MC Pixel: Тим Райт (Lemmings) и саундтрек The Witcher 3

mc-pixel-14-05-2015.jpgТрудно назвать композитора первой половины 1990-х, одинаково удачно сочинявшего для PC и консолей. Впрочем, главный герой этого выпуска, Тим Райт, как раз подходит под заданный критерий – в свое время он отметился участием в Shadow of the Beast 2, Lemmings и Wipeout, после чего надолго отошел от создания игровой музыки, вернувшись только в конце 2000-х с проектом Gravity Crash. Компанию Райту сегодня составит стилистически близкий электронный саундтрек Project CARS и оркестровый The Witcher 3: Wild Hunt OST.

The_Witcher_3_Wild_Hunt_Soundtrack__image250x250.jpg The Witcher 3: Wild Hunt Soundtrack
Издатель: CD Projekt
Дата релиза: 11.05.2015
Продолжительность: 01:21:24

Уже по мини-альбому и промо-роликам The Witcher 3 можно было понять, что саундтрек игры получится как минимум неплохим. А ведь поводы засомневаться в успехе были – CD Project RED покинул Адам Скорупа, ответственный за две предыдущие дорожки. Пусть ему принадлежат не так уж много композиций, но и Блащак, и Вежинкевич творили под его началом. К Assassins of Kings, к слову, оказался причастен и Марцин Пржыбылович – именно ему доверили запись саундтрека Wild Hunt.

Начнем с главного – на новом альбоме намного больше цепких мелодий (City of Intrigues, Witch Hunters, The Vagabond), чем в The Witcher 1-2. Одни играют в оркестровом сопровождении, другие – в обрамлении старинных народных инструментов. Полностью оправдала себя затея с использованием разнообразных струнных (цимбалы, бузуки, кеманча…), придающих темам оригинальное, колоритное звучание.

Поначалу складывается впечатление, что ответственность за «эпику» взвалил на себя Пржыбылович (например, он заигрывает с мотивами в духе «Властелина колец»: The Vagabond; Eredin, King of the Hunt). Но потом и Миколай Строинский, в руках которого инструменты лишь робко подают голос (Aen Seidhe, Spikeroog), разворачивается во всю мощь – взять хотя бы Blood on the Cobblestones со скрипучими виолончелями. И это еще не все – толику «языческого» драйва в саундтрек привнесла группа Percival (…Steel for Humans; Hunt or be Hunted). От такого разнообразия альбом стократно выиграл: он не похож на предыдущие дорожки, но, тем не менее, отлично подходит вселенной «Ведьмака». Интересно, поколеблет ли он позиции работ Скорупы в сердцах поклонников? Все шансы есть.

Обратить внимание: The Trail; Geralt of Rivia; Aen Seidhe; Commanding the Fury; Spikeroog; Kaer Morhen; Cloak and Dagger; Forged in Fire; Welcome, Imlerith; Blood on the Cobblestones; Hunt or be Hunted




project_cars_soundtrack__image800x600.jpg Project CARS Tracks by Stephen Baysted
Выходные данные: саундтрек официально не издавался

Саундтрек Project CARS еще не вышел, но обратить на него внимание нужно уже сейчас – так он хорош (тем более что музыкальных файлов по теме в Сети хватает). Композитор Стивен Бейстед, специализирующийся как раз на гоночных играх (GTR: FIA GT Racing Game, Need for Speed: Shift), сумел совместить шаблонную, на первый взгляд, оркестровку с драматическими гитарными соло. Для примера обратимся к Main Menu Theme: начинается она предсказуемо, с приевшихся оптимистичных ударных и труб, а потом настрой резко меняется – вступает дикая гитара. Неуемный инструмент то и дело вгрызается в «киношную» основу саундтрека (Gumpert Trailer) – то в перегруженном состоянии (Loading Theme), то в расстроенном (Quies Ante Tempestatem). Что самое интересное – даже хор под началом Бейстеда слушается органично (Pagani), расширяя жанровый охват альбома, в котором умещаются и грозная симфоника, и «грязный» эмбиент (Chromatic Trailer). Но главную роль, на мой взгляд, играет необузданный рок-инструментал – без него дорожка разом лишилась бы своего очарования.

Обратить внимание: Main Menu (Spa 24 Hours), Loading Theme, Pagani, Qui Audet Adipiscitur, Lux Aeterna (Trailer Theme)




Килобайты музыки Тима Райта

tim_wright__image870x870.jpgТим Райт (Timothy Brian Wright, он же Cold Storage) родился в 1967 году в Уэльсе. Уже в раннем детстве он познакомился с Atari 2600 и Acorn Atom, причем в большей степени его занимало программирование, а вовсе не игры (азы будущей профессии британец постигал на Commodore VIC-20). Другим увлечением Райта стала музыка – с 7 до 16 лет он занимался на фортепиано. Наибольшее влияние на музыканта оказали композиторы-соотечественники: Роб Хаббард, Мартин Голуэй и Бен Даглиш (все писали для C64). В конце 1980-х Тим устроился программистом в ливерпульскую компанию Littlewoods и потихоньку сочинял треки на личном Amiga A500. Один из них попался на глаза Иэну Хетерингтону, управляющему директору Psygnosis (эта фирма тоже базировалась в Ливерпуле – сейчас она известна как SCE Studio Liverpool), который и выдал Райту пропуск в игровую индустрию…

shadow-of-the-beast-2_amiga__cover600x390.jpgДебютным проектом Cold Storage в составе Psygnosis была Shadow of the Beast 2 (1990). Музыку к первой части сочинял Дэвид Уиттакер (кстати, тоже кумир Тима), у которого получился грустный нью-эйдж с основой из духовых инструментов и рядом запоминающихся мелодий. Дорожка идеально подходила для мрачного мира игры: вспомните прыгающие глазные яблоки, дожди из черепов, вырастающие из-под земли циклопические клыки и руки, кидающихся бомбами драконов и особенно последний «равнинный» уровень с краснющим закатом! А совсем недавно Райт записал Shadow of the Beast 2015 Remix Album, где мелодии Уиттакера зазвучали так, как должны были, не будь они скованы ограничениями Amiga (в первую очередь это касается Castle, Pipes of the Beast и Shadow Theme).



Работая над Shadow of the Beast 2, Райт постоянно оглядывался на великолепный саундтрек оригинала. Из титров игры можно узнать, что в нелегком деле ему помогал брат Ли – программист и постоянный компаньон Тима. Cold Storage решил отказаться от нью-эйджа и перейти к жанру попроще, не требовавшему мелодий с запоминающимися лейтмотивами, – эмбиенту с примесью этники. Удачных композиций на дорожке, увы, не так много, но вам определенно стоит обратить внимание на Main Theme и Game Over Theme – обе записывались при участии Стива Наттолла, коллеги Райта по Littlewoods, украсившего треки партиями электрогитары.

А вот альбом Shadow of the Beast 3 (1992) совсем не задался. Сильно чувствуется его «синтетическое» происхождение, темпы медленные (объясняется тем, что в игре куда больше головоломок, чем в предыдущих двух частях), композициям остро не хватает ярких черт… словом, материал «сырой», явно недоработанный. И ведь дело не в том, что Райт занимался дорожкой спустя рукава – просто времени на подготовку дали мало.




Lemmings_DOS_Album_Art600x600.jpgLemmings, как и Shadow of the Beast 1-2, вышла на куче платформ. Наиболее распространены «геймрипы» дорожки с Amiga- и DOS-версий. Мы остановимся на последней – те треки дополнительно перерабатывал британский композитор Тони Уильямс (Judge Dredd, 1990; Perfect Assassin, 1997).

Основу саундтрека создал Брайан Джонстон, младший брат одного из дизайнеров уровней Lemmings. На свою беду он переборщил с заимствованиями из английских народных песен и классики (от Моцарта до Морриконе). Руководители Psygnosis к этому эксперименту отнеслись скептически и попросили Райта почистить композиции от кусочков мелодий, защищенных авторским правом. Тим выполнил свою работу добросовестно, однако судебных исков и денежных выплат Psygnosis в будущем все равно избежать не удалось.

В оправдание Джонстона стоит заметить, что темы Lemmings 1-3 вышли хорошими, по делу динамичными, да и клавишные тут к месту. Райт написал вдогонку еще несколько простеньких номеров (в «геймрипе» они озаглавлены Tim 1-5). Интересно, что в игре треки не имеют привязки к уровням, тем не менее, сказать, что где-то музыка звучит невпопад, нельзя.

Напоследок добавлю, что в версиях Lemmings для Amiga, Genesis, SNES и некоторых других систем есть спецэтапы, сделанные «по мотивам» изданных Psygnosis хитов: Menace (1988), Shadow of the Beast 1-2 и Awesome (1990). И на них звучат темы из упомянутых игр.




wipeout-playstation__image600x600.jpgПосле ряда удачных проектов Тим Райт окончательно забросил работу программиста и от внештатника дорос до «главного по музыке и звуку» в Psygnosis. Ливерпульская компания, меж тем, вовремя сориентировалась на запуск в Европе первой PlayStation, подготовив ряд игр, с которыми у многих приставка, собственно, и стала ассоциироваться: Wipeout, Colony Wars и Krazy Ivan. Для всех трех музыку сочинил Cold Storage, а наиболее интересна дорожка футуристических гонок Wipeout (1995).

Написание этого саундтрека давалось Райту тяжело. Во-первых, недоставало опыта работы с CD Audio-музыкой (впрочем, можно вспомнить, что ранее он уже трудился над Sensible Soccer для Sega CD), во-вторых – лишенного какой-либо мелодики техно Тим до этого не создавал. Черновой вариант дорожки тяготел к эмбиенту и индастриалу – его не приняли. Тогда Райт побродил по ночным клубам, послушал, как звучат пытающиеся угнаться за The Prodigy группы, и выдал подборку скоростных композиций с мощными компьютерными ритмами (используются не во всех треках – например, в Tentative слышны этнические ударные). Кое-где он позаимствовал удачные наработки коллег (Transvaal), кое-где записал «лирику» фоном (Messij). Для целенаправленного прослушивания техно вряд ли можно рекомендовать, но на трассах мира будущего из Wipeout эта музыка – то что надо! Интересной особенностью изданий игры для различных платформ являются бонусные треки – в том числе один за авторством Chemical Brothers.



Wipeout 2097 (1996) в музыкальном плане продолжила линию первой части. PS1-версию забили лицензированными треками (The Prodigy, Chemical Brothers), Райт же сочинял для PC и Saturn. Здесь в память западают Body in Motion, тягучая Canada, Surgeon и два ремикса на самую удачную композицию из оригинальной дорожки – Messij.




gravity-crash__image800x600.jpgВ 1997 году, будучи уже известным на весь мир композитором, Cold Storage решил покинуть Psygnosis и основал Jester Interactive. Целью проекта стала разработка ПО для создания музыки на приставках. С задачей Райт и сотоварищи справились на «ура», правда, поле деятельности пришлось ограничить PS1 и PS2. В 2012-м Cold Storage выпустил альбом MUSIC Demo Tracks, собранный из прототипов композиций для своего самого известного продукта – программы MUSIC.

После Jester композитор некоторое время трудился в Checkmate Solutions, где поначалу разрабатывал не связанное с музыкой ПО, а в 2006-м полностью сконцентрировался на еще одном собственном проекте, Tantrumedia. Тут он выполняет самые разные заказы – от создания сайтов до продюсирования музыки.

Единственный полноценный игровой саундтрек Тима в 2000-х – это Gravity Crash OST. Игра изначально делалась с уклоном в ретро (shoot ‘em up с Atari 2600), потому и неудивительно, что сочинять музыку пригласили Райта. В 2010 году он по собственной инициативе выпустил на Bandcamp альбом с ремиксами и новыми аранжировками треков из Gravity Crash. Как ни странно, за полтора десятилетия с момента выхода Wipeout 2097 Cold Storage не потерял хватки – наоборот, теперь он звучит куда интереснее, чем в старых играх: россыпь симпатичных мелодий (Cliff Diver), точно подобранные компьютерные эффекты (Vectribe), обилие отличных ритмов (сравните GRP и Torment) и удачная стилизация под ретро (благодаря использованию оригинального «железа»).





Дорожка Gravity Crash должна вывести вас к Bandcamp-аккаунту Райта. Подобно Обри Ходжсу и Гранту Киркхоупу, Тим бережно обрабатывает и регулярно публикует свои классические работы. Например, на двухдисковом альбоме Slipstream представлены все треки Wipeout, а Strix Memoria – это сборник из 25 ярких композиций, сочиненных британцем для Amiga. Словом, Райт лично организовал рай своих для поклонников.




  • Xoxarle

    Project CARS потрясающий

  • Schizoid

    Статье явно не повезло с датой выхода :). Нет, правда, совсем не обязательно было привязывать её к Ведьмаку, вполне можно было выпустить слегка До или После.

    Меж тем, отличный выпуск — и Ведьмак, и Проект Карс, и ранние работы Райта доставили. Жаль, что их (ранние работы Райта) можно было застать только на редких у нас платформах. Был бы рад, если бы подобные проекты тоже стали частью моего детства :).

    Порадовало и «послушал, как звучат пытающиеся угнаться за The Prodigy группы». К слову, к их творчеству я неравнодушен всю свою жизнь. Даже к последним релизам. 🙂

    А вот за такие тезисы хочется поругать — «Для целенаправленного прослушивания техно вряд ли можно рекомендовать». Техно — очень богатый и разносторонний жанр. Помимо тупой долбёжки а-ля, к примеру, Kay D Smith, которую можно услышать в определённых клубах, техно бывает мягким и лиричным — https://yadi.sk/d/hMHLAgeVgf6VB , глубоким и красивым — https://yadi.sk/d/WiOfYRjbgf2Pw , наконец, просто гениальным — https://yadi.sk/d/Cz3vJHZegf628 , и раз уж мы вспомнили о Prodigy — даже «No Good» и «Voodoo People» жанрово относятся прежде всего к техно. Так что техно техну рознь, но, как и в любом другом жанре, здесь однозначно есть представители, которых можно и нужно рекомендовать «для целенаправленного прослушивания». 🙂

    P.S. Хотя по поводу 2-го трека можно поспорить, т.к. по биту он скорее электро, а 3-й можно обозвать IDM-м, хотя, опять же, по биту — он, прежде всего, техно. Но это не суть.

  • Ну вообще думалось наоборот — что в связке с рецензией (в ней ведь и ссылка есть) нормально пойдёт материал 🙂 Возможно, не осилили общий объем текста. Хотя, в принципе, количество просмотров по графику идет, еще доберет свое 🙂

  • Вячеслав

    Только дослушал.) Спасибо.

  • AlBo

    Опять нету общего проигрывателя…
    RP, сделайте с этим что-нибудь, пожалуйста, очень неудобно скакать по всей статье, переключая треки. Я понимаю, что источники с разных ресурсов, но очень неудобно.

  • AlBo

    Обозвать музыку Orbital «техно» это надо быть очень смелым :). А «Voodoo People» и «No Good» гораздо ближе к джанглу.
    Если, конечно, под «техно» подразумевается конкретный стиль, зародившийся в Детройте и Чикаго, а не собирательное название всей электронной музыки, как это было модно у нас в 90-х.
    Для примера http://www.youtube.com/watch?v=ox8hfxKL4u8

  • Schizoid

    Я говорил о конкретных треках, а не о проектах в целом. Конктретно, No Good и Voodoo People — техно — это вам любой скажет, кто знает жанры. Просто послушайте бит — джанглом там и не пахнет. Voodoo — http://www.discogs.com/Prodigy-Voodoo-People/release/1813341 , No good — http://www.discogs.com/Prodigy-No-Good-Start-The-Dance/release/6014 . Что же касается Орбитал, которые являются для меня проектом №1, и которым я посвятил больше 20 лет жизни, я, возможно, вас удивлю, но первые 2 их альбома вообще относятся к чистому техно — http://www.discogs.com/Orbital-Orbital-Green-Album/master/8932 — а дальше начинаются эксперименты, но техно-бит преобладает в очень многих треках — http://www.discogs.com/Orbital-Snivilisation/master/22929 , в том числе и в The Girl with…

  • AlBo

    Не буду спорить, хоть я и сам не первый год электронику слушаю и в жанрах разбираюсь достаточно хорошо.
    А дискогс я бы не стал использовать как образец: у них там косяков с жанрами хватает. Даже на разные релизы одних и тех же альбомов бывает разные теги стоят.
    Все-таки техно, в его изначальном понимании, это не Орбитал и не Продиджи.

  • Schizoid

    Во-первых, техно, как и любой другой жанр, не стоял на месте, а развивался. Во-вторых, Орбитал и Продиджи — не техно, техно — лишь отдельные их треки, а у тех и других хватает треков разных жанров. В-третьих, дискогс, само собой — не истина в последней инстанции, но лучше ничего нет — это раз, и если речь идёт о проектах с большими фан-базами, чаще всего там всё указано относительно верно, т.к. мониторит огромное количество фанов — это два.

    P.S. Об Орбитал: «…Their appearance at the 1994 Glastonbury Festival in the UK became the stuff of legend and cemented their reputation as one of the best techno groups of the 1990’s. «

  • AlBo

    Насчет развития: когда жанр становится сильно отличным от своих истоков, его обычно переименовывают во что-то новое. Из того же техно вышли и эйсид, и хардкор. Никто их, однако, техно не называет.
    Я не утверждаю, что Продиджи и Орбитал все делают в одном жанре, просто от техно они достаточно далеки, особенно Продиджи
    Вот насчет мониторинга и фан-баз я бы не согласился: в той же википедии, где контроль над контентом куда строже, хватает глупостей. Какой контроль есть (и есть ли вообще) у дискогс — мне неизвестно.
    Просто мы тут рассуждаем неизвестно о чем, на самом деле. Что такое техно и как его отличить от других жанров? Например, в той же википедии есть такое определение: «Stylistically, techno is generally repetitive instrumental music, oftentimes produced for use in a continuous DJ set. The central rhythmic component is most often in common time (4/4), where time is marked with a bass drum on each quarter note pulse, a backbeat played by snare or clap on the second and fourth pulses of the bar, and an open hi-hat sounding every second eighth note. The tempo tends to vary between approximately 120 to 150 beats per minute (bpm), depending on the style of techno.» Соответствует ли ему тот же No Good? ИМХО, не очень.
    Даже евро-дэнс называли техно. С ним такая же ситуация, что и с рейвом, которым называли практически все, что игралось на танцполах и пати.

    Нашел прикольную схему http://techno.org/electronic-music-guide/

  • Schizoid

    Схема действительно прикольная 🙂

    «Соответствует ли ему тот же No Good? ИМХО, не очень.»
    И какому именно предложению не соответствует «No Good»? BPM у него 143, с остальным вроде бы тоже не расходится.

    Уже понятно, что мы ничего друг другу не докажем. Напоследок скажу лишь, что говоря Эйсид — все всё равно подразумевают Эйсид Техно, т.е. знают, что это Техно. Сегодняшний Нейрофанк — это всё ещё Драм-н-бейс, хотя Драм-н-бейс начинался совсем с другого. Точно так же и с Техно — Ыц-Ыц Детроит остался лишь одним из направлений, не смотря на то, что с него всё начиналось.

  • Nightwatch

    Слушая The Fields Of Ard Skellig меня сразу посетило чувство, что я где-то уже это слышал. HoMM IV сразу пришло в голову, но вот всё равно казалось, что что-то упускаю. Потом наконец вспомнил про Disciples 3 и всё встало на свои места.
    Послушайте и убедитесь сами:
    https://youtu.be/tNUX6Zd89C8
    https://youtu.be/0DxVg3l5LzE

  • Nightwatch

    По 1 видео влезает в коммент, так что вот дорожка из Disciples 3
    https://youtu.be/0DxVg3l5LzE

  • AlBo

    И какому именно предложению не соответствует «No Good»?

    Ритм там совершенно не такой, как описано, ломаный.
    А эйсид он тоже всякий разный 🙂 и техно, и хаус, и джаз. Он свой собственный и давно не зависит от «предков».
    Кстати, в той же схемке, в разделе хауса есть стиль «techno dance», описание к которому подтверждает сказанное мною ранее, что словом «техно» с некоторого момента стали называть все подряд.

  • Schizoid

    «А эйсид он тоже всякий разный 🙂 и техно, и хаус, и джаз.»

    Никто не называет Acid Jazz просто Эйсидом — всегда добавляют Джазз, и добавляют именно потому, что обычным Эйсидом чаще всего называют именно Эйсид Техно, реже Хаус. Это совершенно разные стили, и если бы мы все треки, в которых услышим 303-й, обзывали Эйсидом — была бы сплошная путаница. А в Эйсид Джаззе даже 303-го нету… Ему эта приставка вообще на шару досталась. В принципе, и с хаусом чаще всего уточняют — опять же по биту стили разные, только 303-й и объединяет.

    По поводу «No Good» вы снова написали суждения из разряда ИМХО, а там, на самом деле, прямая бочка. Поступим проще, определите его жанр сами, при том, что Джангл — вообще мимо.

  • AlBo

    Да где же в No Good прямая бочка?! Вот прям специально прослушал сейчас. Там только в последней трети есть небольшой кусок (буквально секунд 5) с прямой бочкой. Может, вы с ремиксом каким спутали?

    https://youtu.be/6RI9wVgOO1s?t=33

    Джангл достаточно близкий жанр. В той же схемке есть жанр Oldskool Rave Hardcore, тоже достаточно близкий.

  • Schizoid

    За всей этой внешней мишурой скрывается равномерный монотонный пум-пум-пум-пум. Просто включите ролик, начните равномерно стучать по столу пальцем, и вы услышите.

    Повторюсь, уже давно очевидно, что мы ничего друг другу не докажем. Но на моей стороне, по крайней мере, были линки с дискогса, которые хоть и не являются доказательством, но хоть как-то разбавляют столкновение наших с вами ИМХО и указывают, что множество людей считает так же как и я. К тому же релизы эти заносились ещё в конце 90-х, начале 2000-х, когда дискогс был довольно авторитетным ресурсом, на котором тусовались исключительно меломаны. Это сейчас там помойка из непонятных релизов и куча набежавшей школоты.

  • MichaelSokolkov

    Вообще складывается впечатление, что там много заимствований. Знакомый слушая Blood on the Cobblestones полез проверять уж не включился ли циммеровский саундтрек к Холмсу с Дауни-младшим. В Eredin, King of the Hunt с 1:45 начинается чистый Кенджи Каваи, если быть точным – концовка (c 1:25) первого трека Mobile Suit Gundam 00 OST III, Unified World.

  • AlBo

    Вы меня, конечно, извините, но равномерный ритм можно наложить на любую музыку (разве что, кроме отдельных представителей эмбиента): хоть на джангл, хоть на днб, хоть на айдиэм. У Prodigy вообще треков с прямым битом раз-два — и обчелся.
    Насчет дискогс — по вашей ссылке, все-таки, сингл, с несколькими ремиксами. Ремикс от CJ Bolland и есть техно, оригинал — не техно. Но раз вам нравится считать No Good техно — дело ваше.