G2A: секрет успеха игрового дискаунтера

logo-g2a-article«Жешув — город инноваций» — гласит надпись под гербом этого небольшого (170 тысяч жителей) польского города, встречающая в аэропорту. Здесь же, рядом с выходом из терминала, на гостей смотрит рыцарь, являющийся символом одной из местных достопримечательностей — компании G2A.

Думаю, это название вам известно. Возможно, вы даже покупали игры на этом цифровом рынке или, по меньшей мере, слышали про историю с якобы украденными ключами издательства tinyBuild, раздутую западной прессой и блогерами.

G2A — по сути, аналог eBay и одновременно дискаунтер для цифрового контента. 200 тысяч продавцов предлагают 34 тысячи электронных продуктов более чем 10 млн покупателям из 170 стран мира. Помимо игр, на G2A бойко торгуют «скинами» для Counter-Strike: Global Offensive, Dota 2 и Team Fortress 2.

Правда, здешние цены, особенно на новинки, не всегда выгодны для россиян по сравнению со Steam, но у этих версий игр есть один важный плюс — большинство из них лишены региональных ограничений. Если вам хочется купить игру EA или Ubisoft, где не вырезаны все языки, кроме русского, или получить Steam-издание, которое будет запускаться за пределами СНГ, — G2A поможет решить эту проблему.

При этом, как утверждают в компании, G2A не отнимает клиентов, которые могли бы приобрести товары напрямую в Steam и аналогичных сервисах. Средний возраст пользователя Steam перевалил за 30 лет; площадкой G2A Marketplace пользуется более молодая аудитория — возраст 60% покупателей находится в пределах от 16 до 24 лет (80% — от 16 до 28 лет). Школьники и студенты не располагают большими бюджетами на покупку игр и поэтому всегда идут туда, где дешевле, тем более что компания активно наращивает аудиторию, пополняя виртуальные кошельки существующих пользователей за привлечение народа по реферальным ссылкам.

g2a-wall

В G2A сейчас работают почти 700 человек. На одну стену все фотографии уже не умещаются.

Название G2A запестрело в заголовках игровой прессы в конце этой весны, когда Алекс Ничипорчик, директор издательства tinyBuild, работающего с «инди»-студиями, обвинил G2A в потворстве финансовым мошенникам. Он заявил, что в цифровом магазине кто-то продал ключи от их игр, купленные по украденным кредитным картам, на сумму $450 тыс. В ответ G2A потребовала предоставить список ключей, но tinyBuild этого так и не сделала, ограничившись, по сути, лишь голословными обвинениями.

Впрочем, G2A быстро отреагировала на возникшую ситуацию и в июне запустила программу по поддержке разработчиков в дополнение к их системе G2A Direct. Теперь у разработчиков, сотрудничающих с площадкой, есть доступ к базам ключей, которые там продаются, а со всех аукционов, на которых третьи лица реализовывают их игры, они получают до 10% комиссии. Заподозрив неладное, разработчик может в любой момент остановить продажу.

g2a-geralt-statue

G2A, хоть тоже из Польши, но к разработке “Ведьмака” не имеет отношения. Просто компания купила статую Геральта на благотворительном аукционе, который проводила CD Projekt RED.

Хотя, скорее всего, раньше это сделает сама G2A — в июле компания ввела трёхступенчатую проверку всех продавцов, зарегистрированных на площадке. На одном из этажей офиса есть специальный отдел, круглосуточно контролирующий все транзакции. «Мы практически знаем всех наших продавцов по имени и в лицо», — говорит специалист по коммуникациям Светлана Воронина.

Кто же тогда торгует играми на G2A, да ещё и со столь щедрыми скидками? Среди продавцов немало розничных магазинов, сбывающих излишки товара по сниженным ценам перед новыми поступлениями. Свою роль играет и курс валют — есть регионы, где можно найти ключи без языковых и прочих ограничений дешевле, чем в США. Ну а если вы увидели в каталоге продукт с зелёной полоской на уголке, значит, эти ключи продаёт сам разработчик. G2A хочет расширить круг партнёров и поэтому берёт лишь 10,8% наценки с каждой копии, купленной на их платформе, в то время как Steam просит 30%.

На мой вопрос, планирует ли G2A развивать собственную сеть по доставке цифрового контента, аналогичную Steam, глава компании Бартош Скварчек ответил «нет». Ещё бы! Современному разработчику выгоднее попасть в каталог Steam, сгенерировать там ворох ключей и сбывать их на стороне: через G2A Marketplace и аналогичные магазины либо в разных «бандлах». При этом нагрузка по передаче данных и техподдержке всё равно ложится на Steam. Эта схема работает явно не в пользу Valve, но так уж она сама спроектировала Steam; любая попытка ограничить или запретить генерацию ключей больно ударит по всем розничным издателям мира.

Способность оперативно реагировать на критику и вносить изменения в свою работу — предмет особой гордости для директора G2A. Взять, например, сервис G2A Shield, позволяющий за 1 евро в месяц гарантировать возврат средств, если присланный ключ оказался нерабочим. Если вы являетесь подписчиком этой службы, общение с нерадивым продавцом возьмёт на себя служба поддержки, а вы сразу получите компенсацию без нервотрёпки. Многие ругали G2A за то, что от этого сервиса трудно отписаться, поэтому летом компания упростила процесс. А чтобы сохранить текущих подписчиков, ввела для них кэшбек (до 10%) за новые покупки. Шустро работает и служба поддержки — среднее время ожидания ответа по России и СНГ составляет 5 минут, а 66% проблем решаются положительно за одно обращение.

Комната отдыха, расположенная на цокольном этаже, выглядит уютно. Каждую пятницу здесь устраивают коктейльные вечеринки.

Комната отдыха, расположенная на цокольном этаже, выглядит уютно. Каждую пятницу здесь устраивают коктейльные вечеринки.

В этом году на G2A ежемесячно совершают 1,2 млн транзакций (всего за 2015-й их было 8 млн). Имея солидные средства в своём распоряжении, компания активно осваивает смежные области. Она обзавелась собственным отделом разработки, создающим игры для VR-платформ, — мне довелось оценить их сборник мини-игр G2A Land, куда, помимо прочего, входит «рельсовая» поездка по Готэму, созданная для китайской премьеры фильма «Бэтмен против Супермена». До впечатляющей коллекции аркадных игр NVIDIA VR Funhouse полякам пока далековато, но, надеюсь, они не остановятся на достигнутом.

Эту фигурку игрового персонажа напечатали на 3D-принтере и раскрасили вручную.

Эту фигурку игрового персонажа напечатали на 3D-принтере и раскрасили вручную.

Другое приложение усилий — служба G2A 3D+, позволяющая напечатать на 3D-принтере любую понравившуюся вам модель из игры, создатели которой разрешили экспорт моделей в G2A 3D+. За отдельную плату вам её художественно раскрасят вручную, хотя в будущем компания планирует и эту задачу поручить автоматике. Масштаб — любой, от крохотной статуэтки вашего воина из World of Warcraft до гигантского лука, изготовленного для косплея. Рядовые пользователи смогут заказать услугу на G2A Marketplace и оплатить её с помощью G2A Pay, поддерживающей более 150 платёжных систем. Как отметил руководитель проекта Карол Яцевич, особое внимание уделено защите цифровых авторских прав, чтобы 3D-модели не «утекли» на сторону по пути от игры до принтера.

Сейчас G2A 3D+ только готовится к полноценному запуску, намеченному на 4-й квартал 2016 года. Возможность экспорта 3D-моделей для печати должна появиться в трёх основных игровых движках — Unity, Unreal Engine и CryEngine, а на остальное — воля издателей и разработчиков. Будет интересно опробовать сервис, заказав статуэтку в виде нашего красного пикселя.

Что же до G2A в целом, то кривая развития польской фирмы пока что направлена по красивой диагонали вверх. Сейчас она явно стремится обрасти партнёрами в лице издателей и разработчиков, чтобы из платформы, где основную долю составляют реселлеры, стать магазином, где товары предлагают сами создатели. Впрочем, блокбастеры годовой давности по бросовым ценам вряд ли куда-то денутся, и это тоже хорошо.