Кстати, раз уж тут затронули Пенубры, притом в ключе – фигня для дураков, попытаюсь вспомнить свои впечатления. Недостатки там какие-то, возможно, и были – уже и не вспомню. Может некоторая нецелостность, может завышенные ожидания от начала, может педалируемая даже в хороших ужастиках проблема с шахтёрами (то же Чёрное Зеркало 1). Из технических - что они одни из первых, если не первые, создали движок с возможностью делать с предметами что угодно, вращать их и т.д. но так это никуда толком и не вплели. В первой части ужас такой, давящий, когда жаба душит, когда от жизни тошнит. Вот какой-то такой, жизненный. Враги – собаки. Они сначала пугают, и чтоб научиться убивать их, надо понять – как, но потом вырезаются как нефиг нафиг. Что обидно, так как авторы заготовили кучу сложно реализуемых игроком ловушек для них. Но зачем обходить гору, если можно протопать напрямик. Ещё плюс - вот вы играете в игры, видите, наверное, распространённый приём (даже я нередко наталкиваюсь), зачастую топорный, когда с игроком начинает разговаривать кто-то по радио и помогать ни с того ни с сего. Это такой бред. Я поиграл в первый Биошок пять минут. Не знаю, хорошая это игра, или плохая, но там меня с ходу встретил какой-то чувак, которому делать, видимо, было больше нечего, кроме как помогать какому-то левому типу. От этого за версту несло фальшью. В этой игре, в самом таком жанре давящего жизнью ужастика, это впервые воспринималось естественно, и даже закончилось в меру логично. Вторая часть в корне отличается от первой. Тут уже такой, немного чёрный юмор (без перекосов), взявший немного и от Стэнли Парабля, и от Портала 2, к тому времени ещё не вышедших. С тобой здесь разговаривает зло, и даже глумится над твоим восприятием. Враг один, неубиваемый. Тем не менее, некоторые особо неприятные пугалки оказываются находятся не в первой части, а именно здесь. Закончилась игра отлично, но эпилог такой бредовый, что только убил любой задел на будущее. Да и третья часть, вроде, и вправду – набор головоломок. Почему-то не стал в неё даже играть.