Пара главных шведских хитов недавнего времени вынудила меня пролистать последние новости о Стокгольме. Холодные балтийские воды затопили город по самый шпиль церкви Святой Клары? Регион накрыли рекордные осадки? Жители Седермальма устроили пенную вечеринку невиданных масштабов?
Нет, вина за ужасающую сырость Battlefield 5 и Just Cause 4 лежит на их авторах. Причем Avalanche Studios, в отличие от коллег, крыть нечем: игра получилась никудышная сама по себе.
«Партизанские отряды занимали города»
Разработка: Avalanche Studios
Издание: Square Enix
Жанры: Action (Shooter)/3rd Person/3D
Похожие игры: серия Just Cause, Mercenaries: Playground of Destruction, Mercenaries 2: World in Flames
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PlayStation 4
Обсуждение на форуме
По традиции на «отвалите» написан и сюжет. Рико Родригес, заслуженный революционер и человек-оркестр, в поисках информации об отце прибывает на очередной живописный остров – латиноамериканский Солис, находящийся под гнетом уже знакомой военной корпорации «Черная рука» и диктатора Эспиносы со внешностью Эрика Робертса. Правительство развернуло четыре хорошо защищенных комплекса, управляющих погодой в своих окрестностях, и жестоко подавляет любое вольнодумие, что не устраивает ни Рико, ни его шаблонных друзей-повстанцев.
Смотреть галерею скриншотов Just Cause 4
Партизаны начинают пакостить властям, воруя чертежи техники, уничтожая оборудование, устраивая диверсии на заводах, разминируя целые районы, обреченные на гибель, и потихоньку подбираясь к метеостанциям. Малословная история при этом размывается до гомеопатических величин и ни злодеев не раскрывает (им уделено суммарно минуты три), ни сюрпризов не преподносит.
На фоне стерильного сценария отсутствие интересных миссий удручает вдвойне. Жалкая щепотка неплохих заданий, связанных непосредственно с климатическими установками, тонет в море примитивных однотипных поручений. Включи-выключи генераторы, проведи через сканер определенную технику, сопроводи толпы освобожденных из плена людей к точке эвакуации, защити хакера, пока он взламывает терминал, отгони от вышки вражеские вертолеты и дроны, столкни напичканные взрывчаткой автомобили в воду – вроде бы сытное меню, однако его нещадно эксплуатируют без особых изменений на протяжении всего прохождения.
Переключиться толком не на что – не считать же достойным развлечением задачи вроде «проскочи чекпойнт с указанной скоростью» или уничтожение плавающих под облаками дирижаблей? В результате бескрайняя «песочница» балует только красивыми (с поправкой на технические недочеты) панорамами, но отнюдь не разнообразным наполнением.
По поводу масштабов мира это не то чтобы преувеличение – раскинувшийся на 1024 км2 Солис действительно впечатляет размахом. Другое дело, что, будучи в десять раз просторнее карты из Red Dead Redemption 2, он в сотню раз более безжизненный и скучный. На суше и на море, в небе и на земле, в пустынях и джунглях, в городах и весях, несмотря на имитацию общественной жизни и столкновений армии с революционерами, не происходит ничего, что заставило бы свернуть с дороги или на минутку замедлить ход.
Смотреть галерею скриншотов Just Cause 4
Тем удивительнее, что путешествия – чуть ли не лучший элемент Just Cause 4. В этом смысле игра родственна сентябрьской Spider-Man, с той лишь разницей, что вместо искусственной паутины Родригес орудует крюком-«кошкой», вингсьютом и парашютом. Летать, подтягиваясь то к уступам скал, то к стенам домов, то к воздушным шарам, сигать в ущелья, парить над военными базами приятно, хотя это требует сноровки, усидчивости и согласия на попрание физических законов (впрочем, автомобили им тоже неподвластны).
«Ты сбил тачкой вертолет!»
Всякий фанат серии знает: маневрирование не единственное предназначение крюка. Катапультировать противника с обрыва, запулить бочку с горючим в брызжущий ракетами вертолет, вырвать из земли комплекс ПВО, столкнуть два джипа между собой или по-спайдерменски прыгнуть ногами вперед во врага – волшебная «кошка» непременно участвует в бесчинствах. В Just Cause 4 ее снабдили еще и воздушными шариками, благодаря которым технику, людей и даже прогуливающихся неподалеку зверей можно подвешивать над полем боя.
Смотреть галерею скриншотов Just Cause 4
Богатые настройки крюка вводят в ступор похлеще мудреного интерфейса. На регулировку режимов работы (связывание целей, ускорение, украшение шарами), способов их активации (автоматически, по нажатию либо при удерживании кнопки) и мощности (определяющей, скажем, высоту полета жертвы) легко убить десяток минут, особенно после открытия модификаций. Перебрав массу вариантов и определившись с любимыми, можно повесить три заготовки на клавиши быстрого доступа и устраивать громыхающий взрывами цирк из любой военной операции.
А взрывов по-настоящему много. Каждый завод, склад, аванпост или база усеяны характерными красными объектами, от бочек до огромных топливных баков, всегда готовых радостным фейерверком залить окрестности и поджарить толпу противников. Дорвавшись до крупнокалиберного оружия или умело орудуя тросами, устраиваешь натуральный локальный апокалипсис – и тогда Just Cause 4 окончательно оформляет образ «“би-муви” для кабельного телевидения».
Смотреть галерею скриншотов Just Cause 4
Воцаряющийся хаос также имеет практическое значение. Чем решительнее мы уничтожаем инфраструктуру «Черной руки», тем охотнее новобранцы пополняют ряды повстанцев. Бригады смельчаков – наш «расходник» на стратегической карте: выбираем одну из областей Солиса, откуда хотим изгнать правительственную армию, отправляем туда требуемое количество партизан – и линия фронта уползает чуть дальше. В освобожденном районе открываются побочные поручения, а нас реже пробуют подстрелить чужие патрули.
Правда, есть нюанс: обычно для разрешения на прорыв нужно выполнить задание или два из стандартной обоймы (переключение генераторов, освобождение пленников и прочее, упомянутое в первой половине статьи), так что заранее расчистить себе полигон нельзя. В итоге вся процедура отдает «гриндом» и энтузиазма не вызывает.
Смотреть галерею скриншотов Just Cause 4
Еще меньше радости – из-за обилия «багов», мелких неудобств и бестолкового ИИ. Нарекания возникают в самые разные моменты. Когда путешествуешь на вертолете, и вдруг его начинает бешено крутить вокруг собственной оси. Когда подъезжаешь к товарищу, чтоб провезти его сквозь вражеские редуты, а он упирается лбом в дверцу и безучастно стоит под обстрелом. Когда посреди жаркой стычки подбегаешь к оружейному ящику и можешь его открыть, только заняв определенное место. Когда не способен отключить вечно всплывающий блок подсказок по управлению, не смахнув с экрана весь интерфейс.
Но главная промашка Avalanche Studios, из-за которой Just Cause 4 выглядит переодетой Just Cause 3, – неумение разыграть козырь с погодой. Песчаные и снежные бури, ураганы и грозовые штормы, провоцируемые климатическим оборудованием Эспиносы, выглядят грозно исключительно на бумаге и почти всегда бушуют где-то вне кадра, если не захотеть взглянуть на них специально. Пожалуй, впредь шведам стоит поразмыслить над расстановкой акцентов, дабы свежая амбициозная «фишка» не уходила на третий план.
* * *
Хотя, честно говоря, переосмысления требует вся серия. Финал четвертой части кидает мостик к пятой, однако брести по нему нет ни малейшего желания. Концепция «развлеки себя сам в пустом мире» давно выдохлась, сценарные миссии деградируют, количество технических ошибок растет от выпуска к выпуску – лишь преданным фанатам Рико Родригеса будет интересно узнать, постучат ли снизу после падения на дно.