Рецензия на Lemma

logo-lemma-reviewАвторы: TOP и ЯРОСЛАВ ГАФНЕР

Пятилетний цикл разработки, трудности с воксельным движком, проваленная кампания на Kickstarter – с Lemma у Эвана Тодда возникло немало хлопот. Впрочем, до забот Марка, одного из персонажей игры, им далеко: перевернув общественные представления о сновидениях и свойствах материи, он отправился в альтернативное измерение и крепко там застрял.

«Mr. Wizard, get me the hell out of here»

Разработчик: Evan Todd
Издатель: Evan Todd
Жанры: Arcade (Jump and run)/1st Person/3D
Похожие игры: Mirror’s Edge
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC

Выручать его предстоит коллеге Джоан, не устоявшей перед соблазном заглянуть в неизведанное. И вряд ли она ожидала увидеть гигантскую сюрреалистичную “песочницу” для любителей паркура: огромные скалы, здания, платформы и  площадки, свободно парящие или уходящие куда-то вниз и ввысь, так что конца и края не разглядеть. Окружение по большей части составлено из кубов любых цветов и размеров, отчего Lemma напоминает Minecraft.

Другая параллель, напрашивающаяся с первых мгновений, – конечно же, Mirror’s Edge. Механика почти та же: несмотря на ученую степень, девушка демонстрирует чудеса физической подготовки, проворно двигаясь, прыгая, кувыркаясь и бегая по стенам не хуже Фэйт. Причем управление палок в колеса не ставит. Здесь отсутствует кнопка спринта – героиня набирает скорость сама, стоит немного пробежать без заминок. Весь паркур в основном “висит” на LShift, и действие зависит от контекста: пролетая рядом с очередным объектом, Джоан вцепится в него руками и вскарабкается, приближаясь под углом к вертикальной поверхности – побежит по ней. Добавьте сюда клавиши для прыжка и для скольжения по земле/переката – комплект готов.

Кроме того, в Lemma нет необходимости до миллиметра выверять траекторию движения. Даже если мы промазали мимо уступа на полметра, игра всё равно милостиво даст за него ухватиться. В крайнем случае, после гибели перенесет в исходную точку, сохранив прогресс (собранные в полете элементы и т. д.).

Смотреть галерею скриншотов Lemma

«Где детонатор?»

Комфортная раскладка и дружелюбность позволяют по-настоящему наслаждаться быстрым и эффектным перемещением и сосредоточить внимание на преодолении уровней. Поначалу тут все незамысловато: проскакать из пункта А в пункт Б едва ли не по прямой. Но постепенно дело принимает серьезный оборот. Джоан обретает новые способности – достраивание поверхностей на бегу, замедление времени, материализация объектов из воздуха, – вслед за чем обрастают препятствиями и пути к цели.

К середине прохождения мы уже не просто стремительно несемся вперед, а соединяем энергетические цепочки, чтобы разблокировать выход, запускаем и уничтожаем механизмы, прячемся от противников. Столкновение с ними смертельно опасно: бороздящие окрестности кубы взрываются возле героини или убивают прикосновением, красные колонны норовят рухнуть на голову, турели метко бьют лучами, а миниатюрные черные дыры засасывают внутрь все вокруг.

Ненадолго притормозить заставляет сюжет. Свет на него проливают полсотни заметок, разбросанных по уровням, и телефонная переписка с Марком. Любопытно, что обмен сообщениями нелинейный – отправив одну «смску», мы часто преграждаем доступ к другой, – но это чисто косметический трюк, не влияющий на исход беседы. История же поверхностна, оставляет ворох вопросов и до неосязаемости растворена в беготне.

Увы, игра, интуитивно понятная и удобная настолько, чтобы поддерживать интерес, но и спуску не давать, на экваторе переживает натуральный коллапс. От карт, последовательно сменяющих друг друга, она переходит к открытой «песочнице», где многочисленные зоны тесно взаимосвязаны. В конце концов мы остаемся наедине с огромной сетью миров практически без подсказок – бродите на здоровье, ищите свой «детонатор». Мучительная дезориентация и желание немедленно нажать на “Quit” после очередного часа путешествий – не лучшие товарищи на дороге к четырем возможным развязкам.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА

ashton-morris

Мир Lemma дрожит, переливается металлическими красками и меняется под нашим влиянием, и хотя геймплей ее основан на стремительной акробатике, в качестве саундтрека оказался выбран эмбиент, а не музыка с прямолинейным агрессивным битом. Что ж, задумчивые/затянутые/холодноватые композиции неплохо соответствуют таинственным игровым локациям.

Дорожку сочинил американец Эштон Моррис – на Bandcamp продаются его работы для Freegear Z, Curio Quest и Wings of Vi. Наиболее популярен альбом Wings of Vi OST – 8-битное подражание саундтрекам со старых приставок (обязательно послушайте тему Path of Decay!). Lemma OST тоже удался, однако на этот раз обошлось без заимствований.

Но не без 8-bit и любимой Моррисом акустической гитары. Правда, и то и другое можно вообще не заметить. На передний план выведены механические клавишные и звуки природы (композитор, ко всему прочему, занимался звуковым дизайном игры). Проработанной пианинной мелодией отличается трек Forest, но его написал Джек Менхорн (Hack, Slash, Loot), изначально трудившийся над Lemma. Авторству Менхорна принадлежит и единственная экшен-композиция (Run) – она сопровождает героиню, убегающую с разрушающегося уровня. Моррис противопоставил этим темам не менее красивые Memories и Aqua – здесь в эмбиент вплетены кусочки драматичных мелодий.

Вполне возможно, после Wings of Vi и Lemma американцу предложат что-нибудь более интересное и значительное. В конце концов, столько талантливых электронщиков (Mogi Grumbles, Дэвид Гарсия Диас) сидят без дела!

Обратить внимание: Forest, Run, Memories, Aqua

Купить: Bandcamp

Joan in Wonderland

Сами уровни, к счастью, невероятно разнообразны: от воксельных джунглей до урбанистических пейзажей в стиле Mirror’s Edge, от засилья каменной кладки до футуристических устройств. Эван Тодд дал волю воображению и гигантомании, отчего порой ощущаешь себя «обкуренным» Гулливером в стране великанов – вот неподалеку застыло в воздухе громадное угловатое дерево, а вон едва видны в тумане очертания эротической фантазии героя Aaaaa.

Жаль, отличия миров лишь внешние: с геймплейной колокольни разницы между карабканьем по колоннам, торчащим из воды, и восхождением на скалы или руины крепостей – никакой. Хотя, продолжи разработчик фантазировать, и на заснеженных уровнях было бы скользко, а на крышах гаргантюанских высоток гулял мощный ветер.

Смотреть галерею скриншотов Lemma

Lemma не удивляет технологическими достижениями, но в целом выглядит опрятно. Раздражают разве что кривой эффект дождя да страшненькие конечности девушки, в придачу проваливающиеся в объекты. Благодаря освещению и цветовой палитре некоторые зоны смотрятся стильно даже без архитектурных извращений. К слову, о конечностях: автор добивался полного погружения игрока в выдуманную реальность, так что здесь нет ни интерфейса, ни озвучки героини, а камера считанные разы покидает её тело, все равно не показывая со стороны. Ощущения от использования Oculus Rift (поддержка заявлена) наверняка незабываемые.

* * *

Именно на аттракцион для VR-шлемов игра и похожа. Она лишена глубокого смысла (несмотря на псевдонаучные амбиции), внятного сюжета или навороченной механики, зато предлагает удобный и динамичный паркур в причудливом, фантастическом окружении – почти идеальный концепт. Будь побольше мяса на этих костях – глядишь, в нашем «Пантеоне» раздался бы стук в дверь.

P.S. Кому кампании и крайне скромного режима Challenge (прохождение карт на время) станет мало – есть редактор уровней и возможность выкладывать их в Интернет. Хотя в Steam Workshop пока лишь 20 экземпляров…

Оценка Riot Pixels65%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Pentium 4/Athlon XP 2,4 ГГц
2 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
1 Гб на винчестере

Core 2 Quad/Athlon X4 2,4 ГГц
4 Гб памяти
видеокарта с 2 Гб памяти
4 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Lemma
Author Rating
41star1star1star1stargray