Рецензия на Life Is Strange

logo-life-is-strange-reviewАвтор: BAMBI

Life Is Strange – зрелищная трёхмерная адвенчура, предлагающая взглянуть на жанр point-and-click под непривычным углом. Ну, более-менее непривычным. Идея вынести за скобки манипуляции с предметами давно витает в воздухе, однако результат такого упрощения, как правило, уныл: Murdered: Soul Suspect превратили в жалкое подобие экшена пополам с hidden objects, на одноликие QTE-аттракционы Telltale Games уже трудно смотреть без смеха, а в претенциозной Kentucky Route Zero вся интрига свелась к вопросу, выйдут ли хоть когда-нибудь оставшиеся две главы.

В отличие от этих горемык, у «девчачьего» детектива про управление временем действительно был шанс совершить прорыв. Dontnod Entertainment нащупала тонкую душевную струну и исполнила на ней сонату высшей сложности… но когда пришла пора раскрыть главную тайну, струна лопнула. Все эти трогательные признания и надрывные монологи ничего не значат, потому что авторы то ли сломали зубы о чересчур глубокую творческую задумку, то ли попросту сочиняли на ходу и, зайдя в тупик, решили спрятать собственную безалаберность за фантастически глупым смысловым вывертом. В любом случае, эффект загублен. Все усилия насмарку.

Никогда ещё Бэмби так не злился из-за сюжета компьютерной игры. Гр-р-р!

«Then for whatever scientific, mystical reason, that we’ll obviously never figure out…»

Разработка: Dontnod Entertainment
Издание: Square Enix
Жанры: Adventure/3rd Person/3D
Похожие игры: Beyond: Two Souls, Dreamfall Chapters: The Longest Journey, Fahrenheit: Indigo Prophecy Remastered, Heavy Rain, Murdered: Soul Suspect, The Walking Dead: Season 1, The Walking Dead: Season 2
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

И всё же главное достоинство Life Is Strange проступает даже сквозь далёкий от шедевральности сценарий. Dontnod открыла квестоманам новую грань удовольствия – возможность мечтательно глядеть на уходящие за горизонт рельсы, разводить сопли в беседах с подругой, чистить зубы, поливать цветы, нежиться на кровати под ласкающие слух гитарные переливы и посвящать себя другим занятиям, которые представляются очень нелепыми ровно до того момента, пока вы сами не попробуете. Меланхоличная атмосфера подросткового приключения целиком построена на этом ощущении присутствия, и особенно милы те секунды, когда игра замирает, позволяя растянуть чудесное мгновение. Да-да, знаю, уже утро, пора вставать, но сейчас, ещё немножко полюбуюсь на скачущие по спальне лучики солнца…

Столь же сильно радует, что у Dontnod иной, нежели у Telltale, взгляд на нелинейность. Вместо того чтобы тащить героиню на поводке и без конца предлагать тупой выбор из пары вариантов, авторы расширили границы фигурального «коридора», заготовили материала сверх программы-минимум и приспустили вожжи. Можно досконально изучить окрашенные в пастельные тона комнаты, дворы и свалки, после чего обитатели прибрежного городка Аркадия-Бэй станут вам как родные. Можно пулей проскочить симуляцию вымышленного американского захолустья, проигнорировав или вовсе не заметив многих его жителей. Это ваша повесть – пишите её сами.

Смотреть галерею скриншотов Life Is Strange

Истеричное «А или Б?!» здесь тоже встречается, но благодаря перемотке времени Макс Колфилд имеет шанс всё тщательно обдумать. Прозвучавший ранее упрёк на тему мнимости выбора не вполне справедлив – последствия у наших действий всё же есть, и паутина дилемм сплетена так, что иногда, глядя в прошлое, в отчаянии бьёшь себя по лбу. Только вот сцены, демонстрирующие эти последствия, невероятно схематичны – в частности, эпизод, где Макс отговаривает знакомую от опрометчивого поступка, а та в ответ механически перечисляет, что хорошего мы успели для неё сделать. В целом Life Is Strange не намного ветвистее The Walking Dead, и заметно, что именно творения Telltale служили для Dontnod основным источником вдохновения. Они же научили её плохому: в конечном счёте все принятые решения оказываются лишь мишурой, а две в равной мере паршивые концовки зависят, как и в The Walking Dead: Season 2, от одной нажатой кнопки в финале.

Проблема не в том, что игра обнуляет наши достижения, – просто у неё нет на то веского основания. Сюжет Life Is Strange напоминает смесь «Донни Дарко» и «Эффекта бабочки», но создатели первого фильма сочинили целую мифологию, чтобы склеить воедино чудные происшествия, а второе кино старательно напирает на причинно-следственную связь. У Dontnod всё совсем не так. Она без предупреждения наделяет Макс сначала одной способностью, затем другой, да ещё и специально тычет пальцем в таинственные феномены: «Глядите – двойная луна! Мёртвые птицы! Снегопад посреди лета! Что бы это всё могло значить?» И смотрит на нас с виноватым видом, потому что сама не знает. Когда вместо объяснения тебе бросают небрежную фразу в духе «может, физика, может, магия, да какая разница», хочется ответить неприличным жестом. Не работает воображение? Не смыслите в науке? Тогда руки прочь от фантастики!

Смотреть галерею скриншотов Life Is Strange

Впрочем, изложенную в Life Is Strange историю можно воспринимать не буквально, а как собранное из метафор лирическое послание на тему утраты невинности. В этом контексте и сюжетные дыры отходят на второй план, и чудовищный выбор в конце уже не кажется абсурдной издёвкой, и вообще на душе светлеет – всё-таки проявления полноценного художественного замысла в компьютерных играх исключительно редки. Однако чем пристальнее всматриваешься, тем яснее видно, что подобная поэтическая трактовка не выдерживает критики: та же вступительная сцена, где Макс ни с того ни с сего вдруг видит будущее, разрушает всю логику аллегории. Да и навык телепортации сюда никак не вписывается.

Даже идейная целостность не уберегла бы Life Is Strange от шквала претензий. Диалоги подпорчены смысловыми ляпами – допустим, одногруппник рассказывает нам некий секрет, а потом сидящий напротив него приятель заводит речь о том же самом секрете. Головоломки сводятся, по сути, к двум ситуациям: а) Макс что-то ломает, и нужно исправить ошибку; б) «найди X предметов». Нескончаемая галлюцинация в Episode 5: Polarized, напоминающая мутные сновидения Макса Пэйна, и вовсе выглядит так, будто у авторов иссяк творческий запал и они тянули резину как могли. Вставить в финале размеренного квеста обглоданный до костей «стелс» – это надо было догадаться.

Смотреть галерею скриншотов Life Is Strange

Самую же сильную боль вызывают разговоры. У персонажей не лица, а равнины – ни единой морщинки. И мимика… эта жуткая, жуткая мимика… Чтобы прохождение не превратилось в мучительную каторгу, нужно постоянно отводить глаза от экрана, иначе вы будете думать не о судьбе Макс, Хлои и прочих подростков, а о французах, которые не умеют рисовать. Обиднее всего то, что вот как раз телодвижения оцифровали на совесть – местные жители ведут себя раскованно и естественно, оставляя «буратин» Telltale далеко позади… да нет, вообще на другой планете. И окружающий мир оформлен прекрасно – скриншоты тянет щёлкать сотнями. Почему, проделав столь тщательную работу, художники махнули рукой на крупные планы – ещё одна тайна Life Is Strange, которой суждено остаться неразгаданной.

* * *

Life Is Strange – странная, противоречивая игра. С одной стороны, она задаёт новые стандарты качества: впредь киноадвенчурам, где не будет такой же свободы действий и эмоциональной вовлечённости, можно сразу указывать на дверь. С другой – в ней полно глупейших проколов и катастрофических упущений. И всё же с одним не поспоришь: если, дойдя до финальных титров, вы потом ещё несколько дней не находите себе места, переживая за героев как за живых людей, значит, время было потрачено не зря.

Оценка Riot Pixels67%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo/Athlon 64 X2 2 ГГц
2 Гб памяти
видеокарта с 512 Мб памяти
12 Гб на винчестере

Core 2 Duo/Athlon 64 X2 3 ГГц
2 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
12 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Life Is Strange
Author Rating
41star1star1star1stargray