Рецензия на Inscryption

Автор: SNOR

Хотите скоротать время за коллекционной карточной игрой? Обстановка располагает — ненастная ночь, бревенчатая избушка, уютный полумрак, вежливый и терпеливый оппонент. Правда, он то ли сверхъестественный монстр, то ли очень необычный психопат, а на кону стоит ваша жизнь. Спрашиваете, куда уж хуже? Так тут некоторые карты разговаривают. И некоторые предметы — тоже. И это только верхушка айсберга, постепенно всплывающего из глубин безумной “кроличьей норы”…

Три года назад канадский разработчик Дэниэл Маллинс сделал для конкурса Ludum Dare короткую зарисовку Sacrifices Must Be Made, карточную игру с избушкой и таинственным маньяком. Она-то и легла в основу Inscryption, однако новая работа Маллинса несопоставимо шире и хитрее своего прообраза.

Истина где-то рядом

Разработка: Daniel Mullins
Издание: Devolver Digital
Жанры: Card game/Horror/1st Person/3D
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа: PC

Леший — фигура максимально загадочная. Во тьме скудно освещенной комнаты видны лишь глаза, вспыхивающие гипнотическим сиянием, да изредка руки, больше похожие на когтистые лапы. Кто или что он такое? Зачем ему играть с нами в карты? Почему он называет героя “соискателем” и как тот очутился в его доме? Вопросов навалом, а отвечать на них Inscryption не спешит, предлагая сосредоточить внимание на насущных проблемах. Любимая ККИ Лешего сурова, и поражение в ней означает неминуемую смерть — проигравших он превращает в уникальные пополнения для колоды. После чего усаживает за стол очередного соискателя, и карточная дуэль начинается по новой.

Впрочем, слово “дуэль” тут не самое подходящее, роли действующих лиц не равноценны. Процесс скорее похож на прохождение некоего “настольного” приключения, где герой выступает обычным участником, а Леший — всесильным “мастером”. Он раскладывает на столе карты местности, по которым нужно ходить деревянной фигуркой, емко и красочно описывает происходящее, примеряет маски различных персонажей и противостоит нам в сражениях. Своим положением хозяин не злоупотребляет и ведет игру относительно честно — интересное соревнование ему явно важнее победы.

“Настолка” посвящена мрачному и слегка сюрреалистическому путешествию через лес. Обозначенный фигуркой странник шагает по пунктирным дорожкам от одного события к другому и тащит с собой караван из волков, жаб, горностаев и других животных — собственно, боевую колоду. Дорога изобилует развилками, надо частенько выбирать следующую точку из пары вариантов: налево пойдешь — “зоопарк” увеличишь, прямо двинешь — в драку ввяжешься и рюкзак с полезными вещами подберешь. Никаких многословных историй за встречами нет, они сугубо функциональны — пополнить арсенал, усилить отдельную карту и прочие занятия такого плана. Зато оформлено все это восхитительно. Например, чтобы “прокачать” карту, необходимо погреть зверя у костра неких подозрительных оборванцев. Вскоре всплывает забавная дилемма — улучшение-то можно повторять неоднократно, но голодный блеск в глазах собравшихся намекает, что лучше бы не торчать здесь долго. Другие происшествия соответствуют: мрачные пещеры, безумные бродяги, жертвенные алтари…

В битвах без жертвоприношений и вовсе не обойтись — помимо показателей здоровья и мощи, у карт есть кровавая цена. Механика напоминает Hearthstone: мы выкладываем существ в ряд, Леший ставит своих напротив, звери по очереди грызут друг друга и (условно) игроков, наполняя чаши весов символизирующими урон зубами. Побеждает тот, кто первым опустит чашу соперника на стол. Казалось бы, просто, но бесплатно мы можем выкладывать только белок, которые не наносят урона. Желаете настоящего бойца вроде волка? Сбросьте и пожертвуйте двух белок. Медведя? Уже трех. А брать разрешают одну карту за ход, причем белки обитают в отдельной стопке.

Смотреть галерею скриншотов Inscryption

Воевать помогают остроумные нюансы. Кошку позволено приносить в жертву раз за разом — у нее, как известно, немало жизней. В черной козе сокрыты внушительные запасы крови. Размещенный на доске крольчатник плодит кроликов — лишний “корм” для хищников в дополнение к белкам. Гибель (независимо от причины) оставляет от наших зверей кости, и их тоже дают потратить на ходы — при условии, что в руке присутствуют специальные “костяные” карты. Скажем, койот или невероятно живучий таракан, что сигает назад в руку после смерти. Занятных особенностей вообще хватает: птицы летают (и поэтому бьют сквозь препятствия), рыбы ныряют, копытные уходят в сторону, жабы высоко прыгают и перехватывают птиц… Свойства можно передавать другим картам кошмарными ритуалами или даже распространять на целое звериное семейство, собрав по частям колдовской тотем.

Маллинсу удалось создать комплексную, нестандартную и при этом поразительно лаконичную систему. Она успешно работает без десятков невнятных параметров, статусов и запутанных правил, одобряет использование разных тактик, заставляет ломать голову и выкручиваться из плохих ситуаций неочевидными методами. Побеждать нелегко, но от ошибок и невезения соискателя страхуют найденные расходные предметы: животные в бутылках на случай, когда “нечем крыть”, песочные часы, вынуждающие противника пропустить ход, веер, под действием которого все на столе временно воспаряет. Если дело пахнет керосином, можно прибегнуть к нанесению себе увечий в духе “Пилы” — положить на весы вырванный зуб или что-нибудь более важное. Леший непременно оценит столь широкий жест…

Поскольку его адекватность вызывает серьезные сомнения, в свободные от боев и членовредительства минуты мы рыщем по избушке, пытаясь найти лазейку для побега. Хозяину это безразлично — в наш успех он, очевидно, не верит. В маленькой темной комнатке притаилось на удивление много всякой всячины: полки, шкафчики, бочки, диковинные агрегаты и статуэтки… Естественно, в них скрыто немало удивительных тайн. Вариация на тему “сбеги из комнаты” получилась занятной. Задачки вряд ли увлекали бы сами по себе, но в качестве дополнения к “настолке” идут на ура. Тем более что они с ней крепко сплетены — в укромных уголках заныканы новые карты. И весьма вероятно, что некоторые из них — совсем не то, чем они выглядят.

Смотреть галерею скриншотов Inscryption

Для Inscryption это в каком-то смысле лейтмотив. Болтливые кусочки картона со стильным дизайном, мрачный домик, даже принципы “рогалика” — старательно наведенная иллюзия, и по мере прохождения сквозь нее проступает иная глобальная картина. Если вы хотите играть согласно авторской задумке, бросайте читать эту статью прямо сейчас. Обойтись без “спойлеров” в дальнейшем я при всем желании не смогу, текст был бы катастрофически неполным.

Маллинс, известный любитель безумных ходов и проламывания несуществующих стен, задумал эдакую размашистую мистификацию, и не внутриигровую, а вполне реальную. Разглядывая скриншоты и видео в цифровых магазинах, вы увидите карточный “рогалик” про Лешего. Любая аннотация расскажет про карточный “рогалик” про Лешего. На самом же деле карточный “рогалик” про Лешего — первая треть Inscryption, а дальше припрятаны еще две небольшие игры.

Одолев хозяина избушки, мы проваливаемся в двумерный пиксельный мир. Им правят четверо Переписчиков, великих мастеров карточной игры. Переписчики — что-то вроде богов, их власть абсолютна, а свары нескончаемы. Немудрено, что отважные и наивные соискатели порой бросают им вызов, дабы занять позицию на Олимпе. Такую цель преследует и герой, разгуливая по локациям, решая головоломки и сражаясь почти со всеми встречными. Конечно, с помощью карт и по знакомым правилам, только в “дуэльном” формате и безо всяких “рогаликовых” особенностей.

Смотреть галерею скриншотов Inscryption

Колод в пиксельных краях четыре, у каждого Переписчика своя собственная. Герою надо выбрать какую-то одну и расширять ее, отыскивая и выигрывая наборы. “Звериные” карты перекочевали из первого акта с минимальными изменениями, самое заметное — все цены у них теперь в каплях крови. Розыгрыш за кости недоступен, потому что на нем функционирует “колода мертвых” с ее скелетами, гробокопателями и кораблями-призраками. Для любителей техники есть “роботы” — они ходят за счет самостоятельно растущей энергии и получают бонусы, объединяясь в электрическую цепь. А “маги” рассчитывают на силу волшебных камней, которые необходимо сбрасывать на доску заранее.

При этом карты разных типов взаимодействуют между собой. Убитые “звери” выдают кости для призыва мертвецов, на определенных представителей нежити влияют магические булыжники, железяки способны истекать кровью… Наша задача — заполучить как можно больше карт всех разновидностей, найти эффективные синергии и сформировать на их основе суперколоду, способную повергнуть могущественных Переписчиков. К сожалению, все это и вполовину не так интересно, как звучит. Схватки с рядовыми противниками по большей части элементарны, а местные боги — настоящие “читеры”, обожающие нарушать правила своими невероятными способностями. Понятно, что так и задумано, но местами автор все же несколько перегнул палку. Вдобавок везение играет в дуэлях слишком уж большую роль. Инструментов контроля наподобие “расходников” толком нет, и порой мы внезапно проигрываем партию на второй сдаче, не совершая никаких промахов.

Под занавес Inscryption меняет облик еще раз, возвращаясь к более удачной схеме. Снова вид “из глаз”, снова стол и темень, только антураж техногенный. Используемая колода, соответственно, “роботы”, а “настолка” поражает мощью прогресса — фигурка и карта голографические, вместо необратимой смерти — контрольные пункты и воскресающие противники. И этот эпизод тоже по-своему интересен, хоть и уступает первому акту.

Смотреть галерею скриншотов Inscryption

А за перевоплощениями и недомолвками притаился основной рассказ, поведанный через ролики с “живыми” актерами — история популярного блогера Люка, который освещает ККИ и распаковывает пачки карт на камеру. Это он обнаружил на одной из карт странные координаты, нашел указанную точку, выкопал там дискету с надписью Inscryption и теперь проходит записанную на нее таинственную игру, все яснее понимая, что странная находка грозит большими неприятностями…

Проблема в том, что ни бестолковому недотриллеру о блогере, ни междоусобным разборкам цифровых богов совсем не нужна такая подача. Не нужны мистификации, проломы в “четвертых стенах”, жонглирование жанрами и стилями…  Inscryption чудовищно избыточна и под завязку набита “фишками ради фишек”, она нагнетает обстановку и обстоятельно готовит почву, но сама не знает, для чего — подсознательно ожидаемый момент “о боже, мир перевернулся” все равно не наступит. Бесспорно, оригинальные и изобретательные карточные битвы заслуживают похвал и аплодисментов. Однако в целом творение Маллинса было бы куда привлекательнее, оставаясь в границах “рогалика про Лешего”.

О ЛОКАЛИЗАЦИИ
Приятный, легко читающийся перевод диалогов и описаний. Озвучка английская и присутствует только в “живых” роликах.

* * *

Inscryption хороша во многом. К сожалению, запредельная вычурность лишает ее внутренней гармонии.

Оценка Riot Pixels77%

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo/Athlon x2
3 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
2 Гб на винчестере

Core i5/Phenom 2 x4
6 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
2 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Inscryption
Author Rating
41star1star1star1stargray