Рецензия на Master of Orion

logo-master-of-orion-reviewАвтор: ИЛЬЯ ‘JESTER’ КУЗНЕЦОВ

К перезапуску Master of Orion я относился скептически. Отзывы из «раннего доступа» не внушали надежды, недавно вышла отличная Stellaris, а борьба с Endless Space и Galactic Civilizations 3 казалась непосильной задачей для небольшой аргентинской студии с печальным послужным списком (пусть и при поддержке Wargaming). Поэтому когда в главном меню логотип Total Annihilation стал призывать меня связать свой Wargaming ID с учётной записью в Steam, чтобы получить в подарок древний хит, я совсем сник.

Мы вам старый мир построим

Разработка: NGD Studios
Издание: Wargaming
Жанры: Strategy (4X)/Turn-based/Pausable real-time/3D
Похожие игры: серия Master of Orion, Endless Space, Galactic Civilizations 3, Stellaris
Мультиплеер: (8) Internet
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение игры в форуме

Но экран выбора рас оказался настоящим загляденьем! Все старые знакомые из первой части – здесь. Трёхмерные анимированные модели лидеров удивляют не меньше, чем их тщательно нарисованные предки в 90-х. А какими голосами они говорят! Марк Хэммил, Роберт Инглунд, Алан Тудик, Нолан Норт – вот уж действительно, «звёздная» стратегия. Да и способности каждой цивилизации близки к оригиналу. Ретроград во мне никак не хотел мириться с реальностью, но всё-таки, не устояв перед местным Фредди Крюгером, отправился покорять звёзды.

Прежде чем разбирать Master of Orion, важно понять, какая цель стояла перед ее создателями. NGD Studios и Wargaming ещё год назад говорили о том, что делают проект для нового поколения игроков. Они хотели увлечь им тех, кто никогда не видел 4Х-стратегий и не ощущал злобной радости от разрушения планет «звездой смерти». Однако и о бывалых фанатах обещали не забыть.

С первых минут становится ясно – обещание выполнено. Для тех, кто разбирается в предыдущих играх серии, всё будет знакомо. Милые пиксельные человечки, которых мы переставляем между наукой, фермерством и производством, попали на трёхмерный экран колонии прямиком из второй части. Оттуда же перенесены и основы игрового процесса: исследуем галактику, стараясь отхватить планеты повкуснее, общаемся с другими расами при помощи простенькой системы дипломатии, воюем. Правда, теперь кораблям не нужна дозаправка, а их передвижения скованы рамками межзвёздных магистралей, как в Endless Space. Лидеры тоже исчезли, как и анимация наземных боёв вместе с наглядными модификаторами противостоящих сил. Впрочем, это неизбежные последствия упрощения.

Смотреть галерею скриншотов Master of Orion

Другое такое последствие – отсутствие тактических походовых боёв. Разработчиков можно понять, несмотря на возмущения консерваторов. Нынешняя публика и так страдает от недостатка свободного времени и слабой концентрации внимания, чтобы её заинтересовала 4Х-стратегия; а уж добавлять в неё другой сложный для восприятия жанр было бы только напрасной тратой ресурсов. В конце концов, даже в Endless Space и Galactic Civilizations 3 ничего подобного нет.

Вместо этого нам предлагают сражаться в реальном времени с применением активной паузы. Или отдать бой компьютерному адмиралу, что куда предпочтительнее, поскольку управление тяжело и невнятно. Корабли можно выделять рамкой и назначать им разные цели, но если на вашей стороне больше десяти боевых единиц, битва превращается в нудную рутину микроменеджмента. Зато выглядит всё зрелищно и ярко, особенно при столкновении больших флотов. Куча отлетающих цифр урона сразу привлечёт внимание современных игроков, а кинематографическая камера, хоть иногда и выдаёт неудачные ракурсы, утянет вас в сражение с головой. Endless Space с её эпической мизансценой – и та позавидует!

Вообще визуальная составляющая у Master of Orion на высоте. Общий дизайн, хоть и уступает той же Endless Space, аккуратен, модели кораблей разнообразны, лаконичный интерфейс позволяет легко и непринуждённо управлять империей. Планеты интересно разглядывать, в многочисленных роликах и аудиенциях с правителями других рас полно деталей, научные советники завораживают не меньше своих боссов. Даже однообразные выпуски новостей не раздражают на этом великолепном фоне.

Смотреть галерею скриншотов Master of Orion

Властелины вселенной

Но могут ли прекрасное оформление и геймплей «по мотивам» Master of Orion 2 соперничать с нынешними мастодонтами? К сожалению, нет. Взять хотя бы исследования. Не рассчитывайте увидеть уникальные технологии, зависящие от выбранной расы, как в Galactic Civilizations 3, или необычный подход на манер Stellaris. Экран науки встречает деревом из Civilization 5, только вместо гончарного дела – физика, а вместо глобализации – галактическая сеть. Проявить индивидуальность позволяет выбор из взаимоисключающих открытий в доброй половине вариантов, однако недостающие модули и строения достаются без особых сложностей благодаря дипломатии и шпионажу.

Наличие последнего – очень большой плюс Master of Orion, ведь внятной системы шпионажа нет ни у одного из конкурентов. Шпионы создаются автоматически, в отличие от второй части, в центре подготовки. Тренировка каждого занимает 10-20 ходов, и по её завершении можно посылать новобранца на планеты соперников. Список миссий стандартен для 4Х-стратегии, но они поделены на четыре области (киберпреступность, проникновение в дипломатические круги, агрокомплекс и профсоюзы). После успешного налаживания связей в одной из сфер в конкретной колонии все остальные задания там будут проходить легче и быстрее.

Обделены индивидуальностью и расы. Да, саккра плодятся, как кролики, а псилоны лучше остальных двигают науку вперёд, и к тому же есть знакомый по предыдущим частям редактор, однако после разнообразия Endless Space всё это капля в море. Единственное интересное нововведение в параметрах цивилизаций – адаптация биомов у некоторых из них. Терраформировав планету под себя, они получат не только высокие показатели производства, близкие к Гайе, но и серьёзную устойчивость к загрязнению.

Смотреть галерею скриншотов Master of Orion

Менеджмент промышленных отходов – ещё одно занятное дополнение. В Master of Orion 2 уже было нечто подобное, но здесь разработчики решили развить идею. При непрерывном производстве экосфера планеты начинает деградировать. Если нагрузка будет слишком большой – катастрофы не миновать, и из зелёного цветущего оазиса колония превратится в терзаемую засухами степь, а потом и в пустыню. Чтобы этого не случилось, надо возводить специальные здания, занимающиеся уничтожением вредных веществ, и периодически выгонять рабочих на субботники, прекращая всякую стройку на заводах и верфях.

До запуска в производство новых крейсеров и линкоров неплохо бы их спроектировать. Тем более что конструкторское бюро имени ИИ плохо выполняет свою работу, «недокладывая» при автоулучшениях усилители брони и подвесные модули. В самом редакторе звездолётов нет изысков Galactic Civilizations 3, и до эффективной системы Endless Space он недотягивает, но базовые нужды звёздного инженера удовлетворяет. На заранее заданные типы кораблей можно навесить оружие, выбрать его модификацию (ракеты с дополнительной бронёй тяжелее сбить, а автопушки лучше шинкуют врага, жертвуя точностью) и направление стрельбы. Дополнительное оборудование и улучшенные двигатели устанавливаются тут же. Главное – не превысить вместимость. Досадно лишь, что количество мест под разные варианты ограничено.

Простая-простая галактика

Но самое большое упущение, которое позволила себе NGD Studios, – это зарубленное на корню исследование космоса. Аномалий, пиратских баз и монстров немного. События, связанные с ними, однотипны, и единственная радость пилота-разведчика состоит в поиске планет нужного типа, чтобы потом послать туда корабль колонистов. Надежда лишь на то, что этот элемент расширят в DLC, заодно вернув вырезанных антарян. Начало партии в Master of Orion кажется пустым после Stellaris с её ощущением неизведанности в первой трети игры.

Смотреть галерею скриншотов Master of Orion

За эпохой открытий нас ждёт эпоха империй. Только вот правителем себя не чувствуешь. Максимум – герцогом, облагающим данью кучу планет. Ни культурных границ, ставших классикой жанра, ни внятных штрафов за перенаселение, ни внутренних конфликтов здесь нет. На одинокий показатель настроения в каждой колонии влияют лишь налоги и специальные здания. Так было и в Master of Orion 2, но, опираясь на нее, разработчики, кажется, забыли посмотреть на конкурентов и сделали игру пресной. Случайных событий очень мало, классическая система дипломатии лишена значительных нововведений, торговля – лишь один из договоров, а громко названный Галактический совет собирается исключительно для присуждения победы одной из рас.

Конец партии предсказуем. ИИ изо всех сил мешает выполнить условие победы (голосование, завоевание, технологическое превосходство, экономическое господство и победа по очкам), но чаще всего пропускает тот момент, когда ничего уже не изменить. А в мультиплеерном лобби новые матчи начинают раз в пару дней. Похоже, либо новички пока не разобрались в игре, либо те, кому это было интересно, утолили своё любопытство ещё в «раннем доступе».

* * *

В итоге складывается странная ситуация. Поскольку авторы стремились воссоздать дизайн почти 25-летней давности, непосвященным Master of Orion может показаться сложной. Да и Endless Space, на мой взгляд, проще освоить «случайному» игроку. Любителям серии будут не по нраву упрощения, а все остальные слишком избалованы конкурентами в жанре, чтобы всерьёз воспринимать простоватый, хоть и красиво оформленный игровой процесс.

P.S. Завтра у нас на RP пройдёт прямая трансляция Master of Orion. Приходите обязательно – всё покажем наглядно и подискутируем!

Оценка Riot Pixels65%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo/Athlon X2 2,2 ГГц
2 Гб памяти
GeForce 240/Radeon 4650
15 Гб на винчестере

Intel i5/Athlon X4 3 ГГц
4 Гб памяти
GeForce 560/Radeon 5870
15 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Master of Orion
Author Rating
41star1star1star1stargray