MC Pixel: чиптюн-метал Machinae Supremacy (Jets’n’Guns OST) и классика музыки Police Quest

mc-pixel-28-08-2014.jpgВолны игровой музыки выносят на мейнстримовый пляж не только погруженных в нотные раздумья композиторов. Случается, что нет-нет да и прибьет к заветному побережью славы целую охапку небритых викингов, вооруженных гитарами, дубинами (или это все-таки барабанные палочки?) и синтезатором SidStation на основе «коммодоровского» аудиочипа MOS 6581 SID. Речь, как вы поняли, о шведской команде Machinae Supremacy, на днях порадовавшей всех поклонников католического чиптюн-метала новым альбомом (Phantom Shadow). Ну а чтобы не ограничиваться только ностальгией по C64 и гитарным ревом, сегодня мы также пройдемся по классике Police Quest 3: The Kindred Яна Хаммера и холодящим душу и уши мелодиям Deadlight, идущим в качестве полезной нагрузки к очередному сборнику Humble Bundle.

Deadlight-Original-Soundtrack__Cover-300x300.jpg Deadlight Original Soundtrack
Издатель: Tequila Works
Дата релиза: 19.08.2014
Продолжительность: 37:31

Deadlight Original Soundtrack — лаконичный эмбиент-альбом, что, согласитесь, с альбомами подобного направления случается крайне нечасто. Правда, порой жалеешь, что отдельные композиции так коротки — например, The Giant.

Музыку для зомби-«платформера» написал Давид Гарсия Диас (David Garcia Diaz), давний знакомый MC Pixel — его звуковая дорожка из Circuits поминалась еще в мае. В Circuits Soundtrack немало времени было отведено под расслабляющий эмбиент, однако в Deadlight ситуация иная. В открывающем треке пианинные медитации, переплетающиеся с «эльфийским» вокалом, принимаются готовить слушателя (игрока) к наплыву жутких нот. Наплыв начинается с Lament from Beyond, а в Run Randall мы уже имеем дело с умело расставляемыми акцентами.

Если Eerie — типичный дарк-эмбиент с намеками на мелодию, то в Exit from the Pawn Shop она присутствует, да и ритм подает голос. Wallpaper опишем четырьмя словами: просто клавишные, просто страшно. Лучшее припасено на исходе пластинки — это драйвовый номер Canabalt и длинная тема из титров, а также её альтернативная версия с электронными вкраплениями.

Deadlight Soundrack на сегодняшний день — лучшая работа испанского музыканта. Ни его пианинные сольники, ни разножанровый Circuits OST не сравнятся с простыми и пугающими мелодиями Deadlight.

Обратить внимание: Exit from the Pawn Shop, The Giant, Canabalt, Credits, Alternate Credits


Классика

Police-Quest-3-The-Kindred-Soundtrack__Cover-300x300.jpg Police Quest 3 (The Kindred Soundtrack)
Лейбл: Quest Studios
Дата релиза: 2006

Для Сонни Бондса Police Quest 3: The Kindred (1991) стал последней игрой, для композитора Яна Хаммера (Jan Hammer), к тому времени известному на весь мир благодаря саундтреку «Полиции Майами», — первой. Адвенчура о тяжелой службе полицейского, как и прежние части трилогии, привлекала за счет реалистичного показа работы и обыденной жизни главного героя, ведь приходилось тщательно фиксировать коды и даты нарушений, корпеть над фотороботом подозреваемого и рыться в базе данных, а еще навещать жену в больнице с цветами и музыкальной шкатулкой…

Звуковое сопровождение, записанное Хаммером, получилось вполне под стать печальному настрою игры (жена Сонни после покушения едва не оказалась на том свете). Заглавная тема заходит в одно ухо и не желает выходить из другого благодаря удачному соединению грубой виолончели и бодрого ритма (естественно, все это электроника, а не запись «живьем»). Собственно, она и является лучшим номером на пластинке. Остальные композиции разбиты на несколько, скажем так, категорий: шутливые вроде Orpheus Hanley (The Speeder) и Mr. Stumps (The Janitor), мрачный инструментал с замедленным ритмом (The Crack House) и полуспокойные-полунапряженные треки наподобие In Pursuit. Важно, что композицию, звучащую в конкретной сцене, после прослушивания с другими не перепутаешь.

Несмотря на изначальную ограниченность в средствах, Хаммер создал мелодически разнообразную музыкальную дорожку со множеством интересных ходов (Old Nugget Saloon). Звуки записаны очень хорошо, так что замененные синтезатором инструменты узнаются с полуноты. Интересно, что прослушивая саундтрек вне игры, живо представляешь полицейские боевики 80-х — видимо, сказалось музыкальное прошлое Хаммера

Обратить внимание: Main Title Theme, Old Nugget Saloon, The Crack House


Чиптюн-мясорубка Machinae Supremacy

machinae-supremacy_Cover-670x469.jpg

Как правило, музыкальные группы возникают из ничего, на пустом месте. И если их лидер — сам не пустое место, то коллектив ждет слава, фан-сайты и даже персональная анафема Папы Римского. Драккар под названием Machinae Supremacy (MaSu) с самого начала вели три сильных викинга: Роберт Стъярнстрём (Robert Stjärnström), Йонас Рёрлин (Jonas Rörling) и Андреас Гердин (Andreas Gerdin), и поныне составляющие костяк коллектива. Любовь к игре на инструментах и компьютере/приставке вылилась у них в чиптюн-метал, а нетипичный подход к оценке собственных произведений (вплоть до уценки и обесценки) в конце концов сделал их поход за славой успешным.

Дело в том, что шведы не стали побираться по лейблам в поисках контракта. И в самом деле — на заре нового тысячелетия (группа оформилась в 2000-м) компакт-диск окончательно превратился в живого мертвеца. Наши герои, вовремя учуявшие его неприятный запах, решили целенаправленно работать на интернет-аудиторию. За первые годы существования они записали два с половиной десятка композиций, собранных в три альбома: Arcade (2000), Origin (2001) и Fury (2002). Сейчас их можно купить на iTunes и Google Play в mp3-качестве либо бесплатно скачать с официального сайта команды — в mp3 или FLAC.

Первый же выстрел Machinae Supremacy в тело игрового сообщества стал контрольным. Речь об убойном ремиксе заглавной темы игры The Great Gianna Sisters (1987), написанной Крисом Хюльсбеком (Chris Hülsbeck). Оставив нетронутым меланхоличный настрой композиции, скандинавы усилили красивую мелодию мощными ударными и удачной гитарной партией. Получился классический хэви-метал, но с синтезатором. В Machinae Supremacy уже тогда можно было увидеть то же самое, что в сатанятах Ghost музыкальная пресса рассмотрела в 2010-м (альбом Opus Eponymous), то есть серьезный талант по части мелодики и техники. Кое-кто и увидел — за релизами MaSu начали сдержанно следить игроки и металлисты. А это, как известно, очень фанатичные категории людей. Неспроста же в России самое старое музыкальное издание посвящено как раз металу?


Но давайте вернемся к Machinae Supremacy. В альбоме Arcade (2000) обращают на себя внимание сразу несколько треков — Follower, Attack Music и, конечно же, Cryosleep с хорошо прописанной партией синтезатора, плотным техно-ритмом (позаимствован у соотечественников Хюльсбека — Rammstein) и даже лирическими отступлениями. Впоследствии Cryosleep пожаловал на танцевальный автомат In the Groove 2 (2005).


В Origin (2001) скоростной музыке, ярким басам и гитарным соло (Hero) вторят своевременные подключения внутренностей Commodore 64 (Nemesis), а мотивы Anthem Apocalyptica, Masquerade и Earthbound прочно оседают в голове. И она от этого не пухнет, а уши не закладывает, как бывает иной раз после прослушивания трех-четырех металлических пластинок с обязательным успокоительным в виде Бритни Спирс. С Fury (2002) та же история, а в качестве образцового инструментала можно привести хотя бы Loot Burn Rape Kill Repeat. Два драйвовых трека с альбомов Origin и Fury (Hybrid и Bouff) в 2004-м попали на звуковую дорожку In the Groove, снизошедший с автомата на PC. Снизошедший, надо сказать, хромая на обе ноги. Впрочем, впереди у шведов был куда более интересный опыт — написание игрового саундтрека целиком.


2004-й стал для Machinae Supremacy годом покорения Луны. Сначала на CD вышел их первый студийник — Deus Ex Machinae, композиции которого были записаны не вразнобой, а целенаправленного для официального релиза. Нашлось на нем место и бодрым гитарам (Return to Snake Mountain), и лирике (Flagcarrier), и воспеванию себя сквозь трубы и другие инструменты (Machinae Prime).

Более важно другое — в 2004-м скандинавы поучаствовали в создании игры Jets’n’Guns, сквозь разрешение 640х480 пародировавшей всю научно-фантастическую философию с её регулярно похищаемыми учеными, квантовыми пушками и уничтожениями матушки-Вселенной. Ну а одним из главных достоинств этого shoot’em up’а стало звуковое сопровождение.

В заглавном номере, Theme from: Jets’n’Guns, слушателя ждет, помимо привычного для метала «дерганья» гитары за «косы», еще и частая смена ритма. В ряде вещиц (Spacepunx, Death from Above) гитары устраивают с синтезатором забеги на скорость, порой солируют только «коммодоровский» чип и ударные (Erecta My Hamburger Baby), встречаются необычные симфонические вставки (Insectoid). В целом саундтрек — показательный симбиоз гитарных соло и чиптюн-«пиликанья» (Megascorcher, Lava Trouble Bubble), причем вовсю резвящаяся электроника не отменяет мелодичности композиций (Koala in the Spider’s Web), а в некоторых случаях на фоне вальяжной ударной установки выплывают красивые мотивы (Endgame, Burghammer Hill, Kings of the Sea), хоть и не всегда оригинальные.


На звуковой дорожке Jets’n’Guns трудновато найти проседающий трек — даже дум-металлический номер Archangels of Sidaroth в силу краткости и наличия своевременных чиптюн-вставок выглядит интересно. Не менее удачными получились у MaSu и 6 новых мелодий для Jets’n’Guns Gold Edition, вышедшего в 2006-м. А треки Lava Bubble Trouble и Flight of the Toyota были в дальнейшем переработаны шведами в полноценные песни Rise (Redeemer, 2006) и SID Icarus (Overworld, 2008).


В 2006-м Machinae Supremacy перешли на известный лейбл Spinefarm Records с новым альбомом Redeemer, отличающимся легкими и запоминающимися мелодиями (I Know the Reaper, Rogue World Asylum, Ghost (Beneath the Surface)), — за это, вероятно, пластинка и получила высокие оценки от метал-изданий. Альбом также примечателен композицией Seventeen с повторяющимся электронным фрагментом, живо отсылающим к звуку старых игр. Еще пара примеров подобного рода — Follower (Arcade, 2000) и Nemesis (Origin, 2001).


Параллельно со свежим студийным релизом скандинавы вели работу над саундтреком «скролл-шутера» War Angels от Moonpod. Он был посвящен четверке валькирий (точнее, коммандос), путешествующих по разным эпохам, осваивающих при этом новое оружие и расправляющихся с очередным проявлением Зла. Увы, до издания валькирии не дотянули.

В промежутке между альбомами Redeemer и Overworld (2008) MaSu отыграли на скандинавских концертах шоу Play! A Video Game Symphony. На третьем студийнике, среди узнаваемого материала, затесался акустический номер Need for Steve и брутальный ремикс Gimme More Бритни Спирс. Могли бы еще Toxic переложить на язык метала!

Вдогонку за Overworld герои материала выпустили кавер-версию заглавной темы Bionic Commando (1988, NES), написанной Дзюнко Тамией (Junko Tamiya). Майор Крюк, к слову, вернулся из небытия в ремейке и сиквеле под музыку еще одного шведа — Саймона Виклунда (Simon Viklund). Ремикс MaSu можно услышать в Bionic Commando Rearmed, но в официальное издание саундтрека он не попал.

В 2010-2012 гг. шведы выдали по плану (студийник — раз в два года) еще пару альбомов. A View from the End of the World (2010) отличался облегченным звучанием (Indiscriminate Murder is Counter-Productive — поп-рок, с какой стороны ни слушай), а Rise of a Digital Nation (2012), хоть и записанный на привычно высокой скорости, особых откровений не содержал. Разве что порадовала перепевка трека Hero — все-таки старые работы на дисках шведов встречаются не так часто. Ах да, Rise of a Digital Nation — альбом концептуальный, посвященный сетевому поколению. MaSu словами и тем более посвящениями не разбрасываются — годом ранее они отправили в «Пиратскую бухту» официальное концертное видео Live at Assembly Summer 2011.

Без чиптюна, отсылок к игровой культуре (а на Rise of a Digital Nation их, к слову, вообще нет) и невероятной щедрости по отношению к поклонникам (в наши-то дни сумасшедшего копирайта!) Machinae Supremacy — просто один из легиона металлических коллективов. Они техничны, исправно пишут хитовые мелодии, у Стъярнстрёма цепляющий вокал… однако вряд ли MaSu стала бы известна широкой общественности, не будь члены группы помешаны на играх. Их новый саундтрек появился спустя 6 лет после Jets’n’Guns — речь о проекте Giana Sisters: Twisted Dreams.

У главной героини GS:TD, девочки Джианы, две личности — «примерная» половинка зажата в мрачном мирке, а «панк»-воплощение, наоборот, прыгает по милым ландшафтам. Первый мир озвучили Machinae Supremacy, второй — Крис Хюльсбек. Шведы обошлись мягкими ударными и сложными, но нисколько не «мясными» гитарными партиями, ремиксами печальных инструментальных треков Хюльсбека. Агрессивно звучит только GSTD Ingame 2 (она же Main Theme из The Great Gianna Sisters) — мелодия, с которой фактически и началась карьера MaSu. Сотрудничество с немецким композитором не стало для металлистов последним — в 2013-м их в качестве специальных гостей пригласили на запись Turrican Soundtrack Anthology, охватывающей вселенную фантастических игр Turrican первой половины 1990-х. Участие MaSu ограничилось кавером на The Final Fight.


На новом альбоме Machinae Supremacy, Phantom Shadow, поп-мелодии по старинке подаются вперемежку с тяжелыми риффами, есть акустические (Europa) и эмбиентные композиции, плюс, группа ясно дает понять, что с годами не утратила прыти (скоростные треки Throne of Games, Phantom Battle)… Но вот неподготовленный слушатель может и не обратить внимание на то, что перед ним не просто очередной представитель металлической альтернативы, а коллектив с самобытным электронным фундаментом. Правда, он серьезно прогнил за последние годы. Может, стоит активнее участвовать в озвучке игр? Саундтреки шведам исправно удаются, чего не скажешь о недавних альбомах.


Впрочем, следующий проект команды – как раз игровой. MaSu напишет музыку для “платформера” For My Brother, не так давно собиравшего средства на Kickstarter, но в итоге нашедшего частных инвесторов. Жанр – не иначе как “кельтский SID-метал”. Мелодия, которую написали специально для рекламного ролика игры, даёт чёткое представление о том, каким будет саундтрек.

Тем же, кто хочет послушать MaSu живьём, скоро представится такая возможность – шведы планируют приехать с новым туром в Россию. 14 ноября они должны выступить в питерском Club Phoenix, а 15-го – на московской площадке Volta.

Новинки текущей недели

Кай Розенкранц (Gothic 1-3, Risen) собирает через Kickstarter деньги на новый альбом, названный Journey Home. Все подробности — на видео и на этой странице.

Крис Кристодулу (Chris Christodoulou) опубликовал на Bandcamp саундтрек ролевой игры Wanderlust Adventures.