MC Pixel: Крис Вренна и славные времена American McGee’s Alice

mc-pixel-03-09-2014-300x143.jpg«Звезды» музыки редко участвуют в написании игровых саундтреков. Наиболее распространена ситуация, когда разработчики-издатели, пожалев денег на композитора с классическим образованием, не жалеют их на лицензирование сиюминутных хитов. Впрочем, есть и исключения вроде вот уж четверть века как «трендового» Трента Резнора (Quake) или его напарника по Nine Inch Nails Криса Вренны (Chris Vrenna). Последнему статус «рок-звезды» не помешал на несколько лет уйти из мейнстрима, целиком сосредоточившись на игровой музыке. Он-то и стал «гвоздем» нового выпуска MC Pixel.

Lifeless-Planet-OST__Cover300x300.jpg Lifeless Planet — OST
Издатель: Rich Douglas
Дата релиза: 12.09.2013
Продолжительность: 39:19

В адвенчуре Lifeless Planet заброшенный на отдаленную планету американский астронавт с удивлением узнает, что по ней уже ступала нога советского человека. Он пытается найти уцелевших членов родного экипажа и параллельно расследует, куда делись коммунисты-колонизаторы… Сюжетом проекта предполагался оркестрового-эмбиентный саундтрек, способный усилить чувство одиночества игрока и, в то же время, сгустить тучи над загадкой. Композитору Рику Дугласу (Evochron Mercenary, Insurgency) удалось достичь обеих целей. В синтезированном оркестре главную роль получила виолончель (продолжительные партии как раз заставляют проникнуться атмосферой одиночества), вкрапления же электроники довольно редки, не говоря уже о жестких индустриальных ритмах (Jetpack), часто сопровождающих космическую фантастику. Композитор умело выжал из оркестра печальные мелодии, и некоторые из них настолько хороши, что запоминаются с ходу. Минус у саундтрека только один — Дуглас зачем-то снабдил издание студийными дублями и не вошедшими в игру треками. Все-таки перед нами не какая-то значимая игра, чтобы коллекционировать подобные «бонусы».

Обратить внимание: The New World, Imminent Threat, Puzzle Solving, Traversing the Badlands

Купить: Bandcamp



Классика

American-McGees-Alice-Original-Music-Score__Cover300x300.jpg American McGee’s Alice Original Music Score
Издатель: Six Degrees
Дата релиза: 2000
Продолжительность: 01:13:52

Вторая половина 1990-х. Америкэн Макги покидает id Software, Крис Вренна перестает барабанить в Nine Inch Nails. Первый пытается заинтересовать проектом Alice руководство Electronic Arts, второй продюсирует самые разные музыкальные коллективы. И если бы не личное знакомство (состоялось во время работы над Quake), вряд ли Америкэн позвонил бы Крису и предложил написать звуковую дорожку к получившей «добро» «Алисе». Тот согласился, выиграл заочное соперничество за пост композитора у Мэрилина Мэнсона и в одиночку сочинил, записал и спродюсировал альбом. Нужно ли говорить о том, что создатели необычного шутера и покупатели от этого только выиграли…

Иррациональному миру — эмбиент в качестве саундтрека! И Вренна, надо сказать, записал крайне разнообразный эмбиент. Во-первых, добавил в композиции дополнительные уровни, помимо партий инструментов, — очаровательный похрустывающий фон (Fire and Brimstone) и тиканье часов. Во-вторых, самостоятельно экспериментировал со звукоизвлечением из всевозможных предметов, получая уникальные сэмплы. Наконец, выбрал несколько инструментов, на которых может сыграть и ребенок (например, ксилофон в The Centipede), и выдавил из них зловещие партии…

Жуткий повторяющийся мотивчик The Funhouse напоминает считалочку из «Кошмара на улице Вязов» — своей сонной цикличностью и уверенностью, что в финале выплывет что-то страшное (как в «открывашке» Falling Down the Rabbit Hole). В Fortress of Doors ровная, казалось бы, мелодия проваливается в дарк-эмбиентный «туман». Милый детский голосок из Skool Daze контрастирует с меланхоличной партией скрипки из Wonderland Woods, а в Village of the Doomed устаешь считать использованные электронные эффекты…

Для Вренны саундтрек American McGee’s Alice по-прежнему остается лучшим альбомом. Может, все дело в любви к приставочным ужастикам и в том, что проект с первого знакомства очаровал композитора? Вряд ли он с тем же энтузиазмом работал над The Sims 2 и Enter the Matrix.

Обратить внимание: Village of the Doomed, Wonderland Woods, The Funhouse, I’m Not Edible, The Centipede, Pool of Tears

Купить: iTunes, Google Play


Маховик Вренны

Chris-Vrenna__Cover600x400.jpg

Биография Криса Вренны следует канонам любого жизнеописания из цикла «Как я стал рок-звездой». Детство-отрочество американца пришлись на 1960-1970-е, когда привычный рок отяжелел настолько, что стал хард-роком, юность — на 1980-е с их расцветом электроники, хэви-метала и усилением позиций индастриала. Окончив школу в Эри (Пенсильвания), Вренна перебрался на запад — в Чикаго, где недолгое время околачивался в составе Die Warzau и Stabbing Westward. На втором студийнике Die Warzau, Big Electric Metal Bass Face (1991), будущий композитор American McGee’s Alice помечен как перкуссионист, а на официальных релизах Stabbing Westward упоминаний о нем нет, хотя на демо-записях его барабанные партии присутствуют.

Дружба с Трентом Резнором у Вренны завязалась уже после того, как он набрался опыта на индустриальной сцене Чикаго. До этого с самым депрессивным человеком планеты Земля Крис пересекался в коллективе Exotic Birds. Несмотря на создание группы Nine Inch Nails (NIN), материал для дебютника, Pretty Hate Machine, Резнор сочинял и записывал самостоятельно, доверив напарнику только программирование и цифровое редактирование треков. Сплав электроники и трещащих по швам риффов (Terrible Lie), жесткой основы и броского вокала (Down In It), а также активное использование сэмплов других исполнителей, как ни странно, обеспечили диску хорошие продажи. А главный хит, Head Like a Hole, стал образцом для всех музыкантов, в последующие годы бросавшихся в омут индастриал-рока и -метала.


Вренна никогда не был значимой единицей в NIN, хоть и продержался в группе с 1989 по 1996 гг. Все творческие вопросы Резнор решал самостоятельно, а Вренне оставалось возиться с техникой под тяжелым взглядом «босса» в студии и барабанить на выступлениях. Неудивительно, что он частенько сбегал из коллектива, чтобы поддержать в турах «монстров» вроде KMFDM.

У Резнора, несомненно, было раздутое эго, поддерживаемое алкоголем и наркотиками, в то же время, он фанатично относился к работе и чересчур критично — к собственному творчеству. Стоило только руководству лейбла TVT Records начать настаивать на выпуске альбома в духе Pretty Hate Machine, как Трент без долгих раздумий отказался от поддержки компании. К слову, когда создатели Quake 3: Arena попросили музыканта набросать несколько «рок-песенок» для саундтрека, Резнор ответил возмущенным отказом. Он не понял желания id Software засунуть попсу в игру, чтобы та лучше продавалась, и предложил Джону Кармаку и компании набрать его номер, когда они займутся чем-нибудь мрачным, подразумевающим соответствующую звуковую дорожку.

Второй студийник NIN получил название Broken (1992). Ударные партии на мини-альбоме мутировали в еще более беспощадные (Wish), синтипоп окончательно уступил дорогу индустриальной тяжести (риффы в Happiness in Slavery). На диске Вренна отметился панковскими шустрыми ударными в Gave Up — грязно записанной песне с искаженным вокалом.

Следом за Broken вышел The Downward Spiral — один из лучших альбомов 1990-х. Гитарки и синтезаторы, записанные «по шаблону», тут напрочь отсутствуют; техно и хэви-метал терзают слушателя каждой искореженной нотой; эффекты (The Becoming), извлеченные группой из всего одушевленного и неодушевленного, что попадало в студию (шестерни в Mr. Self Destruct), радуют разнообразием; четырех-шестиминутные ошметки души Резнора, щедро разбросанные по альбому, слушаются от и до, а давящий звук Reptile намекает, что диск определенно записывался в необычном месте. Так оно и было — творчеством Резнор и Вренна занимались в особняке актрисы Шэрон Тейт, хранившем память об убийстве хозяйки членами «Семьи» Чарльза Мэнсона. Впрочем, впоследствии Резнор этот дом снес.


The Downward Spiral стал для NIN тем же, что и Nevermind для «Нирваны» — пропуском в поп-мейнстрим. Депрессия Резнора предсказуемо усилилась, и тур в поддержку диска получил соответствующее название — Self Destruct Tour. Группа выступала в рваной одежде, принимала грязевые ванны и била инструменты на сцене как посуду. С финишем тура в 1996-м Вренна покинул коллектив. С лучшими друзьями Резнор не церемонился: поссорились — разошлись. По той же дорожке в свое время проследовал Мэрилин Мэнсон, экс-протеже главного «гвоздя». Именно благодаря Резнору Мэнсон стал антихристом-суперзведой — Трент не только выпустил два его первых альбома на собственном лейбле, но и спродюсировал их.


В ходе Self Destruct Tour участники NIN, само собой, не только устраивали ад на сцене. В туровых автобусах их единственным развлечением были компьютерные игры. По словам Криса Вренны, машины на Pentium 120, заряженные Doom 2, помогали «гвоздям» не сойти с ума от безделья в разъездах. Этим же объясняется тот факт, что в музыкальной индустрии не просто много, а целые толпы «хардкорных» игроков.

Согласно распространенному мнению, музыкой Quake, как и альбомами NIN, Резнор занимался в одиночку. Вренна же в интервью постоянно называет себя участником записи аудиодорожек и звуковых эффектов культового шутера — очевидно, что и на этот раз друзья-враги работали вместе. На проекте Вренна познакомился с Америкэном Макги (саунд-дизайнер Quake, среди прочего), спустя годы привлекшего его к работе над Alice. По привычке, для записи в Новом Орлеане был куплен дом с тяжелым прошлым — заведение, над входом которого ранее красовалась табличка «Погребальные услуги». Просторные комнаты, высокие потолки… отличное место для хранения кучи аппаратуры Резнора. Помимо инструментов и «железа», лидер NIN повсюду таскал с собой DAT-кассеты с записями собственных многочасовых джемов. В них музыкант тщательно выискивал удачные партии, чтобы приправить ими очередной трек.

В продолжениях Quake, как уже было сказано, Резнор не участвовал из-за «попсовости» серии (всякий сиквел, копирующий идеи оригинала, — попса в мировоззрении Трента). Впрочем, нежных чувств к каталогу id Software музыкант никогда не скрывал, как и Вренна, не раз называвший Wolfenstein 3D, Doom и Quake в числе любимых игр. Добавлю, что со временем Крис целиком перешел на консоли. Причина банальна — постоянная работа за компьютером вынудила его отдыхать перед телевизором с геймпадом в руках. Что касается игровой музыки, то тут явный фаворит для Вренны — серия «Зельда», особенно саундтрек Ocarina of Time (1998), сочиненный Кодзи Кондо.

После ухода из NIN Крис занялся созданием ремиксов (например, отметился на сборнике Sonic Adventure Remix, 1998), продюсированием, а также сольным проектом Tweaker. На дебютный полноформатный релиз группы, The Attraction to All Things Uncertain (2001), Вренна затащил Дэвида Сильвиана, на второй лонгплей под названием 2 a.m. Wakeup Call (2004) — Роберта Смита из The Cure.


Успех American McGee’s Alice резко поднял популярность Криса Вренны в игровой индустрии. Для Enter the Matrix он записал трек Take The Pill, которым была озвучена одна из автомобильных погонь. У шутера, испытывавшего тяжелые проблемы с сюжетом и графикой, оказался полный порядок по части аудиодорожки — композиция отлично звучала даже на фоне Дона Дэвиса, Clawfinger и Juno Reactor.

Вслед за Enter the Matrix, в 2004-2005 гг., вышла россыпь игр с музыкой Вренны. Для начала остановимся на Doom 3, из которого ранее выбыл Резнор. Разработка сорвала все сроки, так что музыкант махнул на проект id Software рукой и похоронил написанные композиции в личном архиве. На смену ему пришли Крис Вренна и Клинт Уолш, составлявшие ядро проекта Tweaker. Вместе они спродюсировали саундтрек и сочинили заглавную тему шутера, суть которой — грязно записанный гитарный рык. Поклонники «Дума» справедливо обращают внимание на то, что композиция копирует трек Lateralus с одноименного альбома Tool. А Бобби Принс определенно остался бы доволен поведением Вренны и Уолша!

Заказчиков, видимо, тоже устраивала деятельность дуэта. Иначе бы им не доверили Quake 4. Вышло менее устрашающе, чем у Резнора, и далеко не так агрессивно, как у Саши Дикисяна. Ставка на дарк-эмбиент в очередной раз сработала, а вот от оркестрового пафоса подвиги Мэтью Кейна вполне можно было бы избавить. Отмечу, что за два года до релиза в продаже появился Quake 4 Soundtrack for a Video Game с музыкой Роба Зомби, Skinny Puppy, Nine Inch Nails и других исполнителей, который, подобно дискам StarCraft Game Music Vol. 1 и Duke Nukem: Music To Score By, не имел к игре почти никакого отношения.

В 2004-м Вренна на долгие годы присоединился к коллективу Marilyn Manson и параллельно продолжил пополнять портфолио значимыми и не очень играми. Над Need for Speed: Most Wanted он работал в сотрудничестве с Полом Линфордом. Линфорд сочинял музыку для режима погони, Вренна же микшировал треки. На 6-дисковый The Music of EA Games Box Set попало несколько ремиксов американца на композиции Most Wanted. Ремиксами он зарабатывал и раньше — вспомните Sonic Adventure Remix или Psi-Ops: The Mindgate Conspiracy.


В один год с Most Wanted на консолях шестого поколения и PC очутился шутер Area 51. На этот раз вместе с Вренной сочинением нот занимались Джейсон Грэйвс и Род Эбернети. Сама игра про инфицированного вирусом «страшилы» солдатика вряд ли казалась кому-то пугающей, чего не скажешь о звуковой дорожке. Комбинируя расплывчатые ритмы с крепко сбитыми ударными партиями, насыщая треки неприятными механическими звуками, бывший «гвоздь» со знанием дела корябал уши слушателей.


Участие Криса Вренны в цирке имени Мэрилина Мэнсона, видимо, решило проблемы с деньгами и лишило его свободного времени. Как бы то ни было, после плодотворных 2004-2005 гг. (кроме перечисленных проектов, в этот период он записывал музыку для MMORPG Tabula Rasa) композитор надолго оставил игровую индустрию. Возвращение, вернее, короткий заход в гости на чай, состоялось только в 2011-м — речь об Alice: Madness Returns. Все треки, написанные для этого «платформера» штатником Spicy Horse Джейсоном Таем (Jason Tai) щекочут воображение и пятки разве что самую малость (исключение — Vale of Tears). У Маршалла Кратчера, набившего пальцы на малобюджетном кинохорроре, дела с запугиванием обстоят гораздо лучше (переслушайте Madness или Moorgate Station). Вренна ограничился несколькими однообразными перкуссионными треками с минимумом эффектов — в итоге на официальное издание саундтрека попал только один. И поделом.

В одном из интервью Крис Вренна упомянул: если бы он мог выбрать себе супергеройскую способность, это был бы контроль над временем. Что-то вроде маховика Гермионы Грейнджер: просидел за компьютером 12 часов, поспал, отмотал время — и снова за работой бодрее некуда. Впрочем, и без всякого чудо-устройства Вренна успевает трудиться на посту «рок-звезды» и игрового композитора. И еще имеет наглость отказываться от сотрудничества с группами вроде Guns N’ Roses!

Новинки текущей недели

На iTunes и Google Play со 2 сентября доступен саундтрек картины Angry Video Game Nerd: The Movie. Его автор, Беар Маккрири (Bear McCreary), широко известен по работам на телевидении, а также звуковым дорожкам игр Dark Void, SOCOM 4: U.S. Navy SEALs, Moon Breakers и Defiance.

  • Razk

    Lifeless Planet — The New World прочто офигенен, аж захотелось игру купить. Wonderland Woods тоже шикарная. Спасибо за рубрику Ярослав. Про Corpse Party не думаете написать? Помоему тоже отличный саундтрек.

  • FanatKDR

    Из «Алисы» просто шикарные саундтреки!

  • Ichy87

    Статью про Вренну можно охарактеризовать как продолжение статьи про Резнора (она была, на мой взгляд, слишком короткой). Впрочем, как его фанат ничего плохого в этом не вижу)

  • Bishop

    Один из моих любимых музыкантов как по NiN и Marilyn Manson, так и в чистом виде)

    И да, всё же он однозначно Ренна по-русски.

  • Andrey Dragunov

    Помню, добывал саундтрек Алисы из игровых архивов, благо они были те же, что и в Quake — переименованный zip. А потом радовался, что там есть то, чего в OST нет в помине.

  • Nines

    http://www.youtube.com/watch?v=cBn4tGRvpV0

  • Yaroslav Gafner

    пара ютубовских интервью, где четко слышно, что «Вренна»
    http://www.youtube.com/watch?v=UdCqwbR2rEw

    http://www.youtube.com/watch?v=GSUHBxcRbws

  • Bishop

    Я бы сказал, что на первых же секундах слышно обратное, ну да ладно, бог с ним.

  • Во втором ролике точно «вр».

  • Ivan Flamberg

    А был уже выпуск про музыку из System shock 2 и ее авторов? Незабываемая вещь была.

  • Борис

    В оригинальной «Алисе» — великолепная музыка от настоящего, талантливого композитора, что является огромной редкостью на сегодняшний день.
    Автор, рекомендую обратить внимание на творения Дамьяна Мравунаца, который написал почти все композиции для серии Serious Sam (доля Undercode там, на самом деле, минимальная). Материала может хватить на целую статью 🙂

  • Yaroslav Gafner

    Пока нет, но саундтрек уже не раз упоминался в комментах, так что, конечно, материал про него запланирован

  • Yaroslav Gafner

    Думаю, скоро он появится в рубрике ) Особенно если повод предоставится

  • Yaroslav Gafner

    )
    Определенно интересные саундтреки в серии. Пригляжусь к ним повнимательнее )

  • Yaroslav Gafner

    Момент сложный, но я на самом деле ориентировался еще на то, как писали в муз. журналах отечественных его фамилию. Например, в Painkiller, выходившем под редакцией Олега Бочарова (он же Шикель Грубый), использовали «Вренна».
    А по сути в сети употребляют и Вренна, и Ренна, но первый вариант явно доминирует

  • Xoxarle

    Еще добавил бы саундтреки серии Legacy Of Kain.

  • Вячеслав

    Ярослав, Вы явно тяготеете к року и металлу, на мой взгляд.
    По крайне мере таковы мои субъективные очучения.) Исходя из этой статьи, и предыдущих.
    Жаль не моё это. Вот практически всё люблю, кроме этого, за редким исключением.
    Вопрос: я прав, и будет ли ваше увлечение сказываться на тематике будущих статей?
    Постоянно будет перекос в сторону тяжа, или же разнообразие ваш девиз?
    P.S. Рубрика хорошая, не сочтите за критику.

  • Yaroslav Gafner

    Пометил себе ) На какую из частей посоветуете обратить первоочередное внимание (в плане музыки) ?

  • Yaroslav Gafner

    Увлечение таковое есть, но, в целом, я с интересом изучаю разные музыкальные стили, и среди любимых исполнителей наберется немало тех, кто к року/металу никоим образом не относится.

    Просто, скажем так, звезды тяжелого мейнстрима интересны не только как музыканты — они и за пределами сцены натворили столько, что только успевай вставлять занятные факты.

    А по тематике — тут, в основном, статьи формируются из 1) того, что порекомендуют читатели, 2) того, что порекомендуют коллеги. По субъективным впечатлениям (я в команде издания только полгода), редакция Riot Pixels влегкую могла бы делать музыкальный журнал/сайт, который бы уделал все существующие отечественные аналоги.

    Так что курс на разнообразие )

  • Nerd_Sp

    Я! Я! Можно я скажу?!
    Первый Blood Omen и первый Soul Reaver!
    От The Melchiahim (Necropolis) до сих пор мурашки по спине идут.
    Во втором SR, на мой субъективный, осты несколько менее атмосферные, за исключением, пожалуй, Sarafan Stronghold.

  • Xoxarle

    А как же Ozar Midrashim? Главная тема серии!
    Немедленно дать ход мурашкам!
    http://www.youtube.com/watch?v=YNWSDvDqm9g

  • Nerd_Sp

    Kain refused the sacrifice! — голосом Ariel

  • AlBo

    Когда ко мне впервые попала «Алиса» — это был пиратский CD-Rip — то музыка произвела довольно сильное впечатление (да, в CD-Rip’e была музыка, как ни странно). Когда позднее мне попала в руки полная версия игры, стало ясно, что в CD-Rip’e с музыкой что-то не то.
    «Исследование» показало, что пираты, сами того не ведая, создали эмбиент-шедевр, пережав оригинальную музыку с очень низким битрейтом (8 кбпс), за счет чего артефакты сжатия стали играть серьезную роль в звуковом ряде.
    В общем, в чем-то мне такой саудтрек даже больше оригинала понравился.
    Вот, например, во что превратился Pool of Tears: https://dl.dropboxusercontent.com/u/13796501/track12_27.mp3

  • Johnny

    Wonderland Woods — это нечто.

  • Вячеслав

    Беру за основу последнее предложение.)) Спасибо.

  • Zelas_Sudeki

    Lifeless Planet — The New World чем-то напомнила главную тему из фильма «Взвод».
    http://youtu.be/fN3xz1_BjSs

    P.S. Отличная рубрика. Ещё было бы очень здорово ставить плюсы и минусы под статьями. Будет такое, да простит меня Суслов?

  • Пока не планировали. Лучшая оценка работы — комментарии к ней 🙂

  • Zelas_Sudeki

    По-моему, вы флиртуете с читателями. Но лично мне это нравится.

  • pixelgoo

    Не просто «шикарные». У меня складывается впечатление, что это вообще что-то за гранью божественности, словно сам Вренна побывал в Стране Чудес и собственноручно душил Королеву – настолько удачно и до мурашек подобраны мелодии к уровням.

  • JC Denton

    Очень хорошая рубрика. Мне, как человеку, считающему, что хороший саундтрек игры — это ее добрая половина, очень приятно видеть так качественно подобранный и поданный материал. Эта музыка позволяет игре засесть глубоко в мозгу. Когда слышишь знакомые мелодии, часто возникает желание переиграть тот или иной шедевр.

    Хотел спросить. Кто занимался музыкой в первом и втором StarCraft? Можно ли найти материал на целую статью на эту тему?

  • Yaroslav Gafner

    Спасибо за оценку )
    Первый SC — Glenn Stafford, Derek Duke, Jason Hayes (про этот саундтрек была небольшая публикация http://riotpixels.com/03-07-2014/), второй — старая команда плюс приглашенные «звезды» вроде Cris Velasco, Sascha Dikiciyan.
    Про Jason Hayes точно выпуск будет ) До других композиторов Blizzard наверняка тоже доберемся