В игровой музыке, как и в «киношной», на гребне волны и в ушах массового слушателя остаются только самые громкие имена. Если же композитор занимался саундтреками игр из 1990-х, да еще и не был увековечен на CD, то забвение ему почти гарантировано. Та же участь постигает тех, кто засиживается на одной платформе (за исключением PC). О таком музыканте мы как раз сегодня и поговорим — в центре выпуска Йорис де Ман (Joris de Man), застрявший в зоне мертвой тишины после прекращения работы над Killzone 3. Кроме него, мы уделим внимание классическому саундтреку Metal Gear Solid и новинке Blackguards Official Soundtrack.
Blackguards Official Soundtrack
Издатель: Daedalic Entertainment
Дата релиза: 29.08.2014
Продолжительность: 01:17:42
На исходе лета Daedalic Entertainment неожиданно выпустила в «цифре» кучу своих саундтреков. Не остался без внимания и Blackguards OST, сочиненный Домиником Моргенротом и Даниэлем Паросом. В сравнении с январским изданием на CD он разросся до 38 треков (против 13) и продается за 29 рублей (только в Google Play), что, конечно, очень низкая цена для альбома.
Blackguards Official Soundtrack развивается тягуче и пугающе (Burn Them All). Энергичные композиции можно пересчитать по пальцам одной руки (если вы, например, двупалый ленивец), но впечатление это ничуть не портит. Немецкие композиторы, махнув рукой на консерватизм, добавили в свое «зелье» кучу духовых и струнных восточных инструментов (Bad Trip), и теперь диску не откажешь в разноплановости. И пусть тут плохо с динамикой, зато отлично переданы звуки природы (The Mountains of Tears), а на каждую умиротворяющую мелодию спешит найтись своя норовистая гитара (City Skirmish).
Обратить внимание: Burn Them All, Blood on the Road, City Skirmish, Emirate Mengbilla, King of the Thieves, The Green Hell
Купить: iTunes, Google Play
Классика
Metal Gear Solid Original Game Soundtrack
Издатель: Konami
Дата релиза: 23.09.1998
Продолжительность: 01:06:22
Во всех смыслах солидную музыку для MSG написали штатные композиторы Konami Кадзуки Мураока, Хироюки Того, Таканари Исияма и Ли Чон Мён (KCE Japan Sound Team), за исключением Таппи Ивасэ, автора заглавной темы, и Рики Муранаки — за ней числится нежная песня из титров (The Best is Yet to Come). Последняя, кстати, резко контрастирует с саундтреком, композиции которого связаны повторяющимися мотивами и базируются на техно-основе.
В ряде тем ритм едва пульсирует, но от оформления «стелс»-экшена большего и не требуется. Важно иное — в них полный порядок с пугающими или как минимум настораживающими механическими эффектами (в Intruder 3 нашлось место даже для флейты), чем и отличается качественный эмбиент. С другой стороны, есть тут и индустриальные ударные (замедленные и грубые, как последние капли дождя) — и вот они-то крепче прочих музыкальных фрагментов оседают в памяти. В качестве иллюстрации послушайте непритязательную «молотилку» Blast Furnace.
Из самых удачных композиций отмечу Intruder 3 и Encounter (тема поднятой тревоги, её забыть труднее всего; с треком перекликаются Duel и Escape), Main Theme (настоящая шпионская мелодия с синтезатором из 80-х) и Discovery (напоминает известную мелодию из «Терминатора»), из необычных — клавишная лирика Enclosure (да-да, композицию припасли под один трагический момент) и прямо-таки церковный гимн Mantis’ Hymn. Единственное «но» — хорошая музыка оказалась не в состоянии спасти невероятно затянутые сцены на движке, перегруженные бессмысленными словесами; это худшее воспоминание об игре, наряду с крупным планом задницы Мэрил Сильвербёрг и заданием «Попади гранатами в башню танка».
Обратить внимание: Metal Gear Solid Main Theme, Encounter, Duel, Escape, Intruder 3, Warhead Storage
Купить: Play-Asia
Де Ман из демосцены
Под стать знаменитому соотечественнику Михилю ван ден Босу, Йорис де Ман (родился в 1972 году в Гааге, Нидерланды) начал путь в игровую индустрию с подмостков демосцены. Правда, этому предшествовало детство, в равной степени наполненное играми и музыкой.
Отец де Мана, известный композитор, большую часть жизни проработал в Королевской консерватории Гааги, а мать считалась талантливой клавесинисткой. Йорис разрывался между демосценой (участник группы Synergy, фанат «железа» Atari ST), где набирался музыкального опыта, учебой и желанием работать в игровой индустрии. В итоге победило последнее — будучи студентом Utrecht School of the Arts, он получил предложение поработать над играми для приставки Philips CD-i. Инструментальные ограничения демосцены естественным образом научили де Мана выжимать максимум из того, что имелось под рукой (упор музыкант делал на мелодику, а не на эффекты), поэтому предложение он принял, а в учебное заведение так и не вернулся.
Самые ранние игры де Мана, упоминания о которых сохранились в истории человечества, — это Dimo’s Quest (1993) и The Apprentice (1994). Ничего выдающегося за проектами не значится, однако во время работы над ними композитор познакомился с Тимом Моссом — будущим ведущим программистом God of War. Как и в любой другой индустрии, талант композитора был делом вторым, а реальное значение имели знакомства и счастливые случайности. Так, в середине 1990-х де Ман отбыл на Туманный Альбион, где устроился в штат славной конторы Bitmap Brothers. Для культовой Z он написал только мелодию титров, трейлера и еще несколько незначительных тем, а вот в создании саундтрека Z: Steel Soldiers принял куда более деятельное участие, правда, все равно не смог отодвинуть на второй план звукорежиссера Криса Мола (Chris Maule). Закрывая недолгий британский период творчества де Мана, отметим, что именно в это время он перестал полагаться на библиотеки сэмплов и сделал ставку на личную запись музыки «от и до».
У героя сегодняшнего выпуска было удивительное чутьё на потенциальные хиты. Распрощавшись с Bitmap Brothers, он вернулся в родные Нидерланды. Транзитом через Game Boy Color («платформер» Tiny Toon Adventures: Dizzy’s Candy Quest, 2001) де Ман добрался до Lost Boys Games. Здесь он занялся сочинением музыки сразу для трех проектов: Knights, Whisper и Marines. Первые два, несмотря на готовые саундтреки, были в итоге отменены, а третий дожил-таки до релиза. Только к тому времени он уже назывался Killzone, а вывеска Lost Boys Games сменилась на Guerrilla Games.
Интересно, что звуковое оформление Killzone де Ману виделось исключительно оркестровым. Причем не каким-то там синтезированным, а именно «живым». Вняв уговорам, разработчики выделили бюджет на запись The City of Prague Philharmonic Orchestra, и Йорис его честно отработал. С нотами ему помог отец, с чехами же он разбирался самостоятельно. Сказался языковой барьер, поэтому итоговый результат композитора не совсем удовлетворил. Зато целиком удовлетворил игроков! Потому что только саундтрек в PS2-эксклюзиве не вызывал никаких нареканий. Серые уровни, сера вместо мозгов в головах мутантов-хельгастов, проблемы с прицелом… впрочем, давайте о музыке.
Большую часть саундтрека Killzone составляют короткие композиции, написанные по киноформуле — тихое атмосферное вступление с переходом в буйствующий инструментал, порой поддерживаемый хором. В Dropship Flight и Shuttle Escape великолепно отрабатывает духовая секция, в Mission Briefing Theme здорово басит труба и старательно «выпиливает» свою партию виолончель, в Vaughton is Rescued (и не только) композитор посылает привет Дону Дэвису («Матрица»). И, конечно, львиную долю внимания притягивают соло скрипки, на которой де Ман играет с 6 лет.
Галактическая война человечества с блудными сынами, одевающимися по последнему скрипу нацистской моды, продолжилась в Killzone 2. Де Ман, дорабатывавший последние годы в штате Guerrilla Games, на этот раз обратился за помощью в записи к The Nimrod Session Orchestra. Тем не менее, альбом получился частично оркестровым, частично электронным. В одних моментах голландец копировал Джона Уильямса и Дона Дэвиса, в других — вставлял собственные находки (вроде гитары, очень к месту вклинившейся в оркестровый переполох The Academy). Совпадения с Уильямсом, кстати, случайностью не были, ведь в записи участвовал Морис Мёрфи (Maurice Murphy) — исполнитель соло на трубе из главной темы «Звездных войн».
По сравнению с первой Killzone композиции ощутимо вытянулись в длину, ударные стали куда разнообразнее (Heavy Resistance, Taking the Bridge, Bridge Is Down; хотя, справедливости ради, преобладает все же чисто фоновый «шаркающий» ритм), драйв появился даже в коротких номерах (Flight Into Blood Meridian). С основной задачей — изменить звучание — де Ман прекрасно справился. «Открывашка», Birth of War, была позднее помещена Sony на сборник PlayStation Soundtracks Vol. 1.
Killzone 3 OST голландец по старинке записывал с The Nimrod Session Orchestra. Задушевных скрипок (And Ever We Fight On) и брутальных гитарных вставок (The Boys Are Back In Action) тут не убавилось, зато стилистически саундтрек стал богаче. Для оформления локаций в горах, джунглях и на космических базах потребовались разноплановые треки, а потому в альбоме (как и Killzone 2 Soundtrack, он поступил в продажу на iTunes) можно встретить и эмбиент, и увешанную электронными эффектами симфонику, и треки с закосом под рок.
А вот где от соотечественника Focus и Golden Earring потребовался рок без маскировки под оркестровку, так это в аркадных гонках Scrap Metal. Но для начала крохотное отступление. Де Ман известен, по большому счету, только благодаря серии Killzone, однако его дискография куда шире, а в творчестве представлены самые разные направления. Взять, например, аркаду N+ про ниндзя-спринтера, бешено гребущего золото по дороге к финишу. Темпом игры диктовался сверхзвуковой саундтрек, способный выжать ниндзя до последней капли, а де Ман написал размеренную электронику, которую сам охарактеризовал как «возвращение к 8-битным корням». Что касается Scrap Metal, то грязноватый рок как нельзя лучше соответствовал гаражному настрою игры. Своеобразный поклон Nine Inch Nails, которые, наряду с Джоном Уильямсом, Аланом Сильвестри («Назад в будущее») и Depeche Mode были идейными вдохновителями композитора.
Последние работы де Мана на сегодня — саундтреки Velocity Ultra и Velocity 2X. Фоном для приключений боевой Кай Таны стал чиптюн, в Velocity 2X, правда, захлебнувшийся в мощных потоках современной электроники (как пример — трек Boost). Подобные вольности со стилем может себе позволить только фрилансер, коим де Ман числится уже несколько лет. На круглосуточном досуге он активно занимается звуковым оформлением рекламы (в том числе для EA и Blizzard). В Killzone мы его, похоже, уже не услышим, а сам он мечтает о написании саундтрека к фэнтезийной RPG. Интересно, в объятия какого стиля занесет его в следующем альбоме?
Новинки текущей недели
С начала сентября на сайте лейбла Sumthing Else Music Works, специализирующегося на выпуске игровой музыки, можно ознакомиться с фрагментами саундтрека Borderlands: The Pre-Sequel. Автор — Йеспер Куд.
Другая новость касается еще одного культового композитора — Александра Брэндона (Unreal, Deus Ex). На сайте Loudr доступен заказ 13-ти его альбомов, причем всего за $10. В подборку входят саундтреки (Tyrian, Jazz Jackrabbit 3, City Conquest), сольные альбомы (Just Fun, Earthscape, Violet Eclectic…) и сборники — например, The MOD Collection Vol. 1 (демо-треки). Предложение действительно еще 8 дней.