MC Pixel: диски Криса Веласко и классика The Orange Box Soundtrack

dj-pixel-300pxИгровые саундтреки давно стали неотъемлемой частью музыкальной культуры, а их создатели узнаваемы далеко за пределами нашего сообщества. Именно из игр вышли такие полноценные музыкальные жанры как чиптюн, нинтендокор, битпоп и др. Эта рубрика предназначена, прежде всего, для расширения музыкального кругозора читателей. Обзоры свежих игровых саундтреков, биографии композиторов, тематические статьи — я попытаюсь пройтись по самым явным точкам соприкосновения игровой и музыкальной культур.

Новые альбомы полюбившихся исполнителей обычно приходится ждать годами, а то и десятилетиями. Игровые композиторы в этом плане — приятное исключение. Например, Крис Веласко (серии God of War, Mass Effect, Borderlands), который является «гвоздем» сегодняшнего выпуска MC Pixel, явно пишет музыку без оглядки на какие-либо графики. Меньше недели назад в «цифре» появился его новый саундтрек — Enemy Front. На нем и остановлюсь прежде всего, а также не обойду стороной классический сборник The Orange Box Original Soundtrack.

Enemy-Front-Soundtrack__Cover-300x300.jpg Enemy Front Soundtrack
Лейбл: Sumthing Else Music Works
Дата релиза: 13.06.2014
Продолжительность: 49:27

Игровая индустрия продолжает паразитировать на теме противостояния нацизму до и в ходе Второй мировой войны. Свежий пример — польский шутер Enemy Front, музыку для которого написал Крис Веласко. Не один, а при поддержке — нет, не Саши Дикисяна, а Шона Хэтэуэя (Sean Hathaway), ассистента Ганса Циммера.

Enemy Front OST — стандартное симфоническое полотно с претензией на эпичность. Веласко то печальную скрипку подсунет (This Is Warsaw Calling), то попытается навести тоску завываниями труб (Traversing the Canals), то переключится на оркестровый эмбиент (Calm Before the Storm). И если инструментальный напор в альбоме присутствует (We Don’t Need Another (Dead) Hero, The Storm), то цепляющие мелодии вы вряд ли отыщете.

Саундтрек интересен только фрагментами: скажем, маршевым ритмом в начале This Is Warsaw Calling (постепенно от него ничего не остаётся, и композиция мигрирует в клавишные палестины) или классными струнными запилами в Meet the Enemy Head On!. Кажется, что вот-вот нащупаешь интересную мелодию (Tanks for the Memories, On a Knife’s Edge) или берущую за живое фразу (Vigilant Preparations), но тут же возвращаешься в русло ничем не примечательной музыки.

Обратить внимание: This Is Warsaw Calling, Tanks for the Memories, Meet the Enemy Head On!, A Story of Resistance

Купить: iTunes, Google Play



Классика

The-Orange-Box-Original-Soundtrack__Cover-300x300.jpg The Orange Box Original Soundtrack
Издатель: Valve
Дата релиза: 01.11.2007
Продолжительность: 47:04

The Orange Box Original Soundtrack включает композиции из Portal, Team Fortress 2, Half-Life 2: Episode One и Half-Life 2: Episode Two. Главная ценность сборника заключается в том, что это один из немногих официальных релизов замечательной музыки из игр Valve.

Открывает пластинку приятная поп-рок композиция Still Alive Джонатана Коултона (Jonathan Coulton) с вокалом Эллен Маклейн (Ellen McLain), закрывает — она же, но в исполнении самого Коултона. Дальше идут три «шпионские» темы Майка Мораски (Mike Morasky) из Team Fortress 2 с такими же облегченными гитарными партиями, как в Still Alive, но куда более звучными барабанами, подключениями духовой секции и клавишных.

Самый интересный фрагмент пластинки — треки с 5-го по 12-й, взятые из Half-Life 2: Episode One и Half-Life 2: Episode Two авторства Келли Бэйли (Kelly Bailey), тогда еще работавшего на Valve. Депрессивную Guard Down украшают чистые клавишные, машинный ритм Abandoned In Place контрастирует с метал-гитарами из трека Last Legs, линию которого продолжает драйвовый номер Vortal Combat. Крайне интересно, но маловато: диск подводит вечная беда сборников — в них очень редко включают все лучшее из заявленных альбомов. Интересно, что почти полную подборку треков Half-Life 2: Episode One и Half-Life 2: Episode Two выпустила компания «Бука» на CD Half-Life 2: Episode Two Soundtrack.

Наконец, последняя треть пластинки целиком отдана под композиции из Portal. И от Бэйли, и от Мораски здесь как отчужденные эмбиентные темы (Subject Name Here, Stop What You Are Doing), так и драйвовые композиции (4000 Degrees Kelvin, You’re Not A Good Person) с прорывающимся на передний план бодрым битом (You Can’t Escape, You Know).

Несмотря на то, что перед нами неровный, неполный, местами отнюдь не впечатляющий сборник, его не стоит недооценивать. Если по какой-то причине вы не были раньше знакомы с играми Valve или обходили стороной их звуковое сопровождение, то случайное прослушивание The Orange Box Original Soundtrack вполне может обернуться желанием покопаться в музыке Бэйли и Мораски — она того более чем достойна.

Обратить внимание: Still Alive, Team Fortress 2, Guard Down, Vortal Combat

Купить: iTunes



Крис Веласко во всей красе

Sascha-Dikiciyan-and-Cris-Velasco__Cover-630x350.jpg

Саша Дикисян и Крис Веласко.

Игровая общественность узнала о музыканте Крисе Веласко (Cris Velasco) в середине 2000-х. Только в мае текущего года ему стукнуло 40 — а он уже полноправный член клуба избранных композиторов, имя которого известно большинству из нас. Получив музыкальное образование в престижном UCLA (Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе), Крис поначалу осторожно выглядывал из-за спин именитых коллег (God of War), затем всерьез и надолго скооперировался с Сашей Дикисяном (Sascha Dikiciyan, он же Sonic Mayhem), известным благодаря увесистым гитарным риффам из Quake 2 и Quake 3: Arena, и, наконец, вступил в 2010-е в ранге мейнстримового композитора (Mass Effect 3, Borderlands 2, Company of Heroes 2). Попробуй уследи за всеми его активными проектами!

Карьера игрового музыканта началась для Веласко с участия в записи God of War OST. Эпопея о неубиваемом спартанце Кратосе славится не только отличной графикой, интересным сюжетом и функциональностью арсенала главного героя — звуковое сопровождение серии всегда оставалось на достойном уровне. Над первой игрой трудились, помимо Веласко, Джерард Марино (Gerard Marino), Майк Риган (Mike Reagan), Рон Фиш (Ron Fish) и Уинифред Филипс (Winifred Phillips). Фиш отметился треком Pandoran Cyclopes Attack, Филипс — эмбиентом Exploring the Ruins, Риган в своих композициях сделал акцент на духовые и ударные, а Веласко — на мелодичность. Ярче других в God of War OST смотрятся треки Марино: например, в Athens Rooftops Fighting и The Great Sword Bridge of Athena он использовал прием крещендо (постепенное усиление звука) вкупе с увеличением темпа, а его номер Kratos and the Sea хорош мрачной мелодией и оправданными подключениями гитары и вокала. Единственным минусом пластинки стало обилие голосовых вставок из игры.

Музыку GoW 2 сочинял, фактически, старый состав, а львиная доля работы по-прежнему оказалась на плечах Марино. Перед нами такие же симфонические полотна, как в первом альбоме, — искать откровений не стоит. Другое дело — God Of War 3: Original Soundtrack, который в такой спорной характеристике как «атмосферность», на мой взгляд, превосходит предшественников. В живой оркестровке альбома особенно много духовых и струнных (Rage of Sparta, In the Face of Fear), а вклад Веласко по-прежнему невелик — всего пять треков: Stalker выделяется бодрым ритмом, подернутая мрачной мелодией The Muse’s Song — крещендо, а Pandora’s Song — приятным женским вокалом.

Впоследствии Веласко и Риган вместе работали над Darksiders Official Soundtrack. Крис, в частности, затащил в альбом свои любимые ударные во всей красе (Battle With Silitha, Empowered, Chaos Eater), а Darksiders Theme наверняка придется по вкусу любителям готики. Впрочем, достижения Веласко и Ригана перекрыл третий соавтор саундтрека — Скотт Мортон (Scott B. Morton), написавший массу напряженных фоновых треков (Flight Path, Keeping Pace) и таких композиций, которые не грех переслушать в отрыве от игры (Battle With Abaddon, War’s Theme и End Credits с красивым соло скрипки).

В 2006 году на коллекционном издании Dark Messiah: Might and Magic вышел симфонический саундтрек, созданный Крисом Веласко и Сашей Дикисяном: есть тут лирические темы (The Gates of Stonehelm), есть мрачные (Redskull Island), не обошлось и без хоровых вставок (Soulmate). В целом, это оркестровка со вполне стандартными ходами, да еще и издевательски короткая (чуть больше 20 минут). Примечателен альбом только тем, что является первым примером сотрудничества Веласко и Дикисяна — американец стал настоящим симфоническим альтер эго для немецкого индастриал-металлиста. Порой в цифровой продаже встречаются занятные казусы: композитором альбома указывается только Веласко или Дикисян, но на самом деле авторство принадлежит обоим.

Вместе музыканты работали над Hellgate: London, Prototype, чередовали эпику и лирику в Warhammer 40,000: Space Marine… Из альбомов, вышедших до Borderlands OST, внимательного ознакомления заслуживает Hellgate: London Official Game Soundtrack. В Into the Rift и Fight for the Crypts обращают на себя внимание клавишные вставки, в подчеркнуто жесткой теме Closing In время от времени порыкивает гитара, а в Ambush слушатель уже имеет дело с плотным риффом на фоне рефреном повторяющейся оркестровой фразы. Рекомендую к обязательному ознакомлению композиции Ambush, Battle Comes и Hellgate: London, в которой собрана вся мощь саундтрека.

 

К серии Mass Effect дуэт Веласко/Дикисян примкнул в дополнении Kasumi’s Stolen Memory. Четырехтрековый мини-альбом, поступивший в продажу, не содержит ничего примечательного: разве что в Infiltration звучит красивая печальная мелодия, а вот боевые темы Death From Above и Making Our Escape с крепкими ударными и научно-фантастической оркестровкой, а также спокойная клавишная Party Music со скрипкой на заднем плане вряд ли вас заинтригуют. Впрочем, благодаря этой пластинке дуэт получил предложение поработать над Mass Effect 3 OST, куда музыканты вписали колоритный эмбиент Prothean Beacon, космический номер Rannoch, укомплектованный искаженными электронными эффектами, и тягучий индастриал The Ardat Yakshi. Ну а для дополнения ME 3: Citadel окончательно освоившиеся во вселенной Крис и Саша сочинили ряд треков, тяготеющих к танцевальной музыке (Citadel Underbelly, Archival Knowledge), — давней слабости Дикисяна, которой он усердно потакает в последние годы.



Пожалуй, лучшие совместные композиции Веласко и Дикисяна можно найти на саундтреках серии Borderlands: тут сказалось академическое образование первого и приверженность к индастриалу второго (какая еще музыка, кроме «грязной» электроники, может «в тему» звучать на планете-помойке?). Borderlands: Original Soundtrack отличается акцентированными ударными, электронной основой, частыми вкраплениями этнических мотивов (Removing The Bandit Threat, Fighting Sledge’s Minions). На фоне прочего саунда выделяются Destroying the Destroyer (Йеспер Кюд), Travelling to the Vault и Fighting off the Skags (Рэйзон Варнер), Burning Rubber and Shooting Bullets и Trash The Bandits Some More (Веласко/Дикисян).


В Borderlands 2 OST, по сравнению с предшественником, прибавилось запоминающихся мелодий (Ascent). Вместе с тем, в музыке был сохранен дух научно-фантастического вестерна (Interlude Ambient, Caverns, Lynchwood Sheriff Combat), Кюд по плану выдал пару нетленок (Dam Top, Ice), а вот танцевальный Bandit Slaughter Варнера диковато смотрелся на фоне диска в целом. Материал, не уместившийся в первый альбом, был выпущен в апреле текущего года под названием Borderlands 2: Volume Two Original Soundtrack — о нем MC Pixel уже писал ранее.

Разумеется, Веласко вполне успешно творил и в отрыве от Дикисяна. В отличие от Оскара Араухо, сочинившего индастриал-тему для трейлера Clive Barker’s Jericho, Крис записал для игры целиком симфонический саундтрек. Больше всего он примечателен своей мрачностью — хор здесь поет на мертвой латыни и даже детский вокал способен слегка нагнать страху (Firstborn Theme, Final Confrontation). А в ZombiU Original Game Soundtrack Веласко старался дергать слушателя за нервы не оркестровкой (хотя не обошлось и без буйства струнных: в Safe House Breached и Buckingham Palace), а акцентом на ударные (Brick Lane), жестким синтезаторным звуком (Gatling vs Zombies), искаженными стонами виолончели (Meet the Nurse) и бешеным гитарным драйвом (Elevator to Raven’s). Кроме перечисленного, стоит обратить внимание на Escape the Tower и «открывашку» Zombie U с размашистыми клавишными.

В 2010-е Веласко чередует интересные проекты с совсем бледными — скажем, в Company of Heroes 2 OST настоящая беда с выразительными мелодиями. Помимо полноценных альбомов, он также отмечается точечным присутствием на саундтреках к разножанровым играм (Soulcalibur 5; StarCraft 2: Heart of the Swarm). С одной стороны, работает он так же плодотворно, как Йеспер Кюд, с другой — не в состоянии делать каждый альбом запоминающимся, под стать Оливье Деривье. Ну что тут добавить? Веласко всего 40 — Роберт Принс в этом возрасте еще даже предположить не мог, что займется звуковым оформлением Doom и Duke Nukem 3D.

Новинки текущей недели

9 июня на Bandcamp появился альбом Infinite Space: Resurrection, являющийся саундтреком к невыпущенной игре Star Trek: Infinite Space (Gameforge). Композитор — Крис Хюльсбек (Chris Hülsbeck), известный по серии Turrican.

C 10 июня на Bandcamp можно прибрести Uppercup Football OST, записанный Фредериком Моттом (Frederic Motte, он же Elmobo), трудящимся над игровой музыкой с начала 1980-х.