MC Pixel: магия музыки Heroes of Might and Magic и классика Shenmue Soundtrack

dj-pixel-300pxИгровые саундтреки давно стали неотъемлемой частью музыкальной культуры, а их создатели узнаваемы далеко за пределами нашего сообщества. Именно из игр вышли такие полноценные музыкальные жанры как чиптюн, нинтендокор, битпоп и др. Эта рубрика предназначена, прежде всего, для расширения музыкального кругозора читателей. Обзоры свежих игровых саундтреков, биографии композиторов, тематические статьи — я попытаюсь пройтись по самым явным точкам соприкосновения игровой и музыкальной культур.

В специализированных музыкальных изданиях, как правило, не пишут об игровой музыке. Однако главный герой сегодняшнего выпуска MC Pixel вполне способен перебороть предубеждение самого консервативного музыкального критика — кому еще доверить такое ответственное дело, как не Полу Ромеро? Кандидатура отличная: классическое образование, активная гастрольная деятельность, а также написание саундтреков игр Heroes of Might and Magic — один другого лучше! Ну а кроме Ромеро я сегодня остановлюсь на классическом саундтреке первой части Shenmue, увы, так и не выбравшейся в свое время с тонущего корабля под названием Sega Dreamcast, а также очередной подборке аранжировок композиций из игр, выполненных Тэйлор Дэвис.

The-Anime-and-Game-Collection__Cover-300x300.jpg The Anime and Game Collection
Издатель: Taylor Davis
Дата релиза: 12.07.2014
Продолжительность: 56:24

Американская скрипачка Тэйлор Дэвис, известная на весь YouTube ремиксами игровых мелодий, после участия в записи The Banner Saga Soundtrack и узконаправленного альбома Melodies of Hyrule: Music from The Legend of Zelda решила на одной пластинке представить собственные версии игровых и аниме-тем вперемежку, причем с явным креном в сторону последнего.

Ураганный номер Dr. Wily’s Castle из Mega Man 2 (1988) в альбоме сменяется треком Grief and Sorrow (не самый лучший выбор из вселенной «Наруто», тем более на фоне Dr. Wily’s Castle), а довольно точная передача The Last of Us Theme соседствует с хитовой мелодией из недавней «Атаки титанов» и грустной композицией Lilium. На общем фоне резко выделяются Ballad of the Windfish (The Legend of Zelda: Link’s Awakening, 1993), Cosmo Canyon (Final Fantasy 7) и Halo 2 Theme. Альбом слушается на одном дыхании с редкими перерывами, но попробуйте объяснить игроку, зачем ему покупать треки из аниме «Ангельские ритмы!» и Fairy Tail? Про Хаяо Миядзаки он наверняка слышал, но к бесконечному Fairy Tail, уверен, даже притронуться побоится. И правильно сделает.

Обратить внимание: Dr. Wily’s Castle, Lilium, Cosmo Canyon

Купить: iTunes, Google Play



Классика

Shenmue-Chapter-1-Yokosuka-Original-Sound-Track__Cover-300x300.jpg Shenmue Chapter 1: Yokosuka Original Sound Track
Лейбл: Toshiba EMI (EMI Music Japan)
Дата релиза: 23.03.2000
Продолжительность: 01:07:30 + 59:12 (2 CD)

Dreamcast-эксклюзив Shenmue (1999), выход которого пришелся на смену тысячелетий, подарил индустрии QTE и солидного размера 3D-мир с невероятным количеством интерактивных объектов, сменой времени суток и погодных эффектов. И, конечно же, творение Ю Судзуки и Sega AM2 отличалось прекрасным саундтреком.

По сюжету игры чрезвычайно продвинутый в области боевых искусств паренек Рё Хадзуки расследует убийство своего отца. В доме Рё внимательный игрок в самом начале обнаружит плеер и две кассеты к нему с композициями Shenmue и Shenhua (20 декабря 1998-го, задолго до поступления игры в продажу, они были выпущены лейблом PolyGram отдельным изданием) — их можно послушать в любой момент.


Автор трека Shenmue — Такэнобу Мицуёси. Это печальная мелодия с жесткими клавишными акцентами, вполне соответствующая нуарному духу адвенчуры. Лучшая, на мой взгляд, версия композиции звучит на альбоме Shenmue Orchestra Version (01.04.1999, PolyGram) — симфоническое исполнение удачно передает взрыв мелодии на исходе первой минуты. Мицуёси также написал для Shenmue джазовый номер Antiquity Tree — с ним можно познакомиться в музыкальных автоматах в Добуите (один из районов города Йокосука, в котором и разворачивается действие). Гораздо больше тем из автоматов содержится на диске Shenmue Juke Box (бонус за предзаказ Shenmue), но и там, увы, отсутствует заглавная тема из аркадных мотоциклетных гонок Hang-On (1985). За её прослушивание в игровом зале, например, я руками Рё выкладывал одну сотню иен за другой… Казалось бы, что такого волшебного в этом треке? Всего лишь электронные клавишные, к которым на «припевах» подключается неотесанный бас, — но как цепляет!


Как и Shenmue, очень удачной получилась композиция Shenhua авторства Рюдзи Иути (Ryuji Iuchi). Она тоже невероятно печальна: в оригинале вслед за пианино расстраивались флейта и скрипка, в альбомной версии «грустят» только чистые клавишные и флейта. Мотив Shenhua без труда распознается и в других треках Иути — Tears of Separation и Dawn. Он же ответственен за нуарное вступление в Snowy Scenery.

Но не стоит думать, что саундтрек проекта Ю Судзуки содержит только грустные мелодии наподобие Memories of Distant Days Осаму Мураты. Есть тут и легкие для восприятия Christmas on Dobuita Street и Cherry Blossom Wind Dance или трогательные темы Нодзоми Харасаки, подруги Рё. Хватает на диске также экспериментальных вещиц — чего стоит дарк-эмбиент с яркими звуковыми эффектами Такэси Янагавы (Revenge of a Sailor и Nightmare) и трек Hip de Hop от звездного Юдзо Косиро (The Revenge of Shinobi, ActRaiser), название которого говорит само за себя.

В Японии, где продажа CD по-прежнему коммерчески выгодна, игровые саундтреки выходят пачками. И выпуск ряда альбомов по убыточной Shenmue не стал чем-то сверхъестественным. А между тем издатели в Северной Америке и Европе не могут порадовать игроков даже качественными компактами саундтреков серий Need for Speed и Heroes of Might and Magic, о которой речь пойдет чуть ниже… Однако не будем наговаривать на Shenmue Soundtrack — он по праву занимает свое место в виртуальном «зале» классики игровой музыки. Традиционно сильные в оркестровке, японские композиторы в этой работе органично соединили «живые» инструменты с синтезаторами, не забыли сделать скидку на время действия игры (1986 год) и идеально подогнали звуковую дорожку под грустный тон адвенчуры. Нисколько не прогадали.

Обратить внимание: Shenmue, Shenhua, Departure on a New Trip, Encounter with Destiny, Nozomi’s Confession, Tears of Separation, Departure for Hope, Revenge of a Sailor

Купить: Play-Asia


Пол Ромеро и его «Герои»

paul-romero-rob-king__Cover-650x430.jpg

Пол Ромеро и Роб Кинг

Пол Ромеро (Paul Anthony Romero), безусловно, относится к числу самых известных игровых композиторов, наряду, скажем, с Ромом Ди Приско и Александром Брэндоном. Однако, в отличие от большинства коллег, американец не увлекается электронными инструментами (с 3 лет сидит за настоящим пианино), имеет классическое образование (за его плечами несколько консерваторий) и не блуждает между разными игровыми вселенными. На его счету создание звукового фундамента «от и до» только для одной серии — зато какой! — Heroes of Might and Magic.

В первых «Героях» клавесину Ромеро вторила перкуссия Роберта Кинга (в будущем — постоянного соавтора), а также гитара Фрэнка Саймса. Темы замков и ландшафтные номера можно было спокойно пропустить мимо ушей (не слишком-то броская неоклассика, что с неё взять?), однако совсем другое дело — боевые мелодии: оркестровый эмбиент с сильной партией ударных, органичным вкраплением электроники, а также разнообразным инструменталом. Все четыре трека держат в напряжении до финала, что для эмбиента, конечно, нехарактерно. На физических носителях HoMM Soundtrack не издавался, но в 2009-м шёл как бонус к цифровому изданию игры в GOG.


Heroes of Might and Magic 2: The Succession Wars стали неожиданным музыкальным прорывом для Ромеро, Кинга и примкнувшего к ним Стива Бака (Steve Baca). В Battle-темах поменялась основа — теперь это был не эмбиент, а нью-эйдж, музыка куда более позитивная. Яркие восточные мотивы композиторы украсили приглушенными вокальными выкриками, а мягкая ударная основа позволяла ставить эти мелодии на стократное фоновое воспроизведение.

Темы замков из HoMM 2 по силе воздействия ничуть не уступали боевым. Решение записать оперное сопрано Карин Мешэган (Kareen Meshagan) и бас Гранта Янгблада (Grant Youngblood) вообще стало революционным для индустрии. Голоса профессиональных солистов значительно усилили красивые клавишные мелодии Knight Castle, Sorceress Castle, а вот Wizard Castle вполне обошлась и без них.

Для «золотого» издания игры, как и для аддона The Price of Loyalty темы городов были переписаны. Knight Castle, Necromancer Castle и Wizard Castle впоследствии включили в звуковую дорожку третьих «Героев». Несмотря на всю ее оригинальность, она, как и саундтреки HoMM 2 и 4, так и не была выпущена на CD в подобающем оркестровой музыке качестве. Оперных голосов в HoMM 3 нет, зато есть композиции Dungeon Town и, конечно же, Fortress Town, покорившая сердца не одной тысячи игроков. Начинается она шутливо, а затем все шутки уступают место зловещему проигрышу, переходящему в колоритную оркестровку. По воздействию Fortress Town можно сравнить разве что с Terran One со StarCraft OST.




Единственный минус HoMM 3 Soundtrack — не цепляют Campaign-темы (за редким исключением). Боевые же мелодии по-прежнему сильны, порой в саундтреке царит яркое разнообразие — например, мрачной композиции Inferno Town (и тем более Necropolis Town) противопоставляется вальсовая мелодия Tower Town; обращают на себя внимание и неспешные «природные» темы (Water, Grass и др.).

В Heroes of Might and Magic 4 Ромеро, Кинг и Бака в очередной раз попытались явить миру идеальный оркестровый саундтрек, впоследствии заслуживший справедливое сравнение с классикой игровой музыки Dune: Spice Opera и Lost Eden Soundtrack Стефана Пика и ставший, по-видимому, венцом совместного творчества музыкантов. В игру вернулся оперный вокал (The Preserve), мрачная оркестровка (The Last Battle) соседствовала с мелодичными переливами (Castle Stronghold с упором на струнные), симфоника поражала многоаспектностью (Asylum), а об музыкальные находки можно было буквально запинаться ушами (Hope, Searching for a Dream, Desolation)…

Не разочаровали даже боевые мелодии, хотя наверняка к четвертой части у любого композитора иссяк бы творческий запал их писать. Так, в Battle 1 слушателя поджидает эмбиент с грустным электронным мотивом, в Battle 2 — удачное ускорение ритма, а в Battle 5 перкуссионное вступление по ходу дела оказывается сдобрено красивой мелодией.


Интересно, что Диана Аркенстоун, бывшая супруга Дэвида Аркенстоуна, в своем альбоме Aquaria: A Liquid Blue Trancescape (2001) использовала сэмплы из той же библиотеки, что и творцы HoMM 4 Soundtrack. Достаточно послушать The Water Garden и Voice of the Sea, чтобы в этом убедиться. Последний трек, кстати, хитрая редакция AG в свое время вставила в один из вопросов «хардкорной» викторины «Когда трава была зеленее».

Переход серии HoMM под крыло Ubisoft ничего не изменил в политике тиражирования на компакт-дисках mp3-треков. А вот музыка поскучнела, мутировала в строго оркестровую, количество запоминающихся мелодий стало стремиться к нулю… В 2007-м звуковые дорожки Heroes of Might and Magic 5 и двух дополнений вышли на трех CD, два из которых (с Hammers of Fate и Tribes of the East) были раскритикованы многими поклонниками за монотонность. С другой стороны, у HoMM 5 Soundtrack не отнять вполне удачной симфоники (Main Menu), скоростного ритма из Battle — Haven (alternative), воодушевляющего проигрыша City Theme — Haven, напористого мотива Battle — Academy, грубых струнных из Credits и многих других интересных элементов.


А вот от саунда шестых «Героев» трудно не остаться разочарованным. Вкрапления мотивов из музыкальной классики HoMM 2-4, конечно, радуют, но что здесь делает трек The Last Stand of Duke Pavel Griffin Тома Сальты, представляющий собой кальку с God Particle Ганса Циммера из «Ангелов и демонов» (2009), или Джейсон Грейвс, частенько разочаровывающий игроков халтуркой?.. И все же львиную долю саундтрека написали Ромеро и Кинг, получившие на этот раз гораздо большую свободу от Ubisoft. Результат можно сполна прочувствовать хотя бы на пианинной Ghosts of the Past (Slava’s Theme) с запоминающимся грустным мотивом.


За 20 лет в профессии игрового композитора Пол Ромеро, разумеется, занимался не только «Героями». Есть в его портфолио, например, и саундтреки для вселенной EverQuest (Lords of EverQuest, 2003). Ну а мы на минутку остановимся на музыке из Might and Magic 6, 7 и 9, написанной в «золотую» для Ромеро, Кинга и Бака пору между релизами HoMM 2 и 4.

M&M6 Soundtrack представляет собой то же соединение неоклассики и фолка, подправленное электроникой, что и в «Героях» (Adventuring/Town Exploration 1). Отдельной похвалы заслуживают напряженная готик-мелодия Dungeon Exploration 5, грустная Sunlit Snow Journey и ритмичный трек The Hive (он же Arena). Составляющими «рецепта» звуковой дорожки Might and Magic 7: For Blood and Honor стали эмбиент (Song 5), хоровые вставки (Song 7), букет фолковых инструментов, складывающийся в колоритную оркестровку (Song 9), а также отдающие благородной стариной клавесинные партии (Song 15). На добротной звуковой дорожке M&M9 основной упор сделан на восточные мотивы, порой «право первой скрипки» на целый трек предоставляется инструменту вроде арфы, общий темп саундтрека — довольно неспешный, но попадаются и быстрые номера с частящими ударными и даже индустриальными грубоватыми сэмплами. Музыка M&M9 не хуже предыдущих работ Ромеро и сотоварищи, но при прослушивании в отрыве от игры ее подводят щелчки, которыми просто-таки усеяны треки, — звуковой отдел 3DO «постарался».


Ромеро — один из немногих игровых композиторов, живущих в темпе гастрольного графика. Исполнением классической музыки он уже успел сорвать аплодисменты на таких площадках как Walt Disney Concert Hall в Лос-Анджелесе и Carnegie Hall в Нью-Йорке, а помимо этого выступал в Токио, Париже и других мировых столицах. Возможно, секрет разнообразия его творчества заключается не только в хорошем образовании, но и постоянно пополняемой копилке впечатлений? Жаль, что выступлений в последние годы у него было много, а вот новый саундтрек все никак не появится. Давно пора реабилитироваться за Might & Magic: Heroes 6.

Новинки текущей недели

C 15 июля в Steam продается саундтрек Abyss Odyssey.

С 16 июля на Play-Asia можно заказать ремастированное издание Romancing SaGa 2 Original Soundtrack Кэндзи Ито и Нобуо Уэмацу.

И напоследок: Shiryu, недавно осмелившийся на переделку музыки из Rock N’ Roll Racing, залил на Bandcamp новый альбом ремиксов — Super Futebol 2014, базой для которого послужил саундтрек игры Super Soccer (Super NES, 1991).