MC Pixel: рок-дневник Serious Sam и классика Robocop 3 Йеруна Теля

mc-pixel-18-09-2014Шутеры обычно не блещут оригинальным музыкальным оформлением — это либо «голливудская» оркестровка, либо потуги на метал. Отступать в сторону от «работающей» формулы решаются немногие композиторы — например, Бобби Принс (Doom), не чуравшийся смешивать дарк-эмбиент с классикой хэви-метала. К исключениям относится и герой сегодняшнего выпуска MC Pixel — хорват Дамьян Мравунац (Damjan Mravunac), бессменный композитор серии игр Serious Sam. Кроме него, мы остановимся на одной из самых значительных работ Йеруна Теля (Jeroen Tel), звуковой дорожке Robocop 3 (1992), а также свежем альбоме Endless Legend Soundtrack.

Endless-Legend-Soundtrack__Cover300x300.jpg Endless Legend Soundtrack
Издатель: Game Audio Factory
Дата релиза: 10.09.2014
Продолжительность: 01:34:24

Оркестровый саундтрек для фэнтезийной стратегии — идеальный вариант. В Amplitude Studios решили потратиться на запись звуковой дорожки «живьем» и нисколько не прогадали — альбом Endless Space Soundtrack она превосходит на голову. И если по части разнообразия инструментов обе пластинки одинаково хороши, то Endless Legend выигрывает за счет мелодичности и интересных переходов. Проследите, как красиво и резко меняются Geology, An Ancient Wail, а A Kora Tale вообще из заурядного трека превращается в один из лучших. Ведущие партии-переживания на диске принадлежат скрипкам и виолончелям, поддерживаемым этническими ударными, общий темп музыки — вялотекущий, но попадаются и динамичные темы (In Undertones). Широким спектром инструментов дело, кстати, не ограничивается — в боевых номерах оркестр обрастает электронными эффектами (The BattleField 2). Ну и, конечно, хоры снова записаны не ради нагнетания драмы — они действительно красиво звучат. Этот саундтрек достоин места в десятке самых-самых по итогам года.

Обратить внимание: Auriga’s Song (Main Title), An Ancient Wail (Drakkens Theme), In Undertones (Broken Lords Theme), The BattleField 2

Купить: Bandcamp


Классика

Robocop-3-NES-1992__Cover300x412.jpg Robocop 3 Soundtrack
Выходные данные: саундтрек официально не издавался

В славную пору начала 1990-х, когда игровые композиторы успевали сочинять по пятнадцать саундтреков в год (как Томми Талларико), голландец Йерун Тель записал знаковую звуковую дорожку аркады Robocop 3 (C64, NES). Открывающая мелодия игры (Title Screen) — один из лучших образцов чиптюна и, вероятно, та причина, по которой третью часть приключений стального полицейского помнят до сих пор. Холод и драйв Title Screen сменяются несколько однообразными мелодиями уровней (тем не менее, они слушаются «от и до» и даже с охотой переслушиваются) и позитивным финальным треком. Не менее интересный саундтрек для SNES-версии Robocop 3 создал Джонатан Дюнн, только там на первый план выведены синтезированные гитары, а не писк чипа.

Йерун Тель, «звезда» эпохи Commodore 64 (Крис Хюльсбек, Роб Хаббард, Мартин Голуэй), озвучил множество игр. Robocop 3 — его безусловная удача, стоящая в одном ряду с Cybernoid 2 (1988) и Alien 3 (1993).

Обратить внимание: Title Screen



Дамьян Мравунац и хорватский дядя Сэм

Damjan_Mravunac__Image358x480.jpgВ начале 2000-х годов, когда Давор Шукер и Роберт Просинечки уже фактически отбегали свое, Хорватия нуждалась в новом бегуне. И получила его — только не на футбольном поле, а на виртуальных полях сражений. Сэм «Серьезный» Стоун, герой Serious Sam: The First Encounter, придерживался примерно той же философии, что и герой фильма «Напролом» Люка Бессона: «Один против тысяч. В чем проблема?» Тир из всех стволов, устроенный дядей Сэмом в Древнем Египте, пришелся по душе игрокам не в последнюю очередь благодаря достойному музыкальному сопровождению. А ведь композитор серии Дамьян Мравунац попал в ряды Croteam почти что случайно: главному программисту студии, Алену Ладавацу, музыканта порекомендовал друг. И так уж случилось, что Дамьян и Ален были знакомы задолго до этого — оставалось лишь отправить демо-записи для галочки и получить работу…

Но давайте сделаем пару шагов в прошлое Мравунаца. Еще в раннем детстве он начал осваивать синтезатор, причем самостоятельно. По этой же методике он обучился игре на гитаре (и впоследствии стал коллекционировать инструменты, выпускаемые под именитыми брендами) и басу — последний, кстати, стал его основным спутником на концертах. До попадания в штат Croteam музыкант поиграл в различных коллективах и продолжает сценическую деятельность до сих пор.

В саундтреке Serious Sam: The First Encounter нашлось место «космическому» эмбиенту (несколько шаблонному, надо сказать), синтезированной симфонике (зачастую — переработки классических мелодий), первобытному металу (Fight-темы) и чисто барабанным дорожкам. По словам Мравунаца, постижение ударных в свое время далось ему тяжелее всего, и для закрепления навыков пришлось по косточкам разбирать партии заслуженных барабанщиков. В итоге ритмические зарисовки хорвата пробирают так же глубоко, как треки из Bastion. Самой заметной композицией на дорожке стала открывающая (она же закрывающая) тема — очевидная дань памяти звуковым дорожкам Doom 1-2, шутливое вступление которой контрастирует с падающим на голову мощным битом и гитарным риффом.





Фестиваль смерти имени того «сэмого» Сэма продолжился в The Second Encounter. Музыка, как и прежде, записывалась на компьютере (к слову, Мравунац — сторонник «живого» звука), а схватки с «боссами» ради колорита решено было оформить сгустками ненависти группы Undercode. С поэтом-песенником и заодно ведущим гитаристом коллектива, Иваном Шпеляком, Мравунац давно дружил (как-никак, оба пилили метал на загребской тяжелой сцене), потому Undercode без вопросов согласились принять участие. В саундтрек The Second Encounter вошли переработки трех композиций Undercode с их дебютного студийника Enlightening the World (2002): заглавный одноименный трек, Freedom и As Above, So Below. Игра сделала группу всемирно известной (схожая биография — у коллектива Mech, озвучившего «мясной» шутер Painkiller), и с тех пор саундтреки Serious Sam у многих игроков ассоциировались именно с Undercode, а не Мравунацем.


Однако вернемся к звуковой дорожке «Второго пришествия» Сэма. Монстров в игре по-прежнему было больше, чем японцев в Токио, а вот география значительно расширилась: индейская Южная Америка, Месопотамия и средневековая Европа с мрачными деревушками, подземельями и крепостями. Впрочем, по большей части Мравунац здесь дублировал свои же находки из первой части, разве что звуков природы в композициях прибавилось, кое-где промелькнула красивая флейта, появилась чудная диско-вставка. Ну а наиболее интересным в музыкальном плане стал «европейский» уровень, оформленный подобающей мрачной оркестровкой. Что интересно, для Xbox-издания «Сэма», объединившего две первые половинки игры, Мравунац сочинил «темный» эмбиентный саундтрек.





Халк среди героев шутеров вернулся на мониторы PC в 2005 году. Саундтрек Serious Sam 2 стал лучшей работой Мравунаца, к тому времени общавшегося на «ты» со всеми предметами, из которых торчали клавиши и струны. В итоге хорвату удалось написать характерные темы для всех планет, с распростертыми объятиями и глотками встречавшими мистера Серьезность. На М’Дигбо доминируют барабанные треки (кое-где в тему добавляется виолончель, да еще и с хором), на Магноре и Чи-Фанге попадаются образцы эмбиента, Клир принимает героя маршевыми ритмами, а на Кроноре торжествует милитари-саунд с пафосными трубами и звучными ударными. Тяжелых риффов стало меньше, зато появились лирические темы, которых не хватало раньше. В игре нарисовалась пародия на Элвиса Пресли, однако зажигательных рок-н-роллов мы не услышали. И напоследок: разнообразие — основной плюс саундтрека SS2, но действительно запоминающихся тем тут до обидного маловато.




Последнее пришествие Сэма Стоуна датируется 2011 годом. В ряде композиций саундтрека Serious Sam 3: BFE основной упор сделан на восточные инструменты, а по настроению они четко делятся на два лагеря — «релакс»-темы и «боевые». Причем хэви-метал, как и в предыдущих играх, максимально облегчен, чтобы, так сказать, звуковая дорожка встретила понимание наибольшего числа покупателей. Fight-номера удались Мравунацу лучше других — достаточно включить напряженный Mosque Fight или отреагировать на крайне своевременные подключения гитар в Medina Fight, Ramesseum Fight и Temples Fight, чтобы убедиться в этом.



В качестве приглашенных «звезд» в альбоме SS3 присутствуют Undercode и Synthetic Scar (в общей сложности на долю обоих коллективов приходится шесть треков). А главный бонус — это пара композиций с вокалом самого Дамьяна: Hero и старый добрый хэви-метал Wild Life. Serious Sam 3 Official Soundtrack, кстати, единственный альбом Мравунаца, который можно найти в продаже (Steam). Развитие и популяризация игровой музыки, увы, по-прежнему сдерживается из-за того, что саундтреки достойных композиторов оказываются в продаже только в исключительных случаях.

* * *

По словам Дамьяна Мравунаца, написание музыки дается ему легко — садится и сочиняет в режиме экспромта (буквально). Причем весьма результативно — к примеру, 90% созданной для Serious Sam: The First Encounter музыки в итоге было включено в игру. Возможно, именно поэтому его дискография так широка. Помимо SS, это ещё и груда «казуалок» от Ocean Media Games. Размеренные мелодии на любителя, позитивные и не только, доступны для прослушивания на официальном сайте Мравунаца, а саундтреки The Fixer Upper, Family Vacation: California и King Arthur любезно выложены композитором на YouTube.

Новинки текущей недели

С 16 сентября на iTunes продается альбом Killzone: Shadow Fall Official Game Soundtrack. Над ним работали Тайлер Бейтс и Lorn, а не постоянный композитор серии Йорис де Ман.