Рецензия на Hellblade: Senua’s Sacrifice

Автор: ОЛЕГ ЗАЙЦЕВ

В древние времена люди компенсировали недостаток научных знаний избытком фантазии. Почему идет дождь? Дело рук богов. Почему Солнце восходит утром и заходит вечером? Таково желание богов. Почему соседняя деревня вымерла от неизвестной заразы? Не надо было гневить богов. В этой системе представлений особую роль играл (да и по сей день играет) ад. Худшего места для вечной загробной жизни не придумать.

Битвы разума

Разработка: Ninja Theory
Издание: Ninja Theory
Жанры: Action (Slasher)/3rd Person/3D
Похожие игры: Heavenly Sword, Dante’s Inferno, Spec Ops: The Line, God of War (серия)
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PlayStation 4
Обсуждение на форуме

Ninja Theory сделала себе имя на боевиках, но Hellblade похожа на своих предшественниц лишь в общих чертах: вид от третьего лица, ближний бой, симпатичная картинка. Порой возникает впечатление, что обертка «приключенческого слэшера» как основа игрового процесса была выбрана сугубо инерционно – привыкли так делать. Тем не менее, как бы инородно ни выглядели отдельные ее элементы, Senua’s Sacrifice умеет удивить даже в том, чего от нее никак не ожидаешь.

Смотреть галерею скриншотов Hellblade: Senua’s Sacrifice

Наша героиня Сенуа отправляется в Хельхейм – ад в представлении язычников-скандинавов, – дабы выторговать у его хозяйки Хель своего возлюбленного Диллиона. На первый взгляд история незамысловата и знакома, ведь путешествия в потусторонний мир в поисках собственной любви и богоборческие мотивы в подобных экшенах встречались и раньше – в Dante’s Inferno и God of War соответственно. Но больше всего Hellblade напоминает Spec Ops: The Line, поскольку хрупкая девушка страдает от жесточайших приступов, вызванных ее психозом. И ничто из появляющегося на экране не стоит принимать за чистую монету.

Разработчики прямо говорят, что стремились воссоздать внутренний мир человека, страдающего от серьезных психических расстройств. Если рассматривать Hellblade с этих позиций, то они полностью справились с задачей. Это проявляется во всем – от угрозы удалить файл сохранения до крайне путаного повествования, в котором факты раскрываются или всплывают сами собой чуть ли не случайным образом. Однако к финалу все или почти все кусочки пазла составят единую большую, интересную и очень личную историю.

Ощущение покоя появится лишь перед титрами: всю игру нас будут терзать, отвлекать и всячески вытаскивать за волосы из зоны комфорта. Взять хотя бы голоса, звучащие в голове Сенуа. Одни советуют идти вперед, другие – бежать назад, третьи вообще принадлежат посторонним людям… У сводящего с ума хора есть полезная функция: если враг подкрадется к девушке со спины, то кто-нибудь из ее демонов обязательно шепнет ей на ухо: «Сзади…»

Смотреть галерею скриншотов Hellblade: Senua’s Sacrifice

А заходить в тыл тут любят и умеют: камера висит очень близко к героине, почти на плече, что для слэшера не особенно и удобно – плохо видно поле боя. С другой стороны, сражения – далеко не главное в Hellblade, так как мы чаще прохаживаемся по локациям (хотя и не сказать, что спокойно), разгадываем головоломки и наблюдаем за лицедейством нашей подопечной. Экран лишен каких-либо интерфейсных элементов, поэтому контроль над Сенуа у нас забирают плавно и незаметно. И так же аккуратно возвращают обратно.

Первые два-три часа могут навевать тоску, но последующие события искупают затянутое вступление. Сталкиваясь с тем, как разум героини воспринимает реальность, я начал лучше понимать уже увиденные сцены. Это важно, ведь пробегать Hellblade как очередное «рубилово» по меньшей мере бессмысленно. Все здесь – от декораций до «артефактов», порой появляющихся на экране, – имеет какой-то смысл. И познавать значение очередного символа или метафоры намного интереснее, чем крошить каких-то мужиков с мечами и топорами.

Одна в темноте

Хотя драк не избежать: в нужный момент нас запирают на очередной «арене» в компании нескольких суровых типов. Справимся со всеми – сможем и дальше полчаса (а то и час!) разгуливать по окрестностям, никого не опасаясь. Арсенал приемов невелик: 2,5 удара, кувырок и блок. Бой обычно сводится к удачным отражениям чужих выпадов либо уходу из-под них. Вот только Сенуа очень медлительна, и достаточно простые стычки все равно держат в напряжении, так как противников часто выпускают целыми толпами, а пополнения добавляют буквально из воздуха.

Смотреть галерею скриншотов Hellblade: Senua’s Sacrifice

Но есть и один «суперприем», применяемый везде, – умение сфокусироваться на чем-либо. Изящное решение: человеку, у которого в голове постоянно звучат несколько голосов, а перед глазами внезапно могут появляться какие-то странные образы, жизненно необходимо уметь концентрировать внимание на самом важном. Скажем, на огромном детине с топором размером с саму девушку. Собравшись с мыслями, Сенуа замедляет все вокруг и наносит больше урона.

Вскоре после вступительной части битвы пропадают полностью, а нас поджидает ряд испытаний, в которых Сенуа совсем безоружна. Цепочку головоломок прерывает утомительная мясорубка, но потом Ninja Theory все-таки удивляет одной батальной сценой с последним «настоящим» боссом. Она проходит в полумраке, сменяющемся полной тьмой. Перед глазами маячит то морда огромного зверя, то какие-то непонятные картины, почти полностью закрывающие обзор, и чуть ли не половину времени приходится вести схватку, ориентируясь исключительно на… звук.

Звук в Hellblade играет огромную роль – не зря разработчики рекомендуют играть в наушниках. Тут и трехмерное многоголосье, и различные скрипы, охи, вздохи и прочие тревожные шумы, и рев скрытого тьмой монстра… Нашлось место даже для вибрации геймпада, которая в кои-то веки действительно важна в одной сцене. Конечно, больше всего внимания уделено визуальным эффектам. После прохождения обязательно посмотрите небольшой фильм о создании игры (он есть в главном меню): тогда вы точно поймете многое из того, что происходило с Сенуа.

Смотреть галерею скриншотов Hellblade: Senua’s Sacrifice

Если верить Ninja Theory, а также ученым и пациентам, приглашенным для лучшего изучения проблемы, в игре очень точно воспроизведены реальные ощущения психически нездоровых людей. Кошмар не держит Сенуа мертвой хваткой (естественно, если забыть, что она находится – или «находится» – в Хельхейме), он накатывает на нее волнами. За безмятежной прогулкой по побережью могут последовать блуждания во мраке в окружении нечетких силуэтов, принадлежащих каким-то отвратительным существам, – подобное не в каждом «хорроре» испытаешь. Или же весь мир вокруг вдруг может разбиться на множество осколков, из-за чего будет очень сложно найти путь. Звучит безумно, но подобные эффекты были воссозданы разработчиками, опиравшимися на рассказы своих консультантов.

По схожему принципу устроены головоломки, сведенные к нескольким типам. Во-первых, самые частые – поиск неких символов в окружающем мире. Скажем, теней в форме руны, отбрасываемых ветвями деревьев. Во-вторых – «воссоздание» реальности по кусочкам, когда на нужный объект необходимо взглянуть с единственно верной стороны. И в-третьих – необходимость, скажем так, посмотреть на мир по-иному.

Ninja Theory стоило разнообразить и задачки, и тем более сражения, но, по большому счету, то и другое работает на историю, а не наоборот. Прохождение потребует от вас около восьми часов, и каждое его мгновение будет раскрывать внутренний мир Сенуа по-новому, будь то реплики в ее голове или отлично поставленные сюжетные сценки (в основном мини-спектакли одного актера). Очередной, к слову, повод похвалить британцев за отличную лицевую анимацию.

И за графику в целом. Подобно самой Hellblade, акцентирующей все внимание на своей героине и пренебрегающей «мелочами» вроде интерактивного окружения (смотреть можно, но трогать что-то руками кроме дверей и лестниц доводится очень редко), визуальный ряд позволяет себе халтурить, если речь идет о какой-нибудь ерунде. Когда же надо показать почти что фотореалистичное лицо Сенуа на эффектном фоне, художники и движок UE4 легко с этим справляются. Бюджетность очевидна, однако в не самой короткой «инди»-игре нашлось место и для битв, и для «пазлов», и – что самое главное – для погружения в невероятную атмосферу фантастической истории. На такую тему, которую в настоящих блокбастерах стараются не затрагивать.

* * *

Hellblade: Senua’s Sacrifice слаба как слэшер и простовата для поклонников классических приключений. Но путешествие Сенуа способно оставить неизгладимое впечатление.

Оценка Riot Pixels84%

pixels-recommend

Summary
Review Date
Reviewed Item
Hellblade: Senua's Sacrifice
Author Rating
51star1star1star1star1star