Hearts of Iron 4: стокгольмские сводки

logo-hearts-of-iron-4-pdxcon-previewАвтор: КОНСТАНТИН ‘BOBIK’ ФОМИН

Paradox Interactive — бесспорный лидер среди компаний, создающих глобальные стратегии. Выпустив свой первый проект в этом жанре целых 14 лет назад, издательство постепенно охватило все исторические эпохи с античности до середины XX века и завоевало сердца тысяч преданных поклонников.

Однако главная победа случилась не так давно, в 2012-м, когда вышла Crusader Kings 2. Именно она прорубила для Paradox окно на массовый рынок: по официальным данным, ее тираж перевалил за миллион, а дополнений было продано два с половиной миллиона (позже успех закрепила Europa Universalis 4).

Шведы достигли вершин мастерства, научившись делать доступные самой широкой аудитории стратегии, не жертвуя глубиной. Теперь пришел черед Hearts of Iron 4, которую сами авторы величают ни много ни мало «definitive World War II game». Судя по всему, это не пустое бахвальство, и после ее релиза другие игры на тему Второй мировой станут не нужны. Ни о каком «расчете на казуалов» не идет и речи — каждый шаг Paradox прекрасно взвешен и обоснован. Старых фанатов не обидят.

Большим ударом, на чужой территории

Используя новые наработки, позволявшие легко освоить интерфейс и игровую механику в Crusader Kings 2 и Europa Universalis 4, разработчики по-прежнему следуют курсом, взятым в Hearts of Iron 3. По их мнению, главнокомандующий должен не возиться с расстановкой дивизий, а составлять планы для всей державы и принимать важнейшие решения. Кроме того, они стремятся сохранить историческую атмосферу и не навязывать развитие событий «по учебникам» с помощью грубых скриптов.

В версии, представленной прессе, было всего две стартовые даты кампании: 1936 и 1939 годы. Финальная черта при любом раскладе — 1948-й, хотя временные рамки наверняка раздвинут в аддонах. От сценариев, посвященных отдельным операциям, опять отказались — по словам авторов, они недостаточно востребованы.

Самое яркое нововведение в Hearts of Iron 4 — возможность чертить схемы прямо на карте, будто настоящий генерал. Управлять армиями таким способом удобно. Вы курсором выделяете участок границы, где следует обороняться, либо же подсвечиваете области, которые необходимо захватить (на экране появится стрелка, указывающая направление удара).

Смотреть галерею скриншотов

После этого игра показывает прогноз, как будет смещаться линия соприкосновения с врагом. Выключите паузу — и войска придут в движение. При желании план можно сделать сколь угодно детальным или дать некоторым подразделениям приказы вручную, если вы увидите, что ИИ неправильно понял вашу задумку (в «альфе» такое встречалось сплошь и рядом). Старую же систему с «цепочкой командования» и театрами боевых действий упразднили за ненадобностью.

Мир для нашего поколения

Чтобы мягко подтолкнуть игроков и страны, контролируемые компьютером, в нужную сторону, разработчики используют «национальные цели». Примерами служат известные шаги Гитлера: ремилитаризация Рейнской области, аншлюс Австрии, аннексия Судет, ультиматум Польше.

Идея не самая неожиданная — подобные задания знакомы по предыдущим стратегиям от Paradox. Однако вознаграждение в Hearts of Iron 4 необычное — очки политической власти. Сами по себе они тоже копятся, но лидер, сдерживающий обещания, обретает куда бóльшую любовь народа.

Один из способов потратить баллы влияния — усилить позиции оппозиционной партии (националистов, коммунистов или демократов). В этом случае возникнет коалиция либо начнется гражданская война. Еще вариант — включить в кабинет полезных министров или убрать тех, кто мешает. На содержание некоторых из них регулярно уходит часть политического капитала, другие, напротив, повышают вашу популярность. Принимать законы, активирующие модификаторы для разных сфер государственной жизни, также придется за счет этих очков.

Смотреть галерею скриншотов

Даже выбор «национальных целей» не бесплатен, просто окупаются они сторицей. Ряд миссий требует активных действий: скажем, расставить в каждой области, граничащей с Польшей, нужное число дивизий, или захватить и удержать Варшаву и еще три города, не дав французам ступить на немецкую землю. Другие достаточно выбрать и подождать, когда заполнится полоска.

А вот про дипломатию и шпионаж информации, увы, мало. Опции, доступные при переговорах, в целом останутся теми же — если авторы что-то и поменяют, то в более тонких деталях. Агенты умеют фабриковать поводы для нападения, собирать разведданные, проталкивать симпатичную вам идеологию и организовывать перевороты. Разработчики обещают сильно перестроить механизм восстаний, не объясняя пока, как именно.

Пот, кровь и слезы

Стремление одержать верх в войне — едва ли не главный двигатель прогресса, поэтому наука неизменно занимает важное место в стратегиях на тему Второй мировой. В Hearts of Iron 4 она также привязана к «политическим» очкам, необходимым для активации или смены компаний, которым вы даёте карт-бланш в определенных областях.

Каждая ускоряет исследования на N процентов и накладывает бонусы и штрафы на всю технику соответствующих типов. Например, детища «Порше» наделены превосходной броней, но медлительны и чаще выходят из строя, а «Хеншель» славен надежностью и качественными орудиями. Это придаст самобытности всем державам и поможет малым нациям не чувствовать себя ущербными. Они смогут взяться за столько же изобретений, сколько и ведущие игроки — просто в их распоряжении не будет бюро, способных достичь выдающихся результатов.

Сами «деревья технологий» в HoI 4 напоминают, как ни странно, World of Tanks. Вместо абстрактных «средних танков 39 года» на их ветвях расположились конкретные модели с четырьмя улучшениями, позволяющими строить варианты боевых машин на тех же шасси — например, «самоходки».

Смотреть галерею скриншотов

Разработчики хотят, чтобы игроки принимали ключевые решения уже при подготовке к войне. Раньше вы формировали целые подразделения, а их «переоснащение» было банальным апгрейдом: фабрики тратили трудодни, характеристики дивизий немного росли. В Hearts of Iron 4 танки, самолеты и орудия производятся поштучно и никуда не исчезают, пока их не уничтожат. А значит, старьем можно прикрыть второстепенные направления или послать его союзникам.

Переходить на более современные образцы вообще не всегда разумно. Чем дольше вы штампуете и используете одну и ту же модель, тем быстрее ее сборка и выше надежность. «Пантеры» безоговорочно лучше PzKpfw IV, но поставлять такое же их количество в войска вы начнете лишь спустя месяцы. Вдруг это сыграет переломную роль в ходе конфликта? Зато переход с PzKpfw IV на StuG IV (в рамках одного шасси) обойдется малой кровью.

Генералы готовятся к прошлой войне

Такие детали — не просто дань реализму. Видно, что Paradox прилагает много усилий, чтобы передать атмосферу Второй мировой через игровую механику. К примеру, вермахт имел явное преимущество над противниками за счет высокой слаженности, которую приобрел с боевым опытом. Прежде за это отвечали доктрины, дающие различные бонусы. Теперь вооруженные силы, участвующие в сражениях, копят очки для «конструктора дивизий». В дебюте партии вам доступны только стандартные подразделения. Хотите смешать танки, мотопехоту и поддержку в нужной пропорции? Сначала набейте шишки, как советская армия в первые годы войны.

Разумеется, сами дивизии тоже закаляются, и вы можете неплохо натаскать их, потратив ресурсы на масштабные учения. Даже если постоянно нести потери и получать «зеленые» подкрепления, уровень «прокачки» упадет не сразу — ведь именно новичков убьют первыми. В случае катастрофы вроде июня 1941-го в Hearts of Iron 4 разрешено отправлять на фронт недоукомплектованные, полуобученные части. Недостающее снаряжение подвезут им по мере готовности.

Смотреть галерею скриншотов

Борьба за господство в небе стала испытанием на выносливость в духе «битвы за Британию». По новым правилам максимальное численное превосходство в воздушных схватках — 2 к 1, поэтому противостояние идет на равных до тех пор, пока у кого-то не закончатся самолёты. Возиться со звеньями нет нужды — достаточно настроить автоматику в каждой из крупных зон ответственности.

На море — своя специфика. В большинстве стратегий океан разделён на секторы, и попавшие в них эскадры обязательно сталкиваются, хотя в реальности могли бы пройти в десятках километров друг от друга. В HoI 4 игрок выбирает, что лучше: распределить силы для более эффективных поисков или собрать их в кулак для решающего боя. От этого зависит, сколько кораблей вступит в бой, если вы обнаружите противника, и когда к ним прибудет подкрепление. То есть немецкие рейдеры попортят кровь «союзникам» и при подавляющем перевесе Королевского флота.

* * *

Единственная грань Второй мировой, которую Hearts of Iron 4, к сожалению, обойдет стороной — военные преступления и беспрецедентная жестокость немцев и других участников конфликта в отношении мирного населения. Как и в третьей части, тут можно ослабить хватку на оккупированных территориях или выжать из них все соки, но внимание на этом никто не заостряет. За концлагеря, гетто и мыло из человеческого жира отвечает абстрактный ползунок. А ведь этот отпечаток в истории важнее самых эпических битв. Увы, игры, чьи создатели рискнут изобразить те чудовищные события, пока даже нет на горизонте.

Встречи с Hearts of Iron 4 тоже придется подождать. «Альфа», которую показали прессе на недавнем слёте в Стокгольме, была слишком «сырой», чтобы её успели довести до ума к 70-летию победы в Великой Отечественной. Скорее всего, шведы ещё раз сдвинут дату релиза и управятся к годовщине завершения Второй мировой.

  • Alex Yegorenkov

    Опять про дидов забыле(

    А так вообще, звучит всё многообещающе — даже захотелось сыграть, хотя до сих пор я не осилил до нужного уровня ни одну из стратегий от PI.

  • ИИ в предыдущих частях был диким и вряд-ли что-то поменяется, только ручками все 1000 дивизий…

  • Woolfer

    Разработчики же раньше вроде говорили что можно будет сочетать производство старых и новых танков на разных производственных линиях и наоборот подчёркивали что некоторую часть стоит оставить выпускать старую технику дабы не терять в эффективности, уже передумали?

  • Konstantin Fomin

    Интерфейс такого по-моему не предполагает
    http://forum.paradoxplaza.com/forum/attachment.php?s=2b8b339a28808582273f5354844deb25&attachmentid=107377&d=1399627472

  • Аргел Тал

    Однажды я доживу до Hearts of Iron, в котором юниты будут состоять из нескольких моделек (как в Civilization 5). Я знаю, что это мелочь, но в моем конкретном случае этот незначительный косяк раздулся до таких размеров, что я дропнул игру, не успев в ней разобраться. От вида того, как один солдатик уныло стреляет из винтовки, полностью разрушается восприятие происходящего эпика.

  • Woolfer

    По скриншоту трудно судить, но кнопки «добавить танк» «добавить артиллерию» и «добавить самолёт» снизу вполне могли бы добавлять в список новые производственные линии. Собственно если они не для этого, то я как-то слабо представляю зачем они тогда вообще нужны на этом экране.

  • Ruslan Panasenko

    Бобик — главный фанат игр от Paradox в редакции)

  • Не, есть еще 🙂 Я тоже фанатею — включаю иногда CK2, с благоговением смотрю на карту минут 10, потом выключаю :)))

  • Konstantin Fomin

    Да, наверное вы правы. Во всяком случае, уверенности тут нет, лучше уберу этот момент из текста.

  • Alex Yegorenkov

    Ну это прямо 99% моих сессий в СК2!

  • xHERETICx

    Таки можно будет толкнуть ползунок и устроить гражданскую войну между НСДАП и КПГ?

  • Konstantin Kim

    Лучше так:

    http://ic.pics.livejournal.com/sov0k/39170228/51177/51177_600.jpg

  • Konstantin Kim

    а «Хенкель» славен надежностью

    Все-таки «Хеншель», Henschel.

  • Да, спасибо.

  • Chaos

    О господи. Прочитал начало статьи, вздохнул, прочитал конец.

    «…разработчики по-прежнему следуют курсом, взятым в Hearts of Iron 3. По их мнению, главнокомандующий должен не возиться с расстановкой дивизий, а составлять планы для всей державы и принимать важнейшие решения.»

    Нет, не следуют. Убрали Order of Battle — теперь игра не wargame, а Grand RTS для фанов EU4/CK2. Вторая мировая война, где воюют десятки/сотни дивизий отдельных — а не полков/дивизий/корпусов/армий/групп армий/фронтов/театров.

    «Увы, игры, чьи создатели рискнут изобразить те чудовищные события, пока даже нет на горизонте.»

    Серьезно? Каждый божий раз, в каждом шутере, нет?

    Хорошо что мой английский в последние 3 года стал лучше, чем раньше, и я перестал читать русскую игровую прессу. Не хотел звучать как хейтер из интернетов, но извините.

  • Chazm

    >Серьезно? Каждый божий раз, в каждом шутере, нет?
    Вот недавно в вольфе показали страшные будни нацистского концлагеря.

  • У вас как-то взорвалось сильно.

  • Роман Кушнир

    Главное, что убрали систему штабов — она была тем еще геморроем, при нулевой ценности. Вопрос в том, разрешат ли создавать крупные корпуса из двенадцати дивизий, как во второй части или опять придется мыкаться с мелкими по четыре.
    Количество провинций не уменьшили — опять придется собирать в мультиплеер по двадцать человек. Если они сохранили для СССР те же штрафы, что и в третьей, когда немцы просто сносили советскую оборону, то это вообще финиш — игра опять будет заканчиваться в 41-м. Да и вообще, тот факт, что концепция игры не предполагает постоянного прямого управления, ставит возможность мультиплеер, как и с третьей частью, под сомнение.

  • Ivan Ivanov

    >Вопрос в том, разрешат ли создавать крупные корпуса из двенадцати дивизий, как во второй части или опять придется мыкаться с мелкими по четыре.

    Корпуса теперь до 50 дивизий, посмотрите на портрет Сикорского внизу экрана http://ru.riotpixels.com/games/hearts-of-iron-4/screenshots/32/, правда это заточено под управление ИИ. Стандартная практика в ХоИ3, когда искусственному идиоту отдаешь пехоту, а сам вручную руководишь танками, в ХоИ4 станет удобнее.

  • Роман Кушнир

    В мультиплеере это не прокатит — только руками.

  • Ayrat Neizvestniy

    Расскажите про конвои, молю! Их переработали? Мне от бесконечных ежесекундных сообщений про уничтоженный конвой в третьей части хотелось вешаться.

  • Роман Кушнир

    А в чем проблема просто отключить сообщения о потоплении конвоев?

  • Ayrat Neizvestniy

    Ну сообщение-то убиралось, а звук «бубух» каждые несколько секунд оставался. В любом случае систему нужно было переработать, работала она дерьмово.

  • Роман Кушнир

    Звук убирается, если не ошибаюсь, отключением отображения в логе. А система работала вполне нормально: есть «виртуальные» корабли, есть их перехват, есть недостаток ресурсов у противника. Чего тут менять?
    Вроде как, правда, хотят сделать систему без «виртуальных» кораблей, но это принципиально дела не меняет.

  • Bersercker

    Почитал оффорум и что-то опасаюсь как бы они не переборщили с оказуаливанием. 🙁 ООБ нету, стратегических иконок вместо моделей нету, еще «планы» эти. Что-то мне сдаеться что управлять дивизиями в ручную, как в ХоИ3, с такой системой будет очень сложно. Да и геймдизайнерами предполагаеться, что всё будет происходить под управлением ИИ которому дали «план», соотвественно под планы затачиваеться и интерфейс.
    На оффоруме после эпичного срача модераторы даже запретили обсуждать эту тему. Из ответов разработчиков понятно что модами сделать «как в хои3» тоже вряд-ли получиться. Разве что сами разрабы, возможно, выпустят длц.

  • Vankliff

    Звучит многообещающе. У парадоксов с каждой игрой все лучше и лучше получается. А Европу 4 впервые сыграл партию до конца, 3-ю ниразу не до конца не осилил. Надеюсь что после HoI они примутся за новую Вику

  • SAS

    >> Единственная грань Второй мировой, которую Hearts of Iron 4, к сожалению, обойдет стороной — военные преступления

    зачем оно надо в такой игре?

  • Konstantin Fomin

    Для контекста.

  • Konstantin Fomin

    В HoI 2 не было OOB и в «Викториях» и я бы не назвал их «казуальными»

  • Konstantin Fomin

    > Убрали Order of Battle — теперь игра не wargame
    То есть Hearts of Iron 2 была не хардкорной игрой вовсе?

    Вообще интересно, что когда эту систему ввели, большинство ныло, что «не работает как надо». Из чего вывод, что чаще всего в интернете главное — поныть.

    Мне тоже нравилась третья часть, если что. Но и вторая нравилась. Разный подход, и так, и так интересно, по-моему, со своими плюсами и минусами.

    За английский за ваш рад, если есть время и желание, можно вообще сразу идти дневники разработчиков читать — информации получите больше.

    Про прессу не надо только ляля, вот я сходил и посмотрел на превью по этой же версии на Еврогеймере — пустословие, рассчитанное исключительно на тех, кто серию вообще в глаза не видел. А ведь «солидный западный сайт», да?

  • Konstantin Fomin

    Вольф — трэш-сказочка про расстрел футболистов, я все-таки про более серьезный подход

    Для сравнения — про Первую мировую вот не боятся, та же Valiant Hearts и передает контекст душевнее, и факты рассказывает в справочнике

  • Ulris Ventis

    На самом деле, у меня каждый раз при виде этой серии ощущение, что времени на нее не напасусь в принципе, последний раз так и было, 10 минут я открывал все возможные меню и подменю, смотрел на различные факторы и параметры, потом закрыл и понял что до пенсии в нее сыграть не смогу.

  • SAS

    может всё-таки пусть «пироги печет пирожник, а сапоги тачает сапожник»? и про ужасы войны пусть рассказывают игры типа «this war is mine», а не стратегии парадоксов?

  • Konstantin Fomin

    Там война-то выдуманная, а здесь про настоящую.

    Мне кажется, что люди понемногу начинают думать, что Великая Отечественная — это вот про радость от великих побед, всякие операции «Багратион» и флаги над Рейхстагом, а не про горе от сгоревших сёл и миллионы замученных людей.

    Мне кажется, это забывать плохо, потому что тогда людям начинает казаться, что та война — это довольно прикольно и вообще чуть ли не лучшее, что было с нашей страной, если что — мы не против и повторить.

    Чтобы не быть голословным https://www.facebook.com/permalink.php?story_fbid=798195206883455&id=100000789487461

  • SAS

    Вы конечно правы и про ужасы надо помнить и напоминать про них новым поколениям, но по-моему лучше это сделают игры, специально этому посвящённые. а если парадоксы дадут возможность совершать военные преступления в своих стратежках, то вряд ли это будет смотреться гармонично в играх, посвящённых прежде всего планированию и управлению. плюс парадоксы же наверняка подойдут к этому педантично, без эмоций, и дадут эту возможность всем сторонам, как это и было в реальности. представляете какой вой после этого подымут очередные «комедианты» и борцы с «очернительством»?

  • Konstantin Fomin

    Я согласен, что не обязательно это давать в руки игрока, но можно заскриптовать. «Играешь за Германию, у власти нацисты, оккупировал Польшу — через N месяцев оккупации показать сообщение с информацией и какой-нибудь фотографией». Другие события у них примерно так и заложены в игре же.

    Пришло еще в голову, что это можно сделать опциональным, предлагать в начале партии на выбор, что вообще снимает все вопросы.

  • Chaos

    > То есть Hearts of Iron 2 была не хардкорной игрой вовсе?

    Не играл. Игра может быть хардкорной, но не быть воргеймом 🙂 Воргейм предпологает наличие глубоких военных механик. Тактические воргеймы в реальном времени у нас сейчас есть (Combat Mission, Graviteam Tactics), стратегический в реальном времени был один (HoI3) — теперь нет. Ну вот нет игры, где я могу воссоздать структуру армии целого государства. Теперь там абстрактные дивизии и 5 (!!!) генералов на целую Германию в 1936.

    > …если есть время и желание, можно вообще сразу идти дневники разработчиков читать — информации получите больше.

    Этим и занимаюсь, но еще подписан на твиттер вашего сайта — зашел почитать и бомбануло дополнительно, в догонку после просмотра записи стрима с Парадокс. Извиняюсь за резкую реакцию, но объясню причину бугурта.

    Стрим Парадокс. Сидят девелоперы и сидят летсплееры, которые играют в игры Парадокс (одни из топовых — Quill18 и Arumba, если не ошибаюсь). Оба не играли толком в HoI по их же заявлению, оба ничего не поняли в HoI3 по их же заявлению — но при этом оба рады, что Order of Battle пропал, потому что они его не понимают. Занавес.

    На мой взгляд, есть две аудитории у Парадокс — аудитория HoI3 (небольшая) и аудитория CK2, EU4, Victoria 2 (основная часть). Более старые игры я бы в расчет не брал, я не верю что достаточное кол-во игроков до сегодняшнего дня осталось. HoI4 судя по тому, что про нее показывают направлена на большую часть аудитории, а не на аудиторию HoI3. Это как ситуация с тем, чем сейчас стала Arma 3.

    После этого я прихожу сюда, и вижу аналогичное заявление, звучащее как «order of battle убрали, потому что его кто-то не понимал и без него вот всем будет лучше».

    > Про прессу не надо только ляля, вот я сходил и посмотрел на превью по этой же версии на Еврогеймере — пустословие, рассчитанное исключительно на тех, кто серию вообще в глаза не видел. А ведь «солидный западный сайт», да?

    Не читаю их, в последние пару лет вообще больше информации напрямую от девелоперов стараюсь потреблять.

    На мой взгляд, OOB нужно было редизайнить в сторону большей удобности (и черт с ними, с HQ, они могли бы быть «за картой»), и сделать опциональным и автоматизированным для тех, кому не надо. Блин, я б даже купил бы DLC OOB.

    Вот, вроде получилось менее как хейтер из интернетов, больше как обиженный кастомер Парадокс :))

    На самом деле мне нравится CK2, например — недавно закупил все DLC и получаю дикий фан, но блин, разные игры же.

    В HoI3 была куча плохих механик, но именно OOB был одной из фичей, что были не чей то фантазией на тему. «Я Гитлер и у меня армия из 200 дивизий» — для меня это как возможность жениться на любой принцессе мира в любом момент, будучи графом в Ирландии — потому что игра.

    Я чесно говоря вообще не представляю, как можно рулить таким кол-вом юнитов без OOB. Есть у меня предложение, что и тут засада — на всех скриншотах и во всех видео дивизий у Германии в 1936 году раза в 4-5 меньше, чем в HoI3, то бишь в районе 40-50к человек. Эх, и тут абстракция.

  • Konstantin Fomin

    В принципе, серия HoI всегда и была глобальными стратегиями, а OOB засветилась как раз только в третьей части, так что тех, кому именно серия нравится, бомбить как раз не должно.

    Что не варгейм-то я согласен, но для глобальной стратегии может быть правда будет лучше. А тех, кто начал со второй части, еще полно, на самом деле. То есть в принципе это нормально, что Paradox работает на свою аудиторию (в своем жанре-то они лучшие) — это скорее третья часть была крутым экспериментом.

    Я еще добавлю, что «убрали за ненадобностью» — это не значит «станет лучше», это значит что в рамках этой концепции можно и без OOB, другой принцип управления просто, а иерархия вся за скобки вынесена.

  • Владимир Кузнецов

    Вон, в CoH показали — и что хорошего из этого получилось? Ура-патриоты тут же закричали, что это все маразм и неправда, что подлые американо-канадцы очерняют светлый образ воина-освободителя. Можно конечно сказать, что там перегиб имел место, но с другой стороны — все это не с потолка брали.
    Стоит ли говорить, что сейчас в устах Константина Фомина идея ввести оенные преступления в HoI4 звучит разумно. Только вот проблема в том, что не одни нацисты ими занимались. А если вдруг в игре рядом с Хатынью всплывет Катынь, чего доброго и эту игру освистают и запретят, как «порочащую».
    Плюс к тому, «абстрактный ползунок», конечно, не отражает глубины преступлений оккупационного режима, но он позволяет игроку управлять этим процессом. А вот «автоматически всплывающие окна» несколько противоречат концепции игры, поскольку появляются просто потому, что игрок выбрал «не ту сторону».

  • Chaos

    Ну, кроме отсутствия OOB и абстракностей в военной части абсолютно все, что показывали про HoI4 — все классно. Все лучше, удобней, логичней. Вообще судя по всему HoI4 будет отличной игрой.

  • Helso

    В перевод будет на наш язык? На язык тех кто освободил мир от нацизма? Или опять Русских парадоксы прокатят?? Мы же тут пираты конечно, все поголовно чо уж… И стим бедным парадоксам не помог… Они такие бедные… Соль земли, перевод сделать не могут.

  • Stella_Astrum

    Дык на стратежиуме переведут те — чо ноешь-т?

  • Ivan Red

    Константин, все ждем обзоров на Charlemagne и WoL 🙂

  • Bersercker

    Ну в Хои2 и провинций же меньше было, как и в Викториях, если не ошибаюсь? Соответсвенно и дивизии можно было обьеденять в более крупные группы. А тут как-то слабо представляю как управляться с таким количеством отдельных групп, например, если играть за немцев. Обводить всё в рамку и вперёд, так окажеться потом что все танки поехали в болото, а пехота только переходит границу или что-то в этом роде. Читал что можно будет забиндить группы на 1-10, но это как-бы не совсем то. Видимо предполагаеться, что управлять в ручную группами дивизий игроки почти не будут, используя вместо этого планы.

  • Konstantin Fomin

    Сомневаюсь, что получится, все время что-то более актуальное есть. Но на Art of War хочу вот все-таки.

  • Snor

    Надо было Русских капсом, а то недостаточно патриотично.

  • Ivan Red

    А Парадоксы в кулуарных беседах не намекали куда дальше CK 2 и EU IV развивать планируют? Раз о сиквелах пока даже не думают, то о патчах и DLC точно думают.

  • Ivan Red

    Мне вот интересно. Ну не знаешь ты английский язык и учить не хочешь. Чем lite-версия от стратегиума из Стим Воркшоп не устраивает, совместимая с Iron Man и прочим? Или полная версия с форума?

  • Ivan Red

    Используемых меню там не так много, на самом деле.
    Если вы хотите разобраться в CK 2, то могу порекомендовать шикарнейший туториал (правда он на английском). Лучше, чем это сомневаюсь, что то-то есть:
    http://www.youtube.com/playlist?list=PLH-huzMEgGWBBUYoAjpLxFkbgFw19CeA_

    А если вы исключительно в плане времени, то да… Эх… 🙂

  • Konstantin Fomin

    Rome 2 вот засветился из нового

  • Viktor Kryshtalev

    да по моему СК2 примитивный до ужаса один вечер потратил после работы .чтобы разобраться.

  • Viktor Kryshtalev

    кстати да я только в европу 2 доигрывал до конца и европу 4

  • Ulris Ventis

    Я не спорю, но я был в том состоянии, когда для меня инфа было потоком символов)

  • Ulris Ventis

    Благодарю, приступлю на пенсии.)))

  • Viktor Kryshtalev

    А тем она не устраивает что переводят её через несколько месяцев после релиза.

  • Viktor Kryshtalev

    Это да обучение в играх от парадокс ужасное я помню когда в школе учился распечатывал для Европы 2 мануал и читал. А так , если есть знакомый который умеет за час игры научит, там все просто зашел, посмотрел советников, наследников , закон принял , амбицию выбрал, улучшил провинцию, оценил обстановку и понеслась )
    Смысл в том , что в каждой вкладку открыл посмотрел что творится , а там все очень просто, у советников нужны хорошие параметры и верность и.т.д

  • Weltfraumfahrer

    Вот интересно, можно удачно завершить немецкой армией войну с СССР и высадить десант на территорию Англии и США. Или наоборот после победы в 1945 продолжить войну между союзниками и СССР.

  • Viktor Kryshtalev

    Я как то играл еще в первую часть у меня там армия под руководством буденного мыла ноги в индийском океане.

  • Weltfraumfahrer

    Ну если можно в такую альтернативу и вести боевые действия на территории США то просто проситься немцам добавить Е-100, а американцами их танки T54E1 с качающейся башней и автоматом заряжания)

  • Владимир Кузнецов

    >На язык тех кто освободил мир от нацизма?
    Так на английском она и будет вроде :trollface:
    >Мы же тут пираты конечно, все поголовно чо уж…

    Что подтверждается объемами продаж. Совокуный рынок стран населением больше 200 млн. не в состоянии перевалить по объемам продаж 5% уровень. При этом каждый знает игры PI и играл в них.

  • Константин Прохоров

    Вообще ООВ только мешал, приходилось кучу времени тратить на его переустройство. Хорошо, что убрали, если честно.

  • Roger Daniels

    Маразма и неправды там, поверьте, хоть отбавляй, так что в большинстве своем претензии оправданы. И дело не в квасном патриотизме, а в обыкновенной лжи, берущей свои корни из недообразованности и невежества.

  • Baka Waka

    >Вместо абстрактных «средних танков 39 года» на их ветвях расположились конкретные модели с четырьмя улучшениями

    А как же они обойдутся без «средних танков 39 года» в партиях за Испанию или Югославию?

  • Ayrat Neizvestniy

    Именно к этому разработчики и идут.

  • Ivan Red

    Уверяю, что из этого мануала и продвинутые игроки почерпнут разные вещи. Хотя смотря как и за кого играть, конечно. Iron Man (только на нем и имеет смысл отыгрывать) + random character иногда крайне интересные вызовы бросают.

  • Bersercker

    Вот будет очень хреново если так, предрекаю бугрут эпических размеров у фанатов хои2,3 и себя в том числе. В начале думал что будет что-то типо нормального хои3+планы, и если «всё идет по плану» получаем бонусы к задержке между атакмискоростиморали и т.д. Насчет бонусов вроде бы и разработчики что-то такое говорили. Т.е. использование планов — вспомогательная фича для управления армиями + реалистичность, а не единственно возможный вариант. Планы же и в Хои3 были, правда оно всё было кривое и я их толком не юзал.

  • У Вас есть какая-то другая реакция на критику? Взрослые же люди, а аргументы просто no comments.

  • > война — это довольно прикольно
    В CK2 чернухи хватает, представляю как бы форумчанам на плазе нравилось устраивать холокост

  • Роман Кушнир

    Скорее всего также, как и во второй части. Испанцы будут выпускать панцеры, югославы — линейку союзников.

  • Кирилл Олейников

    Как CK,EU или отдельные механики?

  • Кирилл Олейников

    Ага.
    Жуков автоназначался например комадующим 3й задрищенской дивизии где-то на границе с Монголией.
    И ищи его потом.

  • Anonymous Incognito

    А ссылкой не кинете на источник?

    По ощущениям, нормально всё с рынком, ну не считая что его платежеспособность упала в два раза.

    Правда интересно, как дела в мире обстоят. А 5% чего, я так и не понял.

  • Helso

    Ого сколько защитников парадоксов вылезло. Чего вы защищаете? Издателя, который плевал на Россию? Молодцы.

  • Chazm

    Пока в игорях не могут даже толком передать «war is hell» не то чтоб на уровне Хеменгуэя или Ремарка, а даже на уровне голливуда.

  • Felix

    А вот на «парадокс» заглавных букв не хватило.:)

  • Felix

    Как только люди руки не заламывают, лишь бы английский не учить.

  • Bersercker

    В хои2 и 3 можно было, скорей всего и тут так-же. Насчет танков не помню, но в последних техах были реактивные истребители, ядерные бомбы и т.д.

  • ZombiekRP

    Вы же большой мальчик — должны понимать, что если не делают на русском — значит им невыгодно. А не потому, что госдеп проплачивает.

  • Konstantin Fomin

    Да не, могут по бестолковости. Парадокс как издатель не сахар вообще.

  • Konstantin Fomin

    У них действительно все хорошо с рынком, и то, что они не занимаются локализациями — нонсенс
    http://riotpixels.com/paradox-na-igromire-finansovy-e-uspehi-tekushhie-proekty-i-anons-warlock-2-the-exiled/

  • Gubern

    правильно у Югославов как раз были и американские шерманы, и советские танки Т34-85 + их собственные переделки. Югославы должны иметь плюсы за счет других аспектов 🙂 Например, иметь атришн дополнительный для врагов:)

  • Gubern

    Очень надеюсь создание реальной реиграбельности, чтобы не было предрешенных судеб и решений типа «вот сейчас мне пора напасть на Францию, а то на Советский союз не успею».

  • bdiang

    >> Вы курсором выделяете участок границы, где следует обороняться, либо же подсвечиваете области, которые необходимо захватить
    Этих — захватит. Этих — растрелят.

  • Shadow0603

    Да они даже на родную Швецию плевали, представляете какие нацпредатели?

  • Khranitel

    Так, стоп, а чё это у тебя имечко не Русскими буквами написано? Плюёшь на наш Родной Алфавит, фашист недобитый?!

  • Carmody True

    Господи аллюзии на тему пукан бомбанул от зрелых людей Извините но вы бы книги что ли читали Словно на МДК оказался

  • tranquillum

    «За концлагеря, гетто и мыло из человеческого жира отвечает абстрактный ползунок.» — сильная фраза.

  • Carmody True

    Что мешало поставить ручное назначение ? Открепить любимого Жукова и на будущее включить ручное назначение Или руки рвались в CoD ?

  • Carmody True

    Вторая часть редкостное барахло

  • Guest

    На первый взгляд игра делается для тех кто любит попроще для любителей клеить танчики и клепать толстенькие кораблики. Удручающее своей примитивностью дерево технологий (не надо говорить что оно как во второй части вторая часть хуже третьей ) какой-то детский глянец и Pzkmpf IV вырастающий из Pzkmpf III (хотя на начало войны во Франции первых было в три раза больше). Весь цимес в том что и тройка и четверка использовались вместе Pzkmpf III как основной Pzkmpf IV как танк поддержки пехоты и ни о каком последовательном развитии в этом случае речь идти не может. Это стыд Даже не хочется упоминать об отказе от ООВ почему бы не назвать эту детскую поделку CiV:Rise of the Hitler

  • Кирилл Олейников

    мешало то что он сначала назначался хз куда, потом ищи его.

  • Митрий

    Очень хорошая новость, надеюсь будет полноценная русская локализация. С повышением номера игры Парадоксов только становятся лучше. Только, боюсь, по традиции Парадоксов игра будет полностью допилена к последнему дополнению как в случае с Европой 4.

  • Araucan

    И не стыдно это убогую игру в пример приводить.

  • Helso

    Ага надейся. Я тоже понадеялся, так меня тут в комментах с маянезиком схрумкали всей толпой.

  • Carmody True

    Что его искать ? Там же фильтры фильтруешь по буквам листаешь до Ж и вуаля разве нет

  • Carmody True

    Эта часть скорее всего станет усладой для любителей клеить блестящие танчики и клепать толстенькие кораблики. Отказ от структуры командования,примитивное и с огрехами в историчности дерево исследований резко сниженный размах действия на карте ( и как следует отсутствие былой эпичности) ненавязчиво шепчут об этом. Это субъективное мнение но и оно имеет право на жизнь поэтому удалять его в лучших комсомольских традициях не стоит.

  • Кирилл Олейников

    Я не помню в релизе списка для назначенных.
    И он не только один.

  • Carmody True

    Достаточно сравнить потери Германии на Восточном и Западном фронтах чтобы понять что англосаксам и сочувствующим эта победа только снится.

  • Helso

    Я не понимаю почему парадоксы так зациклились на второй мировой. А как же первая? Можно было бы множество механик придумать. А они всё по кругу бегают.

  • Владимир Кузнецов

    По вашей логике, победили в ВМВ Германия и Япония — у них-то потери наибольшие.
    Откройте окно, посмотрите вокруг и оцените, как живет «страна победитель». Все семьдесят лет со дня победы. И перестаньте уже тешить себя иллюзиями.

  • Carmody True

    Ох

  • Carmody True

    Вы смешны Факты остаются фактами Франция слилась за месяц Англия огребала в Африке от Роммеля и почти пошла ко дну во время Битвы за Британию (не будем упоминать как резво Англия сбежала с материка имея вместе с Францией количетсвенное да в целом и качественное преимущество в силах) Америка задорно билась с Японией на Тихом. Вопрос к имбецилам чей вклад в победу на Европейском плацдарме больше ? По поводу того как я живу во-первых это никак не относится к роли СССР в победе над Германией (Вьетнам победил США на своей территории хотите обсудить и их качество жизни ?) а во вторых я не жалуюсь. В третьих избавьтесь и вы от нелепых мечтаний о исключительно светлом западном мире демократических свобод п

  • Carmody True

    Откройте окно, посмотрите вокруг и оцените, как живет «страна победитель». — Это практически стопроцентная цитата из рассказа Пелевина Оружие возмездия 2015 год на дворе каждый год пишутся отличные книги достаточно почитать шот и лонг листы Дублинской и Букеровской премий а вы до сих пор цитируте Пелевина Тьфу

  • Carmody True

    Так есть же игры хорошие игры про ПМВ тот же To End all Wars

  • Vasya Vasin

    Про «после ее релиза другие игры на тему Второй мировой станут не нужны.» очень хорошо, спасибо, повеселили.

  • Baka Waka

    Ой фак, НСДАП теперь фашисты что ли?

  • лiл

    > Опять про дидов забыле(

    Не горюй, накати горилки!

  • Alex Yegorenkov

    А я правосек, я не пью)