MC Pixel: кредо Йеспера Кюда и новый альбом Фрэнка Клепаки

mc-pixel-06-02-2015.jpgТворчество Йеспера Кюда можно условно разбить на три блока. Первый — работы 1990-х годов в рамках каталогов Sega Genesis и Saturn, ни одна из которых так и не была издана. Второй — саундтреки для игр IO Interactive, в особенности — серии Hitman, сделавшие датчанина знаменитым, а его звук (синтез электроники и симфоники с яркими ритмами и инструментами со всех концов света) — узнаваемым. И, наконец, третий — альбомы 2000-х за пределами родной студии IOI: Brute Force, Robotech: Invasion, Unreal Tournament 3, Assassin’s Creed, Darksiders 2… Именно их мы сегодня и послушаем. Ну а те, кому музыка Кюда кажется лишь назойливой долбежкой по ржавым трубам (что верно в отношении некоторых саундтреков), могут ознакомиться с дорожкой Grey Goo Фрэнка Клепаки и на этом закрыть новый выпуск.

Grey_Goo_Soundtrack__cover428x200.jpg Grey Goo Soundtrack
Издатель: Grey Box (дистрибуция — Valve)
Дата релиза: 23.01.2015

Фрэнк Клепаки вернулся к гитарным рыкам, лопающимся барабанам и мрачнейшей симфонике. Композитор C&C сочинил отдельные и, главное, сильно отличающиеся темы для всех трех рас Grey Goo: пришельцев, людей и Слизи. Первым достался фирменный звук неистового американца (Beta Formation — грубый бас, мощнейшие ударные, гитары в роли бензопилы…), вторым — непритязательные «молотилки» вместо жесткого индастриала, ну а третьим — оркестровка с хорами в окружении дабстепа (Фрэнк не просто так знакомился с современной электроникой при подготовке к записи). Однако все это можно было бы прокрутить и смело забыть, если бы не чудесные мелодии, уносящие в космические дали и мгновенно напоминающие Грэма Ревелла (Pitch Black, The Chronicles of Riddick). В Steam сейчас жалуются на качество альбома — mp3 с битрейтом 192 кбит/с… действительно, совсем не соответствует ценнику в 189 рублей. С другой стороны, указанное значение для mp3 — даже выше «прожиточного минимума», когда-то определенного видным музыкальным журналистом Олегом (Апельсином) Бочаровым в 160 кбит/с. Впрочем, улучшенную и расширенную версию альбома наверняка переиздадут за пределами Steam, ведь он того более чем заслуживает.

Обратить внимание: The Beta, Battle Stations, Beta Formation, The Humans, Eliminate

Купить: Steam (требует наличия игры)




Классика

Assassins_Creed_2_Original_Game_Soundtrack_cover1200x1200.jpeg Assassin’s Creed 2 Original Game Soundtrack
Издатель: Ubisoft Music
Дата релиза: 16.11.2009
Продолжительность: 57:19 + 55:41

Саундтрек Assassin’s Creed 2, наряду с The Adventures of Batman & Robin и Hitman: Codename 47, — едва ли не лучшая работа за 30-летнюю музыкальную карьеру Кюда. На первый взгляд, тут перебор с эмбиентом, смычковыми струнными (виолончели, скрипки, альты…), партиями акустической гитары, да и мелодии кочуют из одного номера в другой… Тем не менее, перечисленные «огрехи» можно простить только за тройку вступительных композиций: Earth, Venice Rooftops и Ezio’s Family. В Earth напряжение раскрывается через сочетание красивого вокала и гитары с подключением мягкого баса и внушительных ударных. В Venice Rooftops в который раз наглядно демонстрируется, что рок-ритм ничуть не портит оркестровку (впоследствии ремикс композиции попал в SoulCalibur 5). А в Ezio’s Family звучит соло печальной скрипки и сырая электрогитара, которой ощутимо не хватает на альбоме в целом. Подобно освеженной боевой системе и визуальному облику AC2, Кюд представил на пластинке «попурри» из любимых стилей: эмбиентные Approaching Target 1-2 нагоняют страх, фольклорная Florence Tarantella, наоборот, веселье, Venice Escape и Chariot Chase написаны в старой агрессивной манере, а во Flight Over Venice 1 ухвачено то, что принято называть «духом приключения». Словом, перед нами не только микс занятных экспериментов и традиционно удачных для Йеспера ритмов, но и великолепных мелодий. Взятую в AC2 высоту датчанин, увы, больше не штурмовал.

Обратить внимание: Earth, Venice Rooftops, Ezio’s Family, Florence Escape, Flight Over Venice 1, Back in Venice, Venice Escape, Flight Over Venice 2, Chariot Chase

Купить: Google Play, iTunes







Пуд музыки Йеспера Кюда

jesper_kyd__image300x300.jpgВ отличие от предыдущих выпусков MC Pixel, в этом музыки очень много, поэтому слушать ее предлагаю на бегу. Как уже упоминалось, датчанин основал в США две компании, Nano Studios и Jesper Kyd Productions, поэтому параллельно с четырьмя частями Hitman работал над еще уймой игр. В первую очередь, интересна дорожка стратегии The Nations (Alien Nations 2). Здесь, в отличие от сугубо ломовой/танцевальной направленности MDK2, Кюд приглушил ритмы (менее цепкими они, впрочем, не стали — Forest Hymn, Work Hymn, Dance of the Pimmons), сочинил нежные клавишные партии и добавил толику фэнтезийных мотивов. Итого: прекрасная фоновая музыка.



Саундтрек The Nations, как ни странно, даже выпустили на компакт-диске. Messiah могло бы повезти точно так же, но гнетущие эмбиенты Кюда никто из игры вытаскивать не стал. Вышедший на известном лейбле Roadrunner Records одноименный альбом является, по сути, компиляцией творчества Fear Factory, а треки из шутера включены в него «за компанию».

Дорожка Xbox-эксклюзива Brute Force (2003), хоть и опубликованная официально, вряд ли того заслуживала. С одной стороны, на записи собрался знатный коллектив композиторов (Кюд, Джеймс Хэнниган, Майк Риган, Ти Джей О’Лири), с другой — материал они выдали проходной. Кюду удается заинтересовать ритмом в The Ferals have Suffered Enough, More than Wood and Vine и What are these Things, а Хэннигану — таинственной мелодией «закрывашки» Another Day Another Dollar, но от разочарования после прослушивания это не спасает.



Другое дело — Robotech: Invasion (2004), последняя игра для приставок по аниме Genesis Climber Mospeada. Здесь датчанин, уже успевший вывести формулу синтеза оркестрового и электронного звука в Hitman 2: Silent Assassin, продолжил удачные эксперименты. Бессмысленные «стучалки» Inside и Hymn of the Wasteland тонут под индустриальной мощью Final Moments и композиций вроде The Invid Attacks, где беспощадный ритм прекрасно сочетается с мрачным хором. А в Unreal Tournament 3 датчанин сделал ставку только на драйвовую электронику (LockDown, Necris Attacks, Outpost) и, тем не менее, не прогадал, легко обставив соавтора — Рома Ди Приско.


Расставшись с Hitman, композитор с головой ушел в Assassin’s Creed (может, поэтому в Kane and Lynch: Dead Men такая невыразительная музыка?), да так, что до недавнего времени звук серии прочно ассоциировался с датчанином. И только Оливье Деривье и Крис Тилтон напару с Сарой Шахнер заставили Кюда потесниться на пьедестале.

В первой части акробатики по верхотурам Йесперу удалось точно озвучить локации (в Spirit of Damascus слышатся арабские мотивы, в Acre Underworld — отчужденный эмбиент) и уравновесить средневековую мрачность (хор в City of Jerusalem) с современным драйвом. К примеру, в треке Access the Animus, под завязку набитом неприятными шумами, в финальной трети просыпается сметающий все на своем пути бит.


Вслед за драматичным саундтреком AC2 последовало крупное разочарование — AC: Brotherhood. Здесь все кажется уже знакомым: электронный надрыв в Master Assassin, микс индастриала и симфоники во Flags of Rome, брутальная перкуссия в The Pantheon и The Brotherhood Escapes… а вот новые элементы вроде штампованного (х)ора в Villa Under Attack и Battle in Spain альбом совсем не красят.


Длиннющая дорожка AC: Revelations продолжает линию Brotherhood — уху решительно не за что зацепиться. Вкупе с Borderlands: The Pre-Sequel она намекает на нехитрую истину — Кюду не стоит засиживаться над одной серией, иначе он становится предсказуемым. А ведь как все хорошо начиналось в случае с Borderlands — неплохие эмбиенты для оригинала, прилипчивые мотивы сиквела и… полная капитуляция в The Pre-Sequel.




За промахи, допущенные в двух Assassin’s Creed к ряду, Кюд реабилитировался в Borderlands 2 и Darksiders 2 — путешествие Смерти, он, например, озвучил нежными флейтами, трубами и акустической гитарой, как будто сочинял для героини, придуманной Нилом Гейманом, а не для сурового всадника Апокалипсиса. Что касается саундтрека недавней State of Decay, то его, кажется, никто толком и не заметил. На месте Кюда там мог оказаться любой композитор, умеющий создавать достоверный пугающий эмбиент.




* * *

25-летняя работа Йеспера Кюда в игровой индустрии — результат достойный, если не рекордный, ведь датчанин до сих пишет для крупных проектов. Попытка начать слушать его саундтреки без разбора — верный повод очень скоро махнуть рукой на дискографию «сценера», ведь волшебные мелодии под стать Оливье Деривье у него встречаются редко, а моментально запоминающихся композиций на манер Бобби Принса — и того меньше. Так что мой совет — пробежаться по избранным пластинкам, а оставшиеся отложить на потом. Ничего не потеряете.