MC Pixel: музыкальный антракт Tesla Effect и звуки трекера Александра Брэндона

dj-pixel-300pxИгровые саундтреки давно стали неотъемлемой частью музыкальной культуры, а их создатели узнаваемы далеко за пределами нашего сообщества. Именно из игр вышли такие полноценные музыкальные жанры как чиптюн, нинтендокор, битпоп и др. Эта рубрика предназначена, прежде всего, для расширения музыкального кругозора читателей. Обзоры свежих игровых саундтреков, биографии композиторов, тематические статьи — я попытаюсь пройтись по самым явным точкам соприкосновения игровой и музыкальной культур.

Сегодня MC Pixel извлекает из архивов потертый временем Daikatana OST, не без удовольствия слушает свежие саундтреки Tesla Effect: A Tex Murphy Adventure и особенно Child of Light, а также пытается осилить музыкальное наследие Александра Брэндона (Unreal, Deus Ex).

Tesla-Effect-A-Tex-Murphy-Adventure-Soundtrack___Cover-300x300.jpg Tesla Effect: A Tex Murphy Adventure Soundtrack
Издатель: Bobby James Productions LLC
Дата релиза: 22.04.2014
Продолжительность: 45:22

Саундтрек Tesla Effect: A Tex Murphy Adventure, как и двух предыдущих проектов Big Finish GamesEscape from Thunder Island (2011) и Rita James and the Race to Shangri La (2012), – написал молодой композитор Бобби Джеймс. Открывающий трек, Tex Murphy – Tesla Effect – Main Titles с эпичной мелодией, грубыми струнными и механическими вкраплениями, вселяет в слушателя надежду на классный электронно-оркестровый альбом. Надежду поддерживают спокойнейшая и в то же время атмосферная композиция Could Get Worser с рассыпанными каплями клавишными, джазовая зарисовка Informant, The One Who Preys с адской партией ударных (жаль, она совсем короткая)… Но дальше идет куча примерно одинаковых треков с рассеянными мелодиями, сдобренными переживаниями скрипок и клавишных (All in This Together, Dark History), либо шутливые номера вроде North Hill Visit. Местами они вам напомнят звуковую дорожку Вангелиса к «Бегущему по лезвию» (1982), местами — Tex Murphy: Overseer OST (оговорюсь: таких сильных номеров как Slow Down в арсенале Бобби Джеймса нет), но большую их часть вы вряд ли дотерпите до конца.

Обратить внимание: Tex Murphy – Tesla Effect – Main Titles, The One Who Preys, J.T. Donnelly

Купить: iTunes, Google Play

Child-of-Light-Soundtrack___Cover-300x300.jpg Child of Light Soundtrack
Лейбл: Dare To Care Records
Дата релиза: 29.04.2014

Продолжительность: 49:49

Молодая и чересчур татуированная девушка Беатрис Мартен (она же Cœur de pirate), очевидно, собрала всю волю и пальцы в кулак ради музыки Child of Light. В студии ей пришлось вдоволь набегаться по пианино и органу и выжать максимум из The Bratislava Symphony Orchestra, ранее участвовавшему в записи саундтреков Castlevania: Lords of Shadow и Assassin’s Creed 3. При знакомстве с Child of Light OST пусть вас не вводят в заблуждение звучные барабаны и наглые трубы (Jupiter’s Lightning), милые-премилые скрипки (Final Breath) и флейты (Patches of Sky) или, например, тяжелые вздохи виолончели (Dark Creatures). Главное в альбоме, конечно же, партии клавишных: насыщенные, мелодично разнообразные и явно сочиненные с расчетом на то, что восхищаться ими будут не только на просторах Лемурии. В финальной же теме, Off to Sleep, Мартен радует слушателя не только пианинным мастерством, но и чудесным вокалом. И напоследок добавлю очевидное: диск Child of Light — несомненный кандидат на звание лучшего игрового саундтрека 2014 года.

Обратить внимание: Pilgrims on a Long Journey, Patches of Sky, Dark Creatures, Leave Your Castle, Path of the Eclipse, Off to Sleep

Купить: iTunes, Google Play, Bandcamp

Классика

Daikatana-Original-Soundtrack___Cover-300x300.jpg Daikatana Soundtrack
Издатель: Dominus Animae
Дата релиза: 21.07.2005 (2 CD)
Продолжительность: 02:04:45

Оказавшемуся сегодня в подрубрике «Классика» саундтреку, как и большинству работ Оливье Деривье, не повезло с игрой. Фантастическая музыка Уилла Невинса, Стэна Нуэво и Уилла Локонто могла бы послужить звуковой дорожкой к фильму уровня «Матрицы» (1999) или «Гладиатора» (2000), но на деле едва не очутилась на свалке истории вместе с печально знаменитой Daikatana Джона Ромеро.

Композиции Daikatana OST четко делятся на 4 сегмента, соответствующие эпизодам игры: агрессивные электронные темы относятся к футуристической Японии, оркестровка — к Древней Греции (искать сходство с работами Ганса Циммера можно и нужно), номера с пушечными гитарными риффами — к Сан-Франциско 2030 года, эмбиент с настырным ветром, криками непонятной живности, хорами и подрагивающим басом — к средневековой Норвегии.

В оркестровой Myth Epoch 1200 BCE Greece выделяется интересная партия духовых, в Long Journey — мягко стелющиеся поверх приглушенных ударных клавишные. Гитары Bust Out 2030 CE San Francisco и Gangland столь мощны, что вспоминается исключительно Тилль Линдеманн и его бравые напарники. Modern Mystery начинается как безобидная песенка из электроэффектов, но на середине, с вступлением электрогитары и техно-ударных, перекидывается в индастриал-монстра.

Daikatana OST может похвалиться и грязными гитарными риффами, распиливающими пространство трека, и затесавшимся в оркестровку электронным битом, и цепляющими клавишными фразами в обрамлении индустриальных эффектов, и фокусами со сменой темпа. Показательное разнообразие, которому нисколько не соответствует игра.

Обратить внимание: Hardcore 2455 CE Japan, Grandeur 1200 BCE Greece, Myth Epoch 1200 BCE Greece, Gangland 2030 CE San Francisco, Modern Mystery 2030 CE San Francisco, Kick Additional Material

Александр Брэндон: нестареющий бренд

Alexander-Brandon___Cover-650x430.jpg

С творчеством трекерного музыканта Александра Брэндона большинство из нас познакомилось в блокбастерах Unreal и Deus Ex, однако, в отличие от своего коллеги Михиля ван ден Боса, после релиза этих игр американец не ушел в тень. Он выпускает сольные альбомы и регулярно работает над игровыми саундтреками, многие из которых (например, Bejeweled 3 OST) можно смело ставить в один ряд с признанной классикой вроде Unreal Tournament.

Прорвавшийся в мейнстрим из демосцены Брэндон всегда старался работать в разных музыкальных стилях. Чтобы убедиться в этом, сравните звуковые дорожки Jazz Jackrabbit 2 (1998) и Unreal. В первом случае — позитивное звучание, детские мелодии, отсылающие к музыкальному наследию кинокомедий 1980-х вроде «Полицейского из Беверли-Хиллз» (1984). Во втором — яркая смесь эмбиента, индастриала, танцевального саунда: трек Dig со звучащей поверх скрежещущего ритма грубоватой мелодией, не дающая заскучать скоростная композиция Visions, печальная Skytown с вкраплениями струнных, эпичные Guardian of Stone и Dusk Horizon… Впрочем, в Jazz Jackrabbit 2 OST тоже нашлось место и взрывному индастриал-ритму (Dark Groove (part 1)), и популяризованному The Prodigy утяжеленному и в то же время мелодичному техно (начало Labratory Level).

 

В Unreal Tournament (еще одна совместная работа группы Брэндона Straylight Productions и ван ден Боса) маршевая композиция Room of Champions прекрасно чувствует себя рядом с танцевальной темой Lock и жужжащей гитарой из Save Me. И хотя этот саундтрек не издавался официально, на вышедшем в 2006 году диске A history of Unreal Music можно отыскать пару композиций Брэндона с UT и убедиться в том, что тяжесть звучания не отменяет их красоты.

 

Лучшей работой американца рубежа столетий стал Deus Ex OST, опасный сплав меланхолии и драйва. Здесь Брэндон не только настырно стучит по ржавым трубам (Battery Park) в духе «Наутилуса Помпилиуса» и балует слушателей добротным инструменталом (клавишный перезвон Paris Action наверняка памятен многим), но и вставляет в композиции ссылки друг на друга, из-за чего саундтрек воспринимается как единое звуковое полотно: например, струнные переборы Enemy Within получают развитие в The Synapse (Hong Kong Streets) и ускоренно перематываются в Hong Kong Action. Вышедший в 2004-м диск Deus Ex: Invisible War OST (совместный проект Брэндона и Тодда Симмонса), увы, не был в состоянии потягаться с достижениями предшественника, однако и на нем оказалось немало интересных находок: жесткий бит в Seattle – Mako Ballistics Interior, переходящий в струнный скрип эмбиент в Seattle – City Hub And Emerald Suites или мягкий индастриал с красивым вокалом из Invisible War Title Theme.

Музыку Bejeweled 3 тоже написал герой сегодняшнего выпуска (в соавторстве с Питером Хайбой), хотя после первого прослушивания в это даже не верится. Нежная мелодия и веселые эффекты Poker отсылают во времена Jazz Jackrabbit 2, тема Zen – Part 3: The Return отличается каким-то особенным космическим очарованием, а каков номер Bejeweled 3 Remix Medley! И все же, как бы ни был хорош тут Брэндон, он вчистую проигрывает основному композитору — Хайбе, пара «патронов» которого, Ice Storm и Time Bombs, разят наработки коллеги наповал.

Почти все актуальное творчество Брэндона можно найти на Bandcamp. В Era’s End (2008) цепляют звучные клавишные Two Steps, классный ритм Guru и оптимистичный рифф The Dragonfly. При прослушивании Earthscape (2010) вы вряд ли пройдете мимо Severn City с острыми индустриальными краями, вокального номера Broadway, метал-трека Alba, нежной мелодии Funky Rustic и вокальных номеров March of the Maasai и Square Mile. На пластинке Violet Eclectic (2011) выделяется композиция Clarity с мощнейшим ритмом, Shrinking с колоритным вокалом и куча запоминающихся с лета мелодий (Breathing Eyes, Snowstorm). На Bandcamp можно найти даже древний Tyrian: Original Soundtrack с простенькими электронными треками. Не хватает разве что мощной Ashes of Pigs со сборника Nukem: Duke 3D Remixes (2013).

Александр Брэндон, в отличие от давнего боевого товарища ван ден Боса, засыпает слушателей пластинками на двух фронтах — игровом и сольном, по производительности едва ли не опережая Джейка Кауфмана. Может, именно поэтому бренд Брэндона по-прежнему актуален?

Новинки текущей недели

7 мая в продаже на iTunes появился саундтрек архивной аркады Out Run (1986), причем в трех частях.

13 мая на CD выйдет The Banner Saga OST.