Рецензия на Gods Will Be Watching

logo-gods-will-be-watching-reviewАвтор: BAMBI

«Размах на рубль, удар на копейку» — это про Gods Will Be Watching. Концепция звучит очень заманчиво: графика в стиле «пиксель-арт», саундтрек с изюминкой, не по-детски высокая сложность, постоянные душевные терзания и шанс на своих плечах ощутить, как тяжела ноша командира. Это даже не столько игра про выживание, сколько симулятор сделок с совестью наподобие Papers, Please, причём тут тоже всё начиналось с бесплатного прототипа.

Однако Лукас Поуп на основе вроде бы скучнейшей профессии «перебирателя бумажек» построил увлекательный рассказ, доказав, что и в буднях бюрократа есть место интриге. Deconstructeam же, имея в активе космос, бластеры и мрачное будущее, сумела соорудить лишь мазохистский аттракцион длиной в шесть с половиной экранов, заставляющий игрока почувствовать себя рабочим у конвейера.

No One Someone Has To Die

Разработчик: Deconstructeam
Издатель: Devolver Digital
Жанры: Logic/Puzzle/2D
Похожие игры: Papers, Please; The Novelist; Cart Life
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: «цифра», 24.07.2014 (весь мир, PC/Mac)
Платформа: PC

Первым делом уточню, поскольку описание в Steam может ввести кого-то в заблуждение: это не адвенчура. Здесь нет ни «инвентаря», ни локаций, ни взаимодействия с окружающим миром, и, за исключением вступительной сцены, героя нельзя даже перемещать. Под личиной point-and-click скрывается логическая головоломка, точнее, целый набор задачек на распределение ресурсов, где цена компромисса — человеческая жизнь.

Представьте ситуацию: в исследовательский центр врываются террористы. Их цель — загрузить из электронного хранилища информацию о смертельно опасном вирусе, чтобы создать биологическое оружие. Охрана поднята по тревоге, но бежать в зал не спешит, потому что захватчики прикрываются «живым щитом» — у них на мушке четыре научных сотрудника. Кто остановит подонков? Уж точно не вы — ведь как раз вам, Аврааму Бёрдену, и предстоит руководить операцией по взлому мейнфрейма.

Геймплей представляет собой затыкание дыр на разных концах тонущего корабля. Время разбито на короткие отрезки, за «ход» можно выполнить только одно действие, так что уследить за всем нереально. Приказали напарнику-хакеру дать отпор вражескому «мастеру клавиатуры» — а меж тем пленник зарыдал в истерике. Отвели его в комнату отдыха, чтобы пришёл в себя, — другой зароптал, подстрекая товарищей к бегству. Прикрикнули на задиру — штурмовая группа придвинулась ещё на шаг…

Смотреть галерею скриншотов Gods Will Be Watching

Наша основная задача — отслеживать эмоциональное состояние заложников по визуальным признакам (сидят ли в они расслабленной позе или, допустим, раскачиваются из стороны в сторону, закрыв лицо ладонями). Если чересчур запугать бедняг, они от отчаяния кинутся на вас. Если слишком долго игнорировать — осмелеют и тоже поднимут бунт. Нужно вовремя выводить подопечных на середину «спектра», бросая ободряющую фразу либо, наоборот, отвешивая крепкого пинка. Можете устроить показательную казнь, размазав чьи-то мозги по полу. Или прострелить коленку, затем с помощью команды «Вылечить» вернуть всё как было, и ещё раз прострелить, и ещё раз вылечить… Gods Will Be Watching живёт и дышит условностями.

Анкор, ещё анкор

Больше у первой главы под капотом ничего нет. Спустя пару неудачных проб приходит понимание, с какой скоростью у «пациентов» скачет вверх-вниз показатель морали и как их правильно опекать, после чего тест на сообразительность превращается в суровое испытание для терпения: ожидая, пока коллега с киберимплантатом наконец «сломает» базу данных, вы будете битых минут пять щёлкать по одним и тем же пунктам меню. Не нравится такая перспектива? Увы, дальше только хуже, ведь Gods Will Be Watching устроена как фрактал: повторы внутри повторов, завёрнутых в повторы.

От эпизода к эпизоду проблемы меняются: Бёрден то корчится под пытками, то ставит опыты на людях в надежде разработать вакцину, то ведёт умирающих от жажды солдат по пустыне, обрекая на смерть самых слабых ради спасения остальных. Сообразно с этим мутирует игровая механика, однако принцип везде одинаков: выбирая действия из скудного списка, нащупать выигрышную стратегию после множества поражений. Если вступление ещё можно одолеть с наскока, то потом «провалы» идут сплошной чередой — только успевай нажимать на «Заново» и проматывать вызубренные наизусть реплики. Парадоксально, но больше всего Gods Will Be Watching напоминает пиксельное чудо совсем другого жанра — лютую Hotline Miami.

Смотреть галерею скриншотов Gods Will Be Watching

Беда не в том, что победить с хорошим результатом трудно. Никто не мешает поставить щадящий уровень сложности — Narrative, — но убогость самого процесса станет лишь заметней. Нормальные игры стремятся погрузить нас в вымышленную реальность и заботятся о том, чтобы мы не просто двигали бегунки и лепили плюсики напротив числовых параметров, а взаправду ощущали себя искателями приключений или правителями межгалактических республик. Gods Will Be Watching иллюзия присутствия и не снилась: сквозь дыры в декорациях выпирает математический каркас с формулами и зависимостями, словно мы играем в Microsoft Excel.

Геноцид спасёт мир

Персонажи своими речами убивают остатки романтики. Предназначение этих унылых хмырей — зачитывать инструкцию в начале эпизода и давать разъяснение по поводу того или иного элемента. ВСЁ. Поэтому едва ли стоит удивляться, что смерть компаньонов не вызывает эмоций, кроме лёгкой досады за подпорченную статистику. Да что там, Gods Will Be Watching сама не даёт воспринимать трагедии всерьёз: погибшие подельники как ни в чём не бывало возвращаются на следующем этапе.

Подобные несуразности рубят драму на корню. Решения игрока будто никого не волнуют! Перед финальной схваткой на Бёрдена накатывает «флэшбек», где перечисляются загубленные по его вине души, но это не резюме прохождения, а обыкновенная заставка, одинаковая для всех. То есть кому-то суждено увидеть, как герой вспоминает то, чего не происходило.

Смотреть галерею скриншотов Gods Will Be Watching

Главный моральный конфликт в этой истории оформлен с таким же «изяществом». У притесняемых инопланетных форм жизни, которых благородный предводитель террористов Лиам тщится вызволить из-под рабского ярма, нет «лица»: их вообще не показывают. И почему нельзя бороться со злой империей обычными методами, как Люк Скайуокер и его друзья, — неясно. В итоге болеть за группировку повстанцев, предлагающих уничтожить миллиарды невинных граждан во имя всеобщего благоденствия (а именно на такую дилемму напирает Deconstructeam), сможет лишь законченный психопат.

* * *

В 2013-м испанцы представили на конкурс Ludum Dare голую идею. Прошёл год, появился ценник, а приодеть её во что-нибудь приличное они так и не удосужились.

Оценка Riot Pixels35%

Добавьте свой отзыв на игру


Минимальные требования Рекомендуемая система

Core 2 Duo/Athlon XP 2 ГГц
2 Гб памяти
видеокарта с 512 Мб памяти
460 Мб на винчестере

Core 2 Duo/Athlon XP 2,8 ГГц
2 Гб памяти
видеокарта с 512 Мб памяти
460 Мб на винчестере

Summary
Review Date
Reviewed Item
Gods Will Be Watching
Author Rating
21star1stargraygraygray