Кинект не нужен

logo-kinect-ne-nuzhenАвтор: АЛЕКСАНДР СУСЛОВ

На прошедшей Е3 Microsoft провела пресс-конференцию, где не было анонсировано ни одной ААА-игры для Kinect. Вообще про него ничего не сказали. Девайс — «неотделимый от самой консоли» – недавно отделили, чтобы скинуть цену на приставку и высвободить процессорные мощности. Похоже, Kinect можно окончательно предать забвению и поставить точку во всей этой печальной истории.

Вывод напрашивается очень простой – игровой общественности не надо всех этих ваших штучек-дрючек. Ей бы тех же щей да погуще: новых хашишинов, огромных человекоподобных роботов, GTA, Halo и возможность покупать диски, а затем перепродавать их.

Волшебного устройства с голосовым управлением эта аудитория не желает и причины тому просты. Во-первых, Xbox 360, пусть и условно, как с любым брендом, считается “пацанской” приставкой, а PS3 – “эстетской”. Абстрактному “сонибою” было бы приятно полетать во Flower с передовой технологией, но в Titanfall размахивая руками не сыграешь. Не надо винить аудиторию Xbox в том, что она не полюбила чуждый ей гаджет.

Однако обвинения звучат – ведь если Kinect не входит в комплект, значит можно не ждать серьезных игр под него. Вы говорите, что устали от клонов и ремейков, а сами новое отвергаете. Вот из-за вас перспективная технология и не пошла, а еще гиками себя называете. Но позволим себе переложить всю ответственность с игроков на Microsoft.

Почему игроки правы в своей отсталости?

Любой вид искусства рассчитывает на ретроградов. На тех театральных бабулек, которые ходят в театр Маяковского посмотреть на Костолевского. В антракте такая бабулька изучит еще раз программку, съест в буфете конфету “Мишка косолапый”, обсудит с гардеробщицей, как кто играл. Это целый ритуал культурного потребления. Если вместо Игоря Костолевского ей покажут на сцене голого мужика, или предложат самой немножко почитать, или посадят не в зал, а на качели за кулисами – она, пожалуй, осерчает. Быть может, всё перечисленное сегодня в тренде, но наша бабуля не гонится за актуальным. Она – честный потребитель, а не демонстративный.

Честные потребители любят искусство искренне. Это может быть Надежда Кадышева и ансамбль «Золотое кольцо», а может быть группа Iron Maiden или пианист Мацуев – таким людям без разницы, насколько это сейчас актуально и модно. Если Кадышева начнет пост-рок петь или Iron Maiden пойдут рэп читать, это никого не обрадует. Нам вот этого всего не надо, нам надо точно такое же, только новое. Третьи «Герои», только на планшетах, Fallout 2, только с красивой графикой.

Есть и другой тип – те, кто как раз требует модного либо интеллектуального. Это демонстративные потребители, и им важно, чтобы у потребляемой культуры был чёткий статус престижности. Условно, кинодрамы о заводской жизни, снятые на Свердловской киностудии 1970-х, – явно кино не для всех, но это неправильное «не для всех». А вот Бергман или Годар – уже как раз «не для всех» подходящее.

В современном театре, в отличие от игр, не пытаются понравиться всем. Бабушки-театралки идут в Малый театр на Островского, тогда как интеллектуалы ломятся на “Идеального мужа” в МХТ, где на сцене всякие непотребства показывают.

Microsoft даже не пыталась завлечь эстетскую аудиторию, в отличие от Sony с её Beyond и Journey. Вместо этого MS сразу понесла Kinect к Опре Уинфри – и это настолько немодно, не по по-гиковски и занудно, насколько вообще может быть. Что вы теперь хотите от игроков? Спрашивайте со своих домохозяек.

Почему отчасти виноваты разработчики

Когда Дэвид Кейдж говорит, что игры не развиваются и остаются довольно глупым развлечением, с ним трудно не согласиться. Он и сам недалеко ушел со своим интерактивным кино, но хотя бы пытается. Концепция любого современного проекта схожа с древним “платформером” про Марио. Игрок исследует мир, сражается с врагами или перепрыгивает их. Потом его ждет финальный “босс” и заставка с сюрпризом: принцесса-то не твоя, в другой замок иди! Считай, BioShock Infinite, только пиксельный.

Механика большинства игр состоит из уворачиваний, убийств и мультфильмов. Если заставок больше, чем остального, игра будет “сюжетной”. Если в драку лучше не ввязываться – это “стелс”. Но ведь на самом деле жанр вообще не важен. Что убийства, что уворачивания – просто проверка того, как ловко вы нажимаете определенные кнопки, будь то StarCraft, Limbo, Metal Gear Solid или FIFA. Да, иногда вас заставляют решать головоломки, как в Machinarium, Civilization или Football Manager. Бывает, что проверку ловкости и смекалки устраивают одновременно, как в Cut the Rope и Total War.

Принципиальной разницы между Марио и BioShock Infinite нет – игрок должен ловко нажимать на кнопки с целью спасти девушку. Это как если бы фильмы Чарли Чаплина развились в трехмерную IMAX-версию “Политого поливальщика”.

Суть-то все равно одна и та же: мы либо вовремя нажимаем кнопки, либо думаем, либо смотрим мультик. Что еще можно делать в играх – разработчики пока не изобрели. Точно не говорить – говорить с искусственным интеллектом нам пока не о чем. Получив технологию будущего, разработчики стали использовать Kinect как вторую Wii с танцульками и аэробикой.

Здесь можно вспомнить проект Project Milo. Поскольку о нем в основном известно от Питера Молинью, то факты от выдумок отличить трудно. Мы точно знаем, что это должен был быть первый пример emotional AI, то есть не алгоритм поиска пути для юнитов, а нечто вроде виртуального собеседника. Однако он застрял на стадии технологической “демки”, про него начали бесстыже врать, пресса разочаровалась и потеряла интерес, а игроки, кажется, даже и не заметили. Уверен, что о Beyond Good & Evil 2 люди пекутся гораздо больше, чем о Project Milo.

Почему во всём виновата сама Microsoft

Инженерный триумф Microsoft – типичная история про то, что мы мечтали о полетах на Марс, а вы изобрели Facebook. Kinect может многое сделать для дистанционного обучения – хоть танцам, хоть боксу. Он пригодится для развития виртуальной реальности или управления беспилотной техникой. А вот именно для игр Kinect получился неудобным. Помните бабушку в театре? Вот и у нас так. Одному хочется потупить перед монитором с “Цивой», другому – развалиться на диване с Gears of War. Желательно молча. То есть, Microsoft не подумала об игроках вообще.

Комментарий Владимира Горячева:
Тут ещё надо заметить, что первый Kinect как продукт для потребителя был ужасен. С плохонькой (320х240) камерой, ошибками распознавания, задержкой в обработке сигнала и всякими придурями. Не говоря уже о том, что он жрал и без того не звёздные ресурсы консоли под свои нужды, усложняя задачу по оптимизации игр.

И о разработчиках Microsoft тоже не подумала. Мало кто из них понимает, как сделать интересную игру с распознаванием жестов, – они не могут выйти за пределы парадигмы, которую установили еще Pong и Pac-Man. Да и зачем? Затраты на создание экспериментальных проектов будут огромными, а шанс совершить открытие ничтожен. Примерно так же, как государство финансирует фундаментальную науку, плодами которой потом пользуются промышленники, платформодержатель должен нащупать путь, чтобы указать его всей индустрии. Sony, кстати, занимается чем-то похожим с Project Morpheus. В трубу улетят миллионы, но без этого игры для Kinect не появятся.

Наконец, само продвижение новой консоли. Демонстративная ставка на американский рынок, домохозяек и трансляцию Суперкубка. Полное отсутствие акцента на самих играх. В мире, где есть злобный интернет, это не работает. Тут вас полюбят, если вы “няша”, как Гейб, если вы даёте ощущение “модности”, как Apple, или “гиковости”, как Oculus Rift. А Kinect позиционировался как немодный, для толстых тёток, без игр, дорогая обязаловка. Еще и оказался жульничеством, потому что был неотделим от Xbox One, а тут вдруг взял и отделился.

Вот такая реклама должна была привлечь неведомую семейную аудиторию – дочка с мамой изображают вместе слоника и получают фото на память. Однако видео не показывает, как с Kinect можно убивать огромных человекоподных роботов.

98 коробочных игр, вышедших на Xbox 360 и Xbox One, требуют Kinect для запуска. Ещё 16 таких эксклюзивов продаются в цифровом магазине Xbox Live Arcade. Если вычесть танцевальные аркады, детские и обучающие продукты, компанейские развлечения, наборы фитнес-упражнений и прочую казуальщину, список резко опустеет.

На дне останутся лишь «блокбастеры» вроде: Fighters Uncaged (средний балл на Metacritic.com — 32), Kinect Star Wars (55), Steel Battalion: Heavy Armor (38), Blackwater (37), Sonic Free Riders (47), Rise of Nightmares (54) и Fable: The Journey (61).

А это – тройка самых обласканных критикой Kinect-эксклюзивов: Dance Central (82), Dance Central 2 (86) и Dance Central 3 (86).

Когда Microsoft убивает Nokia и Windows, всем грустно, потому что это воспоминания и этапы большого пути. Когда Microsoft убивает Kinect – никому не жалко, он не был нужен. Кармак с Абрашем сделают всё сами и лучше.

P.S. Когда уже верстался материал, руководитель игрового подразделения Microsoft Фил Спенсер дал корпоративное жизнерадостное заявление о светлом будущем Kinect. По его словам, миллионы людей продолжают использовать девайс, а потому компания будет и дальше делать инвестиции в него. Свежо предание…

alexander-suslov-200pxОб авторе
Александр Суслов – продюсер Snowbird Game Studios, до этого – сотрудник отдела пропаганды Snowball.ru. Известен своей нелюбовью к игровой прессе, склонен к специфическим подходам к рекламе.