Железные впечатления: плата видеозахвата Razer Ripsaw

«Неужели платы видеозахвата ещё актуальны? — удивится читатель, избалованный функциями современных игровых сервисов. — PlayStation 4 и Xbox One передают картинку в YouTube по нажатию кнопки, а на PC это умеют делать не только Steam, Uplay и утилита Xbox, но даже фирменный софт от Radeon и GeForce. Зачем платить за лишнее устройство в системе?»

С одной стороны, всё верно — технический прогресс превратил запись и трансляцию игрового процесса из сложного, дорогого удовольствия в массовое явление. Не нужно много труда, чтобы нажать кнопку «Share» на геймпаде, задать нехитрые параметры и стать интернет-звездочкой.

С другой – эта простота таит немало подводных камней. На РС, если вы играете и стримите одновременно, вам потребуется очень мощная система, чтобы держать стабильно 1920х1080 с частотой 60 кадров в секунду (а для разрешения 4K — и того мощнее). Если при этом ваш компьютер «зависнет», он утащит в недра «синего экрана смерти» не только игру, но и прямой эфир.

На консолях производительность при захвате видео не падает — там для этого выделены отдельные мощности, — но есть другие сложности: разработчики иногда блокируют запись изображения, будь то отдельные моменты из игры или вообще полностью. Попробуйте, к примеру, застримить с PS4 финальные сцены Final Fantasy 15 или хотя бы сделать скриншот в Guitar Hero Live — консоль сразу заявит, что запись в данный момент невозможна. Плюс, качество кодирования у обеих приставок даже с максимальными настройками, мягко говоря, посредственное, а какая-нибудь Sega Dreamcast вообще не умеет в стримы.

В общем, на плату видеозахвата, если вы серьёзно решили посвятить себя YouTube и Twitch, раскошелиться надо. Razer Ripsaw, попавшая ко мне на тестирование, — вполне достойный кандидат для покупки.

Кортикальный захват

Ripsaw поступила в продажу ещё в прошлом году, но тогда у этой маленькой коробочки не было собственного приложения для записи видео и скриншотов. Покупатели, подобно владельцам AverMedia Live Gamer Extreme, чья начинка практически идентична Ripsaw, обходились платной XSplit Broadcaster и неуклюжей, зато дармовой OBS Studio. Лишь через несколько месяцев Razer выпустила фирменную программу Cortex Gamecaster, «заточенную» под работу с Ripsaw.

  • Интерфейс: только USB 3.0
  • Видеовход: цифровой – HDMI / аналоговый – компонент
  • Аудиовход: цифровой – HDMI / аналоговый – RCA L/R
  • Аудиовход mix-in: 3,5 мм вход для микрофона / 3,5 мм вход для внешнего устройства
  • Видеовыход: HDMI
  • Максимальное разрешение захвата: несжатое изображение 1080p@60
  • Поддерживаемые разрешения: 1080p, 1080i, 720p, 576p, 576i, 480p, 480i
  • Размеры: 130 x 86 x 17 мм
  • Вес: 183 г
  • Рекомендуемая цена: 10990 ₽
Вообще говоря, Gamecaster не требует Ripsaw, но стоит подключить плату захвата от Razer, как эта программа автоматически превращается в Pro-вариант, дающий вожделенные 1080p@60 и ряд других полезных функций. Остальным за такие удобства придётся вносить абонентскую плату — $39,95 в год.

В комплект с Ripsaw входят разные кабели и переходники, которые могут потребоваться для записи видео с современных и старых систем (в том числе компонентный AV-кабель специально для PS3), а также кабель для подключения устройства к разъёму USB 3.0 вашего компьютера (правда, коротковатый). Скорости такого соединения более чем достаточно, чтобы вы получили несжатое видео в 1080p@60. HDMI-разъём позволяет дублировать картинку на монитор или телевизор, а два аудиогнезда упрощают задачу для желающих прокомментировать происходящее и наложить дополнительную звуковую дорожку.

Светодиодный индикатор на корпусе сообщает, подключена плата сейчас или нет, хотя эта лампочка здесь больше для украшения, чем для удобства. Дизайнерам, отвечавшим за Ripsaw, стоило проявить такое внимание к надписям возле разъёмов — набранные чёрными буквами на чёрном матовом корпусе, они едва заметны даже при ярком освещении. Конечно, сдвоенный разъём USB 3.0 ни с чем не спутать, а остальное вы быстро запомните, но всё равно странноватый подход к эргономике.

После того, как вы подключите Ripsaw к компьютеру, следующий шаг — установка Razer Synapse, универсального приложения, обязательного для всех продуктов компании. Правда, оно не работает с платой захвата так же, как с мышками и клавиатурами, а просто устанавливает свежую версию драйвера и предлагает скачать Cortex Gamecaster.

Работать с Ripsaw – одно удовольствие. Я ожидал легкости в обращении, но чтоб такой… Если у вас уже настроена программа для стрима (OBS Studio или XSplit Broadcaster), то на настройку Ripsaw уйдёт от силы минут пять: нужно подключить устройство между консолью и телевизором с помощью двух HDMI-кабелей, а третий “хвост” воткнуть в USB 3.0-разъём компьютера. Ждём пару минут, пока скачается и установится Razer Synapse, выбираем в настройках программы ваш софт для стрима, а в софте – устройство видеозахвата Ripsaw. Готово! Красный цвет светодиода Ripsaw сменился зелёным, а значит, можно запускать трансляцию.

Я протестировал плату с Cortex Gamecaster и OBS Studio, подключив её к ноутбуку с Core i7-6700HQ, 16 ГБ оперативной памяти, видеочипом GeForce GTX 1070 и 64-разрядной Windows 10. Установка прошла быстро (благо у меня в системе уже используется Synapse для мыши), и спустя пару минут я спокойно играл в Halo 5 на Xbox One, глядя на экран ноутбука.

Мне доводилось иметь дело с разными платами захвата, но Ripsaw стала первой, где я не заметил никакого «лага», управляя персонажем. Картинка и звук мгновенно реагировали на нажатия кнопок геймпада. В OBS Studio, правда, возникла проблема: при выборе 1080р я получал чёрный экран с надписью «Signal Out of Range» (параметры выходят за допустимые пределы) – пришлось немного потанцевать с бубном, чтобы получить нормальное разрешение. Как оказалось, OBS может выдать такое сообщение, если выставить в программе более высокое разрешение, чем выходное от приставки. А вот XSplit подстраивает всё сама, просто уведомляя пользователя об изменениях.

К слову, перед использованием Ripsaw следует отключить защиту цифрового контента (HDCP) в настройках PlayStation 3 и PlayStation 4 — плата, как и практически все остальные устройства её класса, неспособна расшифровывать закодированный сигнал.

Я также рекомендую до покупки любой платы захвата убедиться в том, что ваш компьютер или ноутбук достаточно производителен, чтобы на лету сжимать видеопоток, и соответствует минимальным системным требованиям.

Ведь Razer Ripsaw – не внешняя плата для обработки потока, а всего лишь “ретранслятор”, который передает эту работу на другой компьютер. Да-да, если вы хотите провести стрим с РС, вам потребуется два компьютера (и оба – с хорошим “железом”): на одном вы запускаете игру, а на втором – OBS/XSplit/Cortex Gamecaster, только в качестве источника сигнала выбираете не окно с игрой, а устройство видеозахвата. Поскольку обработкой потока и отправкой его на сервер занимается приложение, нагрузка на процессор и видеокарту при высоких настройках качества будет приличной. Кстати, заодно проверьте, дружит ли ваш контроллер USB 3.0 с Ripsaw, запустив эту утилиту от AverMedia (просто распакуйте архив).

Если всё подходит и должно работать, осталось самое главное — собраться с духом, увериться в том, что плата не будет почем зря собирать пыль, и отложить на покупку 11 тысяч. Удачных вам стримов!