Мне тридцать, последний раз я катался на лыжах почти двадцать лет назад, и особого удовольствия не испытывал – здоровьем и так пышешь, так что лучше за компом было посидеть. Сейчас, видимо, приоритеты меняются, и какое-то удовольствие я стал получать, поэтому встал вопрос выбора лыж. Тему создал, чтоб поделиться крохами опыта, и подобрать к следующему или через одному году новый комплект.
В детстве у всех были деревянные лыжи, с железными креплениями, и никто особо не парился, при последней покупке крепления оставались теми же, но лыжи уже были пластиковыми\полупластиковыми, сейчас же вообще всё по-другому, и в принципе, не уверен за долгожительность, но в плане применения всё стало заметно удобнее. Статей в интернете и так полно, вот хорошая, поэтому рассмотрю лыжи вкратце, и делят у нас прогулочные (не горные) лыжи на три типа:
- ходовые (или как они там называются): самые длинные, на них ходят по лыжне, не сложно такую и самому проложить в случае надобности.
- комбинированные: смесь ходовых и коньковых.
- коньковые: едут как на коньках, но нужна укатанная лыжниками широкая трасса, сам запаришься прокладывать.
Так уж получилось, что я взял комбинированные (хотел коньковые), и хоть вам профи и скажут, что это ни то ни сё, но на то они и профи, а обычному человеку может пригодиться ехать в разных ситуациях, поэтому чего-то плохого (как и хорошего) о них сказать не могу: коньком ходят, да и самому по лёгкому снегу можно коньком трассу проложить. Удовольствие получаешь, всё при них. Теперь, о закупке:
- Лыжи (качественной средней руки) стоят порядка восьми-десяти тыщ, но там какая-то адовая байда со скидками, уменьшающими цену в два раза, поэтому берите всегда со скидками, итого будет 4-5 тыщ.
- Ботинки сейчас большинство утеплённые и защищённые от влаги, даже при -25C у меня ноги были как у христа за пазухой. Езжу с чуть утолщёнными носками (среднее между тоненькими и бабушкиными), советую брать прям в притык к ноге на тоненьких носочках, потому что они потом чуть разносятся (если утеплённые берёте). И запомните, в каждом из всех предметов снаряжения есть "китайские фирмы" с ломкостью, их лучше избегать. Цену не помню, но возможно порядка 4+ тысяч.
- В креплениях я не разбираюсь, там есть два формата: SNN и ещё один, куча нюансов (крепления комбинированных не подходят коньковым лыжам, но ботинки комбинированных подходят коньковым креплениям). Всё, что я знаю, это то, что у меня есть две оси (втулки), куда вставляешь ботинок, а есть ещё с одной. Крепления очень удобные, ботинки снимаются\одеваются за секунду (хотя сначала мучился минут 15), так что не ленитесь снимать их, и переходить пешком плохой участок, чтобы не попортить. Цена порядка 2,5 тыс.
- Палки. Тут я не разбираюсь. Главное смотрите, чтоб верёвка, обматывающая руку, сверху была, а не то пальцы будут от напряжения болеть (удерживая хватку на палке). Цена тоже порядка 2,5 тыс.
Я лично предпочитаю ездить коньковым ходом, хотя многие и с удовольствием несутся по лыжне. Для меня коньковый ход олицетворяет собой "меха" из игр. Ты одеваешь лыжи, делаешь какие-то странные движения руками и ногами, и тебя несёт куда-то вперёд, можешь даже о чём-то своём подумать. Притом раньше я вообще не мог им, всё было грузно, но спустя такой перерыв, как у церковных прям, сел – и поехал. Тело само сразу же начало вырабатывать нужные движения, а палки не раз интуитивно спасали от полного коллапса на задницу. Поэтому комбинированные брал с упором на коньковый ход. Длина: рост (190 см) + 10 см = 2 метра. Палки: рост – 15 =175 (хотя таких не было, взял 170). Не уверен насчёт оптимальности, но свою задачу они выполняют. Палки и правда для конькового стоило бы брать 175, так как они должны выступать высоко вперёд, и хлёстко уходить далеко назад, лыжи можно было бы попробовать взять и 195, но не рискнул бы, вдруг вес перестали бы держать.
По лыжне такие (комбинированные) лыжи к сожалению едут лишь "на руках", или редко при хорошем настроении – как бы бегом (как на болиде несёшься, как бы с лыжни не сойти). Отталкиваться на них ногами от лыжни не могу, проскальзывают, так что свою половинную роль ходовых они не выполняют (по крайне мере в данном аспекте). Это лечится лыжами с засечками (не вздумайте брать, имхо), либо смазыванием колодки тормозной мазью. Колодка – это такая часть подошвы лыжи под ботинком, которая при отталкивании соприкасается со снегом, а при свободном полёте чуть выгнута дугой вверх.
В скоростных характеристиках конькового хода комбинированные лыжи уступают самим коньковым лыжам, но тут вопросы вкуса. Чтобы получать удовольствие, лыжа должна всё-таки немного идти легко, а не то это уже лыжная каторга будет как в моём детстве, но если она совсем идёт легко, то такой лыжник и напрягается\качается меньше. Бешенная скорость тоже безусловно радует, но при плохом снеге (как в этом году) можно наткнуться на прогалину, и резко затормозить, с последующим полётом в неизвестность, плюс если у вас нет гигантской трассы (в этом году наша так до конца и не покрылась), то вы запаритесь нарабатывать прогулочные часы, даже на моих я могу пройти полтора километра, глянуть на часы, и увидеть там лишь семь минут. Хорошую скорость ты и на комбинированных чувствуешь, если ехать для себя, а не оглядываться на задротов.
Коньковые лыжи должны быть жёсткие, если на ходовых, как я говорил, нога при отталкивании должна сцепляться с поверхностью, то на коньковых она так и должна держать тебя над снегом, чтобы ты, как водомерка, скользил по нему, еле прикасаясь (мои всё-таки грузно оседают). С другой стороны, коньковые очень чувствительны к снегу: они хорошо едут по поверхности озёр и укатанному снегу, но плохо держат лёгкий снег. Комбинированные почему-то плохо едут по озёрам, при этом отлично – по укатанному снегу, и хорошо своей тяжестью берут лёгкий снег, на ходовых можно, думаю, и на метровых сугробах рассекать, да и по озёрам они, вроде, неплохо идут за счёт сцепления от тяжести. В любом случае, при обильных снегопадах, даже любители конькового хода расчехляют ходовые\комбинированные лыжи, и идут коньком.
Пластиковость (дороже) и полупластиковость так никуда и не делись, и хоть их и считают одинаковыми по эксплуатации и ходовым качествам, но моя пластиковая пластина (а это реально тонкая пластина внизу) на деревянном основании уже стёрлась на углах из-за плохо покрытой снегом трассы (коньком ты идёшь на рёбрах лыж), обнажив дерево, и боюсь как бы на дереве теперь не пришлось кататься.
Свои, комби, мы смазали только один раз, на -10 градусов (ниже не было, не знают они наших морозов), и это действительно идеальный вариант, хорошо держащий все плеяды температур от нуля до минус десяти. Слышал, что коньковые надо смазывать каждый раз. Температура и правда очень сильно влияет на скоростные качества лыж по снегу, при минус 20, казалось бы, снег более гладкий и рассыпчатый, но лыжи по нему особо не едут.
Ещё важный момент, наши крепления надо было привинчивать к лыжам, они одноразовые, а есть крепления, которые просто одеваются на лыжи. В моём случае придётся менять всё, кроме палок, а там достаточно только сменить лыжи. Но, конечно же, о возможных минусах я не знаю. Плюс, как я и говорил, крепления от комби могут не подойти коньковым лыжам (или вернее возможно, крепления одного формата - лыжам другого). Ещё слышал, что для конькового хода ещё можно под крепления подставить особую пластину для пущего эффекта – хотел бы от кого-нибудь про неё послушать. Получаем: есть три типа лыж, три типа ботинок, и два-три типа креплений (под ход, комби и конёк) – есть над чем поразмыслить.
Итак, если вы не богач или не профи, и хотите идти коньком, то вы можете поступить как я: взять первыми комбинированные лыжи, а потом через год-два – коньковые (кои я взять сейчас и планирую потихоньку), тогда мы получим:
- Вы их будете убивать при первом же выпавшем снеге, когда будет совсем "уж замуж невтерпёж". На их опыте вы начнёте подбирать себе новые. Вы лентяй как и я, и вам лень будет за ними следить, а новые уже у вас будут на манер "выходного костюма". С другой стороны, если вы не лентяй, не стоит отказывать себе в удовольствии брать сразу то, что нужно – слишком уж долго ждать.
- У вас на руках окажутся лыжи как для отсутствия снега, так и для его наличия. Это хорошо, особенно когда снег только с утра выпал, и вы пока первопроходец. Но опять же, не стоит ждать два года: если уж лыжню укатывают, её всё равно укатают.
- У вас есть классная трасса со спусками, по которой можно ездить лишь только по лыжне, и коньковые лыжи при определённой температуре там будут оседать, это действительно козырь, но в этом году, к сожалению, так снег туда и не дошёл, так что проверить пока возможности не было.
- Вы ходите по лыжне, иногда перескакивая на конёк, но тогда надо брать комби с упором на ходовые (длиньше, обязательный упор колодки об снег).