Как создатели консоли Sega Saturn угробили её своими руками

sega-saturn-logo-with-alpha-300pxДвадцать лет назад на выставке E3 прозвучал приговор консоли Sega Saturn. По иронии судьбы, обрекли её на гибель не конкуренты, а глава Sega of America Том Калинске. Подробную статью об этом грустном и курьезном эпизоде опубликовал сайт британской газеты The Guardian.

К маю 1995 года ситуация на фронтах «консольных войн» была напряженной. Sony планировала выпустить PlayStation в США осенью, а на родном японском рынке обе компании уже вовсю продавали свои консоли. При этом позиции Sega были несколько слабее: она утомила всех насадками на успешную, но порядком устаревшую Genesis, а Sony начала активно склонять разработчиков к сотрудничеству и очаровала публику эффектными «технодемками».

Кроме того, Sega of Japan и Sega of America серьезно расходились в оценке рынка и дальнейшей стратегии, потому что действовали в совершенно разных условиях. Genesis не так хорошо продавалась у себя на родине, поэтому японцы стремились поскорее приступить к разработке Saturn, а американцы хотели действовать осторожнее, чтобы сохранить и расширить долю рынка, которую удалось отбить у Nintendo.

c8a99bee-0065-453b-88e1-b44cb02f35a6-1020x612

Изначально релиз Saturn был намечен на осень 1995 года, однако у японцев не выдержали нервы — они решили, что нужно во что бы то ни стало заполучить плацдарм в США раньше Sony. 11 мая Калинске вышел на сцену и сообщил, что консоль уже доступна в продаже по цене $399.

Такой шаг сам по себе создавал серьезные проблемы. Консоли не успели произвести в нужном количестве, из-за чего их получили только некоторые розничные сети. Прочие магазины этому совсем не обрадовались. Игр было готово лишь шесть — остальные должны были выйти в конце года.

Добивающий удар нанесла Sony. В тот же день состоялась ее собственная пресс-конференция, на которой глава Sony Computer Entertainment of America Олаф Олафссон вызвал на сцену директора по развитию Стива Рэйса. Его выступление было очень коротким — он просто сказал «двести девяносто девять», после чего все было кончено. Sega потеряла американский рынок, а вместе с ним — и крупных британских издателей и разработчиков.

Любопытно, что история могла бы пойти совершенно иным путем. В начале 90-х Sony разработала CD-привод для SNES, но в последний момент получила от Nintendo отказ. После этого к ней обратилась Sega of America с идеей сотрудничества над новой консолью, однако Sega of Japan поставила на этих планах крест. Японцы решили, что лучше не делить с кем-то платформу, а создать ее самостоятельно.

Читать статью полностью на сайте The Guardian (на английском)

  • Elidar

    Вот так три слова изменили историю.

  • Andreo Papandreo

    да далеко ходить не надо то, вспомним 2013ый, глава Xbox обьявляет на E3 что игру для XB1 можно будет запускать только на одной консоли, цена которой 499$, в то время как Sony с сарказмом показывает, что игры для ее консоли можно дарить, продавать, делать всё что угодно, и цена консоли 399$! с тех пор за 18 месяцев продаж, было только 2 месяца, когда продажи XB1 превысили PS4, и то, только потому что MS пришлось пойти на снижение цены до 399$! результат — маленькая аудитория, отчего разработчики неохотно делают эксклюзивы для XB1, Crytek и вовсе почти не обонкротилась после выхода Ryse! к слову, босс Xbox был уволен через пару месяцев после старта продаж

  • Yaroslav Gafner

    статья, конечно, интересная, но содержит общеизвестные факты. Ни Сега, ни СНК, увы, в свое время не выстояли под напором Сони. Тем не менее, библиотеки за Neo Geo CD, Saturn и Дримом числятся колоссальные.

  • Alexander Procenko

    То есть если короче, то в неудачах сеги в обоих случаях виновата Сега Джапан то есть Японцы

  • Ferrumoff

    499 это с «обязательным» Кинектом. Так что не совсем это снижение цены.

  • cheval9

    дизайн то у приставки симпатичный и джойстик тоже. Красивее нового поколения приставок

  • cheval9

    тогда обвал рубля должен был привести к тому что приставки у нас никто больше не покупает )))

  • Alexander Belyakov

    Можно привести количество позиций в библиотеках платформ?

  • RollingDog

    Приставки? Они существуют?

  • JustIt

    Какая разница? Здесь важнее, как это прозвучало.

  • JustIt

    Если под новым поколением вы имеете ввиду Хуана, то — разумеется.

  • Andreo Papandreo

    никто не поведется на твой школьный вброс)

  • Дядя Слава

    PS1 лучшая консоль ever. Правда Dreamcast в дальнейшем поразила графикой и первыми битэмапами с QTE. Вообще радует, что SEGA еще жива и продолжает издавать хорошие игры, а именно серию Total War, шутеры, вроде Binary Domain, Vanquish.

  • zorg

    читал Ag как диалап появился. читаю АрПи с того момента, как. Если вы такой дорогой пойдете, то я с вами

  • ParasaitoShinguru

    Если честно, не могу вспомнить никаких годных эксклюзивов с Сатурна, кроме третьих Shining Force.

  • mychaelo

    Bomberman Saturn, Panzer Dragoon, NiGHTS into Dreams

  • anb555

    А куда ты денешься с подводной лодки 😉

  • Kender

    Пробежал по диагонали оригинальную статью. По-моему, все забыли про одну из самых корявых и сложных для разработчика архитектур за всю историю консолей.

  • ltim

    Еще реклама офигенная была 🙂

    https://youtu.be/gc3AK8k90xw

  • xpil0t

    О! Это же автор книги «Sega Mega Drive/Genesis: Collected Works»! 🙂 На тему истории Sega, хочу привести еще одну статью: http://www.ign.com/articles/2009/04/21/ign-presents-the-history-of-sega (про Saturn — с 6 страницы). Длинное, но поучительное чтиво

  • zorg

    действительно)

  • Andreo Papandreo

    учите английский господа

  • ParasaitoShinguru

    Panzer Dragoon, NiGHTS into Dreams

    Переиздавались на PS2 и даже на ПК же.

  • 5ive

    нет

  • Konstantin Fomin

    PS3 это же не помешало в итоге достойно конкурировать

  • M1khail

    Ясли вам падение на 50% это не падение, то да, покупают так же.

  • M1khail

    Реклама отличная. Посыл не занимайтесь ни чем другим — играйте, доходит и без понимания языка.
    Ну и юмарок японский специфический)

  • Kaiden

    Panzer Dragoon Saga, главная RPG на Сатурне, на других платформах не выходила, увы.

  • sinev-a

    А также многие разработчики жаловались на сложности в разработки игр, в играх использовались не треугольники,а прямоугольники насколько мне известно, из за этой особенности было трудно создавать 3д игры, а 2д великолепно получались.

  • Elidar

    Сударь, видимо, не знаком с таким термином как «сарказм».

  • Kender

    К PS3 индустрия уже была готова. Двухядедерники существовали уже около года, были какие-то наработки. С другой стороны, не забываем по мыло и часто пониженное разрешение относительно XBOX 360. Да и первые пару лет PS3 продавалась ниже себестоимости и, пока всё не сжалось до приемлемого техпроцесса и не подешевело, консоль сама по себе приносила только убытки.

  • Sabatta

    Помешало бы, если бы не армия фанатов PS2.

  • mychaelo

    Да, и когда вышел PS2? Во времена PS1 это были эксклюзивы

  • Вячеслав

    Спасибо, познавательно.)

  • Semen Plusachev

    Беда