MC Pixel: музыкальное шаманство Гэрри Шаймена (BioShock) и классика Star Control 2

mc-pixel-08-10-2014.jpgПоследние годы были щедры на возвращения композиторов в индустрию: Ром Ди Приско (серия Need for Speed), например, удивил многих мариачи-саундтреком Guacamelee!, а Марк Морган выдал долгожданную порцию дарк-эмбиента в Wasteland 2. Однако настоящим «королем возвращений» стоит назвать Гэрри Шаймена (Garry Schyman) — он снова взялся за игры в 2005-м, после десятилетнего перерыва, и с тех пор успел записать несколько отличных звуковых дорожек: Destroy All Humans!, BioShock, BioShock Infinite… А на днях вышла Middle-earth: Shadow of Mordor, музыку для которой также сочинил Шаймен. Как тут не попасть в нашу рубрику?

Middle-earth_Shadow_of_Mordor__Cover300x300.jpg Middle-earth: Shadow of Mordor Soundtrack
Издатель: WaterTower Music
Дата релиза: 30.09.2014
Продолжительность: 01:12:28

Скоростная беготня смычка по струнам, сорванные от затянувшейся переклички «голоса» труб, избитые до синяков барабаны — вот суть большинства композиций Middle-earth: Shadow of Mordor OST. Впрочем, угрюмого мстителя и должен сопровождать именно такой саундтрек. Звукоизвлечением в нём на пару занимались Гэрри Шаймен и Натан Григг.

В The Gravewalker до внутренностей слушателя пытается доскрестись скрипка, не обходится и без хоровых выкриков, к счастью, осмысленных. Вслед за первой темой зловещие словечки «Ash nazg durbatulûk, ash nazg gimbatul…» будут повторяться очень часто. The Gravewalker, кстати, написал Григг, и именно он автор большинства запоминающихся композиций альбома, а не увешанный медалями Шаймен. Последний же творит в знакомой манере — послушайте, скажем, Internment Camp или You Have Sealed Their Doom, чтобы убедиться.

Отдельные боевые темы Shadow of Mordor с успехом штурмуют звуковые достижения кинотрилогии Питера Джексона (Attack on the Gate, а в The Hammer вообще явственно слышатся скопированные из фильмов нотки). Однако лирике это удается куда лучше (Ioreth, The Hammer Falls / Lithariel). Тема Голлума, увы, не помогает в красках представить себе образ великого пакостника, другое дело — трек Celebrimbor, посвященный одному из героев игры. Хотя, возможно, тут сказывается то, что с ним большинство из нас знакомо в меньшей степени, чем с самым мерзким из хоббитов.

Новинку нельзя назвать «работой среднего пошиба» — альбом в меру хорош, кое-что бережно переписано из нотной тетрадки Говарда Шора, ряд интересных ходов придуман самостоятельно (в основном это касается Григга). Целенаправленно слушать саундтрек уж точно не будешь, а вот перечитывать под него «Сильмариллион» или странички трилогии, посвященные совету у Элронда, — одно удовольствие.

Обратить внимание: The Gravewalker, The Hammer, The Hammer Falls / Lithariel, Queen of the Shore, Caragor Riding, The Rescue, The Gravewalker (closing credits re-mix)

Купить: iTunes, Google Play



Классика

Star_Control_2__Cover335x400.jpg Star Control 2 Soundtrack
Выходные данные: саундтрек официально не издавался

Звуковая дорожка StarCon 2 — невероятный праздник смешения стилей и разнообразия ритмов. Можно ли слушать эти мелодии в отрыве от игры? Можно. Годами.

Intro обманывает монотонным вступлением и по ходу превращается в холодный пост-панк. В Druuge эмбиент уживается с синтезированной гитарой и ударными. Melee и Chmmr — драйвовые вещицы с прямолинейным битом и парой-тройкой эффектов для порядка (но как работает!). Хочется пробирающих «космических» треков? Пожалуйста: Mycon, Starbase, Talking Pet… «Разгрузку» при прослушивании обеспечивают веселенькие зарисовки Melnorme, Orz, Pkunk и Slylandro. Надо же как-то оправиться от печальной композиции Yehat, подготовиться к пулеметному ритму Umgah и танцевальному (как еще назвать?) Commander Hayes, верно?



Как ни странно, над лучшим игровым саундтреком первой половины 1990-х работали вовсе не профессиональные композиторы. Музыка сочинялась в рамках конкурса, объявленного разработчиками Toys for Bob, по описанию игры. Больше всего интересного материала предоставили Дэн Николсон (он сочинил завидную басовую партию для VUX) и Рику Нуоттаярви (Riku Nuottajärvi) — авторству последнего принадлежит, к примеру, Thraddash с резвыми барабанами и «шпионской» мелодией.

В 3DO-версии StarCon 2 некоторые композиции были улучшены — речь, конечно, не о детальной переработке, а о повышении качества звучания. Впоследствии же ремиксами тем из культовой игры стала заниматься группа Precursors (с начала 2000-х вышло четыре сборника), в составе которой успели побывать едва ли не все композиторы SC2. Таким образом, саундтрек развивается в отрыве от игры вот уже 20 лет — похвальное и заслуженное долголетие!

Обратить внимание: Intro, Melee, Chmmr, Druuge, Mycon, Commander Hayes, Thraddash




Фантастические эксперименты Гэрри Шаймена

Garry_Schyman__Image200x200.jpgПодобно Джереми Соулу, американец Гэрри Шаймен стал в некотором роде новатором игровой отрасли. Первый, напомним, начал с RPG Secret of Evermore (1995), в саундтреке которой скрестил симфонику, шумы «живой» природы и традиционный эмбиент. Второй «вооружил» адвенчуру Voyeur (1993), изначально выпущенную для приставки Philips CD-i, звуками небольшого оркестра (на большой бюджета не хватило). Затем был еще один консольный проект, Off-World Interceptor для Panasonic 3DO, и сиквел Voyeur, после чего Шаймен поставил крест на отношениях с индустрией.

И неспроста — все-таки композитор имел профильное образование (University of Southern California) и на тот момент был достаточно известен на телевидении и в «большом» кино. Получив диплом в 1978-м, Шаймен озвучил такие популярные телешоу как Magnum, P.I. (1980-1988), The Greatest American Hero (1981-1983) и The A-Team (1983-1987). Игровая музыка же, по его мнению, страдала от двух бед — низких бюджетов на запись и технических ограничений, из-за чего ставка делалась на электронный саундтрек. Впрочем, однажды гром грянул и на телевидении — в начале 2000-х здесь резко возросла потребность в тех, кто сочинял музыку дома на компьютере, а не в студии, в окружении десятков помощников. Шаймен, однако, не остался без работы — заботливый агент, вовремя почувствовавший приближение кризиса, отправил демо подопечного создателям космобоевика Destroy All Humans!, а те высоко оценили навыки американца и доверили ему музыкальное оформление игры.

Pandemic Studios, разработчики DAH!, нестандартно подошли к разрешению проблемы военного конфликта землян и инопланетян. Хоть полем битвы и осталась наша планета, главную роль получил пришелец — фуронец Крипто, вооруженный тарелкой с квантовыми бомбами, лазерными лучами и прочими прелестями, терзавшими умы поклонников научной фантастики в 1950-е годы. Саундтрек получился подобающим — инструментал Шаймена усилили классическими композициями The Crew-Cuts, The Elegants, The Chordettes в обработке голландца Junkie XL и других, куда менее известных в игровом сообществе электронщиков. Нашлось место даже для хита Тимо Мааса «Help Me» с вокалом R&B-дивы Келис. Но самое удивительное — на фоне перечисленного великолепия Шаймен совсем не затерялся: взять хотя бы его Destroy All Humans Theme с инопланетными завываниями, посаженными на мощный бит (на альбоме трек представлен в видении Junkie XL).

Звуковой дорожке сиквела Pandemic Studios и THQ уделили не меньше внимания, чем оригиналу. Только на этот раз, в связи со сменившейся исторической эпохой (конец 1960-х) в компанию к Шаймену отрядили изрядный список гаражных рокеров, в том числе и ветеранов — например, The Morlocks. Так что эмбиенту американца пришлось соседствовать с дребезжащим басами и ухающими барабанами.

Саундтреки DAH! привлекли к Шаймену внимание создателей игр, а живым классиком его сделала работа над серией BioShock — причем признание было зафиксировано как рядом премий, так и выпуском альбомов во всех известных науке форматах, от «цифры» до винила. Ради BioShock Гэрри как следует потерзал любимую скрипку (послушайте, как он с ней забавляется в Welcome to Rapture) и пианино (печальный трек Cohen’s Masterpiece). Четырехминутная симфоника Cohen is Lurking сполна отражает основные ориентиры композитора на этом альбоме: лирические ноты вперемежку с клавишным эмбиентом и непременными мрачными мотивами (в музыке, как и в игре, верх берет то хаос, то порядок). Естественно, и в этот раз не обошлось без колоритного дополнения в виде треков Фрэнка Синатры, Гарри «Бинга» Кросби, Билли Холидей и других популярных в середине прошлого века исполнителей. В одиночку Шаймену, сколь бы талантлив он ни был, настроение той эпохи вряд ли удалось бы передать.




В саундтреке BioShock 2, как и в первой части, главенствуют ретромотивы. Динамика тут настолько редка, что начинаешь радоваться взрывной партии скрипки в Ten Years Later, перекличкам труб в Send Him Howling Back To Hell (их даже поддерживает колоритный ритм) и переходу от эмбиента к симфонике в Eleanor’s Darkness. В целом же пластинка, под стать шутеру, вяла и вторична. Опять лес скрипок, виолончелей и труб, но минимум запоминающихся мелодий…



В одном ряду с BioShock 2 Soundrack стоят звуковые дорожки Dante’s Inferno и Front Mission Evolved. В монотонной Dante’s Inferno очевидно равнение на серию GoW (боевая система, QTE, греческий пантеон заменен хозяевами Ада, клинки Кратоса — Косой Смерти и т.д.), в том числе в плане музыки. Но образец для подражания превзойти не удается. Для примера прослушаем Donasdogama Micma — стандартная оркестровка с перегруженными трубами и криками несчастных людей (и животных, если верить интервью Шаймена). Дальше: Dante, Casarma Treloch — цепляющий ритм, но никаких признаков интересного инструментала. В Storms of Lust и переборы арфы присутствуют, и барабан в тему ухает, но мотив не пробирает, не создает ощущения путешествия по Преисподней. Чаще всего американец либо ускоряет темп, либо увеличивает громкость (Excessum Alighiero, Barma Beigla Te Carma) — ни первый, ни второй прием, ясное дело, не способны поразить без внятных мелодий. Пробелы Шаймена частично восполняет соавтор саундтрека, Пол Горман. К примеру, трек Bleeding Charon манит разнообразием, а в Ciacco The Pig перед нами связка сэмплов — дарк-эмбиент в духе Марка Моргана. В очередной раз, увы, подтверждается правило: чем больше релизов, тем меньше в них интересных находок (самый очевидный пример — Джереми Соул).

Во Front Mission Evolved выделяется только воодушевляющая Main Theme, удачный мотив которой дальше повторяется в охапке композиций. Как принято у Шаймена, бал на пластинке правят струнные, нагнетающие тревожные ощущения, но моментально вываливающиеся из памяти. Видимо, творческая свобода игровых композиторов — не всегда хорошо. Скажем, упомянутому Марку Моргану во время работы над Fallout четко указали, в каком направлении сочинять, для порядка снабдили тематической музыкой и зажали в тисках смехотворно короткого срока. Так и родилась классика.

Впрочем, Шаймен сполна реабилитировался уже в следующем проекте — BioShock Infinite. Welcome to Columbia сделана по знакомой формуле — агрессивная скрипка плюс нежные клавишные. В Elizabeth слушателя ждет интересный симбиоз скрипки и виолончели на втором плане. AD — прекрасный номер, сполна отражающий любовь Шаймена к струнному квартету. Хороши и бесноватые боевые темы (не пропускайте The Battle for Columbia 1 со скрипкой, «отрывающейся» на фоне индустриального ритма), особенно The Battle for Columbia 4. Lighter Than Air, как и Welcome to Columbia, держится на мотиве древнего гимна Will the Circle Be Unbroken. Что уж говорить о кавере на The Beach Boys и композициях других ископаемых «звезд»! В BioShock Infinite сочинения авторства Шаймена опять оказались усилены ретрохитами, и это только пошло на пользу звуковому оформлению шутера. Учись, индустрия, не только делать ставку на сиюминутных «идолов», но и рыться в музыкальном наследии, как старина Тарантино!



* * *

За плечами Гэрри Шаймена — десятки сериалов, фильмов, а теперь и игр. В последние годы его привлекает только игровая сфера — из-за упомянутой творческой свободы. Американец интересен прежде всего тем, что «общается» на «ты» с отжившими своё музыкальными направлениями. Где еще мы услышим столь точную стилизацию под оркестровку и ремиксы рок-н-роллов, поп-баллад и религиозных гимнов середины XX столетия, как в DAH! и BioShock Infinite? Еще бы он не пускался в авантюры наподобие Dante’s Inferno и Front Mission Evolved — цены бы ему не было. А так позиции Оливье Деривье и Марти О’Доннелла в сфере инструментального саундтрека по-прежнему незыблемы.

Новинки текущей недели

14 октября в цифровой продаже появится альбом Killer Instinct: Season One Soundtrack + Original Arcade Soundtrack, посвященный звуковому оформлению всех трех частей файтинга, подарившего индустрии вопль «C-c-c-combo breaker!». В сборнике — композиции Грэма Норгейта (в 2012 году выложил саундтрек первой игры на Bandcamp), Робина Бинланда (музыка Killer Instinct Gold в 1996-м появилась на CD, и в сети альбом найти несложно) и Мика Гордона, озвучившего эксклюзив Xbox One. Последний, кстати, недавно отметился замечательным саундтреком Wolfenstein: The New Order.



-78%
215 руб.999 руб.