MC Pixel: Музыка в играх Naughty Dog

mc-pixel-uncharted-may-2016Редкой студии удается вести активную деятельность на протяжении 20 лет. В то время как колоссы вроде Rare и Sega AM2 годами сидят без дела, Naughty Dog, основанная в середине 80-х двумя школьниками, выдает хит за хитом. В эпоху PS1 она выпустила на волю оранжевого грызуна Крэша, на PS2 повеселила серией Jak and Daxter, для PS3 подготовила три части Uncharted, самого жизнерадостного «боевика», и, конечно, The Last of Us, а на PS4 пришла с Uncharted 4«летним блокбастером» в лучших своих традициях. Вот мы и подумали – почему бы не переслушать саундтреки Crash Bandicoot, Jak and Daxter: The Precursor Legacy, Uncharted: Drake’s Fortune, Uncharted 2: Among Thieves, Uncharted 3: Drake’s Deception, The Last of Us и Uncharted 4: A Thief’s End?

crash-bandicoot-playstation-front-cover__800x799.jpgПервая PlayStation у большинства ассоциируется с Final Fantasy 7, Tekken 3 и приключениями бандикута Крэша – экстравагантного обладателя обаятельного оскала и глупой мордашки. Тем удивительнее, что за создание главного конкурента Марио и Соника взялась тогда еще крохотная студия Naughty Dog, не нашедшая общего языка с Electronic Arts и случайно подвернувшаяся Universal Interactive Studios.

Большой поклонницей Crash Bandicoot является Елена, супруга Натана Дрейка, – в Uncharted 4 этому даже посвящен забавный эпизод. Помимо прикольного главного героя, «платформер» вызывает теплые чувства благодаря приятной графике, продуманным задачкам на уровнях и запоминающейся музыке. Саундтрек написал американец Джош Мэнселл: расслабляющая дорожка проникнута пляжным настроением, крики чаек смешаны с бормотанием туземцев и шумом волн, а в темах «боссов» резвится механический оркестр.





jak-and-daxter-the-precursor-legacy-playstation-2-front-cover__800x1139.jpgJak and Daxter: The Precursor Legacy стала ответом Naughty Dog и Sony на Super Mario 64, правда, запоздавшим на несколько лет. На момент релиза этого трехмерного «платформера» авторы Crash Bandicoot уже упорхнули из-под крыла Universal и крепко подружились с японским издателем. Первая Jak and Daxter если и не поражала открытым миром без загрузочных экранов, сменой времени суток и нелинейным прохождением, то, по крайней мере, серьезно радовала. К тому же на PS2 это была одна из самых продвинутых игр по части графики (для 2001 года, конечно же) – с повышенной детализацией текстур, отличными спецэффектами и фирменным ураганом красок. Саундтрек снова доверили Джошу Мэнселлу. Ничего выдающегося он не придумал, зато подарил Jak and Daxter несколько забавных мелодий (вальяжный бас и барабаны в Title Screen Theme не дадут соврать) и поэкспериментировал с жанрами (сравните темы Lost Precursor City, Mountain Pass и Forbidden Jungle Temple).

 
Uncharted-Drakes-Fortune-Original-Soundtrack__cover600x600.jpgС уходом из студии отцов-основателей Энди Гэвина и Джейсона Рубина Naughty Dog завязала с «мультяшными» аркадами и переключилась на фотореализм. Впрочем, несерьезность, веселость и жизнерадостность из игр компании никуда не делись, ведь события Uncharted: Drake’s Fortune разворачивались в Панаме, джунглях Амазонки и на острове в Тихом океане, то есть в окружении зелени и ярких красок. Да и сама история настраивала на мечтательный лад. Эльдорадо! Конкистадоры! Легендарный Френсис Дрейк!

В Uncharted элементы шутера от третьего лица с укрытиями удачно дополнены акробатическими трюками (без пафоса в стиле Prince of Persia), несложными «пазлами» и необязательным сбором хорошенько припрятанных сокровищ. Музыка (iTunes, Google Play) только поддерживает голливудский размах происходящего на экране, но не тянет одеяло на себя. Композитор Грег Эдмонсон, широко известный по работе над сериалом Firefly, объединил усилия с The Skywalker Symphony Orchestra. В памяти оседает «дребезжащий» мотив Unlocking the Past (звучит при перестрелках), надрывная Drake’s Elegy, переполненная самыми разными инструментами Drowned City, тревожные переборы гитары из Trapped… красивых лейтмотивов, к сожалению, маловато, часто роль первой скрипки играет четкая ударная секция. С героическим размахом под стать Джону Уильямсу написана лишь Nate’s Theme – сказочная мелодия с пышными духовыми, кочующая из одного выпуска Uncharted в другой.

 
Uncharted-2-Among-Thieves-Original-Soundtrack-from-the-Video-Game__cover600x600.jpgUncharted 2 многие называют лучшей частью серии. Во-первых, разработчики серьезно расширили географию, добавив к джунглям заснеженные тибетские ландшафты и городские локации. Во-вторых, разнообразили рукопашные поединки, сделали «стелс» менее примитивным, увеличили число головоломок и отказались от использования гироскопа в геймпаде (помните муки с гранатами в оригинале?). Ну и в-третьих, добавили мультиплеер. И не забывайте о традиционно впечатляющем арсенале и неуемном чувстве юмора авантюриста Натана!

От Эдмонсона (iTunes, Google Play) на сей раз потребовалось правдоподобно озвучить одиссею Дрейка по нескольким странам – да так, чтобы это сочеталось со смесью преданий о Марко Поло и бандитской реальностью. Вдобавок к оркестру и трубам, горланящим главный лейтмотив, композитор обратился к деревянным духовым и экзотической китайской скрипке с парой струн. Как итог – в музыке ощущается настоящий восточный колорит. И все же пара отступлений от «правила» есть – например, в необычной электронной The Road to Shambhala или в Refuge со взявшейся из ниоткуда партией пианино.

 
Uncharted-3-Drakes-Deception-Original-Soundtrack__cover600x600.jpgВ Uncharted 3 Naughty Dog не покорила новые высоты – лишь закрепила пройденное. Ну разве что эффектных сцен и «пазлов» стало больше, а драки еще зрелищнее и ближе к Yakuza 5 по части использования предметов окружения. А вот Эдмонсон сочинил свой лучший саундтрек за время работы над сериалом (iTunes, Google Play).

Музыка точно передает творящееся на экране. Вот Нейт, еле передвигая ноги по песчаным дюнам, сквозь миражи и зной добирается до поселения – звучит тягучая The Settlement. Вот перед нами открывается сказочный город Ирам – играет Atlantis of the Sands, чья проработанная мелодия ничуть не уступает размашистой Nate’s Theme 3.0. Еще очаровывают классические арабские мотивы, удачно вплетенные Эдмонсоном в саундтрек, а также их смесь с грозными гитарными разрядами (Sink or Swim, Maritime Malfeasance). В работе над Uncharted 3, что интересно, американцу помогал знаменитый Клинт Баджакян (Outlaws), которому позже доверили Uncharted: Golden Abyss. Увы, переплюнуть коллегу Баджакян не сумел.




The-Last-of-Us-Video-Game-Soundtrack__cover600x600.jpgПрежде чем перейти к заключительной части саги имени Натана Дрейка, сделаем остановку на The Last of Us. В распоряжении Naughty Dog оказался сам Густаво Сантаолалья, украсивший своей музыкой «Горбатую гору» и «Вавилон». В отличие от увесистого саундтрека Uncharted 3, занявшего два компакт-диска, дорожка The Last of Us (iTunes, Google Play) коротка, ненавязчива и… чудо как хороша. Депрессивный эмбиент и фоновые шумы теряются рядом с несколькими центральными мелодиями, повторяемыми в разной аранжировке. Главный инструмент Сантаолальи – гитара, из которой он выжимает невероятно цепкие темы (The Quarantine Zone, The Last of Us, The Path) простым перебором струн или, на первый взгляд, неаккуратными «щипками». Между тем, эти меланхоличные композиции вносят определяющие штрихи в создание атмосферы путешествия по дорогам почившей цивилизации.



Uncharted-4-A-Thiefs-End-Original-Soundtrack__cover600x600.jpgПройдоха Виктор Салливан с вечной сигарой во рту, настойчивая журналистка Елена Фишер и в любой ситуации позитивный Натан Дрейк, похоже, в Uncharted 4 «вышли на сцену» в последний раз. Верные старой логике, разработчики позвали писать саундтрек кинокомпозитора Генри Джекмана («Люди Икс: Первый класс», «Ральф»), дебютировавшего с этим проектом в игровой индустрии (iTunes, Google Play). Как и в случае с Клинтом Баджакяном, замену не назовешь удачной. Треки не хватают звезд с неба, звучанию недостает оригинальности, сильных лейтмотивов нет, даже ремикс темы Нейта не вызывает восторг. К музыкальному оформлению сюжетных сцен, равно как и боевых перебежек по локациям, придраться нельзя, но советовать послушать альбом отдельно я не стану. Он чересчур предсказуем.

 
* * *

Все затерянные клады рано или поздно перестают быть тайной (спасибо Дрейку), а в дневниках авантюристов из прошлых столетий заканчиваются неизученные странички. Так и Uncharted уверенной походкой уходит в прошлое – и, как третья часть намекала на The Last of Us, так Uncharted 4 дразнит продолжением (приквелом?) приключений Джоэла и Элли. Удастся ли заманить в проект Густаво Сантаолалью? Было бы здорово.

  • Yaroslav Gafner

    Еще раз громадное спасибо всем, кто поддержал рубрику просмотром/прослушиванием, комментом-советом и рублем, конечно же )

  • Cold Ethil

    а что у вас там борьба рубрик за выживание объявлена?? Типа не будет 100 просмотров — закроем??

  • Felix

    Ждал как родного!

  • Bishop

    А я думал, что в The Path одни Жарбоэ с Форсом отдувались

  • Просто борьба за выживание 🙂

  • Cold Ethil

    что ж, очень жаль, рубрика интересная. Даете ретроспективу игр ну и музычку подкидываете. Аналога на игроманииканобу я точно не видел, сравнить качестве не с чем, мне, во всяком случае, но в целом, мну весьма устраивает

  • Felix

    Ну так рублем поддержите рубрику.

  • Cold Ethil

    к сожалению, сейчас, только словом

  • Tembl4

    Поддержу если обещаете на пропить и проесть, как раньше, эти деньги, а отдать их в качестве оплаты грамотному маркетологу-директору.

  • ennead

    http://image.prntscr.com/image/0c8f17bbf2e54ba094a09684fb1ea953.jpeg

  • Schizoid

    Здорово, что рубрика жива!

    Не думаю, что статья найдёт большой отклик, т.к.подавляющее большинство местной аудитории всё же эти игры не щупало… Но представленные треки Last of us очень круты!

  • ennead

    у людей еды и воды нет, а ты им про маркетологов

  • Felix

    То есть вы где-то с миллион хотите пожертвовать РП?

  • Felix

    Ну давайте словом. Лайк, шер, репост, вот это все. Приведи пять знакомых, которые захотят пожертвовать деньги, и получи статус спасителя МС.

  • Reitzteil

    А Бамби жив? Сто лет его не видел в комментах.

  • Shepgrade

    # РПживи

  • Shepgrade

    я вот не пойму почему такие серьезные проблемы? я не особо спец, ну вот если судить по количеству камментов, тут на уровне топовых ру сайтов. вон на руигне, 4 рандомных аутиста комментирует статьи и процветает как-то сайт.или если искать в гугле рецензию на какую-нибудь игру, рп стабильно в первой пятерке идет.

    вот еще хотел сказать, мне кажется краундфандинг здесь немного не очень организован. не ставятся какие-то четкие цели. может вам на кикстартер с программой развития выйти?

    еще, я вот сколько просьб по сайту в комментах писал, никто не отвечает. да , возможно вам сейчас не до того, но по-моему это ошибочная стратегия — пытаться хотябы в существующем виде сохранить сайт, ведь все проблемы приведшие к бедственному положению остаются.

    П.С. Скажите честно пожалуйста: Фомин совсем покинул сайт??

  • Скажем так — в академическом отпуске.

  • Top

    А кто сказал, что руигн процветает?

  • Shepgrade

    ну на все значимые игры там всегда очень оперативно рецы выкладывают. помимо этого довольно много нишевых игр, мне например интересных, но которые мало кто прочтет, YO-KAI WATCH например, но пишут значит идет дело. наверное. я прост для примера, основной мой вопрос выше и ниже.

  • Tembl4

    Почему я один? С миру по нитки.
    Вам точно нужен кто то, хоть что то понимающий в финансах.

  • Tembl4

    Так они на какой то скандинавский каудкрафтинг заявились. Их там развернули. После этого на сайте не делается ничего. (Поправьте меня если я ошибаюсь, но в общем так)

    Вообще каудкрафтинг воспитал каких то бездельников в общей массе, с позицией: не заплатите мне сейчас, я потом ничего делать не буду.
    Да иди лесом.

  • Sergofan

    Рецензии на Shadwen и Adrift — да, на первых местах.
    А Uncharted 4 яндексом вообще не нашел на РП (дошел до 20-й страницы), в гугле он замыкает 2-ю страницу.
    Дарк Соулс 3 — вторые и третьи страницы.
    Вот и популярность сайта такая же, к сожалению.

  • Shepgrade

    фоллаут 4 и ведьмак 3 — 6-е места в гугле. мб на это влияет оперативность рецензий — большинство интересующихся искали рецу Uncharted 4 до того как она появилась здесь

  • ennead

    яндексом разве возможно что-то найти в принципе?)

  • Forgotten Silver

    Сейчас люди предпочитают смотреть что-нибудь об играх, а не читать. РП поначалу пробовали себя записывать, но как-то дело не пошло, они и забили. Напрасно, у той же Игромании неплохие передачи получаются об играх и фильмах, сотни тысяч просмотров у каждой, и себя рекламируют, и немалый дополнительный доход получают.

  • Felix

    Вообще все не так.

  • Wayland

    У Крэша был презабавнейший уровень с соответствующей музычкой, никогда не забуду 🙂

    https://www.youtube.com/watch?v=UGdmWxLqw9Y

  • JC Denton

    Кто пропустил тавтологию? «горланящим ГЛАВНЫЙ лейтмотив»