Рецензия на Hades

Автор: SNOR

Из царства мертвых невозможно сбежать. Греческая мифология в этом вопросе однозначна: неважно, куда вас определили после трагической гибели, в прекрасные сады Элизиума или на самое дно Тартара, где грешники страдают от вечных мук, — обратной дороги в мир живых нет, смерть выдает билеты в один конец. Однако молодой бог Загрей ни разу и не бывал в мире живых. Сын самого Аида, он родился и вырос в мрачных подземных чертогах, среди томящихся душ и хтонических существ. Теперь пришла пора покинуть дом, и строгий отцовский запрет мало волнует Загрея — для ухода накопились слишком уж весомые причины. Он твердо намерен совершить невозможное, и пусть на бесплодные попытки побега уйдет целая вечность.

Без кучи попыток не обойтись — ролевой экшен Hades, новое творение Supergiant, следует “рогаликовой” философии. И это ничуть не мешает ему рассказывать трогательную историю с присущим калифорнийской студии размахом.

Олимпийское спокойствие, хтонический кураж

Разработка: Supergiant Games
Издание: Supergiant Games
Жанры: RPG (Action RPG)/Isometric/2D
Похожие игры: Bastion, Transistor, Children of Morta
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: См. карточку в базе
Платформа: PC
Обсуждение на форуме

Нельзя сказать, что Загрей подвергался в Тартаре каким-то ужасным лишениям — он, как-никак, принц. Его с детства окружала роскошь — хоть хоромы Аида и не похожи на королевский дворец, богатством и властью от них веет за километр. Ахиллес, легендарный ветеран троянской войны, учил его владеть оружием. Трехголовый Цербер, внушающий смертным лютый страх, для него — любимая собака, которой можно до посинения задавать сакраментальный вопрос “кто хороший мальчик?”, почесывая за ее многочисленными ушами. А с одной из подчиненных отца, фурией Мегерой, у героя даже был роман — правда, именно “был”, но что поделать.

Греческие божества, как известно, весьма близки к народу. Ничто человеческое им не чуждо, в том числе застарелые обиды, тревоги и непонимание. Атмосфера в шикарном доме царит неуютная, и отнюдь не из-за череды ожидающих вердикта душ умерших. Всему виной капитально разладившиеся отношения отца и сына. Ледяная стена между ними выросла уже давно и с тех пор постоянно пополнялась новыми неприятными кирпичиками; семейные конфликты редко бывают простыми и незамысловатыми. Однажды Загрей решил, что с него достаточно — вскинул на плечо верный меч и самовольно отправился на поверхность, к своим олимпийским родственникам. Вот только Аид неспроста махнул на это рукой — мол, иди, тебе же хуже…

Нарисованные в ярком “комиксовом” стиле подземные края сказочно красивы — и при этом запредельно суровы. Чтобы вылезти наружу, необходимо преодолеть несколько обширных этажей, под завязку набитых жуткими тварями и ловушками. Дорога крайне опасна сама по себе, беда караулит буквально за каждым углом, да еще Аид вдобавок приказал подданным не давать принцу прохода. Беспокойство за сына его не мучает — тот, само собой, бессмертен, как и все остальные боги. Если его нашинкуют мелкими ломтиками, он просто воскреснет дома, в кровавой купели, из которой регулярно выныривают души обычных покойников. Но путешествие-то придется начинать сначала, да еще и по незнакомому маршруту — обитель мертвых то и дело меняет очертания, перестраиваясь произвольным образом.

Собственно, цикл побегов и лежит в основе игры. Герой сбегает, совершает ошибки, умирает. Выслушивает ехидные комментарии Аида, болтает с домочадцами, сбегает, умирает. Сбегает, заводит в подземельях интересные знакомства, находит всякие полезные вещи, изучает повадки монстров… и умирает, не заметив какую-нибудь мелочь, и опять попадает в родные пенаты, и опять сбегает. Постепенно он заходит все дальше, открывая неизведанные регионы, их обитателей, новое оружие — и все больше узнает о тех, кто его окружает, и о самом себе. А олимпийские небожители, озабоченные развернувшимся под землей противостоянием, шлют ему ободряющие послания и магические дары-благословения — им невтерпеж поприветствовать молодого родственника у себя.

Смотреть галерею скриншотов Hades

Hades — эдакая гремучая смесь из Bastion и Binding of Isaac. Рожденные генератором уровни разбиты на отдельные комнаты, в каждой положено истребить толпу врагов, а за победы выдают ценные предметы и те самые дары с Олимпа — в сущности, случайные “перки” на выбор, действующие до конца забега. Топать назад запрещено, зато нам нередко предлагают две-три двери, ведущие вперед, и заботливо рисуют на них грядущие призы, позволяя худо-бедно планировать действия. Можно покупать в “ларьках”-колодцах временные бонусы, найти магазин молчаливого лодочника Харона и потратить найденное золото на нечто более солидное, повстречать каких-нибудь мифических персонажей и развлечь их приятной беседой (выбирать реплики, конечно, не дают, но Загрей и сам не лезет за словом в карман). Подземный мир — на редкость любопытное место, только без сторонней помощи бродить по нему тяжело. На выручку приходит мудро подобранный набор благословений — при определенном везении он превращает принца в могучую машину смерти.

Своих умений у нас маловато. Быстрая атака, сильная атака, уворот-рывок и прицельное швыряние особого камешка, который потом еще надо подбирать, — вот и весь арсенал. Однако олимпийские посылки могут усилить любой прием до неузнаваемости, придав ему дополнительные свойства, и напичкать героя крутыми пассивными бонусами. Даров тут уйма, и у всех богов — собственные, с характерным колоритом. Зевс, естественно, питает слабость к атмосферному электричеству, Гермес добавляет скорости, Афродита ослабляет недругов силой любви, Дионис — медленно травит похмельем… Немного скитаний, немного удачи, и вот уже рывок отражает летящие снаряды, удары отбрасывают всех штормовыми волнами, метательный камешек бабахает хлеще гранаты, а каждый третий выпад наносит критический урон, милостью Артемиды раздутый до неприличных величин.

Смотреть галерею скриншотов Hades

Везение не играет решающей роли. Как и положено хорошему “рогалику”, работа Supergiant порой заставляет кое-как выкручиваться с неудачным раскладом, но всегда дает шанс со временем поправить ситуацию. Скажем, отыскать среди вроде бы неподходящих “перков” неожиданно эффективную синергию или доковылять-таки до подходящих, побеждая исключительно за счет умения и реакции. Реакция в любом случае нужна неплохая — темп у сражений такой, что от них иногда болят пальцы. Порицать игру за это трудно. Битвы в Hades — отточенная почти до уровня Dark Souls живописная феерия, в которой зрелищные анимации четко видны на фоне полыхающих взрывов и молний; суматошность ее, конечно, не украшает, зато и не приносит серьезного вреда. Множество непохожих противников, занятные “боссы”, шесть принципиально разных видов оружия, поддающихся внушительной модификации, — воевать надоест нескоро.

Для модификаций, впрочем, необходимы редкие ресурсы. Со всяческим “собирательством” тут в принципе перебор. Разгуливая по подземельям, мы добываем некую абстрактную “тьму”, чтобы стать сильнее (перманентную “прокачку” можно было бы назвать малозначимой, если бы она не позволяла несколько раз вставать после смертельных ударов). Помимо этого, прикарманиваем хтонические ключи, открывающие новые способности и оружие, и самоцветы — их берет в качестве платы строительный подрядчик, руководящий ремонтными работами в доме и возведением “удобств” наподобие исцеляющих фонтанов посередь Тартара. Не помешает и контрабандный нектар, дабы угощать друзей. И до алмазов тоже непременно дойдет… Нет, логика авторов ясна — Hades рассчитана на десятки часов, почему бы и не копить что-нибудь попутно. Но непрошенные ассоциации нелегко выкинуть из головы — характерный “гриндовый крючок” в таком проекте выглядит максимально неуместно. Просто из-за того, что он здесь совершенно не нужен.

Смотреть галерею скриншотов Hades

За Hades и так тянет сидеть сутками. Чтобы сбежать наконец из царства мертвых — и осознать, что путь к цели зачастую куда важнее ее достижения. Чтобы в полной мере оценить хитрую подоплеку событий, и, быть может, посочувствовать жестокому, властолюбивому и гордому Аиду. Чтобы разговорить стеснительную служанку-горгону, вечно норовящую в присутствии Загрея упасть в обморок от волнения. Чтобы всем-всем-всем помочь — созданных Supergiant персонажей, как обычно, очень сложно не полюбить. Чтобы, чем черт не шутит, вернуть благосклонность очаровательной Мегеры…

О ЛОКАЛИЗАЦИИ
Хороший, качественный перевод текста. Иногда, пожалуй, чересчур вольный, но читать его легко и приятно, пара-тройка ошибок в диалогах несущественны. Озвучка исключительно английская.

* * *

Из подземного мира, естественно, можно сбежать. Только покидать его не хочется.

Оценка Riot Pixels88%

pixels-recommend

Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo/Athlon x2
4 Гб памяти
видеокарта с 1 Гб памяти
15 Гб на винчестере

Core i5/Phenom 2 x4
8 Гб памяти
видеокарта с 2 Гб памяти
15 Гб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Hades
Author Rating
51star1star1star1star1star