MC Pixel: «Космические рейнджеры» Григория Семёнова и классика игровой музыки от Джо Сатриани

mc-pixel-20-08-2014В предыдущем выпуске в наушники MC Pixel впервые попали треки отечественного композитора. Правда, Кирилл Покровский (речь шла именно о нем) работал только над зарубежными играми. Сегодня в центре внимания вновь российский музыкант — Григорий Семёнов, знакомый многим по фантастическим вселенным «Космических рейнджеров» и «Механоидов», альтернативной истории из «Карибского кризиса» (2005), сумбурной «Буре в стакане…» и другим проектам. Компанию ему в текущем выпуске составят классический гитарный саундтрек NASCAR 06: Total Team Control (2005), сочиненный Джо Сатриани, и новый альбом Джейсона Грейвса (Dead Space 3, Tomb Raider) — Fat Chicken The Official Soundtrack.

Fat-Chicken-The-Official-Soundtrack__Cover-300x300.jpg Fat Chicken The Official Soundtrack
Издатель: Jason Graves
Дата релиза: 12.08.2014
Продолжительность: 55:16

Джейсон Грейвс, который прежде в основном мастерски вызывал у слушателей нашествие мурашек (Dead Space 1-3, Command & Conquer 4: Tiberian Twilight), неожиданно выступил автором музыки к игре про выращивание скота и другой сельскохозяйственной фауны на убой и удой. Веселенькое настроение альбому задает уже самый первый кантри-трек Fat Chicken Main Theme. Дальше мелодии сменяют одна другую в схожем ленивом темпе — по очереди в них солируют различные струнные инструменты. Альбом прямо-таки пропитан однородностью, которой раньше за Грейвсом не замечалось. Отголоски гитарной агрессии просыпаются разве что в Sheriff’s Beach Trip и High Desert Hoedown. Перед нами почти блюграсс (разновидность кантри с основой из струнной акустики), но с вкраплениями электроники. Никаких эпичных голливудских вещиц, которые Грейвс усердно сочинял в последние годы, на диске нет, да и быть не может. Вообще неожиданно, что известный композитор взялся за проект, пробивающийся к публике через Steam Greenlight. И последнее примечание: ознакомиться с саундтреком стоит хотя бы потому, что ничего подобного Грейвс раньше не писал.

Обратить внимание: Starry Sky Encounters, Sheriff’s Beach Trip, High Desert Hoedown

Купить: iTunes, Google Play, Bandcamp


Классика

Joe-Satriani-NASCAR-Guitars__Cover-250x250.jpg Joe Satriani NASCAR Guitars
Лейбл: APM Music
Дата релиза: декабрь 2008

Для NASCAR 06: Total Team Control Джо Сатриани записал 42 минуты драйвовой музыки, разбитой на 30 музыкальных фрагментов, среди которых наберется с десяток полноценных композиций. Отдельным альбомом саундтрек был выпущен в 2008 году (APM Music), кроме того, ряд композиций «дядюшки Джо» присутствует в издании The Music of EA Games Box Set (диск EA Sports Mix).

Гоночный симулятор как нельзя лучше подходил для применения способностей быстропалого Сатриани. И в самом деле, даже внимательно вслушиваться не надо: в NBS Theme нас встречает узнаваемый гитарный шквал, в Craftsman Series Theme — пространное соло, в Enter the Zone мощно работает ударная установка… Есть и где отдохнуть — к примеру, на легком номере Speed Natives с существенными электронными вкраплениями. Victory Lane! — еще один гитарный «боевик», за стандартным вступлением которого кроется интересный проигрыш. К слову, такие вещички как Victory Lane! или Attitube показательны для творчества американского гитариста в целом — здесь и брутальные риффы, и энергичная беготня по струнам, и лирические отступления, в общем, как техника, так и мелодика налицо.

Вышедший примерно в одно время с NASCAR 06: Total Team Control альбом Сатриани Super Colossal трогает в гораздо меньшей степени, чем саундтрек. Да, на сольнике есть суперхиты вроде Crowd Chant, однако и пластинка NASCAR Guitars, будь она выпущена в широкую продажу, наверняка прочно осела бы в плейлистах поклонников. Ведь у неё есть одно отличное качество — перед слушателем все тот же знакомый Сатриани, но только урезанный до двухминутных треков, которые нисколько не приедаются.

Обратить внимание: NBS Theme, Speed Natives, Victory Lane!




Космическая одиссея Григория Семёнова

 Gregory-Semenov__Image-200x200.jpeg Григорий Семёнов (Gregory Semenov) относится к тем композиторам, знакомство с творчеством которых подразумевает приобщение к соответствующим играм. На CD и в цифровой продаже (на Bandcamp, например, как в случае с Обри Ходжсом) музыка нашего соотечественника, увы, не появлялась. С другой стороны, ряд треков Семёнова аккуратно выложен на его личном сайте — подобно Кириллу Покровскому, он пошел навстречу слушателям, многие сутки проведшим в той или иной фантастической вселенной, и избавил их от тягот поиска любимых композиций по фанатским сборкам на известных сайтах.

Программист по образованию, Семёнов еще в детстве освоил скрипку (успешно окончил музыкальную школу), подростком познакомился с музыкальным софтом, а также добавил в свой арсенал акустическую и электрогитару. Первый же изданный проект, в создании которого он принял участие, со временем получил культовый статус — как вы понимаете, речь о «Космических рейнджерах».

Помимо Семёнова, над космооперой Elemental Games трудились музыканты Виктор Краснокутский («Вангеры») и Павел Стебаков (Parkan: Железная стратегия, 2001), в титрах также значится Екатерина Каткасова. Первый вдохновлялся скриншотами и текстовым описанием игры (хилый интернет тех лет давал о себе знать), коллеги — еще и звуковым оформлением Star Control 2 и, как ни странно, NFS 3: Hot Pursuit. Именно поэтому Fight Theme 1 из игры представляет собой едва ли не копию Melee Theme из Star Control 2, а Awakening местами дословно цитирует Cetus 808 Рома Ди Приско.




Семёнов тоже написал для «КР» боевой номер (с грубой «посвистывающей» мелодией), но куда лучше ему удались темы рас. Для фэян композитор сочинил акустически-лирическое полотно, прямолинейная тема малоков отлично передает глуповатость этих гуманоидов (насчет глуховатости — не знаю) и, в то же время, их воинственность — мощные духовые, плотные басы и ударные говорят сами за себя. Контрастом рядом со звуковой дорожкой малоков смотрится спокойная мелодия миролюбивых гаальцев. Ну а самый узнаваемый номер — безусловно, тема людей: неторопливые клавишные переборы под механический ритм надолго, если не навечно, западают в память.


Очень удачной в «КР» получилась музыка полетов. Трек Awakening уже упоминался, Beyond Reach — пример классического «космического» эмбиента, помноженного на крепкую ритм-основу, на одном дыхании слушается The Long Way Ballad. «Полетную-3», «Полетную Trash» и «Полетную-12» написал Семёнов. В первой мелодии на передний план выведен сыроватый бас, но отличительной особенностью являются лирические фрагменты, во второй перед нами симбиоз того же непричесанного баса, механического ритма и клавишных вставок, а «Полетную-12», наверное, помнят все, кто бороздил космос в «КР», ведь она встречает нас в меню игры.


Общими чертами саундтрека «Рейнджеров» стоит назвать яркий ритмичный костяк, плотно обтянутый всевозможными эффектами (в том числе вокальными), и разнообразие клавишных партий. В целом это достаточно простая (но зато какая приятная!) электроника, идеально вписывающаяся в мир игры. На сайте Семёнова, к слову, можно послушать неизданную музыку из «КР» — размашистые гимны рас, несколько Fly-мелодий, «Полетную Trash» с измененным звучанием, тему пеленгов и др. Для продолжений космосаги композитор уже не сочинял новых мелодий — в Elemental Games обошлись старым материалом.

Вторая после «Рейнджеров» колоритная вселенная, которую озвучил Семёнов, — это мир разумных роботов «механоидов», созданный SkyRiver Studios. Как и в случае со Space Rangers, здесь он занимался не только сочинением треков, но и звукорежиссурой. А поскольку большинство композиций из «Механоидов» (2004) перекочевало в «Войну кланов» (2006), остановимся на сиквеле.

Для каждой из локаций планеты «Полигон-4» Семёнов написал отличительную мелодию. В теме Сектора Холмов обращает на себя внимание «восточная» мелодия, в Секторе Арктики царит «холодный» эмбиентный фон, в Тундре солируют синтезированные клавишные и т.д. В игре немало полетных и боевых мелодий, при создании которых Семёнов не скатился в унылые повторы, как это часто бывает с композиторами, получающими задание написать ряд треков на одну тему: скажем, эмбиентная Fly Theme 1 оттеняется динамичной Fly Theme 9. А вот отдельные боевые темы (особенно интересны Fight Theme 4 и 5) вызывают в памяти озвученные Бобби Принсом уровни Doom.




Отдельного упоминания заслуживают футуристические «Гонки на выживание» (2007) из той же вселенной «Механоидов» — проект знаковый как для SkyRiver Studios, так и для Семёнова. В первой «меню»-мелодии слушателя ждет драйвовая музыка с подключениями гитары, а вторую отличает, напротив, куда более спокойное звучание. В целом же саундтрек написан с оглядкой на не слишком-то быстрый темп заездов (нашлось место и эмбиенту): например, «Гоночную тему 3» по ритму следовало бы назвать «Прогулочной». Знамя мощной победной мелодии в игре держат «Гоночная 1» с рычащей гитарой, бомбардирующая пилота гитарными аккордами «Гоночная 2» (хотя и с лиричным проигрышем), «Гоночная 10» с металлическим фундаментом и др. Нельзя не отметить и стилевое разнообразие звуковой дорожки — скажем, танцевальная «Гоночная 4» противопоставлена по-настоящему скоростному «Гоночному треку 11», мотив которого, кстати, легко схватывается.

Саундтрек «Гонок на выживание» получился не менее зрелищным и запоминающимся, чем игра. В отличие от «Бури в стакане…» по вселенной и сюжету Дмитрия «Гоблина» Пучкова, для которой Семёнов сочинил нарочито «народную» заглавную тему.

Герой сегодняшнего выпуска плодотворно писал музыку не только в пределах вселенных Elemental Games и SkyRiver Studios. Яркий пример — мультяшная (как по графике, так и по сюжету) аркада «Страусиные бега» (2004), по ходу забегов которой требовалось не только обставить конкурентов на финише, но и собрать максимум яиц, посеянных приспешником коварного Профессора. Казалось бы, что тут интересного, в том числе и в плане музыки? Но нет, с музыкой стоит познакомиться хотя бы из-за чудесных партий «живой» скрипки.

От спортивных забегов страусов перейдем к куда более важной тематике — альтернативному (военному) разрешению Карибского кризиса, которому посвящена одноименная игра G5 Software. Для мира, пережившего ядерную катастрофу, Семёнов написал симфоническую звуковую дорожку. Саундтрек, лишенный традиционного оркестрового пафоса, слушается достаточно легко. На передний план здесь выведены ударные и духовые инструменты, с ходу запоминаются мотивы заглавной темы и титров, ну и бьют в цель боевые темы (дополнительные мелодии для «Карибского кризиса» написал уже упоминавшийся Павел Стебаков).


Композиторы, работающие над крупными играми, зачастую бездействуют в паузах между ними. Семёнов же поучаствовал в создании ряда небольших проектов вроде «Черепашки Оззи» или «Века Японии» (Realore Studios) и даже флеш-игр. Музыка из них представлена на сайте композитора. Кроме того, Семёнов, как и немногие другие отечественные музыканты (Александр Уман из «Би-2», Дмитрий «Сид» Спирин, Алекс Плотников), с успехом пробовал себя в написании статей о музыке, в том числе в игровой прессе.

Минималистичная, казалось бы, электронная музыка Григория Семёнова привлекает за счет красивых мелодий и неожиданных вкраплений самых разных инструментов. Присущая классике лиричность в ней соседствует с чертами стилей последней трети XX столетия. И очень жаль, повторюсь, что альбомы Семёнова никогда не выходили на CD — музыкой из «Рейнджеров» и «Механоидов», уверен, пополнил бы свою коллекцию поклонник не только игр, но и качественной электроники.

Новинки текущей недели

На официальном Youtube-канале адвенчуры Stasis с начала месяца доступны фрагменты саундтрека, которым занимается Марк Морган (Fallout, Planescape: Torment). В наушниках — мелодичный инструментал с редкими вкраплениями привычного дарк-эмбиента.

  • Dice

    Спасибо за отличную подборку!

  • Oleg Kebaneishvili

    Музыка из «Космических Рейнджеров» была просто шикарна. Бывало ради некоторых мелодий я останавливал корабль и просто сидел и слушал.

  • Антон Ариманов

    О глуповатости малоков замолвлю слово: все новые виды корпусов, оружия и техники первыми изобретали как раз-таки малоки, такие вот были туповатыые)

  • Slider-Z

    Спасибо за отменный материал 🙂
    А будет ли статья про музыку из Ведьмаков? Я вчера переслушал оба саундтрека, весьма достойны. Да и в третьем, похоже, композиторы постарались.

  • Игнотенцио

    Проснулся в отвратном настроении, в окне пасмурно, затем перевернул чайник, сжег завтрак, в X-COM’e потерял четверых полковников(SIC). В отвратном настроении захожу на пиксели и БАЦ… Григорий Семёнов и Космические Рейнджеры. Моей хандре мгновенно пришел конец. Спасибо, Пиксели за такой подарок!

  • Василий Гончаревич

    Пруф? Не припомню сколько раз проходил игру на разных сложностях, но все новинки корпусов, техники и оружия в абсолютном большинстве случаев появлялись у гаальцев, чуть реже у фэян.
    Если Вы про бэк, то малоки практически ничего не изобретают сами (разве что малокский табурет и гигантскую «амебу»), тем более первыми, а покупают ворованные технологии у пеленгов.

  • Odium

    О да, я до сих помню финальную песню из второй части «Свет далеких планет».
    Это было круто.

  • RollingDog

    Не буду вам рассказывать смешной гаальский шутка про малокский истребитель.

  • Yaroslav Gafner

    Немножко по Wild Hunt уже было http://riotpixels.com/mc-pixel-12-06-2014/ Рано или поздно и до Адама Скорупы доберемся )

  • Vortex

    Отличная статья. Отдельное спасибо за подгон трека Марка Моргана.
    На мой взгляд, у малокской темы скорее по-военному грубое прямое звучание, навевающее ассоциации с восточными ханствами.

  • Slider-Z

    Ура!) Буду ждать с нетерпением.

  • Vortex

    Про «свет планет» — это дискотека Авария)
    А в рейнджерах пелось про «Мы улетим солнцу вослед, чтобы достичь края Вселенной» )) Да, очень необычно было ее услышать после прохождения, она довольно точно тогда в настроение попадала.

  • Odium

    Стыдно-то как.
    Заработался.

  • Все вот про КР пишут, а мне в Механоидах музыка сильнее запомнилась (хотя в КР времени провел, безусловно, больше). Видимо, верно подмеченная созвучность с обожаемым мной думом сказывается. Или факт того, что поиграть мне довелось только во вторую часть Рейнджеров, где своих трэков нет.

  • Micromesistius Igneus

    Там было «радиовсплески далёких планет»

  • Василий Гончаревич

    Песня однако называется «Космос и звезды».

  • qV_

    собственно песня и остальной саунд

  • Андрей

    Сделайте, пожалуйста обзор на музыку из Drome Racers! Там один из моих любимых саундтреков, наряду с Космическими Рейнджерами.

  • Konstantin Kim

    О, ностальгия. В 2005-м, пройдя «Карибский кризис», засел моделировать меметичный 279-й объект — и для вдохновения ставил именно эту тему из титров. Закончил работу в сентябре, и на тот момент это было лучшее (и единственное) воплощение аппарата в Сети:

    http://meshwar.vistcom.ru/models/ob279_big.jpg

    С тех пор и сам выучился многому, и появились более качественные 3D-модели танка, сделанные другими, но мелодия не забыта.

  • qV_

    и до кучи
    забавное видео-аутро

  • Boroda

    Реквестирую обзор на музыку из Star Heritage, если можно)

  • Прям захотелось переиграть в КР 🙂

  • Yaroslav Gafner

    Окей, отметим на будущее

  • Yaroslav Gafner

    Конечно, тем более Star Heritage Soundtrack выходил официально

  • Riazlar

    Помню в своё время даже выучил тему фэян на гитаре.

  • Антон Ариманов

    А стоило бы — видимо, давно это было, раз совсем уже забыл)

  • Craftworth

    Если уже вспомнить музыкальные темы Nascar’а, то вот отличная тема главного меню Nascar Rumble на PS1.

    https://www.youtube.com/watch?v=p5ZET75D0UQ

  • Антон Ариманов

    Какой пруф, сейв, что ли, кинуть? Не про бэк, а про магазины. Всегда первыми появляется новая техника у малоков, красненькая, дешёвая и низкокачественная, и лишь затем подтягивается техника зелёная, синяя, фиолетовая и, в последнюю очередь, жёлтая. У гаальцев новые приблуды появляются в самую последнюю, а не первую, очередь — понтовые, доделанные, маленькие и износоустойчивые, но к моменту появления на рынке уже неактуальные, потому что малоки уже выкинули на рынок следующее поколение техники. Которое неиспользуемо в силу больших размеров, но уже при распространении до пеленгов становится вполне возможно урвать что-то вменяемое.

  • pogromshik

    В дополнениях к КР2 были тоже неплохие треки,вроде Silent Planet,хотя, без адекватных тестеров в них(дополнения)допустили много музыки,совершенно не подходящие под атмосферу КР.Понимаю,что к Семёнову это никак не относится,но от народа таким образом уходим много хороших композиций,которые наврятли попадут в будущем в MC Pixels по причине единичных треков в КР2 каждого композитора.
    Жду следующего обзора про Евгения Гулигина,только это,Суслова не подпускайте 🙂

  • Vortex

    Кстати да, я тоже что-то такое припоминаю. Вроде и хочется взять оборудование, но эпические малокские размеры не позволяют. Зато чуть позже подтягивались остальные и можно было взять качественную фэянскую технику)
    Можно связать это и с бэком: пеленги воруют чертежи прототипов у других рас, малоки покупают и тут же запускают в производство, никак не оптимизируя, а другие расы выпускают свои доработанные и улучшенные версии, но позже.
    HD-издание давно ждет прохождения, самое время вспомнить)

  • Vortex

    Ага, табы можно нагуглить)

  • DemonRax

    Шикарная композиция Джо Сатриани также звучит в игре George Forman’s Real Boxing (или КО Boxing), заглавный трек с альбома The Extremist. Правда конечно на 16 битных приставках в МИДИ — немного не то, но помнится в детстве унесло далеко и надолго.

  • Василий Гончаревич

    Спасибо за разъяснения. Благодаря Вам пришлось начать очередное прохождение, а так бы может и не собрался снова)

  • lakoros

    Отличная песня. Очень необычно было услышать в конце игры именно песню, да еще и на русском. Плюсометр игре после титров зашкаливал.

  • Polianskii

    Первых рейнджеров плохо помню и сказать не берусь, но в КР2 новое оборудование абсолютно точно сначала появляется сверхдорогое на гаальских планетах, в системах подальше от доминаторов, а потом уже в других местах. Это совершенно точно помню. На базах, правда, всякое может валяться, там вроде без особой привязки к прогрессу рас.

  • А вот я добавлю немного, мягко говоря, «ремиксов» КР.

    https://www.youtube.com/watch?v=2Zl_rCa4bRc

    https://www.youtube.com/watch?v=LBl9BbqVtlU

    тема из Wii-версии Battle Rage вообще скрещена с Daikatana
    https://www.youtube.com/watch?v=SG_4_lYiKGU

  • Yaroslav Gafner

    классный трек! Интересно, кто его написал, композитор игры Don Veca или приглашенный легендарный (к нашему времени-то уж точно) гитарист Derek Trucks (ниже фрагмент его композиции из игры) https://soundcloud.com/games_and_music/derek-trucks-in-nascar-rumble

  • Craftworth

    Вот бы узнать! Печальнее всего, что не нахожу в инете более хорошего качества звука.

  • Sash Raven

    Поделюсь находкой и, не побоюсь сказать — шедевром. Игра «Vietnam: Black Ops» 2000 года выпуска, дикий трешак, которому Redguard поставил 20%. Но вот уже 14 лет из этой игры всегда со мной трек — http://rghost.ru/57596880
    Я не знаю ни автора, ни названия. Просто выдер из файлов игры и обомлел. Трек настолько прекрасен и задевает душу, что аж удивляешься как эта жемчужина оказалась в таком отстое.

  • Ё-маё, это ж Rainbow 🙂 Ну, могли бы быть 🙂

  • А начинается прям как «Learning to Fly»

  • ZombiekRP

    Плюсую.

  • Sash Raven

    Те самые Rainbow, что long live rock’n’roll? Можно название трека? Я их давно слушаю, но не встречал у них такого трека. Да и в целом не похоже на них.

  • Sash Raven

    Нет, не то. Похоже что эта тайна так и останется нераскрытой.

  • Не, я имею в виду, похоже на них. Проигрыш прям блэкморский.

  • Вот к примеру:

    http://www.youtube.com/watch?v=wGb9j5XuOOc

  • Может быть Ярослав раскопает 🙂 В любом случае спасибо, шикарный трек 🙂

  • Фантастика. Мне Vinnie Moore напомнило.

  • Sash Raven

    Если когда-то узнаете кто автор сего творения — непременно сообщите мне.

  • Sash Raven

    А хотите ещё один музыкальный шедевр который остался незамеченным? У меня есть:)
    Какой-то из Batman’ов на PS1. Так же не знаю ни автора, ни названия.
    http://rghost.ru/57598415
    Помню вставил диск в компьютер и обнаружил что из 600мб игра занимает не более 200мб, а всё остальное — музыка в формате wav.
    Наслаждайтесь.

  • Что-то в духе Сатриани как раз 🙂

  • Sash Raven

    Раз уж такая пьянка, то порылся я в своих архивах и нашел ещё один неплохой трек, так же из отстоя оцененного в 25% — Airlines 2. Трек в стиле электролегкий рок. Целых 12 минут. Насколько я помню — это единственный трек в игре который крутился по кругу.
    Хорошо подходит для фоновой и расслабляющей музыки. http://rghost.ru/57598951

  • Sash Raven

    И последнее — Knights of the Temple. Отличный саундтрек от Gustaf Grefberg. Особое внимание на трек из титр:
    https://www.youtube.com/watch?v=4coqC71MJSI

  • Yaroslav Gafner

    Некоторые соображения на сей счет: подозревается Dustin Nulf с длинным послужным списком игр (аудиодизайнер, программист, сочинитель музыки…). В его резюме указано:

  • Yaroslav Gafner

    красивый трек, даром что продолжительность такая солидная ) Спасибо за наводку )

  • Windigo

    А по мне так только за зря музыку вокалом испортили. Вокал-то не плохой, но он не нужен, и вообще там не к месту. Где-нибудь эта песня и неплохо бы на титры пошла, но уж ни коим образом не в Рейнджерах. Чему-нибудь, что живет, пока движется сюжет такое нужно. А мир Рейнджеров слишком живой, его не нужно ограничивать точкой, символизирующей, что здесь приключение закончилось.

  • Sash Raven

    Спасибо! Это уже что-то.

  • Антон Ариманов

    А я совершенно точно помню наоборот) Может, от каких-то внутриигровых настроек зависит…

  • Антон Ариманов

    О, будь нашим третейским судьёй на основании этого прохождения.

  • JC Denton

    Да нет же. Там в куплете есть фраза «…и радиовсплески далеких планет…»