пита почему-то приходится прикрывать от метеоритных ливней под расслабляющий саундтрек… Интересно, что на «бонусы» Талларико тоже оставил немного «сладкого» – скажем, скрытый этап Who Turned out the Light? озвучен расстроенным пианино, а во время сражения с Психовороном (в случае поражения в гонке сквозь астероиды) играет очень приятная музыка.





Earthworm_Jim_2_Soundtrack__cover280x400.jpgПродолжение приключений земляного червя, как и положено хорошему сиквелу, сильно отличается от первой части. Джиму пришлось таскать свиней, собачат, коров (иначе те будут похищены НЛО), перевоплощаться в саламандру, изображать воздушный шар… Музыка же, как мне кажется, стала немного хуже. Во-первых, заимствований тут больше («Лунная соната» Бетховена, адаптация Funiculì, Funiculà…), во-вторых, доминируют шутливые композиции (видимо, чтобы подчеркнуть абсурдность ситуаций, в которые попадает червячок), в-третьих, на уровнях Lorenzen’s Soil и ISO 9000, а также Flying King и Level Ate звучат одинаковые треки. Впрочем, дорожка все равно очень хороша – в качестве примера стоит привести томную гитару из Subterranean или духовую тему с этапа Inflated Head.




Tommy_Tallarico_Games_Greatest_Hits_Vol._2__cover300x300.jpgЭтот диск – самое полное «собрание сочинений» Талларико первой половины 1990-х. Он появился в продаже в апреле 1996-го и, среди прочего, содержал треки из еще не вышедших игр. Тут 29 композиций, 8 из них приходятся на Earthworm Jim 1-2: Tangerine, Subterranean, Continue to Rock… словом, с выбором не поспоришь.

Альбом наглядно демонстрирует, что Томми умеет не только лихачить на гитаре (VMX Racing, Burning Road), но и создавать настороженные оркестровые полотна (Spot Goes to Hollywood) и нью-эйдж в духе Дэвида Аркенстоуна (Treasures of the Deep). Также интересен трек, сочиненный для 3DO-версии Demolition Man (хотя скорее интересна сама игра, в которой смешаны FPS, файтинг и уровни в виде виртуального тира), и стилевой «винегрет» Hyper 3-D Pinball – в Road King дуэтом выступают гитара и губная гармошка, трек Gangster, напротив, напоминает джазовый экспромт, а Medieval Fantasy – этакая фэнтезийная симфоника.

Greatest Hits Vol. 2 Талларико – один из лучших игровых альбомов 1990-х. Вот бы у каждого талантливого композитора тех времен была возможность выпустить подобный сборник…











* * *

Томми Талларико уверен, что хороший композитор ответственен как минимум за треть наших впечатлений от игр. Судя по проектам с участием американца – даже больше.

P.S. О других значимых игровых работах Томми и шоу Video Games Live – во второй части статьи.