MC Pixel: боги и боссы игровой музыки — Deus Ex OST и Михиль ван ден Бос

dj-pixel-300pxИгровые саундтреки давно стали неотъемлемой частью музыкальной культуры, а их создатели узнаваемы далеко за пределами нашего сообщества. Именно из игр вышли такие полноценные музыкальные жанры как чиптюн, нинтендокор, битпоп и др. Эта рубрика предназначена, прежде всего, для расширения музыкального кругозора читателей. Обзоры свежих игровых саундтреков, биографии композиторов, тематические статьи — я попытаюсь пройтись по самым явным точкам соприкосновения игровой и музыкальной культур.

Середину и вторую половину 1990-х можно назвать эпохой культовых игровых саундтреков. Я уже рассказывал о Quake, Baldur’s Gate и Command & Conquer, пришло время остановиться на Deus Ex OST и одном из композиторов, причастных к его созданию, — Михиле ван ден Босе (Michiel van den Bos). Ну и традиционно без внимания не останутся новые альбомы: Lightning Returns: Final Fantasy 13 Soundtrack Plus и Age of Wonders 3 — The Official Soundtrack.

Lightning-Returns-Final-Fantasy-13-Soundtrack-Plus__Cover-300x300 Lightning Returns: Final Fantasy 13 Soundtrack Plus
Издатель: Square Enix
Дата релиза: 26.03.2014
Продолжительность: 01:13:31

Бонусный саундтрек Lightning Returns: FF13 Plus оказался составлен из звучавших в игре, но ранее не издававшихся треков, а также композиций с предыдущего четырехдискового комплекта, поданных в новых аранжировках. Lightning Returns и High Voltage своей привлекательности не потеряли, Death Game определенно стала интереснее в механическом «обличье», то же самое можно сказать о live-версии The Dead Dunes и лишившейся вокала Desert Lullaby. Вместе с тем, ремиксы таких удачных номеров как The Final 13 Days и Crimson Blitz на диск не попали, а из новых треков выделить попросту нечего — разве что слегка удивляет The Captive Saint (позитивная клавишная зарисовка оборачивается сначала инструментальным напряжением, а затем и хаосом), и в A Home Far Away высокий голос Ёсукэ Какэгавы удачно сочетается с акустической гитарой.

Обратить внимание: Death Game (Synthesizer Ver.), High Voltage (Game Ver.), A Home Far Away

Познакомиться с треками Lightning Returns: FF13 OST Plus можно на сайте Square Enix.

Age-of-Wonders-3-The-Official-Soundtrack__Cover-300x300 Age of Wonders 3 — The Official Soundtrack
Издатель: Triumph Studios
Дата релиза: 31.03.2014
Продолжительность: 02:02:57

После очередного многолетнего перерыва в карьере Михиль ван ден Бос вернулся в строй игровых композиторов с достойной работой — на альбоме Age of Wonders 3 уместилось больше 30 инструментальных композиций. Правда, выдержаны они в стиле симфонических Overlord 1-2 OST, а не классики Unreal Tournament и Deus Ex, но, тем не менее, в гуще фоновой музыки спрятано немало интересных номеров. Прежде всего — переосмысленные Battle Macabre и Love & Death с Age of Wonders OST (1999), после них — Remembering Snowscapes, лучшей находкой в котором являются повторяющиеся струнные переборы, величественная Game Won и др. Нашлось на диске место и шутливым зарисовкам вроде Good Deed, а также бонусам — альтернативным версиям нескольких треков (в том числе Love & Death) и музыке из трейлера игры.

Обратить внимание: Main Title, Battle Macabre, Love & Death, Remembering Snowscapes


Классика

Deus-Ex-Soundtrack__Cover-300x300.jpg Deus Ex Soundtrack
Издатель: Eidos Interactive
Дата релиза: 2001 (Deus Ex Game Of The Year Edition Soundtrack)
Продолжительность: 58:01

Саундтреком Deus Ex занимались Александр Брэндон, Михиль ван ден Бос и Дэн Гардопи. Для игры были написаны несколько десятков композиций, из которых тридцать вошли в первые издания саундтрека. Бо́льшую часть музыки сочинил Брэндон, преобладающий стиль — эмбиент, который удачно дополняется элементами классики и техно: неожиданными сменами ритма и инструментальными вступлениями. Главная отличительная черта саундтрека — музыкальное разнообразие каждой второй композиции. В Enemy Within из ниоткуда появляются струнные вкрапления, в Paris Action есть замечательная клавишная партия поверх механического баса, а Oceanlab Complex можно назвать настоящей находкой — начинается он как ничем не примечательный фоновый трек, однако ближе к середине обзаводится печальной мелодией и жесткими ударными. Кстати, последнее сочетание можно перенести на альбом в целом: меланхоличные номера (Naval Base) тут подаются вперемежку с классными ритмичными треками (Airfield Action).

Обратить внимание: NYC Streets, Airfield Action, DuClare Chateau, Ocean Action, The Illuminati


Михиль ван ден Бос: везучий голландец

Michiel-van-den-Bos__Cover-650x430

В индустрии игровой музыки нидерландский композитор Михиль ван ден Бос начал работать на стыке 1990-2000-х. Дебют выдался удачным — композиции из саундтреков Unreal, Unreal Tournament и Deus Ex наверняка осели в плейлистах многих игроков. Тем не менее, после впечатляющего старта голландец надолго ушел в тень — между релизами Deus Ex OST и Overlord OST прошло 7 лет!

В первых работах ван ден Бос, никому не известный музыкант-самоучка, предпочитавший компьютеры традиционным инструментам, составлял компанию Александру Брэндону и его команде Straylight Productions. Для Unreal голландец самостоятельно написал всего шесть треков, из которых как минимум два моментально западают в память — атмосферный Bluff Eversmoking и ритмичный Cellars of Dasa. Оба ничуть не уступают End Title, Dig, скоростной композиции Visions и фантастической Dusk Horizon.

После Deus Ex ван ден Бос участвовал в написании музыки к вышедшим осенью 1999-го Age of Wonders и Unreal Tournament. Саундтрек к первой игре ясно дает понять, что среди кумиров голландца есть не только электронщики, но и кинокомпозиторы-классики. К примеру, ритм-секция Love & Death определенно отсылает к написанной Джерри Голдсмитом композиции The Dream из саундтрека «Вспомнить все» (1990). Тихий, плавный Age of Wonders OST (в подтверждение слов можно привести мелодичную Victory Sunset) совершенно ничем не напоминает музыку Unreal и уж тем более Unreal Tournament.

Впрочем, в начале карьеры ван ден Бос, по его собственному признанию в одном из интервью, творил то, что только могло взбрести в голову, и это вылилось в балансирование между классическим и электронным звучанием. Для Unreal Tournament б́ольшую часть треков написали Брэндон и ван ден Бос. Герою рубрики прекрасно удались Botpack Nine, меланхоличная Foregone Destruction с неожиданным ускорением ритма ближе к финалу, а также энергичная Run, в которой то и дело меняющие темп механические барабаны разбавляются интересной мелодией. Вместе с ними основу саундтрека составили «боевики» Mechanism Eight (Эндрю Сега), Razorback (Питер Хайба) и Go Down (Александр Брэндон).

После Deus Ex, в связи со смертью родителей, желанием иметь постоянную работу и рядом иных причин, которые ван ден Бос в прессе не афишировал, композитор взял продолжительную паузу. В индустрию он вернулся только в 2007-м — с музыкой к игре Overlord, причем снова, как и на заре карьеры, благодаря счастливому стечению обстоятельств. Руководство Triumph Studios поставило перед голландцем задачу написать мощный инструментальный саундтрек, и композитор с ней справился. В Overlord OST выделяются гулкие ударные в Combat Fast, клавишные в Paladin Catacomb, завывающие в Final Battle на переднем плане трубы, за которыми скрывается довольно интересная основная мелодия… Музыка получилась преимущественно фоновой (Elf Swamp, Exploration Mellow) и, несмотря на инструментальную насыщенность, быстро забывающейся. В качестве исключения можно назвать композицию Explore Night, где удачно гармонируют клавишные и струнные партии — вот здесь ван ден Босу удалось развернуться во всю мощь. Что касается Overlord 2 OST, то в нем голландца еще дальше увело по дорожке создания облегченной фоновой музыки. Впрочем, и здесь без интересных композиций не обошлось: Empire Upperhand, Nordberg Arctic и др.

Композитор широких музыкальных вкусов, Михиль ван ден Бос продолжает время от времени участвовать в написании игровых саундтреков. Кроме того, занимается он и сольными проектами — совсем недавно состоялся релиз EP под названием Taking the Fifth (под псевдонимом Mike Boss). В высшей лиге голландец так и не сумел закрепиться, несмотря на всю свою везучесть, однако два успешных возвращения в игровую индустрию и работы на рубеже столетий говорят о его громадном, по-прежнему нерастраченном потенциале.

Новинки текущей недели

The Elder Scrolls Online Original Game Soundtrack (02.04.14)

Titanfall Original Soundtrack (08.04.2014). С композициями альбома можно познакомиться на iTunes.

  • Praudmur

    Круто было бы чтобы через все топики не шерстить видеть общий топлист ну или сделать что-то в виде альманаха от автора по хорошим саундтрекам…. Наверняка же есть тонна отслушанного, но еще не описанного в т.ч. из классики. Кстати, 22 апреля выйдет Starlight Inception. а саундтрек там от David Arkenstone.

  • Alco One

    Хм, Deus Ex — обратить внимание — не вижу тему UNATCO. Ну-ну. 🙂

    Но вообще раз уж тут речь зашла о музыке к таким вещам, как Анрилы и Деус, то вот автор не упомянул один очень любопытный и важный, ИМХО, момент. Вся музыка в этих играх — трекерная и играет через встроенный в движок интерпретатор трекерных проектов (ноу-хау). Что вообще наложило сильный отпечаток на стиль и звучание. Ну и сами композиторы — выходцы из демосцены.

  • Yaroslav Gafner

    Ну там всего лишь рекомендации, а не список лучших треков, в случае с Deus Ex можно почти весь альбом при желании в «Обратить внимание» записать ) Да, само собой, музыка трекерная, но я упоминаю, что Бос не жаловал традиционные инструменты.

  • Yaroslav Gafner

    В немногочисленных интервью музыкант упоминал, какими программами пользовался, но я так посчитал, что эти факты только утяжелят статью

  • Xoxarle

    Помимо айтюнс, можно где-то еще покупать саундтреки в электронном виде? Age Of Wonders 3 нет в айтюнс. Не хочется пиратить такое.

  • В Bandcamp есть, в Google Music стали появляться (к TES Online, например, там выпустили).

  • MisterVic

    За анрилы люто плюсую, заслушивался саундтреками целыми днями.

  • Phil

    помню как слушал razorback в далеком прошлом и думал что это единственный «тяжелый» трек в игре.Так оно вроде и оказалось.А уж foregone destruction у меня до сих пор в любимых.

  • FanatKDR

    Анрыльчик!!!!

  • Deus Ex Vino

    not kings… GODS!
    DeusEx ты навсегда останешься в теплой памяти!

    Кстати — что за странные выпндрежи на SoundCloud — кнопки скачать нет. Скачать все равно как два пальца, но принцип?

  • Windigo

    Огромное спасибо за напоминание про саундтрек Deus Ex! Ума не приложу как такое могло вылететь из головы…

  • Иван Ермаков

    Всегда для меня было загадкой, кто и зачем изуродовал главную тему Deus Ex под PS2. Причём, если искать Main Title в том же вк, выдаётся в основном этот кусок говнища, а оригинал надо ещё поискать. Мистика.

  • Golden Phoenix

    Если автор выбрал опцию свободного скачивания при заливании трека на СаундКлауд, то его сможет скачать любой желающий. А если нет — то нет.

  • Golden Phoenix

    Может кто-нибудь посоветовать музыку в стиле Ведьмака?

  • Dvorak

    …Или же купив Deluxe-издание игры в Steam или на GOG.com — к ним саундтрек прилагается.

  • Pogromshik

    Самому нравились треки из ДэусХ и Анриала.Помню,когда добрался до трекера,много редактировал unatco и HongKong ,даже чемто дополнил своим.Потом эти редактированные в .it треки кудато затерялись….

    До сих пор считаю,что трекерная музыка ,пусть даже те старые форматы .sgt .mod , более подходит для игр,нежели вездесущий .mp3.При хороших сэмплах по качеству будет мало уступать мп3,зато будет возможность изменять трек при смене игровой ситуации без перехода на другой(при достаточном навыке композитора,в той же unatco это команда b04 position jump-при завершении переходит на 5-й блок трека,при вступлении же в бой персонажа в игре по алгоритму ждёт ближайший стык и переходит с него на другой трек без заметного на слух обрыва в случае мп3.Кому интересно,можете скачать,например, Openmpt и на нём поэкспериментировать с темже Unatco.mod -там всё наглядно показано).

  • Сергей Непомнящий

    DeusEx бесподобен. Хотя, в последнем тоже неплохой был саундтрек. А еще в Mass Effect музыка отлично передавала атмосферу игры. Космический космос. Ну и не стоит забывать про неповторимые гитарные партии из Lost of Us от оскароносного Густаво Сантаолалья.

  • Indik

    С год назад мелькал в новостях очень достойный ремикс саундтрека Deus Ex — Sonic Augmentation. Мне очень нравится, да и качается бесплатно.
    http://augment.ocremix.org/

  • ZombiekRP

    Teh best trk

    https://www.youtube.com/watch?v=gT5lZEl0KhQ

  • leet it b

    Вы еще вспомните эпичный direct music (навскидку сразу hitman и gothic, когда уже будет статья про Kyd’a, кстати), который был люто неудобен, но динамическую музыку делал шикарно

  • leet it b

    А как же
    http://www.youtube.com/watch?v=DD27f9wNmkM

  • Nines

    Если нет кнопки «скачать», то загрузить в высоком качестве все равно не получится, т.к. все превью версии на SoundCloud в 128 kbps.

  • ZombiekRP

    Слишком спокойный. Run прям адреналиновый — соответствует темпу игры.

  • Alco One

    Пустил скупую ностальгическую слезу. Эх…

  • Iskandar

    Имхо в Deus Ex самая атмосферная музыка, очень грамотно к обстановке подобранная

  • Антон Ариманов

    Ку тебе, добрый человек, действительно приятная музыка получилась.

  • Да, супер.

  • Nines

    http://cdn.arwrath.com/1/122234.gif

  • Zane

    Razorback, к слову, вообще написан не Брендоном и не MvdB. Его автором является Skaven из демогруппы Future Crew. Могу посоветовать также послушать его же (но уже не из анрыльских саундтреков) Ice Frontier, Deep in her Eyes (Remake) и Revenge of the Cats (последнюю, насколько я помню, впоследствии использовали в качестве главной темы в GLTron).

  • JC Denton

    «Красный лидер, я прикрою!» (с)

  • JC Denton

    А темп в опциях вообще менять можно было… Но играли то все на дефолтном… 😉 Мне не считая заглавной темы и музыки из ролика очень нравится бодрый Mechanism Eight и меланхоличный Skyward Fire.
    http://www.youtube.com/watch?v=qR9kvbXt4tk
    http://www.youtube.com/watch?v=BSjFTNfrYGo

    А вообще UT — та игра, в которой композиторы полностью передали драйв и атмосферу. Все композиции можно слушать в проигрывателе и все — дают бешеный вброс адреналина при самой игре.

  • Игнотенцио

    Разбавлю обсуждение deus ex мыслями об age of wonders 2. Там у автора музыка действительно волшебством отдает, мелодичная, чуть приглушенная. Имхо лучше, чем в первой и третей части, в них чисто эпик, а здесь музыка дает понять, что это действительно Век Чудес.

  • Krik_iddqd

    Кстати, а отдельно про Брэндона статья будет?

  • Yaroslav Gafner

    Определенно про него написать хотелось бы

  • Yaroslav Gafner

    Да много такой: возьмите группу (композитора), в равной степени исповедующую прогрессив и фолк, в 2000е направление стало очень популярным