Рецензия на Master of Magic

Обзор Master of MagicАвтор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

Если в текстовый файл по очереди скопировать из Steam список особенностей Master of Magic 1994 года и затем — ремейка 2022 года, то по этим строчкам вы едва ли поймете, где описана старая игра, а где — новая. Думаю, для людей, желающих «точно как раньше, только с современной графикой», лучшей новости быть не может.

И повторится все, как встарь

Разработка: MuHa Games, Eerie Forest Studio
Издание: Slitherine
Жанры: 4X Strategy/Turn-based/3D
Похожие игры: Master of Magic; Age of Wonders 1–3; Warlock (серия); Dominions (серия); Worlds of Magic; Fallen Enchantress (серия); Endless Legend
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа: PC, игра предоставлена издателем

За 28 лет, пока Master of Magic пылилась в чулане истории, успели возникнуть и умереть Heroes of Might and Magic и стратегические Disciples. Подражатели иногда давали начало целым сериям, но даже «наследница великой Master of Magic» (как в 99-м часто называли Age of Wonders) в конце концов выродилась в обычную 4X-стратегию про космос. Стоит ли говорить, что за три десятилетия в сфере игрового дизайна и интерфейса накопилось достаточно идей для создания принципиально отличающегося ремейка?

Slitherine решила обойтись без революции. Это удачно «совпало» с явно сжатым бюджетом проекта — он во многом цитирует оригинал, пока речь не заходит о таких дорогих и «не особенно нужных» вещах, как ролики. MuHa Games – не новички, но и Master of Magic — не абы какая поделка по мотивам. Тут встает главный вопрос — ощущается ли ремейк 2022 года так, как запомнился оригинал? Короткий ответ — не совсем, хотя на самом деле игра старается по возможности придерживаться первоисточника. Понятно, что бегающие по не очень-то разнообразным и, прямо скажем, не впечатляющим ландшафтам козявки не могут сравниться с фантазией игрока 90-х — противником любых разработчиков, берущихся за реанимацию древней классики.

Мир в Master of Magic состоит из двух «планов», Аркануса и Миррора. Путешествовать между ними предлагают через специальные врата. Здесь живут могучие волшебники, управляющие одной из фэнтезийных рас. В наличии эльфы, антропоморфные насекомоподобные клаконы, дракониды, тролли, несколько видов людей и т. п. У каждой национальности свои преимущества и недостатки: клаконы — отличные работяги, однако их наземные юниты стоят дороже, высшие эльфы — прекрасное подспорье для амбициозного мага, даром что их не очень много и обзаводиться семьей они не спешат, и так далее.

Смотреть галерею скриншотов Master of Magic

Выбрать подходящего колдуна еще сложнее, чем сказочный народ: от нас требуют определиться со специализацией в одной/двух из пяти школ магии и разбираться в разнообразных навыках. В том числе присутствует способность, позволяющая стартовать в Мирроре, управляя какой-нибудь из пяти уникальных для этого темного «плана» рас. Разрешают создать и своего чародея, однако насколько такой Гэндальф будет жизнеспособен — вопрос открытый.

Начинается новодел как и любая 4X-стратегия без сюжетной кампании: одинокий город в бескрайнем тумане войны сулит обилие возможностей для интенсивного развития. Проблема вот в чем: помимо скромного количества ИИ-игроков (мультиплеера в ремейке нет, равно как достижений и русского языка), округа забита нейтральными поселениями (они не стесняются снаряжать отряды для набегов на ваши города) и различными руинами, логовами и прочими хорошо знакомыми детям 90-х заброшенными стройками. Там обитают чудища, спрятаны сокровища, артефакты и заклинания. Ну или хотя бы немного маны.

Смотреть галерею скриншотов Master of Magic

Типичный ход мастера магии выглядит так: решаем, что делать в периодически всплывающих окошках случайных событий, заказываем строительство новой библиотеки в городе, колдуем «открыть кусочек карты», выбираем следующие чары для изучения, двигаем армию из 9 юнитов в направлении пещеры, где живут отвратительные твари, охраняющие неслыханные 100 рублей. Из интересных вещей на карте раскиданы источники волшебной энергии да редкие залежи ресурсов. Специальным заклинанием ресурсы можно трансмутировать (например, железо в золото и обратно).

Мирного решения у большинства проблем нет, поэтому важно следить за количественным и качественным ростом наших вооруженных сил. С первым все и так ясно. Второй определяется не только заменой хилых копейщиков, которые есть у всех, на каких-нибудь расово уникальных грифонов и гигантских скарабеев. Дело в том, что подопечные со временем прокачиваются, в итоге свеженанятый лучник может быть намного слабее закаленного в боях / долго просидевшего в резерве ветерана. Про героев и говорить нечего — те еще и слоты под три артефакта имеют, что создает идеальные условия для защиты всего королевства бандами перекачанных приключенцев. Реализовать такое сложно, но перспектива слишком привлекательная, чтобы не попробовать воплотить ее в жизнь.

Смотреть галерею скриншотов Master of Magic

Победить можно двумя способами: уничтожить всех магов-конкурентов либо произнести заклинание мастерства — по сути оно является аналогом запуска в космос ракеты из Civilization. Проблема, на мой взгляд, в том, что Master of Magic слишком сильно держится за свое наследие, игнорируя достижения многочисленных и часто очень талантливых конкурентов. Точь-в-точь как относительно недавний ремейк другой классической игры SimTex, Master of Orion.

Ночь в музее

Пора принять как аксиому: если в какой-нибудь 4X-стратегии есть дипломатия, то она (дипломатия, хотя, возможно, и стратегия тоже) наверняка вас разочарует. Для меня это правило работает в 99 случаях из 100. Куцый список тем для разговора в Master of Magic выглядит смешно уже при первом знакомстве. Далее вы опытным путем выясняете: ИИ почти всегда за создание совместного магического НИИ, обожает бартер и абсолютно никогда не соглашается на экономические и военные альянсы. Если бы и согласился, то, уверен, союзничек бы завалил ваши поселения пушечным мясом и могучими тварями в неприличных количествах, начни вы произносить заклинание мастерства.

Смотреть галерею скриншотов Master of Magic

У каждого города есть границы, они не растут со временем, и их полностью игнорируют зарубежные партнеры. Партнеры, кстати, не стесняются перехватывать источники магии, оставленные совсем без охраны. Наглое и беспринципное перемещение ИИ по карте вполне понятно для игры 1990-х годов. В 2020-х хотелось бы чего-то более продвинутого.

Этим чем-то могли оказаться баталии — коль скоро на них сделали серьезный акцент. И в принципе размах впечатляет: как возможности для создания отрядов под свой стиль игры (главное — найти и захватить поселение нужной расы, чтобы добыть необходимых рекрутов), так и обилие ситуаций, когда применение магии более чем уместно. Как в бою, когда накладываем усиления, проклятия, призываем волшебных существ, так и на глобальной карте. Мощное заклинание строительства стен вокруг города экономит время ваших трудяг, а разнообразные кары, насылаемые на врагов, вызывают инфаркты у конкурентов.

Смотреть галерею скриншотов Master of Magic

Увы, сколь бы ни были хороши многие идеи по отдельности, в сумме они фурора не производят. Всё мы давно видели и прекрасно знаем. И даже больше — о чем авторы тактично забыли. Стоящие на соседних гексах глобальной карты армии не приходят друг другу на помощь, будто Age of Wonders не существует. Отличная идея со славой правителя — она дает скидку на содержание армий, привлекает героев и торговцев со всего света, — постепенно начинает буксовать: когда «нейтральные» логова уже закончились, а до тотальной войны с врагами дело не дошло, способов отличиться просто нет. В самих пошаговых битвах невыносимо наблюдать за постоянными промахами лучников и не сказать что логичным исходом драк между рукопашниками. Изысканные карты мрачных подземелий и заброшенных замков отсутствуют. Про автоподсчет итогов и говорить нечего — его принципы постичь, по-моему, нереально. Морские баталии — цирк какой-то. Если вражеский корабль перевозит 8 сухопутных бойцов, то на тактической карте они все будут стоять в море словно верные ученики Иисуса Христа, а лучники и маги будут вас обстреливать. Но стоит вам потопить их судно, как после «ничьей» вся группировка (предположительно) пойдет ко дну.

Смотреть галерею скриншотов Master of Magic

Перед знакомством с ремейком я освежил память в классической Master of Magic. Мне попался небольшой остров, я застроил его городами и одержал «научную» победу, щелкая по кнопке «конец хода». Пусть ИИ грозил мне войной, он так и не примчал захватывать мои стоящие без гарнизонов поселения. В ремейке подобный фокус не проходит: противник присылает и летающие отряды, и экспедиции на транспортниках. Однако оборона своих границ превращается в скучнейшее занятие, которое нельзя доверить автобитвам. Идти паровым катком через глобальную карту тоже не так уж весело, тем более интерфейс, не всегда адекватно реагирующий на щелчки (глобальная карта) и промотку колесиком (экран города), не прибавляет уверенности в завтрашнем дне.

Смотреть галерею скриншотов Master of Magic

Для строго одиночной игры, лишенной остроумия Age of Wonders (1999), графики Civilization 5 (2010), инноваций Endless Legend (2014), потрясающе прожорливая в плане ресурсов Master of Magic, вышедшая под занавес 2022 года, выглядит блекло. Разумеется, в ней уйма изменений (от интерфейса и замены квадратов на картах на шестиугольники до правок баланса и новых случайных событий с возможностью принимать решения), но в основе это во многом та же, прорывная для своего времени игра, откуда, по сути, вырезали дипломатию. Т.е. практически дословный ремейк. Впрочем, анонсируй Ubisoft завтра подобную переделку Heroes of Might and Magic 3, я бы, скорее всего, обрадовался. Такая же «подтяжка лица» милой, но откровенно устаревшей оригинальной Heroes of Might and Magic вызвала бы недоумение. Master of Magic тяготеет ко второму случаю.

* * *

Master of Magic — ремейк без излишеств для тех, у кого болят глаза и руки от графики и управления образца 1994 года.

Оценка Riot Pixels72%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core i5
12 Гб памяти
GeForce GTX 560 с 2 Гб памяти
10 Гб на винчестере

Core i5
16 Гб памяти
GeForce GTX 760 с 2 Гб памяти
10 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Master of Magic
Author Rating
41star1star1star1stargray