Рецензия на The Life and Suffering of Sir Brante

Автор: ЯРОСЛАВ ГАФНЕР

В Блаженной Аркнийской империи общество вроде бы четко поделено на сословия: дворяне вытягивают все соки из страны, священники убеждают чернь, что это нормально, а чернь послушно горбатится. Если это и средневековье, то какое-то неправильное, ведь способный простолюдин может закончить университет или сделать военную карьеру и совершенно легально примкнуть к касте благородных. А где такие поблажки — там и до революции рукой подать.

Средневековье-мутант

Разработка: Sever
Издание: 101XP
Жанры: Interactive Fiction/RPG/2D
Похожие игры: One Day in London, The Executioner
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа: PC

Обычно европейское Средневековье изображают как эпоху, когда малограмотные феодалы измывались над крестьянами-оборванцами и чуть что — прятались в своих замках. Тем не менее отдельные страны избежали темных веков беззакония, яркий пример — Византия, где императором мог стать буквально любой, даже вчерашний земледелец, которого случайным ветром занесло в Константинополь.

Авторы The Life and Suffering of Sir Brante, на мой взгляд, создали свою вселенную по образу раннего варварского государства, возникшего на осколках Римской империи, или более поздней итальянской торговой республики. Сословные ограничения тут сильны, но преодолимы. Подобный порядок ввели сами аркны, раса завоевателей «с кожей небесно-голубого оттенка». Аркнов было мало, чтобы править крупным государством, поэтому они щедро раздавали дворянские титулы.

В стране, придуманной томской студией Sever, в ходу латинские имена и понятия типа легиона, однако есть и оригинальные идеи. После первой смерти человек не отплывает в мир иной. Нет, ему разрешено рискнуть еще три раза! Впрочем, разработчики слабо используют эту задумку в сюжете и то и дело закрывают глаза на «правило четырех смертей» — для многих «истинной» оказывается первая-вторая смерть, часто палачи и убийцы непонятным образом решают, мол, эта смерть для тебя последняя. Деталей остро не хватает. Никто не объясняет, как происходит воскрешение – вы просто возрождаетесь в семейном склепе. А почему, откуда у здешней материи подобная особенность?

Аркны установили «уделы»-законы: кто правит, кто наставляет, кто страдает. Позиции религии прочны. Верховные божества — Близнецы, оставившие столп света на небе (сначала я подумал, что он тут заменяет солнце). В южной провинции Магра, где происходят основные события, растет исполинское Белое древо — еще одна зримая опора веры. Правда, как и во всякой религии, лишенной внешнего раздражителя, страсти кипят внутри. Расправившись с магами, поклонники Близнецов сцепились друг с другом. Нововеры доказывают староверам, что «уделы» стоит отринуть.

В общем, герой, господин Бранте, появляется на свет в беспокойной обстановке.

Смотреть галерею скриншотов The Life and Suffering of Sir Brante

Суровый дневник

Поскольку Sir Brante — текстовая RPG, проза в ней преобладает над геймплеем. Жизнь Бранте отражена на страницах интерактивной книги. Вы перелистываете их, делаете выборы и направляете героя. Первые четыре главы освещают по несколько лет биографии, а последняя, про восстание, уложена в один день.

Сценаристам чужда графомания. Тексты написаны сжато, грамотно и хорошо вычитаны, так что на опечатки вы почти не наткнетесь. События поданы доходчиво, но описаниям недостает образности и подробностей. Шаблонные сравнения (улыбка как шрам, муравейник как модель классового общества) встречаются редко. Напрягает, что чернь часто называют «грязью под ногами». Повторы не красят рассказ.

Повествование вызывает в памяти отечественную фэнтези-литературу начала 2000-х гг. Читается-то легко, да вот в голове ничего не остается. Бедственное положение простолюдинов можно было бы обозначить и парой ярких фраз (как в фильме «День расплаты», 2003 г.), однако подходящих слов, очевидно, не нашлось.

Смотреть галерею скриншотов The Life and Suffering of Sir Brante

Вдобавок авторов подводит плохое знание военной истории. Заняв Анизотти (столица Магры), революционеры чудесным образом отражают атаку регулярной армии. Крестьяне за час-два осваивают, как применять огнестрельное оружие. И когда шайки стали отрядами? Их не нужно координировать — они и так знают, какие участки крепостной стены оборонять. В регулярной армии тем временем служат олухи. Они идут на штурм стен… с лестницами и без осадных орудий! Ну а защитники действуют так, будто в их руках цитадель из трех башен, а не огромный город. Это уровень батальных сцен из «Белоснежки и охотника».

Долгая дорога на виселицу

В Sir Brante доступные варианты действий зависят от характеристик, предыдущих событий и избранного пути (дворянин, священник, бунтарь). В детстве и отрочестве несложно придерживаться собственного толкования морали. Потом характеристики из этих двух периодов сливаются, например чуткость (умение учиться) и находчивость дают манипуляцию. С грузом из юности придется жить до гроба.

Вы можете включить подсказки, чтобы видеть, сколько баллов к конкретным параметрам будет начислено за то или иное решение. Играть без этой опции я не советую, поскольку порой трудно уловить, в чем разница между действиями. Опять же, не хватает деталей! А ведь выборы влияют не только на навыки, но и на мятежные настроения в Магре, репутацию семьи, отношения с родственниками и знакомыми.

Смотреть галерею скриншотов The Life and Suffering of Sir Brante

Так, у Бранте отец-дворянин (не потомственный), мать-простолюдинка, родные брат и сестра Натан и Глория, плюс брат по отцу Стефан. Ну и еще дед – маньяк, помешанный на дворянских принципах. Стефан пошел в деда, Натан напоминает юродивого, сестра пишет стихи и ворует сладости, хотя черни подобное не дозволено. Сценаристы подготовили почву для конфликтов и занятных ситуаций. Увы, их подвела нелинейность.

Стефан всю дорогу ведет себя как чванливый стервец и внезапно… сочиняет мелодию в честь презираемой мачехи и устраивает выгодный брак для нелюбимой сестры. Сестра, в свою очередь, вечно скандалит из-за бесправия народа, а выйдя замуж за богатея, забывает, что способна повлиять на мужа, дабы тот «пробил» хоть какие-то поблажки для низшего сословия. Куда исчез опытный рыцарь Стефан, когда бунтари напали на дом Бранте в ходе восстания, а? И почему герой, признавшись в любви соратнице и услышав ответное признание, не получил соответствующего статуса? Нелогично как-то. Я при первом прохождении избрал путь простолюдина. Несмотря на это члены семьи-дворяне продолжали обращаться к Бранте за советом. Снова нестыковка.

И все же играть вплоть до заключительной главы интересно. В финале на нелогичность (персонажей то и дело совершенно невозможно понять) накладывается отсутствие динамики. Большинство опций закрыты и требуют сложного сочетания характеристик и условий. Финал скомканный, в эпилоге соседствуют противоречия — разруха и процветание в соседних абзацах.

Смотреть галерею скриншотов The Life and Suffering of Sir Brante

Расхождения видны и между текстом и картинками. К примеру, на картинке — три жандарма, в тексте — два. Упомянуты волосы в платке, показаны — распущенные. Написано про «чуть открытые плечи», на картинке они обнажены полностью. Художественный стиль, кстати, специфический. Герои напоминают коренастых хоббитов, причем не особенно привлекательных. Иллюстраций маловато, скромный их набор кочует через всю книгу. Зато интерфейс не раздражает (удобно отслеживать параметры и с помощью энциклопедии быстро вспоминать, что за персонаж сейчас добивается вашего внимания) и музыка приятная. Композиции совершенно не надоедают – простые и мелодичные.

* * *

Неплохая текстовая RPG с разочаровывающей концовкой.

Оценка Riot Pixels68%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Pentium 4/Athlon XP
1 Гб памяти
видеокарта с 512 Мб памяти
2,7 Гб на винчестере

Pentium 4/Athlon XP
2 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
2,7 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
The Life and Suffering of Sir Brante
Author Rating
41star1star1star1stargray