MC Pixel: Ямузыка, наша японка Origa и историческая роль Baldur’s Gate OST

dj-pixel-300pxИгровые саундтреки давно стали неотъемлемой частью музыкальной культуры, а их создатели узнаваемы далеко за пределами нашего сообщества. Именно из игр вышли такие полноценные музыкальные жанры как чиптюн, нинтендокор, битпоп и др. Эта рубрика предназначена, прежде всего, для расширения музыкального кругозора читателей. Обзоры свежих игровых саундтреков, биографии композиторов, тематические статьи — я попытаюсь пройтись по самым явным точкам соприкосновения игровой и музыкальной культур.

Так уж получилось, что почти весь сегодняшний выпуск MC Pixel посвящен японской музыке. В подборку вошли свежие саундтреки Dark Souls 2 и Ar nosurge, в центре внимания — российская певица Origa, с успехом записывающаяся в Японии (Ar nosurge OST, Final Fantasy 13-2 OST и др.). Ну а тем, кто ровно дышит к возведенным в j-музыке в абсолют мелодизму и техничности исполнения, я предлагаю обратиться к одному из лучших игровых саундтреков — Baldur’s Gate Михаэля Хенига.

Dark-Souls-2-Official-Soundtrack__Cover-300x300 Dark Souls 2 Official Soundtrack
Издатель: Namco Bandai Games
Дата релиза: 13.03.2014
Продолжительность: 01:14:36

Саундтрек Dark Souls 2 вышел в составе специальных изданий игры. Работал над ним Мотой Сакураба, известный по музыке к первой части Dark Souls, а также участвовавший в проектах Tales of Phantasia (1995), Star Ocean (1996), Valkyrie Profile (1999), Resonance of Fate и др. У японского композитора получился атмосферный саундтрек, нагоняющий страх и порой заставляющий вздрогнуть от резкого вступления духовых или ударных инструментов. Здесь нашлось место любимым Сакурабой клавишным соло (Queen of Drangleic), масштабным хорам, мощным маршевым ритмам (Dragonrider), бешеной скрипке (Skeleton Lord), спокойным струнным переборам (Fire Keepers) и переливам арфы. На пластинке множество коротких музыкальных зарисовок, и некоторые из них очень колоритны (Covetous Demon). Хотя, несмотря на атмосферность диска, цепляющих мелодий не так много (Old Dragonslayer, Ancient Dragon), а по силе воздействия они вряд ли сравнятся с лучшими вещами с Dark Souls OST (Prologue, Taurus Demon).

Обратить внимание: Looking Glass Knight; Velstadt, The Royal Aegis

Ar-nosurge-Original-Soundtrack__Cover-300x300.jpg Ar nosurge Original Soundtrack
Издатель: Gust
Дата релиза: 05.03.2014
Продолжительность: 02:51:22

Саундтрек Ar nosurge можно смело назвать идеальным вариантом для знакомства с японской музыкой (и для поднятия настроения!). Работали над ним сразу несколько известных композиторов (главным образом — Дайсукэ Атива и Кадзуки Янагава, известные по видеоигровым сериям Atelier и Ar tonelico), размах жанров — от легкой поп-музыки до удалого джей-рока, количество композиций, разбросанных по трем дискам, — свыше 80-ти.

Открывает Ar nosurge OST трек To the Songless Hill -Harmonics Pre=Ciel-, заставляющий вспомнить музыку Кэндзи Каваи для «Призрака в доспехах» (1995; и неспроста — Каваи тоже присутствует в этом саундтреке). Для создания саунда было задействовано, помимо стандартных, большое количество национальных инструментов. Классные электронные композиции (Everything Will Get Distorted Soon) соседствуют с попытками скрестить гитару и флейту (Rainbow Temple), а скоростной гитарный рок, что обычно звучит в аниме (Mikazuchi), оттеняется меланхоличными треками (L.C.P.). Главный же козырь Ar nosurge OST — его мелодичность (яркий пример — The Blue Ark).

Под «вывеской» Ar nosurge в Японии, кроме официального саундтрека, поступили в продажу диски Genometric Concert side.Aka ~Tentouki~ и Genometric Concert side.Ao ~Tokikagura~. Для второго две песни записала наша соотечественница Origa, однако на ее творчестве я подробнее остановлюсь чуть позже.

Обратить внимание: Rainbow Temple, Miniature Garden, Mikazuchi


Классика

Baldurs-Gate-The-Original-Saga-Soundtrack__Cover-298x300.jpg Baldur’s Gate: The Original Saga Soundtrack
Издатель: Interplay Entertainment
Дата релиза: 1999
Продолжительность: 55:06

Успех саундтрека Quake, написанного Трентом Резнором, сделал многих известных композиторов желанными «гостями» в игровой индустрии. Одним из них стал Михаэль Хениг (Michael Hoenig), участник культовых немецких электронных групп Agitation Free и Tangerine Dream, создавший музыку к фэнтезийной RPG Baldur’s Gate (1998). Запись оказалась настолько удачной, что и по сей день редкие игровые саундтреки могут потягаться с ней по чистоте звучания (оркестровые инструменты отлично гармонируют с электронными эффектами), многообразию собранных в композициях тем (The Gibberling Horde) и эффектности мелодий — достаточно привести в пример Main Theme, рефреном всплывающую в ряде треков. Baldur’s Gate OST то воспринимается исключительно как фоновый (The Ruins of Ulcaster), то отвлекает на себя все внимание (Entering Baldur’s Gate). Напоследок добавлю, что при создании саундтрека Хениг вдохновлялся музыкой к фэнтезийным фильмам — например, Main Theme перекликается с Anvil of Crom Бэзила Поледуриса из саундтрека «Конана-варвара» (1982). В итоге же наработки Хенига оказали сильнейшее влияние на звуковое оформление кинофэнтези 2000-х, в том числе трилогии «Властелин колец».

Обратить внимание: Main Theme, Leaving Home, Fighting for Survival

Оригинальная Origa

Origa__Image-654x434.jpg

Ольга Яковлева — одна из двух российских певиц, успешно работающих в японской поп-индустрии. В Стране восходящего солнца она известна как Origa (японское произношение имени Ольга). Вторая певица — Jenya (Евгения Давидюк). Обе, как ни странно, уроженки Новосибирской области. Но если Jenya, главным образом, трудится на поприще озвучки аниме, то Origa записывает музыку для японской мультипликации, регулярно выпускает сольные альбомы и участвует в создании саундтреков к играм.

Главным «оружием» Ориги всегда оставался красивейший голос. Саунд на первых альбомах певицы достаточно стандартен для эстрадной музыки, однако он в ее творчестве никогда и не был определяющим — во всяком случае, до сотрудничества с фигурами уровня Ёко Канно. Наиболее плодотворным периодом для Origa выдались 1990-е годы. Из композиций этого времени выделяются We Can Hear Your Pulse (Crystal Winter, 1994), Kapitan ~A Voyage with The Odessa Harbor Club Band in 2043~ (Illusia, 1995), Lunapark (From the Town of Lyre, 1996) и Lirika (’96 Version) (ARIA, 1996).

В 2000-х Origa поучаствовала в записи музыки к аниме The Adventure of Princess Arete (2001), Ghost in the Shell: Stand Alone Complex (2002) и Fantastic Children (2004). Особенно интересны треки с ее вокалом для сериала «Призрак в доспехах: Синдром одиночки», выпуск которых на синглах и сделал певицу известной самой широкой аудитории.

 
В 2008 году состоялся релиз саундтрека Aion: The Tower of Eternity. В композиции The Wings of Knight, особый колорит которой придают механические ударные, вокал Ориги можно услышать ближе к финалу. А вот в Song of Moonlight голос певицы выступает одним из главных инструментов, если можно так сказать.

 
На сегодняшний день самый масштабный проект, в котором участвовала Origa, — Final Fantasy 13-2 Original Soundtrack (2011). На пятичасовом звуковом полотне (OST вышел на 4 дисках) ее вокал представлен в трех треках: New Bodhum, «агрессивном» ремиксе New Bodhum и Historia Crux. В музыкальном плане все они безупречны — рекомендую ознакомиться с композицией Historia Crux, в которой несколько раз меняется ритм, а первоначальная простенькая мелодия постепенно обрастает ворохом инструментов.

Вот я и подобрался к тому, что упоминал ранее в сегодняшнем выпуске — речь об участии Ориги в записи Ar nosurge Genometric Concert side.Ao ~Tokikagura~. Обе представленные композиции — яркий пример того, что в творчестве певицы каким-то образом уживаются русские и японские национальные мотивы.


Как правило, слушатели не придают особого значения смыслу песни, если она звучит не на родном для них языке, и начинают приглядываться к другим достоинствам группы/артиста: саунду, имиджу и т.д. И если музыка слабовата, а имидж не назовешь броским, то приходится стучаться в сердца зрителей исключительно с помощью голоса. Орига делает это с успехом уже больше 20 лет.