Предыдущая знаковая попытка передать дух мультяшных квестов 90-х, A Vampyre Story, возложенных на нее надежд не оправдала и была скорее бенефисом бывших корифеев LucasArts – Билла Тиллера и Билла Икена. Gibbous, на первый взгляд, напоминает ее дальнего родственника, вместо вампирских клыков отрастившего щупальца.
Космический капустник
Разработка: Stuck in Attic
Издание: Stuck in Attic
Жанры: Adventure (Point-and-click)/2D
Похожие игры: The Book of Unwritten Tales, Chronicle of Innsmouth, The Curse of Monkey Island, A Vampyre Story, Broken Sword (серия)
Мультиплеер: Отсутствует
Вышла: см. карточку в базе
Платформа: PC
В ходе путешествий они, конечно, повстречают разных персонажей, далеко не все из которых одинаково интересны. Однозначно стоит выделить отважную девочку Присциллу, неунывающего человека-осьминога Отиса, чиновника туристического департамента и лидера фанатиков Старбёрст. Увы, компанию они нам составят ненадолго, а разговоры с прочими, довольно заурядными NPC изнуряюще пространны, малосодержательны и изрядно надоедают. Впрочем, не так сильно, как Баз. Для комедийного героя он настолько скучен, что я с трудом назову хоть один примечательный факт его жизни, а ведь он рассуждает на все темы подряд большую часть игры. Парень без устали нудит, ноет, часто его реплики чрезмерно многословны и пусты. Даже в самые драматичные и напряженные эпизоды он вызывает исключительно раздражение. Возможно, в чем-то виноват актер озвучки, постоянно тянущий гласные и фальшиво передающий почти все эмоции, от радости до удивления. К счастью, голоса остальных действующих лиц подобраны отлично.
Поразительно, но характер Дона, несмотря на всю стереотипность, проработан куда лучше всего в Gibbous. Он выглядит пришельцем из начала XX века, дикарем, чуждым современным технологиям, грубым и прямолинейным, а в реальности оказывается настоящим благородным героем. Когда девушка приглашает его на свидание перед важной миссией, тот с тоской заключает: «Вы не захотите иметь дело со мной» В подобные моменты из ходячей карикатуры детектив превращается в живого человека.
Смотреть галерею скриншотов Gibbous: A Cthulhu Adventure
Главная же стендап-звезда – бесспорно, кошка. Я опасался, что она станет неумолкающим болтуном, подражающим Фродерику из A Vampyre Story. Напротив, едкая, надменная, саркастичная черная бестия разбавляет своими лаконичными и ехидными замечаниями унылое бормотание хозяина. Кроме того, она не раз выручит его из беды благодаря ловкости, которой позавидует ниндзя. Безмерно жаль, что ей и Дону уделено намного меньше времени, чем они заслуживают, – все немногочисленные смешные шутки и курьезные ситуации связаны именно с ними.
Почему немногочисленными? Вероятно, причина в крайней разнородности юмора. Здесь высмеиваются тайные общества, и нуар, и ролевые игры, и условности point-and-click квестов, и современное информационное общество, и субкультура гиков. С похожей задачей блестяще справилась The Book of Unwritten Tales, но у скромной команды Stuck in Attic, состоящей из трех человек и добывавшей финансирование на Kickstarter, не было сил, средств и мастерства KING Art. Это подтверждают и плоские модели людей, словно приклеенные к красивейшим фонам.
Смотреть галерею скриншотов Gibbous: A Cthulhu Adventure
Космический кавардак
В итоге заявленная «комедийная космическая хоррор-адвенчура» становится комедийной адвенчурой обо всем сразу. Две с половиной главы из семи проходят в Фишмуте (кхм) и прекрасно пародируют ключевые произведения Лавкрафта, но сохраняют большое почтение к писателю, что видно по остроумным текстам и колоритно изображенному городу. Перенося действие в другие страны, авторы буквально забредают не на свою территорию, так что затянутая глава в Трансильвании изобилует дурацкими ситуациями и поручениями, вызывая неприятные ассоциации с Wet Dreams Don’t Dry.
Столь же непоследовательным вышел сюжет. Суровый борец с нечистью Барнабас, Иной, загадочный Олмштейн, олицетворяющий порядок, и Мясник, противостоящий ему, – чужеродные элементы в изначально легком ироничном приключении, будто выхваченные из The Longest Journey. Ближе к середине повествование вообще мутирует в некое подобие Broken Sword с эзотерическими тайнами, древними пророчествами и мимолетным визитом в Париж. Помимо того, что воспринимать разрастающийся сценарий очень сложно после постоянных глупых шуток и непременных цитат из Monkey Island (бедная трёхголовая обезьяна), он переполнен событиями, о которых мы узнаем в основном из диалогов и которые нам не показывают.
Смотреть галерею скриншотов Gibbous: A Cthulhu Adventure
Вместо того, чтобы раскрывать стремительно возникающие интриги, нас озадачивают всякой ерундой вроде разгадывания пароля для wi-fi, утомительного переливания кофе для алкоголика из одного сосуда в другой и поиска ингредиентов для приворота. Выполнять эти поручения несложно: число доступных одновременно локаций не превышает 5, головоломки элементарны, плюс дизайнеры постарались сделать банальные сбор и комбинирование предметов максимально удобными. Например, ПКМ немного приближает камеру к любому участку экрана, помогая разглядеть его подробнее. Некоторые объекты герой отказывается класть в карман, пока не удостоверится, что они ему нужны, даже если игроку это уже очевидно.
Есть и другие хорошие находки. Можно похвалить диалоговую задачку и фееричный «рэп-батл» (вот бы он еще был интерактивным). Следуя традициям классических квестов, «клик» по любой активной точке зачастую сопровождает уникальный комментарий персонажей, пусть и не всегда оригинальный или забавный. Наконец, Дон после второй главы получает уникальную способность читать прошлое и слышать, что говорили люди, когда касались той или иной вещи. Должного воплощения эта идея не нашла, и мы используем ее только для получения информации. А ведь с помощью нее можно было построить очень необычные «пазлы» и разбавить ту примитивщину, которую придумали авторы. Неужели они всерьез полагают, что декодирование 26-символьного шифра путем наложения на него английского алфавита вызовет что-то кроме недоумения?
Смотреть галерею скриншотов Gibbous: A Cthulhu Adventure
Ну а больше всего удручает концовка. Во-первых, она представляет собой одну громоздкую и возмутительно тривиальную головоломку, и во-вторых, в ней мы играем одним лишь Базом. Финал в высшей степени невнятен: он не объясняет ровным счетом ничего и то ли намекает на сиквел, то ли неудачно пародирует слезливые развязки блокбастеров.
* * *
Потраченных на Gibbous часов не жаль, если вы согласны терпеть все несуразности и скомканное повествование ради прекрасных дизайнерских задумок и причудливых декораций. Stuck in Attic, безусловно, стоит продолжать работу над адвенчурами, только надо чуть поумерить амбиции и обязательно нанять профессионального сценариста.
Минимальные требования | Рекомендуемая система |
---|---|
Core i3/Athlon 2,5 ГГц |
Core i5/FX-6300 3,5 ГГц |