MC Pixel: изгоняющий Diablo – музыка Мэтта Улмена и саундтрек Gothic 2

mc-pixel-07-08-2014Профессия игрового композитора по-прежнему остается нестабильной — не беспокоиться насчет отсутствия работы могут только колоссы уровня Пола Ромеро и Джереми Соула. Студиям невыгодно содержать штатных музыкантов, а доля фрилансера незавидна — без заказов можно сидеть годами. Именно поэтому порой надолго уходят в тень такие талантливые персоны как Михиль ван ден Бос, Александр Брэндон или Мэтт Улмен (Diablo, StarCraft), которому посвящена большая часть нового выпуска. А вместе с ним MC Pixel сегодня слушает классическую пластинку Gothic 2 и свежую музыку из Sacred 3.

Sacred-3-Original-Soundtrack__Cover-300x300.jpg Sacred 3 Original Soundtrack
Лейбл: Sumthing Else Music Works
Дата релиза: 29.07.2014
Продолжительность: 35:58

Саундтрек Sacred 3 открывается вялой заглавной темой, после которой музыканты пытаются запугать слушателей номером The Heroes Have Arrived (в нем, впрочем, есть несколько интересных ходов). На этом месте начинаешь гадать — когда же заявят о себе хоровые выкрики и прочий пафос, свойственный оркестровым саундтрекам? Вокал появляется на Safiri Beach, но до уровня поделки альбом не скатывается.

KarriTelis Flagship — одна из жемчужин саундтрека, невероятно драйвовый трек, в котором те самые выкрики прекрасно сочетаются с утюжащим ритмом. Следом идут Through the Alkazaba Mines и Tension Rises с интересными мелодиями. Невзрачная звуковая дорожка — так кажется только поначалу. От композиции к композиции пластинка набирает обороты. Ну а когда узнаёшь, что записью саундтрека руководил Тильман Силлеску (композитор Crysis 2, а также сооснователь и один из руководителей Dynamedion — компании, занимающейся игровой и киномузыкой), все сомнения улетучиваются — этот альбом должен быть в коллекции.

Обратить внимание: KarriTelis Flagship, Through the Alkazaba Mines, Legion of Dust

Купить: iTunes, Google Play, Sumthing Else

Классика

Gothic-2-Limited-Edition-Bonus-CD__Cover-300x300.jpg Gothic 2: Limited Edition Bonus-CD
Издатель: Pluto 13 / JoWooD
Дата релиза: 13.07.2003
Продолжительность: 18:08

Саундтрек Gothic 2 пережил два издания на CD, а в 2009-м появился на GOG, что подтверждает интерес к нему со стороны игроков. Или не подтверждает — все-таки Кай Розенкранц всегда был в Piranha Bytes чуть больше, чем просто композитором. В любом случае, альбом заслуживает скорейшего ознакомления, чем мы и займемся.

Как и Project IGI: I’m Going In Soundtrack, вторая работа Розенкранца невероятно коротка — чуть больше 18 минут (в GOG и вовсе продается урезанный, 12-минутный вариант). Зато содержание не разочаровывает.

В альбоме Розенкранц продолжил развивать наработки Gothic Soundtrack, где выделялись The Swamp Camp с восточным колоритом, приятный эмбиент The Old Camp, ну и, конечно, безупречная заглавная тема. Gothic 2 OST с ходу отвечает предшественнику мрачной оркестровкой Main Theme, мягкой мелодией из Track 02 и маршевым ритмом в Returning Home.


Несмотря на скоротечность, композиции Gothic 2 обладают редкостной запоминаемостью — наверное, все дело в особой магии, недаром же действие происходит в фэнтезийном мире. Первая и единственная заявка на произведение большой формы — вещица Nature 1 Theme, скрывающая самую милую мелодию в альбоме. The Wood отличает медленный темп, расцвеченный этническими барабанами, в The Monastery Underground роль украшения играют тревожные партии клавишных, а в The Hall of Irdorath — сэмплы пианино и гитары.

В Gothic 2 OST, конечно же, нашлось место ряду фоновых треков (The Wood, The Monastery Underground), но есть и бодрые темы — из дремоты, к примеру, выводит Credits или The Pass с интереснейшей басовой партией. Еще один важный момент — вкрапления восточных мелодий. С ними Розенкранц как следует поразвлекся в Gothic 3, где они соседствуют с одновременно мощными и добрыми северными мотивами.

Коротко и ясно, то есть коротко и прекрасно — вот как можно охарактеризовать Gothic 2 Soundtrack. Возможно, во время работы над ним Розенкранц брал пример с Мэтта Улмена?

Обратить внимание: Returning Home, Nature 1 Theme, The Pass

Купить: GOG



Мэтт Улмен: композитор от дьявола

Matt-Uelmen__Image-640x640.jpgАмериканец Мэтт Улмен (родился в 1973 году) пришел в игровую индустрию, подобно Джереми Соулу, едва ли не после окончания школы и, к слову, в одно время — в 1994-м. С 7 до 13 лет он занимался за фортепиано в музыкальной школе, чуть позже освоил гитару, флейту и массу ударных инструментов. Середина 1990-х была временем больших экспериментов в игровой музыке, а потому новичка быстро приняли в штат Condor Games (будущая Blizzard North), где доверили Genesis-версию файтинга Justice League Task Force с героями рисованной вселенной DC Comics. Примечательно, что звуковую дорожку под эту игру для Super NES делал Гленн Стаффорд, будущий соавтор Улмена.

В Justice League Task Force американец успешно совмещал обязанности композитора и программиста, благодаря чему получил заказ на несколько треков для игр NFL Quarterback Club. Все это были маленькие ступеньки Мэтта к главной работе — саундтреку первой части Diablo. Шесть композиций из мрачной RPG вышли на CD только в 2011-м, в составе сборника The Music of Diablo 1996-2011: Diablo 15 Year Anniversary, а до того момента поклонникам приходилось довольствоваться только извлеченными из игры файлами.

В композиции Diablo Intro слушателя встречают плотные маршевые барабаны с проигрываемой на флейте основной мелодией, дальше идет тема Тристрама с накатывающими подобно волнам струнными переборами, после которых начинает нагнетать страх синтезатор. Номер Dungeon — этакий ритм-хоррор с этническими выкриками и грубым «поддакиванием» виолончели. Под конец Dungeon ударная секция превращается в роковую. Мощный ритмический кусок есть и в финале маршеподобного трека Catacombs, в который успевает вклиниться даже электрогитара, а в Caves мы уже слышим её искаженные звуки. Мэтт по ходу саундтрека с удовольствием переходит от непринужденного звучания двенадцатиструнки к скрежету её заправленной электричеством сестры и частенько радует слушателя сменами ритма, так что начинаешь подозревать, что он не только прошел музыкальную школу, но и успел побездельничать в рок-группах. И в самом деле — такой опыт у него есть.

В Diablo Soundtrack не разочаровывает ни одна из композиций. Все они заряжены цепляющими мелодиями и заражены меланхолией эмбиента. Талант Улмена оценили и игроки, и руководители Blizzard — вчерашний безработный студент получил многолетнюю бронь в штате и вдобавок был зачислен звуковым дизайнером в команду разработчиков StarCraft. Между тем, на сочинение саундтрека Diablo 2 американец получил 4 года — дикая роскошь по нынешним временам. Для сравнения: саундтрек Torchlight он написал всего за 9 месяцев.

В Diablo 2 Улмен продолжил комбинировать мелодичные вставки и жутковатый эмбиент. За облик Wilderness отвечают вокальные сэмплы, игра с разными тактами и привычно активная ударная установка, в Spider басят литавры и легко узнаются фрагменты музыки из первой части, в Rogue слушатель имеет дело с неприкрытыми намеками на «Hotel California» группы Eagles… Разноплановость Diablo 2 OST обеспечили восточные мотивы, появившиеся тут благодаря всевозможным ударным инструментам вроде африканских барабанов. А в Desert, к примеру, арабские элементы без зазрения совести мешаются с сильно замедленным диско.

В Monastery нас ждет (моментами) пышная оркестровка, ритм стилизован под медленное биение сердца, а в конце недовольный голос подает клавишная партия. Кое-где гнусавит гобой, умело используется эффект задержки звука, вовсю разворачивается перкуссия (Sanctuary), тут и там всплывают контрмелодии и даже цитируется Шопен (Coda). В противовес первой игре, в Diablo 2 сделан больший упор на эмбиент (Tombs), на вездесущие хоры, повышен градус драйва (Cave). Ну а поскольку времена траты денег на живые оркестры для Blizzard еще не наступили, Улмен умело подменил хоры и симфонику сэмплами.

Как итог — перед нами очень разнообразный саундтрек с рядом смелых экспериментов. Впрочем, по концентрации интересных находок на один такт звучания до первой игры он не дотягивает — там Улмен все же уложился в каких-то полчаса. Какой пример для некоторых современных композиторов, выдающих невыносимые простыни штампованной оркестровки или невразумительного эмбиента!

В 2000 году Diablo 2 Soundtrack вышел в составе коллекционного издания игры. Чуть позже на CD появилась и звуковая дорожка дополнения Lord of Destruction, где музыка была более спокойной и монотонной (Fortress), а атмосфера страха нагонялась какими-нибудь перекличками труб (The Ancients), а не простуженными электрогитарами.

В некоторых интервью американец упоминал, что занялся игровой музыкой ради того, чтобы закрасить пробелы в музыкальном образовании — мол, эта индустрия середины 1990-х предоставляла солидный простор для оттачивания навыков и даже прорыва на музыкальный Олимп. И в самом деле — пока бывшие напарники по рок-группам, да и просто абстрактные сверстники-знатоки семи нот пытались выбить себе две секунды эфира на MTV, Улмен неспешно работал над звуковыми дорожками игр. В то время как в мейнстриме почил феномен альбома, а физические носители погибли в разгуле интернет-пиратства, компакты с игровой музыкой продолжали пользоваться громадным спросом. И продолжают.

В дискографии Улмена по значимости следом за Diablo 1-2 располагаются альбомы WoW: The Burning Crusade Soundtrack и WoW: Mosaic Soundtrack. На них американец отступил от мрачной эмбиентной музыки в сторону пафосной оркестровки. В WoW: BC, над которым он работал вместе с такими известными композиторами как Рассел Брауэр и Дэвид Аркенстоун, выделяются хоры The Burning Legion, экзотические духовые Bloodmyst, The Dark Portal с мощным финалом. Но вот последняя треть диска разочаровывает засильем скучного эмбиента.

На WoW: Mosaic Soundtrack вышла пара добротных композиций Мэтта — Honor Hold и Mag’har, а уникальность компакта заключалась в том, что там издатель собрал ранее не публиковавшуюся музыку из дополнений, причем трек-лист был сформирован по результатам фанатского голосования. Напоследок отмечу, что обе пластинки хоть и были качественными, но вчистую проигрывали вышедшей позднее звуковой дорожке WoW: Mists of Pandaria, которую MC Pixel упоминал в контексте работ Джереми Соула (над ней трудились Брауэр, Нил Акри, Соул и другие известные музыканты).

После WoW: The Burning Crusade Улмен расстался с Blizzard и на несколько лет погрузился в семейные заботы. Возвращение состоялось только в 2009-м — с саундтреком Torchlight, неплохого клона Diablo от Runic Games. Поскольку мир шахтерского поселения Торчлайт был поярче, чем в Diablo, музыка, соответственно, потребовалась полегче. Тем не менее, с однажды выбранного пути оказалось очень трудно свернуть, о чем говорит, скажем, трек Palace или гитарные переливы в Lava, уносящие слушателя в драйвовое далёко.


В саундтреке Torchlight, наряду с живой гитарой и флейтой, вовсю используются сэмплы. Улмен рассчитывал расцветить альбом игрой японского скрипача Хироаки Юры (Hiroaki Yura), но не сложилось. Годом ранее, кстати, Юра и его австралийский оркестр Eminence Symphony создали трибьют саундтрекам Blizzard, релиз которого на CD состоялся под заголовком Echoes of War: The Music of Blizzard Entertainment.

Наконец, на секунду задержимся на последней работе Мэтта. Это Torchlight 2 — The Original Soundtrack, в записи которого принял участие Slovak National Symphony Orchestra, ранее сотрудничавший с Джеймсом Хэнниганом и Расселом Шоу (серия Fable). Эта пластинка показывает, в какой музыкальный тупик уперся Улмен. Безусловно, тут есть запоминающиеся вещи (Vault, Sphinx), но большая часть саундтрека — ненавязчивые, чисто фоновые мелодии. До уровня Diablo 1-2 американец и не пытается дотянуться, пользуясь исключительно старой формулой. Пожалуй, если так пойдет и дальше, то рекомендовать новым слушателям придется только раннее творчество Улмена. Сегмент игровой музыки уже давно добрался до того пика развития, когда на плаву способны держаться только «звезды» и те, кто постоянно экспериментирует, каждый раз заново подстраиваясь под концепцию игры (Оливье Деривье). Улмен ни к одной категории не принадлежит, но и статус классика у него уже никто не отнимет.


Новинки текущей недели

7 августа покупатели японского коллекционного издания Ultra Street Fighter 4 (версия для PlayStation 3) получат в качестве бонуса саундтрек игры. Авторы музыки — Хидэюки Фукасава, Ёсихиро Сакагути и Хидэки Окугава.

12 августа в продажу поступит Velocity 2X Original Soundtrack, созданный Йорисом де Маном (Joris de Man) и Джеймсом Марсденом (James Marsden). На этот же день намечен старт цифровой реализации Hohokum Soundtrack.

  • zebrotavr

    Отличный обзор. Я хоть и никоим образом не профессиональный музыкант, читать очень интересно!

  • Shiner

    Вот так наслушаешься саундтреков и опять тянет на разборки с орками и полеты через полкарты от мощных ударов Черного Тролля.

  • Шикарная подборка музыки!

  • Yaroslav Gafner

    Сегодня в каждом блоке есть что послушать ) Даже новинка не подвела

  • LinaK

    саундтрек готики гениален

  • Игорь Шакиров

    Перепрохожу 5 раз, играю за мага. Надеюсь последний раз затянуло… 🙂

  • Starkillerus

    Один раз попробовал — назад дороги нет)

  • RollingDog

    Лучше напаснуться болотной травой с Лестером.

  • Vortex

    Тянет-то тянет, но как вспомнишь писк полевых жуков, да слабость и бестолковость гг в самом начале игры — глядишь, желание и улеглось. )

  • Timks

    Потрясающая подборка. Но вот Diablo Town это шедевр которым сложно наслушаться вдоволь — сложная, меняющаяся, атмосферная мелодия.

  • StaticSpine

    «Саундтрек Gothic 2 пережил два издания на CD, а в 2009-м появился в продаже на GOG» на ГОГе не продают саундтреки, они там бесплатно с играми идут)

  • sum_meralmos_tgone

    А мне как-раз начало больше всего нравится. «Adventure awaits!!!»

  • sum_meralmos_tgone

    Почти со всеми рпг запускаю микс из музыки Морровинда и Готики.

    А сейчас, вот, в Майнкрафт с ними рублюсь. >-<

  • pogromshik

    В своё время пользовался sgt player ‘ом для прослушивания музыки из G2,редактора не нашел.Жаль,что подобную музыку не делают в современных играх высокого класса,хорошие сэмплы уже позволяют организовать качество звучания,размер не имеет такого значения как раньше-у всех толстые жесткие диски.Преимуществ над мп3 очевидны-бесшовное звучание треков между переходами на боёвкулокации,не коробящие слух,возможность начала трека не только сначала,но и из некоторых его частей,что привносит хоть какое разнообразие.
    Но подобные треки требуют повышенного мастерства композитора-надо продумывать все переходы,долго тестировать,да и с разработчиками игры нужны контакты-интегрировать трек с кодом игры,отвечающий за смену ситуации,и уже тестировать его в игровых моментах.По факту-слишком много заморок,легче записать обычный мп3(их же можно написать заранее,значит и работа будет стоить меньше) и сунуть в игру.И такая ситуация-не только с музыкой,но и везде в игропроме — быстрее,дешевле,и плевать на качество.

  • Лол, я тоже двери задом-наперед ставлю XD

  • nordtroll

    Про герра Розенкранца и его гениальное творчество можно было бы и побольше написать

  • sum_meralmos_tgone

    Блин, точно. Ну да ладно, зато к ней вплотную можно поставить нажимную плиту.)

    Покажешь свои творения? 🙂

  • Cubium

    Нормальные у треков Г2 названия, просто именно в этом издании накрабили.

    Саунд Торчлайтов приятно удивил.

    И вообще. Таки спасибо рубрике, что она есть. :3
    Ждём обзора русских творцов всем офисом.

  • Johnny

    Не очень понял про «интереснейшую басовую партию» в седьмом треке — долбит ведь одну ноту весь трек.

  • Forest Woods

    Довольно ущербное издание саундтрека к Г2. Monastery Chapel — нет, Paladine Ship — нет, Pyramid Valley, от которой мне каждый раз не по себе, тоже нет. Лучше скачать gamerip-версию с известного сайта. Хотя там нет 4-го трека отсюда (который On the Way to Monastery), даже под другим названием.

  • Nines

    Коротко и ясно, то есть коротко и прекрасно – вот основной тезис, которым руководствовался Розенкранц при создании Gothic 2 Soundtrack.

    Справедливости ради, gamerip Gothic II содержит 41 трек, продолжительностью чуть более 1 часа (Gothic I gamerip — 26 треков на 50 минут), плюс Night of the Raven — еще 17 треков на 30 минут.
    И вообще, возможно стоило бы указать хотя бы примерные названия треков.

    Эта пластинка показывает, в какой музыкальный тупик уперся Улмен.

    На мой взгляд, эта пластинка является вершиной его развития. Это старый добрый Diablo, но в современном формате, и с живым оркестром — как вишенкой на торте (его сейчас в саундтреках не услышишь из-за повального засилия оркестровых библиотек).

    А для студии уровня Runic, подобное музыкальное сопровождение — это нечто из разряда фантастики.

    http://www.youtube.com/watch?v=UQzhnKpObGE

    http://www.youtube.com/watch?v=7Nf2y-JF7Rg

  • Nines

    Думаю автор имел ввиду партию на духовых инструментах. Здесь именно она может называться басовой.

  • leet it b

    Ну кто-то пытается и сейчас использовать наложение слоями, навскидку, правда, не скажу проекты, вроде KI новый и еще кто-то. А в то время что Gothic, что Hitman конечно очень западали в душу своими динамическими саундтреками которые в чем-то даже теряют, буду выдранными из Direct Music’a

  • Hahaha_haha

    diablo говно, но town просто невероятно атмосферна и красива. откуда он спер этот крутой мотив?, не верю что сам придумал. где-то нечто подобное слышал.

  • Windigo

    Из Торчлайта спер.

  • Из сурвайвала или креатива?)
    Обычно мне не хватает терпения что-либо закончить, да еще и большая часть скриншотов канула в лету 🙁
    Вот из сурвайвала кое-что осталось: https://onedrive.live.com/?cid=0ab1c7cff0445b42&id=AB1C7CFF0445B42!7341&action=Share
    И пара недоделанных из креатива, к которым я думаю еще вернуться, ежели в грядущем апдейте добавят необходимые инструменты:
    https://dl.dropboxusercontent.com/u/51105573/2014-08-08_09.38.16.png
    https://dl.dropboxusercontent.com/u/51105573/2014-08-08_09.32.53.png

  • Cortlendt

    Diablo Town это шедевр музыки от игр. New Tristram в Diablo3 не хуже.

  • sum_meralmos_tgone

    Шикарно. Нет слов. Я пристыжён со своими сараями.)
    Играю только в сурвайвал. Щас будут вопросы.)

    Не подскажешь, какой мод даёт параллакс и шейдеры? И пользовался ли ты модами разнообразящими игровой мир, без нарушения его целостности? Если да, подскажи какие, плиз.)
    Последняя фотка из сурвайвала — это ты деревню с жителями так проапгрейдил, или всё целиком сам отстроил?

  • Phil

    но,блин,зачем они уменьшают громкость музыки на 99% в своих играх?

  • sum_meralmos_tgone

    «На пути к Монастырю» — зе бест. :З

  • Почти всегда города делал из деревень, чтоб доступ к трейду иметь. А вообще оффтопище дикое же, напиши на почту что ли: sbfr (at) мылору 🙂

  • sum_meralmos_tgone

    «оффтопище дикое же»
    >< Забываю о правилах форумов.

    Отправил.)

  • Отправил.)

    Ответил =)

  • sum_meralmos_tgone

    Спасибо большое, ночью засяду за сборку.) Можно потом ещё поспрашиваю? :З

  • кк

  • Nines

    Да не кто-то, а практически все уважающие себя разработчики. Любой TES/Fallout 3/NV свободно меняет треки на лету при смене суток, локаций, в боях, и т.д.

    В Human Revolution, например, все еще интереснее. На каждую локацию сделаны 3 вариации одного трека — calm/stress/combat, и в зависимости от ситуации они также на лету подменяют друг друга. Нечто похожее было также в Splinter Cell.

  • leet it b

    Не, понятно, что динамическая музыка существует много где, просто интересных решений, типа как было во времена Direct Music немного, обычно кроссфейдер+ какая-нибудь перкуссия чтобы замылить переход.

  • JC Denton

    …или в первом Deus Ex…

  • JC Denton

    Это как?

  • Вячеслав

    Плюс адын.

  • Windigo

    Как в Achron.

  • Cubium

    Но ведь Lobard farm………….

  • Cubium

    А Mine valley таки геймрипнута на видео. Вся красота теряется вообще. :/

  • sum_meralmos_tgone

    Aww, не заставляй меня выбирать между двумя ништяками! x3

  • Cubium

    Не лучше, ибо известный в узких кругах Direct sound убил насыщенность звука в пользу размера.

    Я вот, например, собрал себе солянку из оф. оста и геймрипа, и доволен.
    Причём в делюкс-издании есть несколько треков, отличных кое-чем от оригиналов.

  • Forest Woods

    У геймрипных треков что я скачал битрейт 320 kbps, так что малым размером они похвастаться не могут.

  • Cubium

    Не, не в битрейте дело-то.
    Короче, цитата из интервью с розенкранцем.
    https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk-public%3A%2F%2FIHjvQyRz%2Fd5%2Bdug7rZpymP3h9CmX3joLBYfug7C2v2Q%3D&name=directsound.txt&c=53ecae1d8f34

  • Cubium

    Не, не в битрейте дело-то.
    Короче, отрывок из интервью с розенкранцем.
    https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk-public%3A%2F%2FIHjvQyRz%2Fd5%2Bdug7rZpymP3h9CmX3joLBYfug7C2v2Q%3D&name=directsound.txt&c=53ecb32f96ab

    RP, я не понял, што вам не нравится?

  • Cubium

    Не, не в битрейте дело-то.
    Короче, отрывок из интервью с розенкранцем.
    http://smages.com/images/1408201416.png

    RP, я не понял, чем вам яндексдок не угодил? :с
    Теперь картинку не убрать.

  • Forest Woods

    Надо будет проверить.
    И спасибо, кстати. Благодаря твоему ответу выяснил, что On the Way to Monastery в limited и обычном edition — это совершенно разные композиции.

  • Yaroslav Gafner

    Будет обязательно! Вот может к его сольному альбомчику

  • Yaroslav Gafner

    Получается, ради красного словца (о продолжительности саундтрека), я сморозил неточность. Текст поправил!

  • Yaroslav Gafner

    Названия треков (по аналогии с геймрипом саундтрека) тоже добавим