MC Pixel: «Звёздные войны» Йона Халлура (EVE Online) и саундтрек Battlefield: Hardline

mc-pixel-19-03-2015.jpgУ большинства популярных игровых композиторов обычно есть одна-две действительно выдающихся дорожки. Скажем, у Терри Тейлора это саундтрек The Neverhood, у Клинта БаджакянаOutlaws, у Дэнни БарановскиSuper Meat Boy… Что касается героя сегодняшнего выпуска Йона Халлура, то в его портфолио – всего ОДНА работа в игровой индустрии. Зато она почти наверняка известна каждому (не в последнюю очередь благодаря музыке!) – это EVE Online. Тем не менее, с разбегу нырять в космический эмбиент исландца не советую – предлагаю для начала оценить дорожку Battlefield: Hardline.

Battlefield_Hardline_Soundtrack__cover1200x1200.jpg Battlefield: Hardline Soundtrack
Издатель: E.A.R.S.
Дата релиза: 17.03.2015
Продолжительность: 01:05:05

Дебют у Пола Леонарда-Моргана в игровой индустрии выдался не менее впечатляющим, чем у Илана Эшкери. Хотя чему тут удивляться – шотландец успел поработать с небезызвестными No Doubt и Mogwai, записал дорожки для фильмов Limitless (2011) и Dredd (2012), вовсю трудится над телесериалами – в общем, не сидит без дела. Если сравнивать Battlefield: Hardline с похождениями мистера «Я – закон», то можно заметить, что Леонард-Морган предпочел брутальный гитарный звук копанию в электронике. На новом альбоме композитор не глядя берет «крутые» аккорды и от души хлещет по барабанам (Deal Gone Bad, Used Cars). Иногда, правда, он чересчур увлекается джемом и даже ударяется в «грязноватый» эмбиент (Everglades Stadium). Еще одна небольшая претензия к дорожке – отсутствие в ряде мест вроде бы наклевывающегося «взрыва» мелодии, когда шотландец намеренно дразнит слушателя нарастающим темпом, а потом внезапно сбрасывает напряжение. И все же общего впечатления это не портит – саундтрек на самом деле хорош, звучит свежо и без дурацкого пафоса.

Обратить внимание: Deal Gone Bad, Zip Line, Fireworks Raid, Everglades Sawmill, Weedhouse, Battlefield: Hardline Main Theme

Купить: Google Play, Amazon


Зов космоса

Jon_Hallur_Haraldsson_image.jpgЙон Халлур Харальдсон (Jón Hallur Haraldsson) родился в 1978 году, в мае отпразднует 37-летие, а за плечами у него – по-прежнему только работа над EVE Online. Впрочем, исландец вряд ли расстраивается, ведь он отлично чувствует себя в бескрайнем мире MMORPG.

В 1980-е Йон приобщился к компьютерным играм, в 1990-е учился в Университете Рейкъявика, в 1994-м впервые попробовал сочинять музыку – вот только работать поначалу приходилось то клерком, то поваром. В штат CCP он попал в мае 2000-го – и с тех пор не покидает компанию.

Халлур довольно интересным способом определяет, заслуживает ли внимания игровая музыка. Если он ее не замечает при прохождении – значит, саундтрек удался. То же самое можно сказать о его эмбиенте – чтобы показать, какими должны быть «фоновые» композиции, лучшего примера, пожалуй, не найти.

Море вакуума EVE Online заполнено размеренными треками. Обратимся к первому дисковому изданию музыки ХаллураEO Original Soundtrack (2004). В Surplus of Rare Artifacts нас встречают медленные переборы клавишных, мотив Below the Asteroids донельзя прост (зато сколько эмоций!), в Do You Know Where You Are? шевелятся однообразные индустриальные звуки… В то же время Йон прямо с порога CCP зарекомендовал себя как талантливый мелодист – взять хотя бы I Saw Your Ship или синтезированную симфонику Nouvelle Rouvenor Hero.



Инструментарий Халлура кажется спартанским – сплошь синтезаторы да компьютеры. Впрочем, в эмбиенте это далеко не главное. Достаточно правильно выстроить нарастание звука (…But Still We Go On), сочинить красивую басовую партию (Amongst Allies, Close to a Holy Place, Doomed Forever), вплести нотки лирики (It Ends Here) – и от композиции уже не оторваться. А продолжительность треков Йона, кстати говоря, немаленькая – все как один от пяти минут и более… Так что заранее запасайтесь терпением и не стремитесь галопом проскакать по его сочинениям.



Юность-молодость Халлура пришлись на конец 1980-х – 1990-е гг., то есть как раз на тот период, когда по музыкальной сцене готическим покровом расстелились darkwave и downtempo. Нет сомнений, что оба направления сильно повлияли на творчество исландца. От них у Йона – любовь к замедленным темпам, инструментальным вставкам (кое-где композитор съезжает в сторону родного фолка и обращается к этническим инструментам) и зацикленному атмосферному звучанию, которому самое место на сеансе гипноза. Встречаются и вещи повеселее – темы Minmatar Republic с гитарными вкраплениями или Caldari State с плотными ударными. Бутлег RealX Live @ 2006 Fanfest (RealX – сценический псевдоним Халлура) подкидывает еще больше пищи для размышлений – Йон, бывалый повар, приготовил танцевальный (!) микс из знакомых поклонникам композиций.





В 2009-м в iTunes вышел альбом EVE Online Original Soundtrack Vol. 1. Трек-лист был убойным (Stellar Shadows, Below the Asteroids, It Ends Here…), но на первой части, увы, дело заглохло. Зато в 2011-м в составе российской «коллекционки» неожиданно оказался CD с десятком тем – и каждая на вес золота: меланхоличная Point of no Return, пульсирующая Seek and You Shall Find, приятная Balance of Power с накатывающей волной звука… Справедливости ради замечу, что «Дыхание вселенной» (именно так назывался опубликованный 1C-SoftClub компакт-диск) – вовсе не первое «физическое» издание саундтрека EVE Online в нашей стране. Еще в 2003-м избранные треки Халлура попали на дисковое приложение к Game.EXE.






Как видите, музыка исландца для EVE Online пережила несколько релизов – загвоздка лишь в том, что сейчас их не найти в продаже. Проблему решила сама CCP – в декабре 2012-го, одновременно с выходом обновления Retribution, она разместила на SoundCloud так называемый Complete Soundtrack – аж 74 внутриигровые темы! Настроение дорожки – от расслабленно-веселого (Home at Last) до мрачновато-давящего (Is Anybody Out There?), стилевой размах – от «жесткого» эмбиента (At the End of Your Journey) до оркестровых экспериментов (On the Outskirts). Продолжительность – порядка 7 часов… до конца доберутся лишь самые стойкие.


С 2012 года Халлур занимает в CCP должность не только композитора, но и инженера-программиста. Проектов «на стороне» за ним не наблюдается, инфоповодов вокруг его имени не возникает… Да и профильная пресса редко зовет на интервью – а ведь стоило бы! В океан музыки Халлура легко войти, но сложно выбраться. И этом при том, что речь не о нью-эйдже, брейкбите или трип-хопе, а об эмбиенте, основное назначение которого в большинстве ситуаций – служить незаметным фоном. Треки же Йона и вне игры воспринимаются с превеликим удовольствием! Ну что тут сказать – он далеко не первый исландский исполнитель с, казалось бы, простоватой музыкой, которая парадоксальным образом завладевает сердцами десятков тысяч слушателей.